Научная статья на тему 'Влияние старообрядческих религиозных групп на традиционное общество Русского Севера в последней трети xix В. (по материалам народника С. А. Приклонского)'

Влияние старообрядческих религиозных групп на традиционное общество Русского Севера в последней трети xix В. (по материалам народника С. А. Приклонского) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
388
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.А. ПРИКЛОНСКИЙ / НАРОДНИКИ / ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ / РУССКИЙ СЕВЕР / ОЛОНЕЦКАЯ ГУБЕРНИЯ / SERGEY PRIKLONSKY / THE NARODNIKS / TRADITIONAL SOCIETY / OLD BELIEVERS / OLD RITUALISTS / RELIGIOUS GROUPS / RUSSIAN NORTH / OLONETS GOVERNORATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецова Наталья Юрьевна

В статье анализируется взгляд публициста и народника С.А. Приклонского на традиционное общество Русского Севера (Олонецкая губерния) в его основной работе «Народная жизнь на Севере». С.А. Приклонский отмечал, что в Олонецкой губернии во второй половине XIX века в обществе присутствовали различные религиозные группы, самыми крупными из которых были православные и староверы. Особый интерес народник проявил к изучению общности старообрядцев. На основе материалов С.А. Приклонского можно сделать вывод о том, что карельское крестьянство испытывало сильное влияние старообрядческого населения в крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кузнецова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of Old Believers religious groups on the traditional societies of the Russian North in the last third of the 19th century (from Sergey Priklonsky’s research)

The article examines the views of the prominent publicist, populist and researcher of Karelia, Sergey Priklonsky (1846-1886), on the traditional society of the Russian North (the Olonets governorate), as expressed in his main work «People’s Life in the North». Priklonsky noted that in the second half of the 19th century there were various religious groups in the Olonets governorate, the largest of which were Orthodox and Old Believers. The communities of the Old Believers were of particular interest to the researcher. From the works of Sergey Priklonsky it can be concluded that the Karelian peasantry was strongly influenced by the Old Believers population in the governorate.

Текст научной работы на тему «Влияние старообрядческих религиозных групп на традиционное общество Русского Севера в последней трети xix В. (по материалам народника С. А. Приклонского)»

УДК 911.374.7

ВЛИЯНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ГРУПП НА ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО РУССКОГО СЕВЕРА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX В. (ПО МАТЕРИАЛАМ НАРОДНИКА С.А. ПРИКЛОНСКОГО)

Кузнецова Н.Ю. Петрозаводский государственный университет Россия, 185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33 e-mail: foliage.07@mail.ru ResearcherID: B-5121-2016 SPIN-код: 9617-3299

Авторское резюме

В статье анализируется взгляд публициста и народника С.А. Приклонского на традиционное общество Русского Севера (Олонецкая губерния) в его основной работе «Народная жизнь на Севере». С.А. Приклонский отмечал, что в Олонецкой губернии во второй половине XIX века в обществе присутствовали различные религиозные группы, самыми крупными из которых были православные и староверы. Особый интерес народник проявил к изучению общности старообрядцев. На основе материалов С.А. Приклонского можно сделать вывод о том, что карельское крестьянство испытывало сильное влияние старообрядческого населения в крае.

Ключевые слова: С.А. Приклонский, народники, традиционное общество, старообрядчество, религиозные группы, Русский Север, Олонецкая губерния.

THE IMPACT OF OLD BELIEVERS RELIGIOUS GROUPS ON THE TRADITIONAL SOCIETIES OF THE RUSSIAN NORTH IN THE LAST THIRD OF THE 19th CENTURY (FROM SERGEY PRIKLONSKY'S RESEARCH)

Natalia Kuznetsova Petrozavodsk State University 33 The Lenin Avenue, Petrozavodsk, 185910, Russia e-mail: foliage.07@mail.ru

Abstract

The article examines the views of the prominent publicist, populist and researcher of Karelia, Sergey Priklonsky (1846-1886), on the traditional society of the Russian North (the Olonets governorate), as expressed in his main work «People's Life in the North». Priklonsky noted that in the second half of the 19th century there were various religious groups in the Olonets governorate, the largest of which were Orthodox and Old Believers. The communities of the Old Believers were of particular interest to the researcher. From the works of Sergey Priklonsky it can be concluded that the Karelian peasantry was strongly influenced by the Old Believers population in the governorate.

