Научная статья на тему 'Влияние стиля фирмы «Болин» на творчество современных мастеров ювелирного искусства Санкт-Петербурга'

Влияние стиля фирмы «Болин» на творчество современных мастеров ювелирного искусства Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
295
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ЮВЕЛИРЫ / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / БОЛИН / ЭМАЛЬ-ГИЛЬОШЕ / ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ / АВТОРСКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / MODERN JEWELLERS / JEWELLER'S ART / BOLIN / GUILLOCHé ENAMEL / PRECIOUS STONES / AUTHOR'S JEWELLER'S ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Осипова Мария Андреевна

В статье рассматривается влияние традиций ювелирной фирмы «Болин» на творчество современных ювелиров Санкт-Петербурга. Современное ювелирное искусство Санкт-Петербурга нуждается в осмыслении источников его формирования. С этой целью автор анализирует произведения конца XIX века и современных мастеров с точки зрения нескольких параметров: ассортимента, техники исполнения, используемых материалов, характерных мотивов и т.д. На основе проделанного сравнительного анализа автор делает выводы относительно того, что традиции фирмы «Болин» оказали значительное влияние на творчество современных мастеров Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF “BOLIN” STYLE ON THE CREATIVE WORK OF MODERN SAINT PETERSBURG’S JEWELLERS

The article examines the influence of “Bolin” jewellery firm’s traditions on the creative work of modern Saint Petersburg’s jewellers. Modern Saint Petersburg jeweller’s art requires the interpretation of its origins. For this purpose the author analyzes the works of the end of the XIX century and modern jewellery according to several parameters: assortment, technique, applied materials, typical motives, etc. On the basis of the comparative analysis the author concludes that “Bolin” firm’s traditions influenced cardinally the creative work of modern Saint Petersburg’s jewellers.

Текст научной работы на тему «Влияние стиля фирмы «Болин» на творчество современных мастеров ювелирного искусства Санкт-Петербурга»

Осипова Мария Андреевна

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ФИРМЫ "БОЛИН" НА ТВОРЧЕСТВО СОВРЕМЕННЫХ МАСТЕРОВ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В статье рассматривается влияние традиций ювелирной фирмы "Болин" на творчество современных ювелиров Санкт-Петербурга. Современное ювелирное искусство Санкт-Петербурга нуждается в осмыслении источников его формирования. С этой целью автор анализирует произведения конца XIX века и современных мастеров с точки зрения нескольких параметров: ассортимента, техники исполнения, используемых материалов, характерных мотивов и т.д. На основе проделанного сравнительного анализа автор делает выводы относительно того, что традиции фирмы "Болин" оказали значительное влияние на творчество современных мастеров Санкт-Петербурга. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/6-1/33.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 6(68): в 2-х ч. Ч. 1. C. 142-144. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/6-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 745/749 Искусствоведение

В статье рассматривается влияние традиций ювелирной фирмы «Болин» на творчество современных ювелиров Санкт-Петербурга. Современное ювелирное искусство Санкт-Петербурга нуждается в осмыслении источников его формирования. С этой целью автор анализирует произведения конца XIX века и современных мастеров с точки зрения нескольких параметров: ассортимента, техники исполнения, используемых материалов, характерных мотивов и т.д. На основе проделанного сравнительного анализа автор делает выводы относительно того, что традиции фирмы «Болин» оказали значительное влияние на творчество современных мастеров Санкт-Петербурга.

Ключевые слова и фразы: современные ювелиры; ювелирное искусство; Болин; эмаль-гильоше; драгоценные камни; авторское ювелирное искусство.

Осипова Мария Андреевна

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов osmand@inbox.ru

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ФИРМЫ «БОЛИН» НА ТВОРЧЕСТВО СОВРЕМЕННЫХ МАСТЕРОВ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Современное ювелирное искусство Санкт-Петербурга - сложная многосоставная система, в основе которой - как вековые традиции, наработанные за всё время существования Санкт-Петербурга, так и абсолютно новаторские тенденции, появившиеся в России. Сейчас тема переосмысления художественных традиций прошлого, особенно XIX века, актуальна, поскольку эти тенденции являются ведущими и основополагающими в творчестве многих современных ювелиров Санкт-Петербурга. Говоря о преемственности, можно выявить некоторые группы характерных особенностей, на основании которых и возможно говорить о связи искусства современных ювелиров Санкт-Петербурга и ювелиров фирмы «Болин», расцвет деятельности которой приходится на вторую половину XIX столетия [1, с. 33].

