Научная статья на тему 'Влияние США на российско-иракские отношения'

Влияние США на российско-иракские отношения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
Россия / Ирак / отношение / влияние / США / вторжения / Russia / Iraq / United States / Bilateral and Multilateral relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мухаммад Нахро Исмаел Мухаммад

Данное исследование рассматривает влияние США на развитие политических и экономических отношений между Россией и Ираком. Автор, хотел бы подчеркнуть, сложность взаимодействия между государствами, а также роль внутренних и внешних факторов, влияющих на урегулирование ситуации в Ираке. На основании резолюции Совета Безопасности ООН, Соединенные Штаты напали на территорию Ирака, что привело к осложнению взаимодействия между Багдадом и Москвой. Российской дипломатии пришлось адаптироваться к изменению ситуации в стране. Отношения между странами ухудшились, но участие Российской Федерации в борьбе с терроризмом против ИГИЛ, дали возможность, наладить диалог между государствами. Несмотря на то, что на данный момент, Российская Федерация пострадала от санкций, введенных США против российских граждан и компаний, Ирак и Россия смогли прийти к взаимопониманию и сотрудничеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USA influence on Russian-Iraqi relations

This article is devoted to the study of the issue of political and economic relations between Russia and Iraq, which is the object. The subject of the study is the United States influence on Russian-Iraqi relations. the author would like to emphasize the complexity of interaction between states, as well as the role of internal and external factors influencing the settlement of the situation in Iraq. On the basis of a UN Security Council resolution, the United States attacked the territory of Iraq, which led to the complication of interaction between Baghdad and Moscow. Russian diplomacy had to adapt to the changing situation in the country. Relations between countries have deteriorated, but the participation of the Russian Federation in the fight against terrorism against ISIS, provided an opportunity to establish a dialogue between states. Despite the fact that at the moment, The Russian Federation suffered from sanctions imposed by the United States against Russian citizens and companies, Iraq and Russia were able to come to an understanding and cooperation.

Текст научной работы на тему «Влияние США на российско-иракские отношения»

Мухаммад Нахро Исмаел Мухаммад

Аспирант, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Влияние США на российско-иракские отношения

Введение

Соединённые Штаты Америки стали оказывать влияние на российско-иракские отношения в 1990-е годы, в связи с начавшимся вторым кризисом в Персидском заливе. Распад СССР полностью изменил отношения с Ираком, началось сближение России и западных стран. В то же время США развернули дипломатическую борьбу с Ираком и начали осуждать политику страны. Новое же Российское государство было занято решением своих внутренних проблем и не могло оказать существенную поддержку своему союзнику со времен СССР. Это дало возможность США стать самым активным игроком на Ближнем Востоке. После оккупации Ирака, у России было мало возможностей восстановить отношения с Ираком. Однако, после падения режима Саддама Хусейна, сотрудничество возобновилось, несмотря на влияние США на Ирак в военной и коммерческой областях. С началом войны против ИГИЛ, Россия начала активно поставлять военную технику в Ирак, дав возможность иракским властям быстро действовать против террористов. Данное сотрудничество было взаимовыгодным, так как, Ирак достаточно давно приобретает российское оружие, и у него есть опыт работы с российской военной техникой. Россия же в свою очередь получила возможность утвердить свое влияние на Ближнем Востоке.

Второй кризис в Персидском заливе Позиция Советского Союза

Официальное начало сотрудничества между Советским Союзом и Ираком датируется началом 1958г. С тех пор отношения развивали весьма успешно, к 1990 году было заключено более 50 соглашений в различных областях. Но в этом же году произошли изменения в советской внешней политике, новый лидер страны Михаил Горбачёв провозгласил политику нового политического мышления по отношению к западным странам1. Примерно в это же время разразился кувейтский кризис, который стал переломным событием в совет-

1 Хазанов Анатолий Михайлович, Восток и Россия на рубеже XXI века, ин-т востоковедения ран, Москва, 1998. С. 45.

ско-иракских отношениях2. Хотя Ирак и был официальным союзником СССР, советское правительство поначалу не решалось говорить об открытой агрессии Ирака против Кувейта и следовало политике США3. Министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварнадзе, придерживающийся проамериканских взглядов, предложил одновременно укреплять отношения с арабскими странами и сохранять отношения с США. 2 августа 1990 года советское правительство выступило с заявлением, в котором осудило вторжения Ирака в Кувейт4. Затем последовало совместное советско-американское заявление с решительным осуждением иракского вторжения и призыв к выводу иракских войск из Кувейта. Таким образом СССР решительно осудил Ирак, считая его агрессором в данном конфликте. Со стороны советского руководства, это было нарушением Договора о дружбе и сотрудничестве между странами, заключенного в 1972 году (Статья 10)5. 25 августа 1990 года США и СССР проголосовали за резолюцию Совета Безопасности ООН под номером 665, которая устанавливала эмбарго в отношении Ирака6. Несмотря на то что многие противники М.С. Горбачёва резко критиковали его внешнеполитический курс, он решил поддержать военные действия США против Ирака. Впервые за десятилетия, Советский союз перешел от сотрудничества к конфронтации и поддержал военное вторжение США в Ирак. Это стало поворотным моментом в развитии отношений между странами. Проамериканская внешняя политика Советского союза, была вызвана комплексом внешних и внутренних факторов. С одной стороны, вторжение в Кувейт было воспринято СССР как акт агрессии, с другой внутри страны преобладало мнение что внешняя политика государства должна быть направлена на развитие сотрудничества с Запа-дом7. В начале октября 1990 года отношения советского государства

2 Документы архив: Заявление министерства обороны Кувейта относительно вторжения Ирака в Кувейт, утро четверга, 2 августа 1990 года. (на арабском языке).

3 Збигнев Бжезинский, Великая шахматная доска: американское превосходство и его географические требования, перевод Амала Аль-Шарки, издательство Al-Ahly Publishing, Амман, 1997. С. 116-119. (на арабском языке)

4 Юлия хитрухина, СССР и кувейтский кризис 1990 года, обозреватель -observer 2003. № 9 (164) // URL: https://militaryarticle.ru/obozrevatel/2003-obozreva tel/13344-sssr-i-kuvejtskij-krizis-1990-god

5 Хитрухина Ю.П. Политика России (СССР) на ближнем востоке(на примере российско-иракских отношении(1979-2003 гг.), диссертация на соискание ученой степени. Кандидата исторических наука, Москва, 2003. С.68.

6 Щевелев С.С. Реакция мирового сообщества на иракское вторжение в кувейт в 1990 году: ретроспективный взгляд российских востоковедов, ученые записки крымского федерального университета имени в. И. Вернадского, Серия исторические науки, 2019. Том 5 (71). № 2. С. 127.

