Научная статья на тему 'Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка'

Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10462
1690
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ТИП СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Наталья Игоревна

В статье рассматривается роль семейного воспитания на формирование личности ребенка, также рассматривается стиль семейного воспитания отечественных и зарубежных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Беляева Наталья Игоревна

Магистрантка 2 курса факультета социального образования ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» г. Куса, РФ E-mail: Natusikr-a@mail.ru

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Аннотация

В статье рассматривается роль семейного воспитания на формирование личности ребенка, также рассматривается стиль семейного воспитания отечественных и зарубежных авторов.

Ключевые слова:

Семья, семейное воспитание, стиль семейного воспитания, тип семейного воспитания, детско-родительские

отношения

Семья является важной ценностью для жизни и развития каждого человека, имеет большое значение в жизни общества и государства, в воспитании подрастающего поколения. Здоровая, крепкая, дружная, благополучная семья является высшей ценностью.

Основной категорией в педагогике, как науке о воспитании, является понятие о воспитании. В узком значении «воспитание» - вскармливание, питание ребенка. Принято считать, что данный термин ввел в науку русский просветитель в середине XVIII в. И. И. Бецким, основная деятельность которого была направлена на то, чтобы создать «новую породу людей» через воспитание [4, с.4].

Семейное воспитание играет большую роль в духовно-нравственном и социальном формировании подрастающего поколения.

Семейное воспитание основано на принципах взаимопонимания и взаимоуважения. Ребенок для родителей это не только объект воспитания и обучения, но он также и субъект со своими правами и обязанностями [1, с.119].

В семейной среде сочетаются личностные особенности родителей, условия, в которых живет семья, стиль воспитания и др. Стиль жизни семьи оказывает большое влияние на развитие личности ребенка.

Воспитание в семье осуществляется по всем направлениям. Это физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, которое видоизменяется по мере взросления.

Основная цель семейного воспитания - это развитие таких важных качеств личности, которые помогут ей справится с трудностями, встречающиеся в жизни. Важными задачи в воспитании является развитие творчества, интеллекта, культуры, физического здоровья, первичного опыта трудовой деятельности, их счастье и благополучие - все это зависит от семьи. Именно родители - первые воспитатели - оказывают огромное влияние на своего ребенка с самых первых дней его жизни.

Стиль воспитания как стиль взаимоотношений ребенка в семье, характеризуется степенью заботы, контроля и опеки, тесными эмоциональными взаимоотношениями между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характером управлением поведением ребенка со стороны родителей (авторитарный, либеральный, демократический), количеством запретов (попустительский или ограничительный).

В литературе можно встретить достаточно много ученых, изучающие семью, стили семейного воспитания (Захаров А.И, Эйдемиллер Э.Г., Личко А.Е., Варга А. Я. и т.д.). Существуют также описание и неблагоприятных характерологических черт личности родителей, которые могут привести к различным нарушениям в воспитании (Захаров А.И., Варга А.Я., Адлер А. и т.д.).

Проблемой изучения стилей семейного воспитания занимались Е.Н. Спирева, Е.В. Буренкова, в их работах отражена взаимосвязь стиля семейного воспитания с личными особенностями ребенка и родителей.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_

Ю.В. Ильиных в своей работе рассматривала как воспитательные действия родителей и стиль воспитания влияют на развитие личности ребенка.

В диссертационной работе Н.И. Корытченковой устанавливается влияние стиля семейного воспитание на агрессивность и тревожность. В работе раскрывается, как механизмы проявления агрессивности и тревожности связаны с неблагоприятными стилями воспитания детей.

В ряде диссертационных работ - Н.Т. Колесниковой и Е.В. Хохловой рассматривается влияние стиля семейного воспитание на эмоциональное расстройство и социальную адаптированность детей. В работах раскрывается, как различные типы семейного воспитания способствуют формированию низкого уровня социальной адаптированности и высокого уровня напряжения у детей, что может привести к эмоциональным расстройствам детей.

Актуальность проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка определяется тем, что межличностные отношения в семье, а именно - детско-родительские оказывают основное влияние на формирование личности и поведения детей.

