Научная статья на тему 'Влияние стратегии развития компании на величину ее стоимости'

Влияние стратегии развития компании на величину ее стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ / СТРАТЕГИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО РОСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Е.С., Разнова Н.В.

В рамках настоящей статьи, исходя из сущности и содержания понятия «стоимость компании», выявлен характер влияния выбранной стратегии развития на величину стоимости электросетевой компании. Выполнен анализ текущих проблем стратегического развития энергетической отрасли России, произведен расчет стоимости рассматриваемых электросетевых компаний, реализующих стратегию концентрированного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние стратегии развития компании на величину ее стоимости»

ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ НА ВЕЛИЧИНУ ЕЕ СТОИМОСТИ

© Борисова Е.С.*, Разнова Н.В.*

Институт управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета, г. Красноярск

В рамках настоящей статьи, исходя из сущности и содержания понятия «стоимость компании», выявлен характер влияния выбранной стратегии развития на величину стоимости электросетевой компании. Выполнен анализ текущих проблем стратегического развития энергетической отрасли России, произведен расчет стоимости рассматриваемых электросетевых компаний, реализующих стратегию концентрированного роста.

Ключевые слова стоимость компании, стратегия развития компании, стратегия концентрированного роста.

Компании энергетической отрасли, в современном мире формируют основу для развития базовых отраслей промышленности, определяющих прогресс общественного производства. При этом сами компании энергетической отрасли представляют собой капиталоемкие хозяйствующие структуры с длительным сроком возврата инвестиций. В связи с этим вопрос о повышении инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования энергетического бизнеса на сегодня представляется весьма актуальным.

Стоимость компании - показатель, отражающий эффективность ее деятельности в долгосрочной перспективе. С ростом стоимости фирмы увеличивается капитал, вложенный в нее акционерами, что позволяет получить доход от перепродажи принадлежащих им акций и повышает инвестиционную привлекательность бизнеса.

Потребность в оценке стоимости компании чаще всего возникает в случаях:

- продажи компании (в том числе при слиянии и поглощении);

- привлечения в бизнес новых участников, инвесторов;

- наличия разногласий между учредителями и выхода части участников из бизнеса и пр.

В этих ситуациях, определение стоимости компании носит, как правило, однократный характер. Однако, исходя из определения, стоимость компании следует сопоставлять с долгосрочными целями и задачами развития бизнеса.

Управление бизнесом, основанное на повышении его стоимости, возникло в 80-е годы ХХ века в экономике Соединенных Штатов Америки.

* Магистрант.

* Доцент кафедры «Экономика и управление бизнес процессами», кандидат экономических наук.

На сегодня в экономической литературе чаще всего выделяются следующие основные направления воздействия на стоимость компании, вне зависимости от ее отраслевой принадлежности [1]:

1. Реализация инвестиционных программ как наиболее распространенный в настоящее время способ повышения стоимости компании. Привлекая внешних инвесторов, фирма может существенно увеличить свою стоимость.

2. Структурная перестройка компании (реформирование, реструктуризация). Материальные затраты компании на реформирование, как правило, существенно ниже возможных затрат на реализацию инвестиционных проектов, при этом предприятия имеют возможность существенно повысить эффективность действующего производства. Основные риски при проведении перестройки компании: отсутствие четкого целеполагания проводимых мероприятий, нехватка финансовых, человеческих и временных ресурсов, сопротивление персонала предполагаемым изменениям.

3. Третье направление, ориентировано на проведение мероприятий, повышающих прозрачность и открытость бизнеса. Однако в настоящее время в российском бизнесе имеет место существенное расхождение между оценкой стоимости компании со стороны потенциальных инвесторов и оценкой менеджерами и собственниками. Это связано с тем, что субъекты внешней среды обладают, как правило, меньшей информацией о компании по сравнению с менеджментом и собственниками.