7 Мелвин Гудман, Москва и Ближний Восток в 1990-е, Оседлав тигра: вызов послевоенного Ближнего Востока Аль-Барда, перевод Абдуллы Джумы Аль-Хаджа,

и Ирака настолько сильно ухудшились, что Ирак заявил о том, что может воспрепятствовать возвращению советских ученых на родину, если какая-либо информация о иракском вооружении будет предоставлена США во время визита американского военного министра Д. Чейни в Москву8. В середине ноября М.С. Горбачев встретился с президентом Джорджем Бушем в Париже на конференции 34 стран по безопасности и сотрудничеству в Европе. В результате двухчасовой беседы советский лидер отказался гарантировать Дж. Бушу, поддержку резолюции ООН об использование военных сил США против Ирака9. Несмотря на все дипломатические усилия России, Вашингтон стал полностью контролировать ситуацию, а Москва никак не могла на это повлиять10. 26 ноября президент Ирака Садам Хуссейн отправил министра иностранных дел Тарика Азиза в Москву, чтобы убедить советское руководство не поддерживать резолюцию ООН. Однако его холодно встретили в Москве, резолюция 678 была принята, по которой Ирак должен был вывести свои войска из Кувейта не позднее 15 января11. Это привело к стремительному ухудшению отношений между Ираком и СССР, вплоть до того, что всякие торговые и дипломатические отношения стран были прерваны.

Позиция Советского Союза и буря в пустыне

В это же время, США создают альянс стран для нападения на Ирак. Москва резко осудила действия Соединённых Штатов. В своих мемуарах А.С. Черняев так описывает телефонный разговор М.С. Горбачева с Джорджем Бушем, в котором советский лидер спрашивает: «Зачем вы хотите смерти ваших сыновей? Давайте попросим Хуссейна покинуть Кувейт и начнем переговоры...»12, Видимо он хотел только вывода иракской армии из Кувейта, сохранения режима Саддама Хусейна, а так же восстановления советского влияния в регионе. Но президент США отверг данные предложения и надеялся на свержение иракского правителя13. 9 февраля 1991 года в Москве

Центр стратегических исследований и исследований Эмирейтс, Абу-Даби, 1996, с. 29. (на арабском языке).

8 Рабочая трибуна, 14.10.1990

9 New-York Tim, 20.11.1990.

10 Прозорова Галина Константиновн, Иракский кризис и Россия, дипломатический ежегодник 1999, Москва, Научная книга, 1999 // URL: http://www.middleeast.org. ua/articles/19.htm

11 ТАСС, 26.11.1990.

12 Черняев А.С. Дневник двух эпох (1972—1991 годы), Москва, РОССПЭН, 2010. С. 10.

13 Tareq Y. Ismael, Andrej Kreutz, Russian Iraqi relations: a historical and political analysis, Arab studies Quarterly, 2001. Vol. 23. № 4. P. 94 // URL: https://www.jstor.org/ stable/41858394?seq=8

М. Горбачев объявил, что военная операция США выходит за рамки полномочий ООН14. Советский союз был готов наладить отношения с Саддамом Хусейном после войны, что свидетельствовало о попытках защитить политический режим в Ираке. США, напротив, стремились любыми способами свергнуть Саддама Хусейна с поста президента Ирака.

Российско-иракские отношения после распада СССР:

После распада Советского Союза российская внешняя политика претерпела значительные изменения, следовательно, изменились и отношение с Ираком. Первая и самая яркая черта - это слабость российской позиции на международной арене, по сравнению с советским периодом. Затянувшаяся война в Чечне и катастрофа подводной лодки «Курск» стали свидетельствами слабости русской армии и флота в 1993 году15. Можно сказать, что в это время ослабленная Москва во многом подчинялась воле Вашингтона. Россия, наследница СССР оказалась в условиях неравноправных отношений с США т.к. прежний баланс силовых и военных факторов был нарушен. Второй характерной особенностью того времени, можно считать то что в состав правительства президента Бориса Ельцина входили неолиберальные и прозападные деятели. Например, министр иностранных дел Андрей Козырев считал, что Россия должна стать частью «цивилизованного западного мира»16 и должна превратится из опасного евразийского гиганта в союзника Запада17. Россия во многом подчинилась США в вопросах международной политики, надеясь в обмен на это получить западные технологии и экономическое сотрудничество. Так же новое государство разделяла идею демократических ценностей в политике18. Все это осложняло отношения России и Ирака. Несмотря на то, что Багдад стремился поддерживать дружеские отношения с Россией и после распада СССР, существовал риск что активная прозападная политика Москвы приведет изгнанию Ирака из Кувейта. А это в свою очередь, могло привести к ослож-

14 Там же, С. 94.

15 Мутанна Али Хуссейн Аль-Махдави, Влияние американской переменной на современные российско-иракские отношения, журнал Аль-Радаса Аль-Даула, 2009. Выпуск 41. С. 3. (на арабском языке).

16 Хитрухина Ю.П. Политика России (СССР) на ближнем востоке(на примере российско-иракских отношении (1979-2003 гг.), С. 68.

17 Независимая, газета, 19.04.1994, Хитрухина Ю.П., политика России (СССР) на ближнем востоке (на примере российско-иракских отношении (1979-2003 гг.), С. 4.

18 Низар Исмаил Абдул аль-Латиф аль-Хаяли, Трехэтапная оценка российско-американских отношений, American Papers, выпуск 56, Центр международных исследований, Багдадский университет, декабрь, 2000. С. 1. (на арабском языке).

нению отношений между государствами Персидского залива. Дальнейшее сотрудничество России и Ирака, было поставлено под угрозу. Б.Н. Ельцин и А.В. Козырев и другие политики в аппарате президента, стремились избегать контактов с иракским режимом, надеясь на сближение с США19. В результате участие России в санкциях против Ирака привело к сокращению экономических связей между государствами, и потерям 9 миллиардов прибыли.

Ситуация изменилась в конце 1993 - начале 1994 годов, по целому ряду причин. Во-первых США не проявила особой щедрости и желания сотрудничать с российской политической элитой. Во-вторых, НАТО значительно продвинулось в Восточную и Центральную Европу, чему Россия безуспешно пыталась воспрепятствовать. И наконец, сотрудничество с богатыми нефтедобывающими странами могло быть весьма выгодным для экономики страны. Все это заставило задуматься Москву о возобновление дружеских отношений со странами Персидского залива и конечно Ираком. Так же изменился состав правящих элит России, сторонников прозападной политики сменили победившие на выборах в декабре 1992 г. националисты и коммунисты, которые придерживались евразийского направления внешней политики. Все это привело к тому что во время бомбардировке ВВС США Багдада 27 июня 1993 г., несмотря на официальное одобрение правительства России, вся российская пресса единогласно осудили операцию как нарушение международного права20.