Тенденции общественного развития, характерные в настоящее время, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи и отразил множество социальных проблем (дети, рожденные вне брака, материальные трудности семьи, сложные взаимоотношения между членами семьи, рост числа алкоголизма, наркомании, уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). В результате растет число неблагополучных семей.

Социально - неблагополучные семьи в нашей стране исчисляются сотнями тысяч. Современное состояние семьи, по мнению ряда ученых, находиться в глубоком кризисе и распаде, отмечается стремительное снижение социального статуса семьи.

Значение воспитания ребенка в семье трудно переоценить: семья является основным и первым фактором личностного, духовного, интеллектуального развития человека.

В каждой семье ребенок воспитывается уникальным, присущий только лишь семье, в которой растет. Это связано с большим количеством факторов, влияющих на складывание стиля воспитания в семье: представления о воспитании родителей, образе жизни семьи, уровне культуры и образования.

Рассмотрим многочисленные исследования стилей семейного воспитания в отечественной и зарубежной психологии (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Основные стили семейного воспитания

Автор Классификация Стиль Содержание Влияние на ребенка

Джеймс Мартин Болдуин Родительский контроль, родительские требования, способы оценки, эмоциональная Демократический Между родителями и детьми общение на высоком уровне; дети участвуют обсуждение семейных проблем; родители всегда готовы оказать поддержку, верят в успех ребенка. Ребенок активный, любознательный, самостоятельный. Ответствен за себя и близких ему людей. Ребёнок становится независимым и уверенным.

поддержка Контролирующи й Родители к детям жестко требовательны, ограничивают их поведение, но четко и ясно разъясняют ребенку смысл ограничений. Дети воспринимают такие требования как справедливые. Ребенок вырастает послушным, внушаемым, боязливым. В дальнейшем не настойчив в достижении собственных целей.

Диана Баумринд По способу контроля и эмоциональной насыщенности Авторитетные родители Родители инициативные, общительные, добрые, с высоким уровнем родительского контроля, теплые отношения с детьми. Дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, с высокой самооценкой.

Авторитарные родители Высокий уровень контроля: неукоснительное выполнение требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и раздражительны, склонные к конфликтам.

Снисходительны е (или либеральные) родители Элеонора Маккоби и Джон Мартин (Безразличные родители) Теплые отношения между родителями и детьми с низким уровнем контроля. Желание общаться исходит от ребенка. Ребенок становиться непослушным, агрессивным, импульсивным и нетребовательным.

Д. Элдер

На основании уровня

родительского контроля и

давления на ребенка

Автократичный

Авторитарный

Демократичный

Эгалитарный

Разрешающий

Попустительский

Игнорирующий стиль

Полноправная власть родителей над детьми, без обсуждения и объяснения своих решений. Родители навязывают свою волю.

Все решения принимают родители. Ребенок во всем подчиняется их воле, авторитету. Но может выразить свое мнение и точку зрения, но без права голоса.

Требования к детям умеренные, в результате теплые и частные общения между родителями и детьми. Важные семейные решения принимаются совместно.

Абсолютным равноправием родителей и ребенка, предполагает, что родители и дети несут одинаковую ответственность за принятие решения.

Родители предоставляют много свободы, требуя от ребенка ответственности за поступки. В таких взаимоотношениях родители больше друзья, чем родителем. Как правило, дети воспитываются исключительно с помощью коммуникаций._

Полная свобода действий и поступков у ребёнка. Родители часто ведут себя непоследовательно, наказывают и поощряют ребенка иногда за одни и те же поступки.

У родителей отсутствует интерес к делам ребенка, к его душевному состоянию. Они безразличны к его потребностям и запросам.

Дети безынициативные, агрессивные, конфликтные.

Дети вырастают безынициативными, с низкой активностью, дети конфликтные, агрессивные, бунтующие._

Дети ответственные и независимые. Уверенные в себе.

Дети социально активные, легко вступают в контакт со сверстниками, имеют стремление к лидерству, с трудом поддаются внешнему контролю._

Дети поздно взрослеют и вырастают с низким уровенем самоконтроля

Дети несчастные, агрессивные, с высокой склонностью к совершению насилия. Они более подвержены депрессии._

Ребенок одинокий и глубоко несчастный, неуверенный в себе. Вырастает без желания к общению, с агрессивностью к людям._

Э.Г.