Keywords: Sergey Priklonsky, the Narodniks, traditional society, Old Believers, Old Ritualists, religious groups, Russian North, Olonets governorate.

* * *

На Русском Севере во второй половине XIX века удивительным образом сочетались настоящее и прошлое, человек и природа, история и религия. По мнению академика Д.С. Лихачёва, восхищавшегося этим краем, именно в нём можно было наблюдать русскую историю - «самую значительную, самую трагическую в прошлом и самую философскую» (Лихачев 2004: 3).

С Русским Севером оказалось напрямую связано такое великое и одновременно трагическое событие для русской истории, как Раскол. Северные же территории были связаны с политической ссылкой, считавшиеся одним из её центров, и потому по праву именовавшиеся «Русской Сибирью». При этом на Русском Севере были открыты миру русские былины и финский эпос, изучена особая песенная традиция местного населения. Именно поэтому северные губернии, в частности Олонецкая, оказались богаты на путевые очерки, статьи, записки путешественников, статистические обзоры и краеведческие статьи. В большинстве из них авторы не только комплексно подходили к описанию территории (описывая историю, статистическую и экономическую ситуацию, природу и культуру края), но и выделяли для себя некоторые особенности региона. В частности, многих из авторов второй половины XIX века, запечатлевших в своих произведениях Олонецкую губернию, этот край привлекал как один из крупнейших центров староверия в Российской империи. Кроме того, изучением старообрядчества, как особого явления в традиционном русском обществе, занимались многие исследователи (Каптерев 1912; Костомаров 1922; Пругавин 1905). Но опыт народников второй половины XIX в., связанным с анализом данной проблемы, оказался одним из самых результативных.

Представители народничества - идеологии, которая появилась в Российской империи в 60-х годах XIX века, позиционировали себя как течение, главной целью которого было «сближение» интеллигенции с народом, поиск своих корней и места в этом мире. Их книги, очерки и исследовательские материалы представляются предпочтительными для изучения обозначенной проблемы по ряду причин:

• особенности получения информации;

• особенности анализа информации;

• особенности восприятия и передачи информации.

Таким образом, народники, основываясь чаще всего именно на личном опыте, который стал возможным благодаря нескольким «хождениям в народ», а также ссылке, в которой побывали практически все народники, и используя, как правило, широкий круг источников в своих исследованиях, изучали старообрядчество. А местом ссылки для них избирались окраины империи (чаще всего таким местом становился именно Русский Север), где можно было воочию наблюдать за народной жизнью. А отсутствие предвзятости по отношению к старообрядчеству, в отличие от историков церкви и прогосударственных исследователей того периода, отличало исследовательский взгляд представителей народничества. Поэтому именно в

материалах народников впервые прослеживается объективность в освящении религиозных групп в традиционном обществе Русского Севера.

Сергей Алексеевич Приклонский, известный народник и публицистики второй половины XIX века, который поставил своей целью изучение и описание русского народа для наилучшего понимания его интеллигенцией и высшими кругами. С.А. Приклонский провёл почти 10 лет (с 1869 по 1879 гг.) в статусе чиновника в Канцелярии губернатора Олонецкой губернии, а после окончания службы вернулся в Москву и продолжил исследования народной жизни, используя материал, накопленный ещё в годы службы. Заметки, очерки и статьи данного автора были позднее изданы в 1888 году книгой «Народная жизнь на Севере». В данной работе С.А. Приклонский очень детально сумел описать как положение дел в крае, так и дать независимую характеристику крестьянства губернии в 1860-е - 1870-е гг., а также коснуться важного религиозного вопроса.