В июне 1993 г. в Праге состоялась встреча заместителей министров иностранных дел России и Ирака. Благодаря этой встрече, было восстановлено торгово-экономическое сотрудничество между странами и заключены договоренности о продолжении работы по всем контрактам советского времени. Это привело к тому, что отношения между странами вышли на новый более высокий уровень. Москва явно пыталась возобновить сотрудничество с Ираком. Главными направлениями данной политики было погашение старых финансовых обязательств перед Россией (Ирак был должен России миллиарды долларов) и заключение дальнейших договоренностей по завершению проектов, которые не были завершены из-за международных санкций21. Еще одной причиной активных усилий Москвы

19 Хазанова А.М. Постановке вопроса: Интересы приоритеты России в Азии, Россия-СНГ-Азия, (Пробл. и перспективы сотрудничества), Москва, 1993. С. 6.

20 Tareq Y. Ismael, Andrej Kreutz, Russian Iraqi relations: a historical and political analysis, Arab studies Quarterly, 2001. Vol. 23. № 4 P. 95.

21 Хитрухина Ю.П., политика России (СССР) на ближнем востоке (на примере российско-иракских отношении(1979-2003гг.), С96.

по восстановлению союзнических отношений с Ираком, было резкое ■

ухудшение отношений России с Западом и США. Визит вице-премьера Ирака в Москву пришелся на период охлаждения отношений между Россией и США22. В июне и июле 1994 г. представитель России в Совете Безопасности ООН С.В. Лавров заявил, что Совет Безопасности должен отреагировать на позитивные изменения в политике Ирака и ослабить международные санкции. Так же на заседании Совета Безопасности ООН в июле 1994 г. российская делегация подчеркнула необходимость выполнения всех условий, выдвинутых Ираку ранее, кроме требований о разоружении. Особенно было подчеркнуты необходимость признание Ираком суверенитета и границ Кувейта, а также выяснение судьбы пленных и пропавших без вести во время военного конфликта23. Усилия России по реинтеграции Ирака в международное сообщество привели к визиту российской делегации в Багдад в конце октябре - ноябре 1994 г. для установления границ Кувейта. Это был первый визит на высоком уровне, после распада Советского Союза и войны в Персидском заливе. На краткой пресс-конференции спецпредставителя РФ по Ближнему Востоку В.В. Посувалюка 21 октября 1994 г. Ирак признал Кувейт как независимую страну с суверенитетом и границами. В.В. Посувалюк подчеркнул, что задача российской дипломатии состоит в том, чтобы обеспечить доступ России в данный регион, для дальнейшего развития отношений с Ираком и другими государствами Персидского залива. Дипломатический успех России вызвал гневную реакцию Вашингтона, который расценил это как нанесение ущерба американским интересам в регионе. В Вашингтоне считали, что Москва наносит ущерб антииракской пропаганде и усиливает свое влияние в регионе. В.В. Посувалюк заявил на пресс-конференции 1 августа 1995 г., что Россия, возможно, сделала больше, чем любая другая страна, для нормализации отношений между Ираком и Кувейтом24.

В мае 1995 г. российская Дума приняла резолюцию об отмене нефтяного эмбарго в отношении Ирака, которое и ранее носило не обязательный характер. Российское руководство хотело достигнуть баланс в отношениях с Ираком, Западом и США. Москва требовала от Багдада соблюдения резолюций ООН, включая освобождение всех кувейтских военнопленных, компенсацию за утраченное или украденное имущество и т. д., а также стремилась поддерживать и разви-

22 Tareq Y. Ismael, Andrej Kreutz, Russian -Iraqi relations: a historical and political analysis, Arab studies Quarterly, Vol. 23. № 4. P. 95.

23 Там же, С. 95.

24 Там же, С. 95. .

/таг»

_

вать более тесное сотрудничество с Багдадом. Особенно важным для российской стороны было сотрудничество в сфере нефтедобычи. В апреле 1995 года между Ираком и Россией было подписано соглашение, которое предусматривало разработку нефтяных месторождений в районе Западной Курны и завершение разработки северных месторождений Румайла, а также проведение буровых работ на общую сумму 15 миллиардов долларов. В марте 1997 года был подписан еще один крупный контракт между иракской компанией (Scope) и Российской ассоциацией компаний и банков25. Но важно не забывать, что реализация всех этих проектов была непростой, по крайней мере, с юридической точки зрения (район Киркука)26. Иракское руководство считало, что заключение выгодных контрактов с российскими компаниями будет лучшим способом побудить Россию приложить все усилия для снятия международных санкций в отношении Ирака. Так же в интересах России было возращение долгов Ирака, в размере 8,5 миллиардов долларов, следовательно в ее интересах снизить экономическое давление США на Ирак.

Президент Борис Ельцин ушел в отставку 31 декабря 1999 г., и его место занял Владимир Путин, начавший новую эру во внешней и внутренней политике постсоветской истории России27. При В. В. Путине отношение России к Ираку было более понимающим и позитивным, так как Россия заняла решительную позицию на стороне Ирака28. Спустя десять лет после введения экономических санкций ООН в отношении Ирака, ведущие представители российской политической и деловой элиты стали настойчиво призывать к отмене нефтяного эмбарго в отношении Ирака. Во время своего первого визита в Москву после прихода Путина к власти, министр иностранных дел Ирака Та-рик Азиз встретился с министром иностранных дел России Игорем Ивановым. Иванов заверил его, что Россия приложит все усилия для приостановки и отмены международных санкций против Ирака. Однако российское руководство подчеркнуло важность восстановления международного надзора за военными программами Ирака, и допуска комиссии по мониторингу ООН на территорию страны29.

25 Личное интервью с А.М. Васильевым, Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке, 4 января 2001. С. 30.

26 Tareq Y. Ismael, Andrej Kreutz, RUSSIAN-IRAQI relations: a historical and political analysis, Arab studies Quarterly, 2001. Vol. 23. № 4. P. 95.

27 Отставка Б.Н. Ельцина // URL: https://histrf.ru/read/articles/otstavka-b-n-iel-tsina-event

28 Уильям Нассар, «Глобальная стратегия Российской Федерации», Арабский журнал политических наук, выпуск 20, Бейрут, осень., 2008. С. 38. (на арабском языке).