Отметим, что первые два направления связаны с развитием продукта и рынка. В целом же выделенные направления ведут к усилению позиций компании на рынке. На наш взгляд, при одновременном использовании основных направлений, влияющих на стоимость бизнеса, компания реализует стратегию концентрированного роста.

Целью исследования является оценка характера влияния выбранной стратегии развития на величину стоимости электросетевой компании. Объектом исследования являются - стоимости компаний ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «ФСК ЕЭС». Выбор данной цели исследований обусловлен насущной потребностью руководства данных компаний управлять процессом выбора и реализации стратегии развития, как основным фактором увеличения стоимости бизнеса для привлечения инвестиций.

На наш взгляд, общее состояние электросетевого хозяйства России сегодня нельзя назвать удовлетворительным:

- износ основных фондов в отрасли составляет 60-70 %;

- низкая обеспеченность отраслевых компаний инвестициями [2];

- высокие потери в тепловых и электрических сетях;

- неэффективное использование топлива и др.

Такое положение создает риск возникновения техногенных катастроф и ставит под угрозу стабильность энергообеспечения регионов страны.

Представляется важным отметить положительные стороны реформирования отрасли:

- повышение доступности энергетической инфраструктуры: срок технологического присоединения сократился с 280 до 195 дней [3]. Данный факт позволил России в 2014 году в рейтинге «Doing Business» по данному показателю подняться за год на б? позиций и занять 11? место;

- что касается влияния стоимостных факторов, то если говорить о динамике цен на энергоносители для потребителей, за период 20102013 гг., цены на электроэнергию для населения выросли в 1,24 раза, для прочих потребителей - в 1,46 раз. Стоимость основных видов топлива - природного газа и энергетического угля, увеличилась в 2,08 и 1,4 раза соответственно (табл. 1).

Таблица 1

Динамика средней стоимости на энергоресурсы и электроэнергию в экономике России

Наименование показателя Период анализа

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

1. Уголь, руб. / т 683 1005 955 962

2. Природный газ, руб. /тыс. м3 626 686 1224 1301

3. Электроэнергия для населения, руб. за кВт / час 1,955 2,155 2,24 2,42

4. Электроэнергия для прочих потребителей, руб. за кВт / час 1,875 2,265 2,49 2,745

Учитывая, что на природный газ приходится около половины выработки всей электроэнергии России, важно отметить, что рост цен на электроэнергию, главным образом связан с удорожанием тарифов на данный вид топлива. Остальные факторы роста рынок частично компенсировал, поэтому рост цен на электроэнергию оказался ниже роста цен на топливо, что позволяет признать его работу эффективной.

Все выше отмеченное позволяет определить группу факторов, которые тесно взаимосвязаны, оказывают существенное влияние, как на показатели работы отраслевых компаний, так и на их стоимость, требуя значительных инвестиций. На наш взгляд, стоимость бизнеса, как и конечные результаты работы отраслевых компаний и отрасли в целом, могут быть увеличены только за счет грамотной политики управления значимыми для отрасли факторами. При этом в разных отраслях экономики эти факторы могут быть различны.

Как известно, услуги по передаче электроэнергии до потребителя состоят из двух этапов. На первом этапе осуществляется передача электроэнергии по магистральным сетям высокого напряжения до распределительных трансформаторных подстанций. Затем по сетям низкого напряжения

распределительные электросетевые компании осуществляют передачу электроэнергии до энергопринимающих устнановок потребителей.

ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «ФСК ЕЭС» были объединены в Открытое акционерное общество «Российские сети», 4 апреля 2013 г. В настоящее время ОАО «Россети» - одна из крупнейших электросетевых компаний в мире по числу потребителей и протяжённости сетей напряжения до 110 кВ и наиболее значимых инфраструктурных компаний России, находящаяся под контролем государства и являющаяся его агентом по управлению российским электрораспределительным сетевым комплексом.

На рис. 1 представлена совокупность выявленных драйверов увеличения стоимости рассматриваемой группы компаний, реализующих, как отмечалось ранее, стратегию концентрированного роста.