Цель статьи состоит в анализе взгляда народника С.А. Приклонского на влияние такой религиозной группы, как староверы, на традиционное карельское общество Русского Севере. Представляется важным выделить особенности восприятия и описания информации у данного автора, так как его личность сочетала в себе и государственного чиновника, и народника. Для этого необходимо решить следующие исследовательские задачи:

• подробно проанализировать книгу С.А. Приклонского «Народная жизнь на Севере», и выявить моменты, где автор описывает интересующую нас проблему;

• выделить материалы, информацией из которых пользовался С.А. Приклонский при создании текста; попытаться оценить их новизну и важность для изучения истории края;

• попытаться сформулировать взгляд С.А. Приклонского на проблему -влияние старообрядчества на традиционное карельское общество на Русском Севере.

С.А. Приклонский, происходивший из другого региона и назначенный на службу в Олонецкую губернию, представлял собой «стороннего наблюдателя», который в отличие от местного чиновничества, не был ни с кем связан личными отношениями и мог объективно и беспристрастно описывать ситуацию и высказывать своё мнение о ней. Практически в каждой из одиннадцати глав книги, главной темой которой являются, безусловно, земельные отношения в крестьянской среде, встречается информация об особенностях описываемого края: «особые» территории Олонецкой губернии (например, Заонежье: Кузнецова 2015: 140-147), коренное население данной территории (карелы: Кузнецова 2014: 106-110), земельная реформа в крае (Кузнецова 2015: 208-211) и, конечно же, северное старообрядчество и его влияние на жизнь местного населения.

Источники, сведениями из которых пользовался С.А. Приклонский при создании текста, можно разделить на несколько групп: официальные документы канцелярии олонецкого губернатора (переписка чиновников, официальные донесения, статистические данные), данные периодической печати (статьи из Олонецких губернских ведомостей), литературу самих старообрядцев («История

Выговской старообрядческой пустыни» И. Филиппова) и личные записи, полученные посредством наблюдения, разговоров с местными жителями во время экспедиционных поездок по губернии.

Подробно изучив Выговский монастырь, С.А. Приклонский использовал в качестве источника информации один из основных источников по истории Выговского общежительства - книгу Ивана Филиппова «История Выговской старообрядческой пустыни». Также он использовал при исследовании указанной темы архивные материалы (официальные донесения, переписка чиновников, статистические данные) по истории Выгореции, которые хранились в канцелярии олонецкого губернатора. На сегодняшний день часть материалов С.А. Приклонского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусств (РГАЛИ) в личном фонде другого народника А.С. Пругавина (РГАЛИ: Ф. 2167 Оп. 1 Ед. хр. 59).

Такой ценный источник, как периодическая печать, в частности, использование в своих исследованиях данных газеты «Олонецкие губернские ведомости» («ОГВ»), поставило работы С.А. Приклонского на высокий уровень. В указанном периодическом издании, печатавшемся в Олонецкой губернии почти восемьдесят лет (1838-1917), были опубликованы данные, освещавшие широкий спектр событий из различных областей жизни края: экономика, образование и деятельности промышленных предприятий, этнография, фольклор и история губернии. В том числе С.А. Приклонский нашёл там и сведения о старообрядчестве в Олонецкой губернии. Автор одним из первых начал вводить эти материалы в научный оборот.

В тексте С.А. Приклонского выделяется несколько тем, связанных со староверами:

• воздействие старообрядчества на образование в Олонецкой губернии;

• влияние на образ жизни и быт местного населения;

• роль староверия в монастырской жизни края.

Монастыри

Важно отметить, что, как и во всей книге, в сюжетах о старообрядчестве в крае центральное место занимает не только вопрос о вере, а и всё тот же вопрос о земле. Особенно отчётливо данный факт прослеживается в сюжете о роли старообрядчества в монастырской жизни края. Например, С.А. Приклонский подробно освещает деятельность крупнейшего центра староверов-беспоповцев на Русском Севере — Выговского монастыря. Исследование истории первых старообрядцев, поселившиеся на р. Выг, по мнению С.А. Приклонского, наглядно подтверждало несколько фактов: во-первых, доказывало удалённость и необитаемость этих земель, и, во-вторых, в полной мере описывало всю сложность и тяжесть «предстоявшей первым землепашцам <...> борьбы с природой» (Приклонский 1884: 88). Автор находит у И. Филиппова подтверждение тому, что самым распространённым у первых поселенцев-старообрядцев на Выге орудием земледельческого труда была мотыга или «копарюга», что для освоения подсеки

малыми силами часто использовался огонь. То есть, С.А. Приклонский в своих данных о первых старообрядцах на р. Выг изучает, в первую очередь, именно их экономический уклад.

