Научная статья на тему 'Влияние степени тревожности у детей дошкольного возраста на состояние гигиены полости рта'

Влияние степени тревожности у детей дошкольного возраста на состояние гигиены полости рта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
383
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ANXIOUSNESS / CARIES / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бимбас Е. С., Сокольская О. Ю., Ималетдинова Е. А.

The children with higher anxiousness have a risk of developing caries situation in the mouth cavity. Both this facts (higher anxiousness and high intensity of caries) limit the dentist's opportunity of treating 3 6 years old children in the children's out patient dental policlinic. Therefore the decision of these problems is the anxiousness decrease by psychological methods used in dental out patient policlinic practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бимбас Е. С., Сокольская О. Ю., Ималетдинова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEFINITION OF ANXIOUSNESS DEGREE AMONG THE CHILDREN IN THE BEFORE SCHOOL AGE

The children with higher anxiousness have a risk of developing caries situation in the mouth cavity. Both this facts (higher anxiousness and high intensity of caries) limit the dentist's opportunity of treating 3 6 years old children in the children's out patient dental policlinic. Therefore the decision of these problems is the anxiousness decrease by psychological methods used in dental out patient policlinic practice.

Текст научной работы на тему «Влияние степени тревожности у детей дошкольного возраста на состояние гигиены полости рта»

Влияние степени тревожности у детей дошкольного возраста на состояние гигиены полости рта

Бимбас Е.С.

д.м.н., профессор, заведующая кафедрой стоматологии детского возраста и ортодонтии ГОУ ВПО УГМА Росздрава, г. Екатеринбург

Ималетдинова Е.А.

детский психолог

Сокольская О.Ю.

ассистент кафедры

THE DEFINITION OF ANXIOUSNESS DEGREE AMONG THE CHILDREN IN THE BEFORE SCHOOL AGE

Bimbas E.S., Sokolskaya O.Y., Imaletdinova E.A.

Summary

The children with higher anxiousness have a risk of developing caries situation in the mouth cavity. Both this facts (higher anxiousness and high intensity of caries) limit the dentist's opportunity of treating 3-6 years old children in the children's out - patient dental policlinic. Therefore the decision of these problems is the anxiousness decrease by psychological methods used in dental out - patient policlinic practice.

Keywords: anxiousness, caries, children.

В настоящее время одна из актуальных проблем практикующего врача-стоматолога - тревожность детей перед проведением стоматологического вмешательства. Тревожные дети стараются избегать источников возможной угрозы, поэтому ведут себя на приеме беспокойно - плачут, кричат, не разговаривают. С такими детьми очень сложно, а иногда кажется, что невозможно установить контакт. Нежелание ребенка идти на контакт объясняется чувством тревоги.

Тревожность - это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы, которое наблюдается до появления опасности (Л.М. Костина). Угроза в понимании ребенка - это возможное столкновение с источником, который ранее вызвал негативную эмоцию или встреча с неизвестными объектами, людьми. Поэтому тревожность не возникает на пустом месте, ей всегда предшествует страх.

Страх - это физиологическое состояние, возникающее во время опасности.

Среднее количество страхов у детей имеет возрастной аспект.

Слишком большое количество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек) может указывать на развитие неврозов или тревожности в характере. А соответственно требовать специального подхода к таким детям со стороны врача-стоматолога на детском приеме.

Целью исследования явилось определение влияния степени тревожности детей дошкольного возраста на интенсивность кариеса и состояние уровня гигиены полости рта.

Материалы и методы

В обследовании принимали участие 48 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Исследование проводилось на базе ДО МСП УГМА.

Были проанализированы психологические методики и выбрана оптимальная для применения в стоматологической практике. Для определения степени общей тревожности перед стоматологическим приемом проводилось анкетирование по методу Р. ТЕММЛА, В. АМЕНА, М. ДОРКИ «Выбери нужное лицо (рис. 1, рис. 2).

Методика Р. ТЕММЛА, В. АМЕНА, М. ДОРКИ «Выбери нужное лицо» заключается в демонстрации серии рисунков размером 8,5 на 11 см, каждый из которых показывает типичную для дошкольника жизненную ситуацию. Все рисунки выполнены в двух вариантах - для мальчиков и для девочек. В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребенком того же пола, что и он сам. Рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями. На одном изображении представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом - печальное. Выбирая «лицо» для рисунка, ребенок указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях. Тест проводится индивидуально с каждым ребенком, результаты

Рис. 1 Рис. 2

заносятся в протокол. На основании полученных данных проводится количественный и качественный анализ. В ходе количественного анализа вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), в ходе качественного анализа отдельно рассматриваются высказывания ребенка по каждой ситуации.

Для оценки стоматологического статуса у детей определяли индексы гигиены Федорова-Володкиной, Грина - Вермильона и индекс Уровня Интенсивности Кариеса (УИК) зубов у детей дошкольного возраста по П.А. Леусу.