29 Tareq Y. Ismael, Andrej Kreutz, Russian Iraqi relations: a historical and political analysis, Arab studies Quarterly, 2001. Vol. 23. № 4 P. 106.

В ноябре 2000 года Тарик Азиз вернулся в Москву для продолже- ■

ния переговоров с российским правительством. Переговоры обещали быть трудными, но плодотворными. Перед отъездом из Москвы, иракский министр сказал в интервью российскому телевидению: «Мои советские друзья работали в российском правительстве. И теперь российские власти могут ощутить многовековую традицию хороших отношений с Ираком, арабским миром, Индией и Китаем30.

2001 год стал важным этапом в развитии отношений между государствами. Россия предпринимала шаги по отмене международных санкций против Ирака. Когда англичане и американцы снова бомбили Ирак, президент Путин заявил, что такие «незаконные действия западных стран не способствуют урегулированию ситуации вокруг Ирака». В телефонной беседе с президентом Франции Жаком Шираком, российский президент так же выказал мнение, что подобные действия неприемлемы. МИД России выступил с официальным заявлением, а в феврале 2001 г. председатель Государственного комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин заявил, что он обратится к Государственной Думе с предложением принять резолюцию, призывающую президента Путина в одностороннем порядке отменить российские санкции против Ирака31. Но несмотря на это усилия России по снятию санкций с Ирака не увенчались успехом, что вызвало новые протесты со стороны иракского руководства. Хотя Россия часто работала в интересах Ирака в ООН, усилия российских дипломатов не привели к снятию экономических санкций. Это привело к тому, что багдадские власти пригрозили расторгнуть свои контракты с фирмой Лукойл на добычу нефти в Ираке, а затем осуществили эти угрозы, на том основании, что Россия не выполнили условия контракта. Произошел существенным рост дипломатической и политической активности, которая носила в основном символический характер. Представители Государственной Думы приступили к формированию комиссии между парламентами России и Ирака по двустороннему сотрудничеству, а также активному обмену делегациями между двумя странами. Политика администрации Путина в отношении Ирака во многом определялась стремлением завоевать новые рынки и использовать экономическое и политическое влияние. Кроме того, если санкции, отмены которых добивалась Москва, будут сняты, Россия могла получить долг Багдада в размере 8,5 миллиардов долларов за счет поставок нефти и создания рынка

30 Там же, С. 106.

31 Там же, С. 106. .

/таг»

_

для российского бизнеса в энергетическом секторе. Если бы Ирак вышел из-под санкций, он смог бы не только погасить свои долги перед Россией, но и инвестировать в различные отрасли, что позволило бы России конкурировать за рубежом и не позволило бы прикаспийским государствам стать серьезными конкурентами России.

18 апреля 2002 года вице-президент Ирака Таха Ясин Рамадан посетил Москву и встретился с президентом России Владимиром Путиным и другими российскими лидерами. Стороны договорились приложить все усилия для развития двусторонних отношений и восстановления иракской экономики, прежде всего в нефтегазовом и энергетическом секторах. При этом обе стороны договорились найти способ погасить долги32. 29 апреля 2002 г. еще одна иракская делегация во главе с министром иностранных дел Ирака Наджи Сабри посетила Москву и встретилась с министром иностранных дел России Игорем Ивановым. Они обменялись мнениями о путях решения иракского вопроса и скорейшей отмене санкций. На встрече обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе реализация гуманитарной программы ООН. На пресс-конференции Игоря Иванова журналисты спросили, воспользуется ли Россия своим правом вето, если США обратятся в Совбез ООН с просьбой поддержать военные действия. Он выразил надежду, что вопрос о силовых действиях не будет поднят, и, следовательно, в вето не будет необходимости33. Россия приложила немало усилий, стремясь уменьшить западный и американский экстремизм в Ираке, а также, продолжала работу в ООН чтобы снять санкции против страны. В начале ноября 2002 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 1441, призывающую и предупреждающую о полном и немедленном разоружении в Ираке34.

В результате Вашингтон лишился официально предлога для военного нападения на Ирак. Глава исполнительной комиссии ООН Ханс Бликс предупредил о принятии резолюции, позволяющей инспекторам возобновить свою работу в Ираке. Члены Совета Безопасности ООН заявили, что международные инспекторы не смогли найти до-

32 Заир-Бек В.А., Хазанов А.М., Хамидов З. Ш и др, Республика Ирак в системе международных отношений (80-е годы ХХ в. - начало XXI в.), Ин-т востоковедения Рос. акад. наук, Рос. акад. естеств. Наук, Москва, Ин-т востоковедения РАН, 2002 (Подольск: Фил. ЧПК). С. 61.

33 Новости первый канал Т.В, В Москве закончились переговоры главы МИД России Игоря Иванова с его иракским коллегой, 2сентября 2002. // URL: https:// www.1tv.ru/news/2002-09-02/261788-v_moskve_zakonchilis

34 РИА новости, МИД РФ о резолюции СБ ООН по Ираку, 19:35 08.11.2002 // URL: https://ria.ru/20021108/260119.html.

казательств производства или наличия оружия массового уничтожения в Ираке. Вашингтон был недоволен результатами комиссий. Комментируя позицию США, И.С. Иванов сказал, что Вашингтон не должен пытаться компенсировать свою неспособность найти Усаму бен Ладена осуждением иракского режима как главного центра зла. Международное сообщество наций сформулировало в Ираке вполне конкретные цели — ликвидацию оружия массового уничтожения, если оно будет там найдено. Нигде в этих документах не упоминается о смене режима в Ираке. Организация Объединенных Наций не вправе определять, какие режимы существуют в странах35. Но Джордж Буш-младший и официальные лица США считали, что начало военной операции против режима Саддама Хусейна обеспечит безопасность США. 1 февраля 2003 г. Джордж Буш-младший и премьер-министр Великобритании Тони Блэр в очередной раз обвинили Ирак в отказе разоружиться и выполнить условия резолюции ООН. 5 февраля 2003 г. К.С. Пауэлл представил доклад об иракском кризисе в Совете Безопасности ООН. В присутствии директора ЦРУ Джея Тен-нета, сидевшего рядом с ним, он прочитал длинный список ложных обвинений, в том числе обвинение в том, что Багдад владеет передвижной лабораторией по созданию биологического оружия. Но госсекретарю США не удалось убедить мировое сообщество в справедливости аргументов США. 8 февраля 2003 г. министр обороны США Д. Рамсфелд выступил с резкой критикой позиции ООН по Ираку, заявив, что ООН не принимает решительных мер по ограничению террористической деятельности в Багдаде36. Дж. Буш призвал к принятию новой резолюции Совета Безопасности ООН, разрешающей применение силы против Ирака. Американцы даже предложили России компенсацию за поддержку, в том числе заверили, что погасят долг России в размере 8 миллиардов долларов, а также пообещали дать возможность российским компаниям восстановить послевоенный Ирак37, но российское руководство отвергло это предложение. Между тем Россия надеялась, что вопрос о военной операции против Ирака не будет подниматься в Совете Безопасности ООН. В Москве считали, что такая резолюция не должна быть принята, так как поли-