Образование

С.А. Приклонский, рассматривая вопрос об образовании в Олонецкой губернии, отмечал, что старообрядчество оказало сильнейшее влияние и на эту область. В частности, автор отмечает, что очень часто «во главе староверов стояли сельские богачи», которых народ воспринимал «как своих вождей и руководителей» и потому этот самый народ «на севере 200 лет отстаивал староверие» (Приклонский 1884: 235). То есть большая часть «сельских богачей» (которые по мнению С.А. Приклонского были основными поборниками развития образования), ратовавших за распространения образования в народ, по мнению автора, относилась именно к старообрядческой части населения.

Он указывал, что образование у старообрядцев состояло из нескольких ступеней: сначала «староверческие «мастера» и «мастерицы»» обучали грамоте крестьянских детей, ориентируясь на религиозную сторону образования. Затем образовательная практика могла быть продолжена в старообрядческих центрах, которые всегда являлись не только местами культа, но и местами распространения культуры; а в дальнейшем человек мог и сам стать наставником (при условии, что он придерживался старообрядчества) и сам мог обучать желающих. Обучающие грамоте крестьянских детей «староверческие «мастера» и «мастерицы», согласно выводам автора, стали основоположниками народной школы в Олонецкой губернии (Приклонский 1884: 317). Правительство Николая I в 40-е гг. XIX в. уничтожило крупнейший центр поморского старообрядчества, тем самым ещё более замедлив распространение в народе грамотности, так как альтернативы крестьянам на тот момент предложено не было. Именно старообрядческие наставники часто были «основными источниками обучения», а церковноприходские и земские школы были открыты лишь в 60-е гг. и 70-е гг. XIX в. соответственно. Автор указывал, что, совершая поездки по губернии в период чиновничьей службы, не раз слышал от самих старообрядцев, что именно правительственные меры борьбы «с расколом» повлияли на упадок грамотности в народе (Приклонский 1884: 318).

Однако С.А. Приклонский здесь же полагал, что грамотность в народной среде распространялась слишком медленно, так как старообрядческие наставники ориентировались на религиозную сторону образования. Возможно, С.А. Приклонский не совсем точно разобрался с особенностями отношений в крестьянской среде, где приверженцы РПЦ делились на две категории: первые не отдавали своих детей в обучение к старообрядцам, вторые, наоборот, могли воспользоваться такой возможностью.

Таким образом, распространение грамотности зависело и от распространения старообрядчества на обозначенной территории, и от настроений населения, а не только от односторонности получаемого образования.

Культура и быт

Что касается влияния старообрядчества на жизнь и быт местного населения, то С.А. Приклонский находит у того же И. Филиппова интересные сведения о благотворительности в старообрядческой среде, которая ставила мирского человека в один ряд с подвижниками староверия. Например, он приводит читателю историю крестьянина Аверкия (который, исходя из источника информации, старообрядца), который сначала на собственные средства устроил мост в своей деревне, а затем, когда поселился в Выговском общежительстве, устроил мост через реку Выг (Приклонский 1884: 249). В этом сюжете С.А. Приклонский увидел важный для понимания особенности старообрядчества момент: любовь к труду и стремление к благотворительности, а также ценность этих действий в глазах общины. Старообрядце мог «прославиться» среди местного населения не только духовными подвигами, но и подвигами трудовыми.

В вопросе о распространении старобрядчества в крае и отстаивании здесь его интересов С.А. Приклонский делает интересное заключение. А именно, он указывает, что «во главе староверов стояли сельские богачи», которых народ воспринимал «как своих вождей и руководителей» и потому этот самый народ «на севере 200 лет отстаивал староверие» (Приклонский 1884: 235). В данном утверждении сочетаются несколько фактов: во-первых, автор признаёт, что именно обеспеченные члены крестьянской старообрядческой общины являлись её лидерами, во-вторых, он отмечает, что не только и не столько духовная составляющая, вероятно, стала основополагающей в столь широком распространении старообрядчества в Олонецкой губернии. Безусловно, руководящая административная роль самых крепких крестьян-хозяев была характерна для крестьянского мира всегда. Но С.А. Прклонский приводит читателю важный факт для размышления о том, что в распространении старообрядчества на карельской земле, возможно, сыграл важную роль экономический фактор, а не только религиозные взгляды и удалённость этой территории от центра, столь выгодная для старообрядцев.