Результаты исследования

Исследование показало, что из 48 детей высокий и средний уровень общей тревожности перед стоматологическим приемом испытывают 85,4% ( из них - средний - 52,1%; высокий - 33,3%) и лишь 14,6% детей показали низкий уровень тревожности.

При оценке интенсивности кариеса у детей с разной степенью тревожности преобладают высокий и очень высокий уиК:

при низкой степени тревожности - 100% при средней степени тревожности - 84% при высокой степени тревожности - 75% (табл. 1)

Таблица 1

Показатели уровня интенсивности кариеса у детей с разной степенью тревожности

Низкий УИК Средний УИК Высокий УИК Очень высокий УИК

Низкая степень тревожности 0% 0% 28,6% 71,4%

Средняя степень тревожности 12% 4% 16% 68%

Высокая степень тревожности 18,75% 6,25% 18,75% 56,25%

При оценке гигиены полости рта во фронтальном отделе по гигиеническому индексу Федорову - Володкиной у детей с разной степенью тревожности преобладает неудовлетворительная гигиена полости рта, но у детей с низкой степенью тревожности часто встречается высокий уровень гигиены - в 28,6% случаев, а у детей со средней и высокой степенью тревожности часто встречается плохая гигиена полости рта - в 40% случаев (табл. 2).

Таблица 2

Показатели уровня гигиены полости рта по данным индекса Федорова-Володкиной у детей с разной степенью тревожности

Хорошая гигиена Удовлетворительная гигиена Неудов-летвори-тельная гигиена Плохая гигиена Очень плохая гигиена

Низкая степень тревожности 14,3% 14,3% 57,1% 0% 14,3%

Средняя степень тревожности 4% 4% 40% 40% 8%

Высокая степень тревожности 6,25% 12,5% 44% 40% 8%

При оценке комплексной гигиены в боковых и переднем отделах полости рта по упрощенному индексу гигиены полости рта по Грину-Вермильону у детей с разной степенью

дшш стоматология ■

тревожности также преобладает неудовлетворительная гигиена полости рта, но часто встречается и удовлетворительная гигиена, причем у детей с низким уровнем тревожности это более выражено (табл. 3).

Таблица 3

Показатели уровня гигиены полости рта по данным индекса по Грину-Вермильону у детей с разной степенью тревожности

Хорошая гигиена Удовлетворительная гигиена Неудовлетворительная гигиена Плохая гигиена

Низкая степень тревожности 0% 42,9% 42,9% 14,2%

Средняя степень тревожности 4% 20% 68% 8%

Высокая степень тревожности 0% 12,5% 81,25% 6,25%

Выводы

1. При оценке степени тревожности у детей от 3 до 6 лет по методу Теммла, Дорки, Амена в 85,4% случаев выявлена высокая и средняя степень тревожности.

2. Уровень гигиены продолжает оставаться в неудовлетворительном состоянии. Причем отмечается прямая зависимость степени тревожности с уровнем гигиены полости рта: чем выше степень тревожности, тем у большего количества детей уровень гигиены хуже.

3. Не выявлено зависимости степени тревожности и уровня интенсивности кариеса.

4. Полученные результаты исследования комментирует детский психолог школы № 177 Елена Александровна Ималетдинова: «Полученные результаты исследования, на мой взгляд, вполне объяснимы»:

1. Ситуация нахождения не только ребенка, да, признаться, и взрослого человека, в стоматологической клинике в 80% случаев связана с дискомфортным переживанием внутреннего напряжения перед приемом врача-стоматолога. Это объясняется страхом посещения врача, появляющемся еще в детском возрасте, а с взрослением мы и сами приобретаем опыт взаимодействия с медицинским учреждениями и медицинскими работниками, чаще всего, связанный с переживанием какой-либо боли или болезни. Поэтому вполне очевидно, что дети дошкольного возраста в 85% случаев будут демонстрировать высокий и средний уровень тревожности на стоматологическом приеме. Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка, а также нередки случаи (45-50%), когда родители тревожных детей сами являются высокотревожными людьми, вследствие чего воспринимают малейшую стрессовую ситуацию как катастрофу. А дети уже учатся у своих родителей воспринимать окружающую действительность подобным образом.

2. Тревожность - результат возникновения фрустрации или ее ожидания и является психологическим проявлением стресса и, как состояние постоянного внутреннего напряжения, проявляется и на физиологическом уровне. Влияние стресса на организм уже достаточно изучено и доказано. Под воздействием стресса в организме происходит снижение защитных сил организма, т.е. снижается иммунитет - и в первую очередь, это отражается именно на слизистых оболочках организма. Тем самым создается

благотворная среда для развития бактерий в полости рта, отсюда и высокая кариесогенная ситуация и неудовлетворительная гигиена полости рта.