1. Реализация инвестиционных проектов

Модернизация существующего электросетевого хозяйства

строительство новых производственных мощностей повышение качества передачи электроэнергии в соответствии с возрастающими

пптррЯнпг-тямм рынкя

2. Структурная перестройка компании

объединение

магистральных и

распределительных

электрических

п овы шени е экон ом и ч ее кой

эффективности

инвестиционной

деятельности

разработка единых стандартов и показателей качества

повышение операционной эффективности _

3. Прозрачность и открытость предприятия

ОВязательноераскрытие информации:

Ежеквартальные, годовые отчеты по результатам деятельности Устав

Финансовая информация Списки аффилированных лиц

Сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг_

Рис. 1. Направления увеличения стоимости компаний ОАО «Россети»

Таблица 2

Направления и структура капитальных вложений ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «ФСК ЕЭС», в млрд. руб.

Направление капитальных вложений Период

2010 2011 2012

ОАО «Холдинг МРСК»

1. Техническое перевооружение и реконструкции 44,9 51,65 % 76 58,40 % 74,7 54,73 %

2. Новое строительство 37,2 42,70 % 50,7 38,93 % 54,4 39,86 %

3. Прочее 4,9 5,65 % 3,5 2,67 % 7,4 5,41 %

Итого по Холдингу МРСК 87 100 % 130,2 100 % 136,5 100 %

ОАО «ФСК ЕЭС»

1. Техническое перевооружение и реконструкции 57,1 33,49 % 62,1 32,79 % 55,8 31,02 %

2. Новое строительство 109,9 64,46 % 122,1 64,46 % 119,7 66,56 %

3. Прочее 3,5 2,05 % 5,2 2,75 % 4,4 2,42 %

Итого по ФСК ЕЭС 170,5 100 % 189,4 100 % 179,9 100 %

В рамках реализуемой стратегии качестве к основным направлениям капитальных вложений компании относятся: новое строительство техническое перевооружение и реконструкция (табл. 2, 3).

Параметры сводной инвестиционной программы ОАО «Российские сети» на период 2013-2017 гг., представлен в табл. 3.

Таблица 3

Параметры сводной инвестиционной программы ОАО «Российские сети» в период 2013-2017 гг. в млрд. руб.

Год Анализи руемые показатели

Капитальные вложения, млрд. руб. (без НДС) Финансирование, млрд. руб. (с НДС) Ввод, млрд. ру5. Ввод основных фондов

Трансформаторная мощность, МВА Линии электропередачи, км

2013 147,1 170,7 152,1 10 028 15 157

2014 144,4 161,8 157,2 11 446 15 407

2015 134 156,7 140 11 333 15 434

2016 137,8 161 140,4 10 567 17 534

2017 136,5 164,2 149 10 044 18 924

Итого 699,8 814,4 738,7 53 418 82 456

Предложенные мероприятия по увеличению стоимости компании реализуются в рамках стратегии концентрированного роста компании, и представлены на рис. 2 в систематизированном виде.

В практике оценки используются три подхода к расчету стоимости компаний, каждый из которых имеет свои особенности, методы и сферы наилучшего использования: затратный, доходный и рыночный подход.

Рис. 2. Основные мероприятия в рамках стратегии концентрированного роста компании ОАО «Российские сети»

В случае выбора того или иного подхода используется определенная информационная база, формируемая на основе различных источников:

- общая характеристика компании, история и перспективы ее развития;

- информация фондового рынка;

- учетные, финансовые и иные статистические сведения, касающиеся деятельности компании за выбранный для анализа период;

- основные экономические факторы, оказывающие влияние на деятельность компании и пр.

В качестве основных методов расчета стоимости рассматриваемых компаний, в рамках отмеченных ранее концептуальных подходов к оценке, выбраны:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Метод стоимости чистых активов, относящийся к затратному подходу;

2. Метод дисконтированного денежного потока, являющийся представителем доходной концепции оценки стоимости объектов недвижимости.