Рассматривая ассортимент, характерный для современных ювелиров Санкт-Петербурга, можно отметить, что и современные мастера уделяют внимание гендерным ювелирным изделиям. Так, фирма Алексея Помельникова, наряду с предметами женской галантереи, создаёт и мужские аксессуары: запонки и даже булавки для галстука, которые сейчас можно считать редкостью. Современные ювелиры, подобно мастерам фирмы «Болин», работают и над изготовлением мужских украшений, таких как кольца. Подобные произведения выполняет фирма А. Помельникова и ювелир В. И. Алюшин.

Особенно стоит отметить технику исполнения современных ювелирных украшений. К сожалению, далеко не обо всех технических приёмах, которые использовали мастера фирмы «Болин», можно судить сейчас. Анализ же внешнего вида ювелирного изделия также не даёт полного представления о том, как этот предмет был исполнен. Тем не менее некоторые из известных приёмов и по сей день используются в ювелирном искусстве Санкт-Петербурга. В первую очередь нужно подчеркнуть, что произведения мастеров фирмы «Болин» и современных ювелиров Санкт-Петербурга роднит преобладание ручного труда над машинным. Ювелиры конца XIX столетия работали вручную. В то время не было даже одинаковых цепочек, поскольку звенья сгибались вручную. Вручную гранили камни, вставляли их в оправы. Доминирование ручной работы, в ювелирных украшениях в том числе, является одной из специфических особенностей именно авторского ювелирного искусства. И если 100 лет назад выполнение изделий вручную было связано с отсутствием техники, то сейчас это принципиальная позиция многих ювелиров. Конечно, сейчас многие этапы создания ювелирных изделий автоматизированы, тем не менее в эксклюзивных изделиях камни, особенно крупные, гранятся вручную. Мелкие камни помещаются в миниатюрные касты. Именно этих принципов придерживаются такие ювелиры как А. Ананов, В. Алюшин. Безусловно, ручная работа характерна для нетиражных изделий, созданных в единичном экземпляре или ограниченным тиражом. Надо сказать, сейчас может применяться и современное оборудование, однако неотъемлемым компонентом деятельности этих фирм является ручная работа. Работы фирмы «Болин» отличала так называемая «невидимая» закрепка камней. Алмазы-розы крепились в тончайшие, практически невидимые оправы, что создавало ощущение воздушности и лёгкости. Вероятно, в некоторых случаях подобная оправа давала подвижность сочленениям, что добавляло украшениям ещё большего сияния, усиленного движением. Сейчас подобная техника применяется ювелиром В. Алюшиным. Оправа ювелирного украшения не видна не только с лицевой стороны, но её практически не видно и с оборотной стороны. Эта техника использована мастером, в том числе и при создании серёг «Элегия», выполненных из жёлтого и белого золота, бриллиантов и демантоидов. Оправа также обладает подвижностью.

В произведениях фирмы «Болин» нередко использовалась эмаль по гильошированному фону. Чаще всего её применяли для украшения кабинетских портсигаров и табакерок, кабинетских брошей, а также запонок. Сейчас лишь немногие фирмы используют данную технологию, что связано с высокой технической сложностью и дороговизной оборудования. В творчестве А. Л. Помельникова большое значение отведено традициям петербургской школы ювелирного искусства. По словам самого ювелира, школой для него были, в том

ISSN 1997-292X

№ 6 (68) 2016, часть 1

143

числе, Эрмитаж, Музей этнографии, Русский музей, где представлено большое количество непревзойдённых образцов ювелирного искусства. Одна из задач фирмы - продолжать традиции петербургского ювелирного искусства. Творчество мастера нередко сравнивают с творчеством Фаберже. Сам А. Л. Помельников никогда не скрывал того факта, что для определения идеального технологического варианта он детально изучал изделия конца XIX - начала XX столетия. Более того, деятельность компании этого ювелира началась с создания кулонов в виде пасхальных яиц, изготовлением которых в конце XIX столетия занималась не только прославленная фирма К. Фаберже, но и многие его современники, в том числе фирма «Болин». Подвески, выполненные компанией А. Помельникова, декорированы горячей эмалью по гильошированному фону, что было характерно для многих ювелирных компаний Санкт-Петербурга конца XIX столетия, включая и фирму «Болин». Стоит отметить, что данная ювелирная техника считается весьма сложной, и лишь не многие ювелирные компании, продолжая традиции прошлого, обращаются к этой технологии. Тем не менее эта техника активно используется и А. Анановым. Причём деятельность обоих мастеров неразрывно связана с возрождением традиций русского эмалирования. Многие изделия этих ювелиров украшены эмалью-гильоше: серьги, подвески, запонки, кольца. А. Ананов применяет эмаль для декорирования не только украшений, но и функциональных предметов, например, рамок для фотографий, мундштуков и т.д.