35 Интервью министра иностранных дел России и.с. Иванова газете «труд-7», опубликованное 23 января 2003 года под заголовком «Игорь Иванов: мы стали мыслить более прагматично», № 146-23-01-2003 // URL: https://www.mid.ru/ tv/?id=1611546&lang=ru

36 Косов Александр Петрович, Позиция России по иракскому вопросу в повестке Российско- американских отношений (1990-е - 2000-е гг.), ИСТОРИЯ, С. 175.

37 Голдгейер Дж., Макфол М. Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны», Москва, 2009. С. 394.

тико-дипломатические средства для решения вопросов, изложенных в предыдущих резолюциях, еще не исчерпаны38.

Наконец, США приготовились к военному нападению и перебросили в Персидский залив значительный контингент войск. Россия, Франция и Германия, заявили что военному вторжению на территорию независимого государства не может быть оправдания и не поддержали действия США39. 5 марта 2003 г. министры иностранных дел этих стран официально объявили, что принятая при поддержке США резолюция Совета Безопасности ООН, санкционирует войну. В это же время Соединенные Штаты оказывают серьезное давление на Россию и других страны - члены Совета Безопасности ООН. Американское правительство объясняло свои действия тем, что «Нельзя верить диктатору, который открыто бросает вызов международному сообществу, создавая оружие, направленное на агрессию против других стран и геноцид. Считать такое государство миролюбивым, — иллюзия»40. Но на самом деле иллюзией были аргументы США т.к. доказательства создания биологического оружия или следы геноцида в Ираке не были найдены. Последняя попытка Буша и Блэра проголосовать за принятие резолюции, призывающей к полному разоружению Ирака до 17 марта под угрозой военных действий, провалилась. Дело закончилось переносом голосования в Совете Безопасности ООН.

За три недели до начала военной операции США, Россия предприняла последнюю попытку предотвратить военное вторжение в Ирак. Министр иностранных дел Евгений Примаков посетил Багдад, встретился с президентом Ирака и передал устное послание президента В.В.Путина. Тот призывал Саддама Хусейна покинуть свой пост и провести демократические выборы в иракский парламент. Е.М. Примаков заявил, что это последний шанс предотвратить начало военной операции США против Ирака. В ответ Саддам Хусейн отказался уйти в отставку и начал обвинять Россию в том, что русские его обманули, и снова отвернулись от него, так же как и во время войны 1991 года41.

Влияние политики США на российско-иракские отношения после вторжения в Ирак

38 Косов Александр Петрович, Позиция России по иракскому вопросу в повестке Российско- американских отношений (1990-е - 2000-е гг.), ИСТОРИЯ, С. 175.

39 Хитрухина Ю.П. Политика России (СССР) на ближнем востоке, С. 144.

40 Россия, Франция и Германия: резолюция США по Ираку принята не будет, 02:45, 6 марта 2003. // URL: https://lenta.ru/news/2003/03/05/resolution/

41 Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами. Москва, 2016. С. 331-332

События 11 сентября 2001 г. привели к изменению в российско-американских отношениях. Соединенные Штаты и Россия стали ведущими участниками антитеррористической коалиции после событий 11 сентября. Но хотя российское руководство и поддерживало партнерские отношения с администрацией США, у них постоянно возникали разногласия по поводу санкций против Ирака. Хотя Россия и была не в состоянии сорвать планы США, она оказывала давление на Америку в Совете Безопасности ООН. Но и это не могло изменить решение США применить силу на Ближним Востоке и начать террор. 11 сентября 2001 г. военные вторглись в Афганистан. В 2003 году администрация Джорджа Буша воспользовалась подписанным в 1998 году бывшим американским президентом Биллом Клинтоном законом под названием «Акт об освобождении Ирака». Американские СМИ развернули кампанию против иракского президента, назвав его главным сторонником терроризма, а министр обороны США Рамсфелд охарактеризовал Саддама Хусейна как «диктатора, поддерживающего терроризм». В это время в массовом сознании, черты Усамы бен Ладена, лидера «Аль-Каиды» слились с чертами Саддама Хусейна. При это президент Соединенных Штатов Джордж Буш пытался добиться принятия резолюции ООН, разрешающей вторжение в Ирак, т.к. знал о противодействии этому со стороны России и Франции в Совете Безопасности. Ему это удалось, однако в резолюции 1441, принятой Советом Безопасности были убраны слова «все страны», т.к. Россия и Франция не согласились с таким решением42.

19 марта 2003 года в 20:00 по вашингтонскому времени закончился объявленный США ультиматум Саддаму Хусейну и началось американо-британское вторжение в Ирак. В.В. Путин дал крайне резкую оценку происходящим в Ираке событиям. Он сказал: «Нет необходимости в военных действиях для того чтобы ответь на вопрос есть ли у Ирака оружие массового уничтожения или нет. После десяти лет экономических санкций Ирак — слабая страна, как в экономическом, так и в военном отношении»43. Тем самым, российский президент решительно возразил против начала военных действий, что в дальнейшем даст возможность России защищать свои геополитические и финан-

42 Насер Зайдан, Роль России на Ближнем Востоке и в Северной Африке, от Петра Великого до Владимира Путина, Arab House for Science Publishers, первое издание, 2013. С. 225-226. (на арабском языке).

43 В. Путин: Война в Ираке грозит катастрофой всему региону Подробнее на РБК // URL: https://www.rbc.ru/politics/20/03/2003/5703b5509a7947783a5a45bb. (20 мар 2003, 14:15.)

совые интересы в послевоенном Ираке. Такая позиция соответствовала стремлению России продолжать сотрудничать с Ираком и дальше реализовывать крупные контракты на нефтяных месторождениях Ирака. По разным оценкам, Россия ежегодно получает от программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» для Ирака 1-2 миллиарда долларов. Администрация Буша же не скрывала, что США стремится после падения режима Саддама Хусейна контролировать всю добычу и продажу нефти из Ирака. А это означало, что судьба всех российских нефтяных контрактов зависела теперь от США. Следовательно, Россия не могла открыто выступить против США, ведь она рискует потерять и свое влияние в Ираке. В дальнейшем военные действия в Ираке затрагивали интересы не только отдельных российских компаний, но воздействовали на экономику страны в целом, через изменение мировых цен на нефть. Многие российские заводы понесли значительный ущерб после начала боевых действий в Ираке.