3. Результаты преобладания низкого уровня гигиены полости рта можно объяснить двумя причинами: тревожные дети часто находятся в состоянии напряжения как эмоционального, так и физического. У 50% это выражается в поведении в виде беспокойства, суетливости. И скорее всего, они проводят гигиену полости рта некачественно, стремясь скорее освободиться от этого занятия, т.е. торопятся. Во-вторых, могу предположить связь низкого уровня гигиены полости рта и высокого уровня тревожности, объясняемую мышечными зажимами в области лица и шеи. Любое механическое воздействие (чистка зубов не менее 2-х раз в день, использование зубной нити 2 раза в день), возможно, приносит ребенку новое напряжение. Отсюда нежелание лишний раз производить манипуляции с ротовой полостью. А вот частое употребление жевательной резинки способствует снятию мышечного напряжения. Вероятно, жевать жевательную резинку тревожным детям приятнее, чем чистить зубы. А родители таких детей предполагают, что это и есть необходимая гигиена полости рта.

Для коррекции высокого и среднего уровня тревожности целесообразно применять методики игротерапии, рисования, адаптированные к стоматологическому приему.

Адаптированная для стоматологического приема методика коррекции тревожности у детей

Методика рисования

Методика рисования применяется для детей от 3 до 10 лет, ребенку предлагается нарисовать свои страхи: «нарисуй, что ты боишься, каждый страх на отдельном листе». Ребенка спрашивают о том, что изображено на рисунке, таким образом, ребенок конкретизирует свой страх. Данная методика была выбрана, потому что:

1. Наибольшая активность в рисовании наблюдается в возрасте от 3 до 10 лет, когда дети рисуют сами, выбирая темы и представляя воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле.

2. Для ее проведения нужно не много времени, небольшие затраты.

3. Методика эффективна в борьбе со страхами и тревогой ребенка, так как посредством рисования удается устранить страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, которые оставили след в памяти ребенка (постановка анестезии).

4. Вызывает положительные эмоции у родителей.

5. Дает возможность наладить доверительные отношения врача с ребенком-пациентом.

Ребенку предлагают прорисовать то, что вызывает у него чувство тревоги, недоверия. Для этого используют чистые листы формата А4, карандаши, фломастеры или краски. Например, стоматологические инструменты: зонд (волшебная палочка), зеркало, пинцет либо стоматологическое оборудование: микромотор (пчелка), кресло, слюноотсос и другое. После того как ребенок нарисовал, необходимо выразить одобрение: «Так», «Хорошо», «Что дальше?». Это необходимо для того, чтобы ребенку не казалось, что он не так рисует

и что вообще нет никакого смысла в изображении своей тревоги по поводу чего-либо. С ним нужно обсудить рисунок, задать вопросы. Можно спросить, что именно изображено на рисунке, почему выбран именно этот цвет, как он сейчас относится к тому, что изображено на рисунке.

Методика игротерапии

Для снижения уровня тревожности у детей дошкольного возраста проводилась методика игротерапии, описанная Л.М. Костиной. Мы использовали данную методику в стоматологии. Она заключается в проигровании какой-либо ситуации, возникающей на стоматологическом приеме. Например, постановка анестезии. Для проведения методики необходимо создать игровую комнату, которая должна быть яркой, с большим количеством игрушек.

Этапы проведения игротерапии на примере постановки анестезии:

1. В игротерапии участвуют ребенок, врач и родители.

2. Постановка анестезии проводится на мягкой игрушке «Дракоша» игрушечным шприцем.

3. Сначала анестезию проводит врач: обрабатывает место вкола гелем для аппликационной анестезии, затем набирает в шприц розовую водичку и осуществляет постановку, сопровождая свои действия словесными высказываниями: «Дракоша немножко пощиплет» и т.д. Ребенок при этом наблюдает за процессом, и затем врач предлагает ему повторить постановку анестезии на мягкой игрушке. Домой доктор задает домашнее задание - проиграть рабочую ситуацию в семье с куклой, олицетворяющей врача, или врач просит ребенка сделать пломбу любимой игрушке из пластилина, в следующее посещение доктор обсуждает с маленьким пациентом результаты его домашней работы.

4. Метод рисования и методика игротерапии позволяют ребенку постепенно преодолевать свою тревожность перед или во время лечения зубов на амбулаторном стоматологическом приеме.

Резюме

Дети с повышенной степенью тревожности более подвержены развитию кариесогенной ситуации в полости рта. Оба эти факта (повышенная тревожность и множественный кариес) ограничивают возможность стоматолога провести амбулаторное лечение детей с 3 до 6 лет. Поэтому решением этих проблем является применение адаптированных психологических методик для снижения тревожности на стоматологическом приеме.

литература

1. Захаров А.и. Дневные и ночные страхи у детей. - «Издательство СОЮЗ», Санкт-Петербург, - 2000.

2. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - СПб.: Речь, - 2006.

3. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. -СПб.: Речь, - 2001.

4. Корчагина В.В. Лечение кариеса зубов у детей раннего возраста, Москва, МЕДпресс-информ, - 2008.

5. Курякина Н.В., Савельева Н.А. Стоматология профилактическая, Москва, Медицинская книга, Н. Новгород, Издательство НГМА, - 2003.

6. Леонтьев В.К., Пахомов Г. Н. Профилактика стоматологических заболеваний, Москва, - 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.