Важным влиянием на местное население старообрядчества С.А. Приклонский считает повсеместно распространённую чистоплотность. На личном опыте, совершая инспекционные поездки по губернии, в которых ему часто приходилось бывать или останавливаться в домах крестьян, автор отмечал, что «чем сильнее и живее староверческое влияние» было в деревне, «тем чистоплотнее содержался дом», в котором он оказывался (Приклонский 1884: 238). То есть данную особенность — стремление крестьян поддерживать в домах чистоту, иногда доходившую «до чего-то феноменального» - С.А. Приклонский приписывает именно влиянию старообрядчества, воспитания прежде всего женщин «в поморских скитах», «в Лексинском и Даниловском староверческих монастырях». Это стремление к чистоте, указывает автор, особенно поразило его в бедных домах, где часто пол и стены могли быть «покрыты прогнившими дырами», но при этом «ни следа грязи» не было в этой почти развалившейся избе. Вероятно, С.А. Приклонский такой вывод сделал, так как довольно часто встречал такие или сходные примеры, совершая поездки по губернии, и это даёт основание полагать, что, во-первых, со старообрядческим

населением он мог контактировать достаточно часто, и, во-вторых, С.А. Приклонский мог наблюдать среди карельского населения широкое распространение «староверческих традиций».

Значимую особенность, которая практически всегда являлась характеристикой именно старообрядческого карельского населения, — трезвость — автор, видимо, переносит на всех карельских крестьян, указывая, что «олончане — народ трезвый, самый непьющий» (Приклонский 1884: 242). И здесь автор, по-видимому, вновь столкнулся с перенесением и укоренением старообрядческих традиций в народ. С подобным фактом столкнулся в первой половине XIX. Э. Лённрот в Беломорской Карелии (Лённрот 1985; Шикалов 2014: 10).

Кроме того, С.А. Приклонский отмечает, что в быту старообрядцев в Олонецкой губернии были широко распространены предметы духовной культуры, созданные в Выговском монастыре. В частности, автор указывает, что, совершая поездки по краю, часто видел «в домах у олонецких карел» картины «работы <...> поморских иконописцев (Приклонский 1884: 259). Это были не иконы, а именно картины, созданные в одном из крупнейших старообрядческих центров Русского Севера, а значит нёсшие не только культурную, но и духовно-воспитательную функцию. По мнению С.А. Приклонского, аллегорическое изображение должно было напоминать зрителю о «мрачности и безнадёжности» современного мира, каким его видели поморские насельники, и о «царстве света и радости», которое наступить в будущем (Приклонский 1884: 259-260). И данный старообрядческий взгляд на современный мир представлялся автору вполне реальным и обоснованным, так как народ платил «слишком дорогую цену» за «свет цивилизации», который ему несла интеллигенция.

Таким образом, народник Сергей Алексеевич Приклонский в книге «Народная жизнь на Севере» сделал вывод о том, что представители религиозной группы старообрядцев оказывали влияние на традиционное карельское общество в Олонецкой губернии в трёх областях: на образование, на образ жизни и быт, на монастырскую жизни края. Особо автор подчёркивал, что в распространении староверия в Олонецкой губернии, вероятнее всего, сыграл значительную роль именно экономический фактор. Старообрядческих хозяйства были одними из самых крепких в этом сложном для земледелия крае, что не могло не добавлять авторитета их владельцам, а значит и привлекать внимание к их религиозным взглядам, тесно переплетавшимся с бытовыми традициями. Также население довольно часто перенимало лучшие старообрядческие традиции (трезвость, отказ от курения, стремление к чистоте и т.д.). То есть часто не только и не столько религиозные взгляды и удалённость территории от центра играли важную роль в распространении старообрядчества, а их положительные характеристики с точки зрения местного сообщества способствовали этому.