Рыночный подход не использовался, поскольку субъекты оценки, относятся к группе естественной монополии, и выявить компании-аналоги не представляется возможным.

В табл. 4 приведен расчет стоимости компаний ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК» выполненный методом чистых активов.

Таблица 4

Стоимость компаний, рассчитанная методом чистых активов,

млрд. руб.

Период

2010 г. 2011 г. 2012 г.

ОАО «Холдинг МРСК» 1901 125,6 137,5

ОАО «ФСК ЕЭС» 794,5 853,8 849,9

В результате реализации стратегии концентрированного роста и действующих механизмов управления стоимостью бизнеса, чистые активы объединенной компании по результатам деятельности за 2013 года составили 987,4 млрд. рублей.

Величина прогнозируемой стоимости объединенной компании, рассчитанная с помощью метода дисконтированного денежного потока, в прогнозе на 2018 год - 5 561,33 млн. руб., что обеспечивает совокупный рост стоимости бизнеса (табл. 5).

Таблица 5

Прогноз стоимости бизнеса компаний на 2018 год

Наименование показателей Компании, являющиеся объектами анализа

МРСК ФСК ОАО «Россети»

1. Текущая стоимость денежных потоков, тыс. руб. 151516,2 338197,8 1434629,8

2. Ставка дисконтирования для ЧПС, % 16,92 16,08 16,08

3. Остаточная стоимость бизнеса, тыс. руб. 1576651,8 4725059,8 4040414,3

4. Стоимость избыточной прибыли (гудвилл), тыс. руб. 86145,5 144,3 86289,7

5. Стоимость бизнеса (предприятия), тыс. руб. 1814313,4 5063401,9 5561333,8

Таким образом, материалы табл. 5 указывают на то, суммарная величина стоимости самостоятельных компаний МРСК и ФСК дает большую сумму, чем стоимость Россетей. На сегодня, как показывают расчеты, имеет место тенденция роста стоимости компании ОАО «Россети», однако в виду рыночной неопределенности, увеличение горизонта планирования (в статье приведен 5 лет с момента объединения компаний) не имеет смысла.

В связи с этим, при выборе в качестве основных направлений воздействия на стоимость компании, одновременную реализацию инвестиционных проектов, структурную перестройку и повышая прозрачность и открытость бизнеса предприятия можно увеличить его стоимость и инвестиционную привлекательность. Первые два направления могут быть связаны с развитием продукта и рынка, а в целом выделенные направления ведут к усилению позиций компании на отраслевом рынке.

Таким образом, реализация стратегии концентрированного роста позволяет с помощью основных драйверов увеличения стоимости компании сделать бизнес более инвестиционно привлекательным, что в свою очередь ведет к улучшению качества основных фондов и к повышению надежности электроснабжения, соотнося тем самым интересы собственников компании, менеджмента и потребителей.

Список литературы:

1. Бочаров В.В., Самонова И.Н., Макарова В.А. Управление стоимостью бизнеса: учебное пособие. - СПб.: СПбГУЭФ, 2009. - 124 с.

2. Воропай Н.И., Дьяков А.Ф., Фаворский О.Н. Оценка состояния рынка электроэнергии и пути его совершенствования // Академия Энергетики. -2013. - № 4 (август).

3. Новак А.В. Доклад Министра энергетики РФ «О состоянии и перспективах развития электроэнергетики в Российской Федерации» от 27.11.2013.

4. Ворошина С.Ф. Методы оценки стоимости предприятия энергетической отрасли // Справочник экономиста. - 2011. - № 12.

5. Годовые отчеты ОАО «ФСК ЕЭС» за 2008-2012 гг.

6. Годовые отчеты ОАО «Холдинг МРСК» за 2008-2012 гг.

НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ТЕРРОРИЗМА

© Галковский А.А.*

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Работа посвящена вопросам устранения социальной основы терроризма.

Ключевые слова терроризм, социальная основа, устранение.

* Соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.