Ювелиры конца XIX столетия стали работать с платиной, в которую крепили алмазы и бриллианты, резко контрастирующие с ярким цветом золота. Использовалось для оправ и серебро, но оно быстро темнело, именно поэтому некоторые мастера применяли платину. Для позапрошлого века этот приём считался новаторским, и далеко не каждый специалист владел подобными навыками. Ведь работа с платиной требует большего приложения силы и специфической подготовки.

Необходимо заметить, что ювелирные изделия конца XIX столетия, выполненные Болинами, имеют эстетичный внешний вид как снаружи, что было необходимо, так и изнутри. Ювелирные украшения позапрошлого столетия, как говорят специалисты, не боятся увеличения. Подобный принцип работает и в наши дни. Изделия, созданные ювелирными фирмами, указанными выше, также имеют безупречную изнанку.

Мастера фирмы «Болин», создавая свои изысканные украшения, большое внимание уделяли подбору материалов. Одна из особенностей произведений, выполненных этой компанией в конце XIX - начале XX века, - применение контрастных сочетаний камней. Причём не только драгоценных, но и полудрагоценных. Так, наиболее свойственная для украшений «Болинов» комбинация - насыщенно синие сапфиры, рубины, изумруды, окружённые сверкающими мельчайшими алмазами-розами или бриллиантами. Современные ювелиры Санкт-Петербурга также используют подобное сочетание материалов для придания большей выразительности своим произведениям.

Кроме общности технологий, можно обратить внимание и ещё на один принцип, который роднит изделия, созданные фирмой А. Помельникова и мастерами фирмы «Болин»: форма (мотив). Причём необходимо подчеркнуть, что даже применяя схожие формы, современные ювелиры не создают копии, но выполняют своё авторское произведение. Например, изображение насекомых было очень популярно для ювелирных украшений Санкт-Петербурга середины и конца XIX столетия. Подобные броши в виде жуков изготавливала фирма «Болин», кроме того, броши в виде разных жуков, шмелей, украшенных различными драгоценными камнями, создаёт и фирма А. Помельникова. Стоит отметить, что довольно часто ювелиры фирмы «Болин», а также их современники и предшественники обращались к мотиву узла [16, p. 85]. Таким образом могли украшать браслеты или броши. Этот же элемент - узел - и стал основой для серёг, выполненных фирмой А. Помельникова. Так же как и в XIX веке, изящный узел декорирован небольшими бриллиантами. Ещё один популярный в произведениях фирмы «Болин» мотив, обусловленный назначением изделия, - двуглавый орёл. Это одно из самых распространённых изображений на кабинетских подарках.

Помимо схожих мотивов, использовавшихся как в XIX столетии, так и в наши дни, нельзя не отметить факт применения схожих типов композиционного построения в работах современных ювелиров Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что изготовление кабинетских подарков прекратилось после революции, тем не менее символы Российской империи можно встретить и на современных изделиях, композиция которых повторяет работы петербургских мастеров конца позапрошлого века, в том числе фирмы «Болин». Одним из распространённых сочетаний был фон, покрытый гильошированной эмалью, и изображение двуглавого орла, окружённого бриллиантами. Подобный принцип используется и ювелиром А. Помельниковым, примером тому может служить кольцо с бриллиантами и платиной. Этот же тип композиции применяется и ювелиром А. Анановым. Его можно отметить не только в кольцах, выполненных ювелиром, но и в серьгах, подвесках, запонках, булавках для галстука. Причём в центр не обязательно помещается символ власти, центральная часть может быть украшена небольшим камнем, в то время как остальная поверхность покрывается гильоши-рованной эмалью. Ещё одной особенностью произведений ювелирной фирмы «Болин», которую можно отметить и в работах современных мастеров, является акцент на драгоценном камне. Вероятнее всего, оправа подстраивалась под камень с учётом индивидуальных особенностей минерала. Подобный подход, а следовательно, и схожая композиция характерны для произведений петербургского ювелира В. Алюшина. Кольцо «Абрего» отличается оригинальным дизайном, который был продиктован размерами и необычной расцветкой камня. В данном случае оправа - как будто причудливые растительные побеги, из которых логично вырастает сам камень аметрин, являясь как бы апофеозом, или цветком, появляющимся из этих стеблей.