Публицистический талант С.А. Приклонского оценили по достоинству его современники и потомки. Помимо чёткости в изложении материала, а также вынесении на всеобщее обсуждение злободневных обществу тем несомненным достоинством автора был тот факт, что С.А. Приклонский знал и понимал устройство государственных учреждений, их работу и административный порядок в

целом, что стало возможным благодаря десятилетней службе в канцелярии олонецкого губернатора. С.А. Приклонский подошёл к написанию книги с объективных позиций, выделив как положительные, так и отрицательные моменты влияния на традиционное карельское общество старообрядчества, подробно описав проблемы и пробелы в знаниях по указанной проблеме, которые существовали у чиновничества и интеллигенции. Всё это позволяет считать материал С.А. Приклонского, наряду с другими известными работами краеведов, исследователей и путешественников, побывавших в Олонецкой губернии, ценным источником, освещавшим в том числе и вопросы о влиянии религии на местное сообщество. Его работа даёт возможность дополнить уже имеющуюся информацию о крае, жизни местного населения и его реакции на сосуществование со специфической религиозной группой староверов.

ЛИТЕРАТУРА

Иванова 2013 - Иванова Л. Законы «лесного царства»: народные традиции экологического воспитания // Карельская семья во второй половине XIX - начале XXI в.: этнокультурная традиция в контексте социальных трансформаций. Петрозаводск, 2013. С. 180-210.

Камкин 1992 - Камкин А. Православная церковь на Севере России: очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992. 164 с.

Каптерев 1912 - Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович (Репринт издания 1912 года). М., 1996. 533 с.

Касторнов 2002 - Касторнов С.Н. Народники-реформисты о социальных и общественно -политических проблемах России второй половины XIX - начала XX вв.: Сравнительный анализ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Орел, 2002. 310 с.

Костомаров 1992 - Костомаров Н. И. Деятели русской церкви в старину. Мюнхен, 1922. 117 с.

Кузнецова 2015 - Кузнецова Н.Ю. Заонежье глазами С.А. Приклонского // Церковь Преображения Господня: 300 лет на заонежской земле: Материалы Всеросийской научной конференции, приуроченной к 300-летию Преображенской церкви на острове Кижи. Петрозаводск, 2015. С. 140-147.

Кузнецова 2015 - Кузнецова Н.Ю. Земельная реформа и её итоги в Олонецкой губернии: взгляд С.А. Приклонского в книге «Народная жизнь на Севере» // Россия как традиционное общество: история, реалии, перспективы. Уфа, 2015. С. 208-211.

Кузнецова 2014 - Кузнецова Н.Ю. Монастыри Русского Севера в исследованиях А.С. Пругавина и С.А. Приклонского // Научный электронный журнал CARELICA. 2014. № 1 (11). С. 42 -50.

Кузнецова 2014 - Кузнецова Н.Ю. Образ жителя Олонецкой губернии второй половины XIX века в книге С.А. Приклонского «Народная жизнь на Севере» // Карелы: осмысление исторического опыта: материалы научно-практической конференции. Петрозаводск, 2014. С. 106 -110.

Лихачев 2004 - Лихачев Д. С. Русский Север // Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений. М.; Архангельск, 2004. С. 3-4.

Леннрот 1985 -Леннрот Э. Путешествия Элиаса Лённрота: путевые заметки, дневники, письма, 1828-1842 / перевод с финского В.И. Кийранен и Р.П. Ремшуевой. Петрозаводск, 1985. 320 с.

Приклонский 1884 - Приклонский С.А. Народная жизнь на Севере. М., 1884. 367 с.

Пругавин 1905 - Пругавин А. С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1905. 95 с.

Пулькин 1999 - Пулькин М. Православие в Карелии (XV - первая треть XX в.). М., 1999. 205 с.

РГАЛИ - Российский государственный архив литератур и искусств. Ф. 2167. Оп. 1. Ед. хр. 59. «Записки и письма по истории Выгорецких скитов, присланные Пругавину А.С. Приклонским С.А.».

Сурхаско 1987 - Сурхаско Ю. Проявления двоеверия в традиционной семейной обрядности карел // Православие в Карелии: история и современность: атеистические очерки. Петрозаводск, 1987. С. 55-64.