В 2002 году российское правительство подготовило 10-летнюю программу сотрудничества с Ираком, которая должна была вывести отношения двух стран на новый уровень. Программа включала в себя совместную разработку нефтегазовых месторождений в Ираке, транспортные и коммуникационные проекты и предполагала подписание компаниями двух стран более 60 соглашений на сумму более 40 млрд долл. Но подписание соглашения, намеченного на сентябрь 2002 г., не состоялось44. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, до середины 2005 г. в Ираке работало около 100 специалистов российских частных компаний, в том числе таких гигантов, как «Лукойл»45. По мнению некоторых экспертов, несмотря на поддержку Россией режима Саддама Хусейна, Россия заботилась не о защите диктаторского режима, а о продолжении сотрудничества в сфере нефтедобычи и промышленности. Однако война в Ираке привела к серьезным экономическим потерям со стороны обоих стран46. Американцы же и раньше не скрывали что их не устраивает доминирование российских и европейских компаний на иракском нефтяном рынке47.

44 Balmforthr. Iraq snubs Moscow, scraps big Russia oil contract/ december 12, 2002 // URL: http://www.globalpolicv.org securi/oi l/2002/1212snub.htm

45 интервью министра иностранных дел России СВ. Лаврова бельгийской газете «либр бельжик», опубликованное в газете «труд» 24 июня 2005 года / министерство иностранных дел. // URL: http://www.ln.mid.ru/nsrkonfl.ns 90be9cb5e6fd7180432569e-q0049b5f 432569e000340 05fc325702a002olfbl?0pendocument

46 Shribman D.M. Russia, France offer gauge for Iraq policy / march 12, 2002 // URL: issues/Iraq/2002/0312france.htm

47 Лузянин, С.Г. Восточная политика Владимира путина. Возвращение России

После так называемого «освобождения Ирака» российская компания «Лукойл» активно пыталась вернуться на иракский рынок нефтедобычи. В 2004 году между российской компанией и министерством по добычи нефти Ирака было подписано несколько меморандумов о взаимопонимании. 10 марта 2004 г. в Багдаде после переговоров между президентом «Лукойла» Вагитом Аликперовым и министром нефти Ирака Ибрагимом Бахр аль-Улумом был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. Но переговоры руководства «Лукойла» с новыми властями в Ираке не дали практических результатов48.

Поскольку Ирак до сих пор находится под контролем американского правительства, возможности российских компаний по развитию сотрудничества весьма ограничены. Из-за сложной внутриполитической ситуации многим иностранным компаниям пришлось покинуть страну. Представителям российских компаний, работающих в Ираке, также было приказано покинуть страну. Таким образом, события июня 2006 г. в Ираке затормозили развитие российско-иракских отношений. Однако, несмотря на угрозу своей безопасности, заставившей покинуть российских специалистов страну, Россия искала другие возможности вернуться на иракский нефтяной рынок. Например, российские компании получили возможность участвовать в разработке нефтяных месторождений на севере Ирака и в Иракском Курдистане. Курдские власти сами пригласили иностранные компании участвовать в реализации экономических проектов. Уже в ноябре там было открыто российское консульство49. Это послужило тем, что отношения между Ираком и Россией стали восстанавливаться. Хотя Курдистан, как и Багдад находился под серьезным давлением США, это не помешало заключить нескольких нефтяных сделок между российскими компаниями и Рабочей партией Курдистана. Все это стало неплохим стартом для возвращения России в Ирак50. С момента формирования нового иракского правительства состоялось несколько официальных визитов между Багдадом и Москвой. Но до 2009 года российские компании не выиграли ни одного

на «большой восток» (2004-2008 гг.). / с.г. Лузянин. М.: act: восток-запад, 2007. C. 93-96.

48 Ахмед Хусейн Таджил, политика России в отношении Ирака после 2003 г., журнал «аль-даула аль-сиясия», выпуск (10), Багдад, 2008. С. 32. (на арабском языке)

49 Об открытии российского Генерального консульства в г. Эрбиль, 29.11.2007 // Приказ МИД России от № 1898-29-11-2007 // URL: https://www.mid.ru/ru/ foreign_policy/news/1633427/

50 Аль-саи К. Вассефу, геополитика российской политики в отношении арабского региона: к пониманию условного реализма России, факультет политического права, докторская диссертация, Иордания, C. 134.

крупного тендера, так как новое иракского руководства зависело от США. Примером этому, может послужить отстранение от должности премьер-министра Адель Абдул Махди за подписание ряда соглашений с Китаем. Это наглядно демонстрирует, что не стоит ожидать, что тендеры будут основываться на подлинном равенстве всех участников. Однако, несмотря непростую ситуацию в данном регионе, 12 декабря 2009 года «Лукойл» получил право на участие в разработке нефтяного месторождения Западная Курна-251. Этот проект является крупнейшим проектом, реализованным российской компанией52. В январе 2010 года российская компания «Газпром нефть» выиграла тендер на эксплуатацию нефтяного месторождения Бадра53. Конечно, это не сравнить с советским периодом, по сравнению с которым гораздо меньшее количество российских компаний участвуют в развитии энергетического сектора Ирака. США проводит активную политику вмешательства в отношение двух стран и препятствует российским компаниям инвестировать в Ирак. В 2012 году и «Лукойл», и «Газпром нефть» вышли на энергетический рынок регионального правительства Иракского Курдистана, сыграв важную роль в развитии экономических отношений между Эрбилем и Москвой, в сфере энергетики54. В 2014 году Россия активизировалась в Иракском Курдистане после того, как богатый нефтью город Киркук перешел под контроль Курдистанского региона. Американским компаниям пришлось покинуть данный регион, а российские заняли их место, заключив контракты с РПК (Рабочая Партия Курдистана)55. Тем временем Россия пыталась восстановить политические и экономические связи с Багдадом в надежде сохранить свое влияние на Ближнем Востоке56. Подъем ИГИЛ в середине 2014 года, оккупировавшего более двух третей территории Ирака, создал угрозу для других частей страны. Ирак нуждался в оружии, чем смогла

51 Западная Курна // URL: http://www.lukoil.ru/business/upstream/overseas/ westqurna-2 (Дата обращения: 23.01.2020), https://www.nsenergybusiness.com/projects/ west-qurna-2-project/

52 Западная Курна - 2. // URL: http://www.lukoil.ru/business/upstream/overseas/ westqurna-2 (Дата обращения: 23.01.2020)

53 Ближневосточная нефть. «Газпром нефть» начала добычу в Ираке, корпоративный журнал ОАО. «Газпром». 2014. № 11. C. 6-23.

