Влияние срока службы зерноуборочных комбайнов на структуру технологических линий
С.Д. Шепелёв, д.т.н., Г.А. Окунев, д.т.н., профессор, Ю.Б. Черкасов, аспирант, Челябинская ГАА
Анализ современного состояния механизации в сельскохозяйственном производстве стран СНГ показывает низкий уровень её эффективности. Так, количество зерноуборочных комбайнов в России с 1990 г. по 2010 г. снизилось в 5 раз [1, 2]. В Костанайской области Северного Казахстана за этот же период число зерноуборочных комбайнов ежегодно сокращалось в среднем на 600 шт. Доля комбайнов со сроком эксплуатации более 10 лет составляет в области около 60%, от 6 до 10 лет — 29, до 5 лет — 11% [3]. В связи с низкой производительностью технологических машин сроки уборки превышают нормативные в 2—3 раза, что в свою очередь приводит к потере не менее четверти выращенного урожая [4]. Проблему усугубляет вероятностный характер взаимодействия машин, вызывая простой взаимосвязанных в технологи -ческом процессе агрегатов.
В работе М.М. Константинова [5] представлена целевая функция по обоснованию структуры зерноуборочного комплекса с учётом стоимости простоя машин и их вероятностного характера взаимодействия. Однако на структуру уборочного комплекса значительное влияние будет оказывать производительность технологических машин, которая зависит от их срока службы. Известно, что коэффициент использования времени смены зерноуборочных комбайнов к десятому году службы снижается с 0,65 до 0,4. С увеличением срока службы и снижения надёжности зерноуборочных
комбайнов технологические простои техники в поточных линиях увеличиваются.
Для обоснования количества уборочных агрегатов в звене и расчёта взаимообусловленных простоев представлена функция цели, где за критерий принят минимум потерь от простоев агрегатов:
5 (т, т(Г)) = Руа(т(Г)) • ¿уа(ш, т(Г)) +
уа
+РТа (х(Г)) • ¿та (Ш, Т(*)) ^ Ш1П,
(1)
где Руа, Рта — стоимость часа простоя уборочного и транспортного агрегата; ? — срок службы машин;
?уа, ?та — средняя продолжительность простоя комбайна и транспортного средства в течение смены, ч;
(2)
/уа(т, т (/)) = Гсм/к(т, т (/));
^(т, т (Г)) = Гсм/а (т, Т (Г)), где ?к(ш,т(1)), ?а(ш,т(1)) — доля простоев комбайна и транспортного средства в зависимости от количества агрегатов в группе при различном сроке службы технологических машин.
Стоимость простоя уборочного агрегата с некоторым допущением можно представить следующим образом:
Бк «Тк
Пуа =-
Т„
- + Zм + СпУКр0,1Бр¥ т(/),
(3)
где ХМ — затраты на привлечение комбайнера, руб/ч;
а — амортизационные отчисления, доля/год;
т(0 — зависимость коэффициента использования времени смены зерноуборочных комбайнов от срока службы;
Кр — коэффициент потерь, доля/час; У — урожайность культуры, ц/га; Вр, V — ширина захвата жатки и скорость зерноуборочного комбайна, га/час; СП — стоимость продукции, руб/ц; Вк — балансовая цена комбайна. Стоимость простоя транспортного средства с некоторым допущением представлена в виде:
П = В" ^ а + 2
11 та т а
(4)
Я. = -,
(5)
Ч =
в
(6)
где Ь — расстояние перевозки, км;
V, — среднетехническая скорость, км/час; Р — коэффициент скорости; ?р — время разгрузки, ч;
п — количество транспортных средств, закреплённых за зерноуборочным комбайном, определяется зависимостью:
п = -
0,1ВУУ %($)
ж, :
(7)
ства, т/час, определяется по методике Е.С. Вент-цель [7].
Интенсивность обслуживания требований определяется как величина, обратная времени обслуживания одного требования (времени заполнения бункера и погрузки транспортного средства):
1
Ц =-+Г~Г • (8)
Ь 'к
Время погрузки определяется по выражению: ' (?роа + ),
(9)
где Вта — балансовая стоимость транспортного агрегата, руб.;
— тарифная ставка водителя, руб/ч; уа — доля занятости транспортного средства на уборке зерновых культур; Тч — время работы машин на уборке зерновых культур, ч.
Для определения продолжительности простоя в течение смены комбайна и транспортного средства использовалась теория массового обслуживания, которая позволяет учесть случайный характер связи между технологическими и транспортными агрегатами [6].
К данным, характеризующим СМО, относятся: число каналов обслуживания т (уборочных агрегатов), число требований п (транспортных агрегатов), интенсивность поступления одного требования на обслуживание X (т.е. число возвращений требования в единицу времени), интенсивность обслуживания требований ц (величина, обратная времени оборота транспортного агрегата).
Интенсивность поступления на обслуживание одного требования определяется как величина, обратная времени возвращения требования (времени оборота транспортного агрегата — tо= ^ + ?р):
где Qg — грузоподъёмность транспорта; V — объём бункера, м3;
^ой, ?у — время подъезда к комбайну и время выгрузки бункера, ч;
— время наполнения бункера зерном, ч; к — количество бункеров, входящих в кузов транспортного средства.
Среднее число заявок, обслуживаемых комбайном за время обращения транспортных средств, определяет их интенсивность поступления (Р) [3]:
Р(т) = - • Ц
Вероятность того, что все зерноуборочные комбайны свободны, определяется по выражению:
В*(т)-
1
т рК
рп
, (к = 0,1,...ш), (10)
У—+-
к=0 К! (т -1)!' (т -Р)
где т — вариация числа комбайнов.