Шикалов 2014 - Шикалов Ю.Г. О стереотипах вообще и о финских стереотипах Карелии в частности // Язычники, православные, сектанты, лютеране?: Религиозная ситуация в Беломорской Карелии (вторая половина XIX - начало ХХ века). Петрозаводск, 2014. С. 7 -13.

Шикалов 2014 - Шикалов Ю.Г. О карельской картине мира // Язычники, православные, сектанты, лютеране?: Религиозная ситуация в Беломорской Карелии (вторая половина XIX - начало ХХ века). Петрозаводск, 2014. С. 82-86.

REFERENCES

Ivanova 2013 - Ivanova L. Zakony «lesnogo carstva»: narodnye tradicii jekologicheskogo vospitanija [Laws of «a forest kingdom»: national traditions of ecological education], in: Karel'skaja sem'ja vo vtoroj polovine XIX - nachale XXI v.: jetnokul'turnaja tradicija v kontekste social'nyh transformacij [The Karelian family in the second half of XIX - the beginning of the XXI century: ethnocultural tradition in the context of social transformations], Petrozavodsk, 2013, pp. 180-210 [in Russian].

Kamkin 1992 - Kamkin A. Pravoslavnaja cerkov' na Severe Rossii: ocherki istorii do 1917 goda [Orthodox church in the north of Russia: history sketches till 1917], Vologda, 1992, 164 p. [in Russian].

Kapterev 1912 - Kapterev N.F. Patriarh Nikon i car' Aleksej Mihajlovich (Reprint izdanija 1912 goda) [Patriarch Nikon and tsar Alexey Mikhaylovich (Reprint of the edition of 1912)], Moscow, 1996, 533 p. [in Russian].

Kastornov 2002 - Kastornov S.N. Narodniki-reformisty o social'nyh i obshhestvenno-politicheskih problemah Rossii vtoroj poloviny XIX - nachala XX vv.: Sravnitel'nyj analiz. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk [Populists reformists about social and social and political problems of Russia of the second half of XIX - the beginnings of the XX centuries: Comparative analysis. The thesis for degree of the candidate of historical sciences], Orel, 2002, 310 p. [in Russian].

Kostomarov 1992 - Kostomarov N.I. Dejateli russkoj cerkvi v starinu [Figures of the Russian church in old times], Munich, 1922, 117 p. [in Russian].

Kuznecova 2014 - Kuznecova N.Ju. Monastyri Russkogo Severa v issledovanijah A.S. Prugavina i S.A. Priklonskogo [Monasteries of the Russian North in researches Ampere-second. Prugavin and S.A. Priklonsky], in: Nauchnyj jelektronnyj zhurnal CARELICA [Scientific electronic magazine CARELICA], 2014, № 1 (11), pp. 42-50 [in Russian].

Kuznecova 2014 - Kuznecova N.Ju. Obraz zhitelja Oloneckoj gubernii vtoroj poloviny XIX veka v knige S.A. Priklonskogo «Narodnaja zhizn' na Severe» [Image of the inhabitant of the Olonets province of the second half of the XIX century in the book S.A. Priklonsky «National life in the north»], in: Karely: osmyslenie istoricheskogo opyta: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii [Karelians: judgment of historical experience: materials of scientific and practical conference], Petrozavodsk, 2014, pp. 106-110 [in Russian].

Kuznecova 2015 - Kuznecova N.Ju. Zaonezh'e glazami S.A. Priklonskogo [Zaonezhye S.A. Priklonsky's eyes], in: Cerkov' Preobrazhenija Gospodnja: 300 let na zaonezhskoj zemle: Materialy Vserosijskoj nauchnoj konferencii, priurochennoj k 300-letiju Preobrazhenskoj cerkvi na ostrove Kizhi [Church of the Transfiguration: 300 years on the zaonezhsky earth: Materials of the All-Russian scientific conference dated for the 300 anniversary of Church of the Transfiguration on the island of Kizhi], Petrozavodsk, 2015, pp. 140-147 [in Russian].