Таким образом, традиции, заложенные фирмой «Болин», не утратили своей актуальности и в наши дни, о чём свидетельствуют произведения, выполненные современными ювелирами Санкт-Петербурга.

Список литературы

1. Болин К. В. А. Болин. Придворный ювелир. М.: Новый Эрмитаж, 2001. 250 с.

2. Ванюшова Р. А. Ювелирные изделия: иллюстрированный типологический словарь. СПб.: Политехника, 2000. 240 с.

3. Иванов А. Н. Мастера золотого и серебряного дела в России. М.: Русский национальный музей, 2002. 908 с.

4. Лопато М. Н. Ювелиры старого Петербурга. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2006. 270 с.

5. Мартынова М. В. Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII-XVIII вв. М.: Искусство, 1973.105 с.

6. Мунтян Т. Н., Скурлов В. В., Риббинг М. Драгоценности & серебро. СПб., 1996. 230 с.

7. Папи С. Сокровища дома Романовых. СПб.: АСТ, 2011. 304 с.

8. Постникова-Лосева М. М. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М.: Наука, 1983. 372 с.

9. Скурлов В. В. К. Фаберже и петербургские ювелиры. СПб.: Лики России, 2012. 711 с.

10. Скурлов В. В. Фаберже - министр ювелирного искусства. М.: Русь-Олимп, 2006. 240 с.

11. Терехова А. Е. Золотые и серебряные изделия русских мастеров XVII - начала XX века. М.: Изобразительное искусство, 1981. 16 с.

12. Тилландер У. Драгоценности императорского Петербурга. СПб.: Лики России, 2013. 296 с.

13. Хохлова Е. Н. Художественные изделия из металла. М.: Всеко-из, 1959. 29 с.

14. Church R. Rings. L.: V&A Publishing, 2011. 128 p.

15. Munn G. Tiaras. Past and Present. L.: V&A Publishing, 2002. 128 p.

16. Tait H. 7000 Years of Jewellery. L.: The British Museum Press, 2006. 256 p.

INFLUENCE OF "BOLIN" STYLE ON THE CREATIVE WORK OF MODERN SAINT PETERSBURG'S JEWELLERS

Osipova Mariya Andreevna

Saint Petersburg University of the Humanities and Social Sciences osmand@inbox. ru

The article examines the influence of "Bolin" jewellery firm's traditions on the creative work of modern Saint Petersburg's jewellers. Modern Saint Petersburg jeweller's art requires the interpretation of its origins. For this purpose the author analyzes the works of the end of the XIX century and modern jewellery according to several parameters: assortment, technique, applied materials, typical motives, etc. On the basis of the comparative analysis the author concludes that "Bolin" firm's traditions influenced cardinally the creative work of modern Saint Petersburg's jewellers.

Key words and phrases: modern jewellers; jeweller's art; Bolin; guilloche enamel; precious stones; author's jeweller's art.

УДК 130.122 Философские науки

В статье с социально-философских позиций рассмотрен ряд методологических проблем исследования социального интеллекта. Выявлены трудности в понимании диалектики интеллекта и социального интеллекта. Охарактеризованы разновидности объектного понимания социального интеллекта как интеллектуального освоения социальной реальности. Раскрыто содержание субъектного подхода к социальному интеллекту как эмерджентному качеству интеллекта социума.

Ключевые слова и фразы: интеллект; социальный интеллект; практический интеллект; интеллект успеха; коммуникативный интеллект.

Отюцкий Геннадий Павлович, д. филос. н., профессор

Российский государственный социальный университет otiuzkyi@mail.гы, explorer07@inbox.гы

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ОБЪЕКТНЫЙ И СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОДЫ

Практические социологи и психологи подходят к понятию «социальный интеллект» как безусловно устоявшемуся, а разработанные для его измерения методики непосредственно применяют к исследованию социальных групп [18]. Однако многие теоретики, как психологии, так и социологии, пишут об отсутствии такой концепции социального интеллекта, которая бы «строилась на четкой теоретико-методологической базе» [5, с. 44], о том, что «существует так же много определений этого понятия, как и исследователей этой проблемы» [Цит. по: 5, с. 44; 12].

Э. Торндайк ввел термин «социальный интеллект» в 1920 г. при характеристике трех сторон «общего» интеллекта. Им выделены: абстрактный интеллект, как понимание мыслей, идей и управление ими; механический интеллект как понимание конкретных объектов; социальный интеллект как понимание социальных ситуаций при практическом взаимодействии с людьми: «социальный интеллект представляет собой способность к пониманию и управлению мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, способность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.