54 Президент Курдистана прибыл в Москву, 2013-02-20 // URL: https://kurdistan. ru/2013/02/20/news-18271_Prezident_Kurdistana.html?ysclid=ldzs20w47s6317779

55 Barmin y. Kurdish referendum a double edged-sword for Russia, "Russia in global affairs", 2017 // URL: http://eng.globalaffairs.ru/book/kurdish-referendum-a-double-edg edsword-for-russia-19026

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

56 Pawel Bielecki, policy of the Russian federation towards Kurds in the Syrian conflict, securitologia, 2017. № 2. P 42.

воспользоваться Россия. Когда иракское правительство попросило президента Владимира Путина предоставить оружие, Россия немедленно отправила в Багдад 12 истребителей без каких-либо условий57. 28 июня 2014 г. на авиабазу Аль-Мута в Багдаде прибыло более 10 штурмовиков Су-25. В начале октября 2014 г. Москва предоставила Багдаду 48 современных ЗРК, в том числе Панцирь-С1 «Джигит», которые в основном используется для защиты гражданских и военных учреждений, а также предоставила ракетные системы и системы противодействия в рамках соглашения между двумя странами на сумму 1 млрд долларов58. В 2014 году Ирак стал вторым по величине импортером российского оружия59.

13 июля 2015 г. Министр обороны Ирака Халид Обаиди и директор Федеральной службы России по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин подписали контракт на закупку танков Т-90 «Владимир»60.В октябре того же года российскому правительству удалось укрепить свои связи с Ираком, создав центр обмена разведданными в Багдаде, используя свое присутствие в Сирии (российская постоянная военная база в сирийском порту Тартус и авиабаза Ха-маим). В него входили российские, сирийские и иранские войска для предоставления разведывательных данных для борьбы с террористической организацией ИГИЛ61. 17 декабря 2015 г. в порт Умм-Каср в рамках соглашения между двумя странами прибыло 100 российских бронемашин. В октябре 2016 г. Россия выполнила контракт на поставку партии вертолетов МИ-28Н «Ночной охотник» и МИ-35М в Ирак. Россия стала вторым по величине экспортером оружия в Ирака после США62. Ирак стал одним из важнейших рынков сбыта российского оружия, несмотря на все возникающие противоречия связанные со сменой иракского правительства. Начиная со времен СССР и до наших дней иракская армия пользуется советским а потом и российским оружием и высоко ценит его эффективность. Это дает России возможность стать для Ирака ближе чем западные страны и

57 Али Хайдер Хусейн, Ирак в российской стратегии, Журнал политических исследований и международных отношений, № 22. С. 23.

58 Fatimah Hussein Fadhil AL-Mafrajy, The development of Russian-Iraqi relations for the period (2011-2019), Journal of Political Science. 2020. Issue 26 AD. P. 336.

59 Али Хайдер Хусейн, Ирак в российской стратегии, Журнал политических исследований и международных отношений, № 22. С. 27.

60 Там же, С. 33.

61 Fatimah Hussein Fadhil AL-Mafrajy, The development of Russian-Iraqi relations for the period (2011-2019), Journal of Political Science. 2020. Issue 26. P. 336.

62 Maxim A. Suchkov, Between Baghdad and Erbil: Russia's Balancing Act in Iraq // URL: https://blogs.lse.ac.uk/mec/2018/05/03/between-Baghdad-and-Erbil-Russia-balancing -act-in-Iraq/

США, экспортируя свое оружие и инвестирую в нефтидобычу63. В условиях санкций, введенных Соединенными Штатами в отношении российских лиц и компаний после украинского кризиса, России во многом удалось восстановить свое экономическое влияние в Ираке. Российские компании заключают выгодные контракты, активно развивается сотрудничество в энергетике. Все это ведет к взаимовыгодному сотрудничеству между Ираком и Россией, и укрепляет позицию российского государства на международной арене.

Заключение

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод что США имеют большое влияние на российско-иракские отношения, и это влияние будет продолжаться и в дальнейшем. Многие факты доказывают, что США остаются крупным политическим и экономическим игроком в Ираке. Однако, существует явная тенденция к развитию сотрудничества Ирака и России, вопреки давлению Соединенных Штатов. Появление шиитских группировок близко к Ирану предоставляет России множество возможностей для укрепления связей с Ираком, но эти возможности требуют хороших и реалистичных инвестиций, которые зачастую игнорируются. После ухода США из Ирака в 2011 г. российской политика смогла добиться усиления своего влияние в странах Персидского залива и повышению своего международного статуса в данном регионе. Все это дает надежду, что исторически сложившиеся отношения между странами и в дальнейшим будут активно развиваться, несмотря на возникающие трудности и противоречия.

Библиографический список / References

1. Balmforthr. Iraq snubs Moscow, scraps big Russia oil contract/ december 12, 2002 // URL: http://www.globalpolicv.org/ security / oi 1/ 2002/1212snub.htm

2. Barmin y. Kurdish referendum a double edged-sword for Russia, "Russia in global affairs", 2017 // URL: http://eng.globalaffairs.ru/book/kurdish-referendum-a-double-edged-sword-for-russia-19026

3. Fatimah Hussein Fadhil AL-Mafrajy, The development of Russian-Iraqi relations for the period (2011-2019), Journal of Political Science. 2020. Issue 26 AD.

4. Maxim A. Suchkov, Between Baghdad and Erbil: Russia's Balancing Act in Iraq // URL: https:// blogs.lse.ac.uk/mec/2018/05/03/between-Baghdad-and-Erbil-Russia-balancing-act-in-Iraq.

5. Pawel Bielecki Policy of the Russian federation towards Kurds in the Syrian conflict, secu-ritologia, 2017. № 2.

6. Shribman D.M. Russia, France offer gauge for Iraq policy/ march 12, 2002 // URL: http:// wavw.Globalpolicv.org/ security/issues/Iraq/2002/0312france.htm

7. Tareq Y. Ismael, Andrej Kreutz, Russian Iraqi relations: a historical and political analysis,

63 Fatimah Hussein Fadhil AL-Mafrajy, The development of Russian-Iraqi relations for the period (2011-2019), Journal of Political Science. 2020. Issue 26 AD. P. 336.

Arab studies Quarterly, 2001. Vol. 23. № 4.