Kuznecova 2015 - Kuznecova N.Ju. Zemel'naja reforma i ejo itogi v Oloneckoj gubernii: vzgljad S.A. Priklonskogo v knige «Narodnaja zhizn' na Severe» [Land reform and its results in the Olonets province: S.A. Priklonsky's look in the book «National Life in the North»], in: Rossija kak tradicionnoe obshhestvo: istorija, realii, perspektivy [Russia as traditional society: history, realities, prospects], Ufa, 2015, pp. 208-211 [in Russian].

Lennrot 1985 - Lennrot Je. Puteshestvija Jeliasa Ljonnrota: putevye zametki, dnevniki, pis'ma, 18281842 / perevod s finskogo V.I. Kijranen i R.P. Remshuevoj [Elias Lonnrot travel: traveling notes, diaries, letters, 1828-1842 / translation from Finnish V.I. Kiyranen and R.P. Remshuyeva], Petrozavodsk, 1985, 320 p. [in Russian].

Lihachev 2004 - Lihachev D.S. Russkij Sever [Russian North], in: Gemp K.P. Skaz o Belomor'e. Slovar' pomorskih rechenij [Gemp K.P. The narration about Belomorye. Dictionary of the Pomor set phrases], Moscow; Arhangel'sk, 2004, pp. 3-4 [in Russian].

Priklonskij 1884 - Priklonskij S.A. Narodnaja zhizn' na Severe [National life in the north], Moscow, 1884, 367 p. [in Russian].

Prugavin 1905 - Prugavin A.S. Raskol i sektantstvo v russkoj narodnoj zhizni [Split and sectarianism in the Russian national life], Moscow, 1905, 95 p. [in Russian].

Pul'kin 1999 - Pul'kin M. Pravoslavie v Karelii (XV - pervaja tret' XX v.) [Orthodoxy in Karelia (XV -the first third of the XX century)], Moscow, 1999, 205 p. [in Russian].

RGALI - Rossijskij gosudarstvennyj arhiv literatur i iskusstv. F. 2167. Op. 1. Ed. hr. 59. «Zapiski i pis'ma po istorii Vygoreckih skitov, prislannye Prugavinu A.S. Priklonskim S.A.» [Russian state archive of literatures and arts. Fund 2167. Inventory 1. Unit of storage 59. «Notes and letters on the stories of Vygoretsky monasteries sent to Prugavin A.S. Priklonskim S.A.»] [in Russian].

Shikalov 2014 - Shikalov Ju.G. O karel'skoj kartine mira [About the Karelian picture of the world], in: Jazychniki, pravoslavnye, sektanty, ljuterane?: Religioznaja situacija v Belomorskoj Karelii (vtoraja polovina XIX - nachalo XX veka) [Pagans, Orthodox Christians, sectarians, Lutherans?: A religious situation in Belomorskaya Karelia (the second half of XIX - the beginning of the XX century)], Petrozavodsk, 2014, pp. 82-86 [in Russian].

Shikalov 2014 - Shikalov Ju.G. O stereotipah voobshhe i o finskih stereotipah Karelii v chastnosti [About stereotypes in general and about the Finnish stereotypes of Karelia in particular], in: Jazychniki, pravoslavnye, sektanty, ljuterane?: Religioznaja situacija v Belomorskoj Karelii (vtoraja polovina XIX -nachalo XX veka) [Pagans, Orthodox Christians, sectarians, Lutherans?: A religious situation in Belomorskaya Karelia (the second half of XIX - the beginning of the XX century)], Petrozavodsk, 2014, pp. 713 [in Russian].

Surhasko 1987 - Surhasko Ju. Projavlenija dvoeverija v tradicionnoj semejnoj obrjadnosti karel [Manifestations a dvoyeveriya in traditional family ceremonialism the Karelian], in: Pravoslavie v Karelii: istorija i sovremennost': ateisticheskie ocherki [Orthodoxy in Karelia: history and present: atheistic sketches], Petrozavodsk, 1987, pp. 55-64 [in Russian].

Кузнецова Наталья Юрьевна - Аспирант Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета (Петрозаводск, Россия).

Natalia Kuznetsova - Postgraduate student of Institute of History, Political and Social Sciences of Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russia). E-mail: foliage.07@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.