Вероятность того, что все комбайны заняты:
В2 (т) =
где ^ — время движения транспортного средства от комбайна и обратно, ч; которое определяется по выражениям:
2Ь
р т
--В8(т(11)
(т -1)! (т - Р) 8
Среднее количество свободных уборочных агрегатов:
т-1 р к
Ы&(т) = В*(т) У —' (т - к). (12)
к=0 к!
Для определения времени простоя комбайнов необходимо определить коэффициент использования:
Пк(т) =
т - (т)
(13)
т
Среднюю долю технологического простоя комбайна определим по выражению:
'к(т) =
Рог
1 -Пк(т) Пк(т) '
(14)
где — производительность транспортного сред-
Для определения времени простоя транспортных средств определена длина очереди, ожидающей обслуживания:
11
ч >
с
£9
-
се -
о —
я % б
13 5
0
а л
Б 4
а
1 3
5 2
к
\ ч
V
ч ч ч **
— -
0,35 0.4 0,45 0.5 0,55 0,6 0,65 0,7 Коэффициент использования времени ЗУК
■ - У=15 ц/га--У=20 ц/га -У=25ц/га
а)
0,35 0,4 0,45 0,5 0,55 0,6 0,65 0, Коэффициент использования времени ЗУК
■Вр=6м
Вр=9,1 м б)
■Вр=12м
Рис.
1 - Зависимость количества зерноуборочных комбайнов «Нива-Эффект» от их коэффициента использования времени смены:
а) при различной урожайности (Уь = 4,5 м3; Ь = 6 км; 8 т; Вр = 6 м; Сп = 7000 руб/т; V = 7 км/час);
б) при различной ширине захвата жатки Уь = 4,5 м3; Ь = 6 км; 8 т; У =20 ц/га; Сп= 7000 руб/т; V =7 км/час)
Рис. 2 - Зависимость количества зерноуборочных комбайнов от грузоподъёмности транспортного средства (т; 6 м3; Ь = 6 км; У =2 т/га; Сп= 7000 руб/т; V =7 км/час)
-)Ш+1
Н0(т) =
Р"
Р 2
т • т! (1--)
т
Р к
Р
ш+1
(15)
=0 к! т !• (т - Р)
к=0
Доля технологического простоя транспортного средства в ожидании погрузки определяется по выражению:
Ко(т)
'а(т) =
X
(16)
Исследование экономико-математической модели показало, что на структуру уборочного комплекса значительное влияние оказывает срок службы машин (рис. 1). Так, с увеличением ко-
Рис. 3 - Зависимость количества зерноуборочных комбайнов от расстояния перевозки продукции (т; Vь= 6 м3; У = 20 ц/га; Сп= 7000 руб/т; V =7 км/час; Вр= 6 м)
эффициента использования времени смены зерноуборочных комбайнов с 0,45 до 0,65 количество уборочных агрегатов в звене снижается с семи до пяти единиц, при урожайности зерновых культур, равной 20 ц/га. С увеличением урожайности от 15 до 25 ц/га, при коэффициенте использования времени смены, равном 0,5, количество агрегатов в звене увеличивается с восьми до пяти (рис. 1а). При увеличении производительности технологических машин за счёт использования широкозахватных жаток количество машин в звене уменьшается. Так, при коэффициенте использования времени смены, равном 0,5, при использовании шестиметровой жатки в звене должно быть семь агрегатов, при использовании девятиметровых жаток количество технологических машин в звене снижается до четырёх (рис. 1б).
При увеличении грузоподъёмности транспортных средств с шести до шестнадцати тонн количество технологических машин в звене увеличивается с шести до восьми. Со снижением урожайности на пять центнеров количество уборочных агрегатов в звене увеличивается на один агрегат (рис. 2). Снижение ёмкости бункера зерноуборочного комбайна и увеличение расстояния перевозки вызывает снижение количества зерноуборочных комбайнов в звене (рис. 3).
Таким образом, при формировании зерноуборочных комплексов необходимо распределять зерноуборочные комбайны по звеньям в зависимости от их надёжности. Количество комбайнов в звене с увеличенным сроком службы должно быть больше, чем новых. Это позволит снизить технологические простои уборочных и транспорт-
ных агрегатов, повысить их производительность и снизить себестоимость производимой продукции.
Литература
1. Нунгелер В.В. Индикаторы развития инженерно-техниче-ской системы сельскохозяйственного производства // Техника и оборудование для села. 2010. № 1. С. 28—32.
2. Шепелёв С .Д., Окунев Г.А. Определение потребного количества грузовых автомобилей для перевозки сельскохозяйственных грузов: метод, указания. Челябинск: ЧГАУ, 2000. 34 с.
3. Коптева Л.А. Казахстан: вторичный рынок зерноуборочных комбайнов // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2004. № 6. С, 21-22.
4. Коренев Г.В. Биологическое обоснование сроков и способов уборки зерновых культур. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Колос, 1971.
5. Константинов М.М. Проблемы совершенствования уборочных процессов в условиях Южного Урала // Техника в сельском хозяйстве. 2000. № 4. С. 35—36.
6. Шепелёв С.Д., Окунев Г.А. Проектирование технологических линий на уборке урожая. Челябинск: ЧГАА, 2006. 160 с.
7. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1969. 576 с.