8. Али Хайдер Хусейн, Ирак в российской стратегии, Журнал политических исследований и международных отношений, № 22.

9. Аль-саид, К Вассефу, геополитика российской политики в отношении арабского региона: к пониманию условного реализма России, факультет политического права, докторская диссертация, Иордания.

10. Ахмед Хусейн Таджил, политика России в отношении Ирака после 2003 г., журнал «аль-даула аль-сиясия», выпуск (10), Багдад, 2008.

11. Ближневосточная нефть. «Газпром нефть» начала добычу в Ираке , корпоративный журнал оао «Газпром». 2014. № 11.

12. Голдгейер Дж., Макфол М. Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны», Москва, 2009.

13. Заир-Бек В.А., Хазанов А.М., Хамидов З.Ш и др Республика Ирак в системе международных отношений (80-е годы ХХ в. - начало XXI в.), Ин-т востоковедения Рос. акад. наук, Рос. акад. естеств. наук. - Москва: Ин-т востоковедения РАН, 2002.

14. Збигнев Бжезинский, Великая шахматная доска: американское превосходство и его географические требования, перевод Амала Аль-Шарки, издательство Al-Ahly Publishing, Амман, 1997.

15. Косов Александр Петрович, Позиция России по иракскому вопросу в повестке Российско-Американских отношений (1990-е - 2000-е гг.).

16. Лузянин, С.Г. Восточная политика Владимира путина. Возвращение России на «большой восток» (2004-2008 гг.). с.г. Лузянин. Москва, ас^восток - запад, 2007.

17. Мелвин Гудман, Москва и Ближний Восток в 1990-е, Оседлав тигра: вызов послевоенного Ближнего Востока Аль-Барда, перевод Абдуллы Джумы Аль-Хаджа, Центр стратегических исследований и исследований Эмирейтс, Абу-Даби, 1996. С. 29.

18. Мутанна Али Хуссейн Аль-Махдави, Влияние американской переменной на современные российско-иракские отношения, журнал Аль-Радаса Аль-Даула, 2009. Выпуск 41. С. 3.

19. Насер Зайдан, Роль России на Ближнем Востоке и в Северной Африке, от Петра Великого до Владимира Путина, Arab House for Science Publishers, первое издание, 2013. С. 225-226.

20. Низар Исмаил Абдул аль-Латиф аль-Хаяли, Трехэтапная оценка российско-американских отношений, American Papers, выпуск 56, Центр международных исследований, Багдадский университет, декабрь, 2000.

21. Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами. Москва, 2016.

22. Уильям Нассар, «Глобальная стратегия Российской Федерации», Арабский журнал политических наук, выпуск 20, Бейрут, осень, 2008. С. 38.

23. Хазанов Анатолий Михайлович. Восток и Россия на рубеже XXI века, ин-т востоковедения ран, Москва, 1998.

24. Хазанова А.М. Постановке вопроса: Интересы приоритеты России в Азии, Россия-СНГ-Азия, (Пробл. и перспективы сотрудничества), Москва, 1993.

25. Хитрухина Ю.П. Политика России (СССР) на ближнем востоке(на примере российско-иракских отношении (1979-2003 гг.), диссертация на соискание ученой степени. Кандидата исторических наука, Москва, 2003.

26. Черняев А.С. Дневник двух эпох (1972-1991 годы), Москва, РОССПЭН, 2010.

27. Щевелев С.С. Реакция мирового сообщества на иракское вторжение в кувейт в 1990 году: ретроспективный взгляд российских востоковедов, ученые записки крымского федерального университета имени в. И. Вернадского, Серия исторические науки, 2019. Том 5 (71). № 2.

28. Юлия хитрухина, СССР и кувейтский кризис 1990 года, обозреватель - observer 2003. № 9 (164).

29. Новости первый канал Т.В, В Москве закончились переговоры главы МИД России

Игоря Иванова с его иракским коллегой, 2сентября 2002. // URL: https://www.1tv.ru/ news/2002-09-02/261788-v_moskve_zakonchilis

30. Об открытии российского Генерального консульства в г. Эрбиль, 29.11.2007 (Приказ МИД России от № 1898-29-11-2007) // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ news/1633427/

31. Отставка Б.Н. Ельцина // URL: https://histrf.ru/read/articles/otstavka-b-n-iel-tsina-event

32. Прозорова Галина Константиновн, Иракский кризис и Россия, дипломатический ежегодник 1999, Москва, Научная книга, 1999 // URL: http://www.middleeast.org.ua/ articles/19.htm

33. РИА новости, МИД РФ о резолюции СБ ООН по Ираку, 19:35 08.11.2002 // URL: https://ria.ru/20021108/260119.html.

34. Россия, Франция и Германия: резолюция США по Ираку принята не будет, 02:45, 6 марта 2003 // URL: https://lenta.ru/news/2003/03/05/resolution/

35. Интервью министра иностранных дел России и.с. Иванова газете «труд-7», опубликованное 23 января 2003 года под заголовком «Игорь Иванов: мы стали мыслить более прагматично», № 146-23-01-2003.

36. интервью министра иностранных дел России СВ. Лаврова бельгийской газете «либр бельжик», опубликованное в газете «труд» 24 июня 2005 года/ министерство иностранных дел. Официальный сайт // URL: http://www.ln.mid.ru/nsrkonfl.nsf/90be9cb5e6fd718 0432569eq0049b5fb/432569e00034005fc325702a002olfbl Opendocument

37. Личное интервью с А.М. Васильевым, 4 января 2001 г. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке.

38. Документы архив: Заявление министерства обороны Кувейта относительно вторжения Ирака в Кувейт, утро четверга, 2 августа 1990 года.

39. https://militaryarticle.ru/obozrevatel/2003-obozrevatel/13344-sssr-i-kuvejtskij-krizis-1990-god

40. https://www.jstor.org/stable/41858394?seq=8

41. www.rbc.ru/politics /20/03/2003/5703b5509a7947783a5a45bb. 20 мар 2003, 14:15

42. https://www.nsenergybusiness.com/projects/west-qurna-2-project/

43. www.lukoil.ru/business/upstream/overseas/westqurna-2 (Дата обращения: 23.01.2020)

44. file:///C:/Users/Renwa/Desktop/статия/pozitsiya-rossii-po-

45. https://kurdistan.ru/2013/02/20/news18271_Prezident_Kurdistana.html?ysclid=ldzs20w47s6317779

46. https://www.mid.ru/tv/?id=1611546&lang=ru

47. New-York Tim (20.11.1990)

48. ТАСС (26.11.1990)

49. Независимая, газета (19.04.1994)

50. Рабочая трибуна (14.10.1990)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.