Эйдемиллер

Эмоциональналь ная

включенность родителей, степень контроля и заботы,

понимание родителями содержания детских

возрастных и индивидуальных потребностей

Гипопротекция:

Дети в таких семьях безнадзорные из-за недостатка опеки и контроля над поведением; внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка.

Дети растут

бесконтрольными и

безнадзорными, не способные к самоорганизации, контролю своего поведения.

Агрессивные, способные добиваться своих целей обманом и силой.

Доминирующая гиперпротекция

Обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.

Ребенок несамостоятельный, безынициативный, нерешительный, не умеет постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция:

Воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание.

Детям характерно стремление к лидерству, превосходству, но с недостаточным упорством и опорой на собственные силы.

Эмоциональное отвержение

Игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Недовольство ребенком, постоянное ощущение родителей, что он не «тот», не «такой». Родители раздражительны, недостаточно искренны в общении.

Дети пытаются привлечь к себе внимание с помощью необъяснимых краж,

показного интереса к алкоголю и табаку, демонстрации суицидальных наклонностей.

Повышенная

моральная

ответственность

Родители требуют от ребенка не соответствующие возрасту и возможностям честность, чувство долга, порядочность, ответственность. Игнорирование потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточное внимание к его психофизическим особенностям.

Дети, не выдерживая возложенных обязанностей, избегают всякой ответственности, становятся агрессивными к членам своей семьи, испытывают возмущение и ненависть._

A. Я. Варга

B. В. Столин

Одобряюще-авторитарный

Теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях;

Дети растут адаптированными к обществу, инициативными, любознательными, успевающими._

Отторжение с

элементами

инфантилизации

и социальной

индивидуализац

ии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерных свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей

У детей не формируется заниженная самооценка, тревожность, неуверенность, импульсивность.

Симбиотический Родители стремятся установить с ребенком тесный эмоциональный контакт, желая быть соучастником во всех сферах его жизни; Ребенок безответственный, несамостоятельный, неуверенные в себе. Часто вырастают закомплексованными.

Симбиотически-авторитарный У родителей тотальный контроль за поведением, психической жизнью ребенка. Дети безынициативные, конфликтные, агрессивные, безответственные.

Таким образом, как видно из таблицы, нет единой основы для классификации стилей семейного воспитания. Большинство классификаций основаны на родительском контроле, давление на ребенка, также за основу берут эмоциональные компоненты воспитания, способы воздействия на ребенка. У многих авторов название стилей разные, но содержание стилей одинаковое. Вследствие этого, важно отметить, что при изучении семьи необходимо учитывать содержание семейных отношений, а не название того или иного стиля воспитания.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что на формирование личностных качеств ребенка оказывает большое значение образ жизни семьи, уровень культуры и образования, представления о воспитании родителей, взаимодействия в семье. Ребенок усваивает ценности, нормы, традиции семьи, а также копирует и развивает в себе те качества и черты, которые преобладают у родителей.

Очень важно, чтобы родительские отношения строились на любви, уважении, понимании и поддержки ребенка.

Список использованной литературы:

1. Ежегодный информационно - аналитический доклад « О положении детей и семей, имеющих детей, в Челябинской области за 2014 год» - Челябинск.: 2014. - С. 119

2. Зайцев, Д.В. Социокультурный анализ современных семей разных типов: сравнительный анализ / Д.В. Зайцев, О.В. Зайцева // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. - 2005. -№ 4. - С. 55.

3. Кузьмишина, Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л Кузьмишина, Е.С Амелина, А.А Пермякова, Е.А Хохлова // Современная зарубежная психология. - 2014. - №1. - С. 16-25

4. Седова, Л. Н. Теория и методика воспитания: Конспект лекций / Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких . - М. : Высшее образование, 2006. - С. 4

5. Спирева, Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е.Н. Спирева, А.Г. Лидере // Семейная психология и семейная терапия. - 2001. - № 4. - С. 32 - 34

6. Эйдемиллер, Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - Обнинск, 1992. - С.75

© Беляева Н.И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.