Научная статья на тему 'Влияние средств массовой коммуникации на формирование глобальной культуры человечества'

Влияние средств массовой коммуникации на формирование глобальной культуры человечества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1265
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / ГЕОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / CULTURE / HUMAN POPULATION / GLOBALIZATION / MASS COMMUNICATION OUTLETS / LOCALITY-REFERRED CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Касьянов Валерий Васильевич

Рассматриваются проблемы воздействия средств массовой коммуникации на процессы формирования различных аспектов глобальной культуры человечества. Выявлена информационная составляющая в контексте глобализации культуры в начале XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE MASS COMMUNICATION OUTLETS EXERT ON THE SHAPING OF THE GLOBALIZED CULTURE OF THE HUMAN POPULATION

The paper considered the issues of influence mass communication outlets exert on the course of shaping various aspects of the globalized human culture. The study made it clear that at the beginning of the XXI century an information component takes part in the framework of cultureglobalization.

Текст научной работы на тему «Влияние средств массовой коммуникации на формирование глобальной культуры человечества»

УДК 31

КАСЬЯНОВ Валерий Васильевич,

доктор социологических наук, профессор Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия e-mail: culture@kubsu.ru

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Рассматриваются проблемы воздействия средств массовой коммуникации на процессы формирования различных аспектов глобальной культуры человечества. Выявлена информационная составляющая в контексте глобализации культуры в начале XXI в.

KASYANOV Valery Vasilyevich,

Ph.D. in Social Studies (Sociology), Professor, Kuban (Region) State University, Krasnodar, Russia e-mail: culture@kubsu.ru

INFLUENCE MASS COMMUNICATION OUTLETS EXERT ON THE SHAPING OF THE GLOBALIZED CULTURE OF THE HUMAN

POPULATION

The paper considered the issues of influence mass communication outlets exert on the course of shaping various aspects of the globalized human culture. The study made it clear that at the beginning of the XXI century an information component takes part in the framework of culture' globalization.

Ключевые слова: культура, человечество, глобализа- Keywords: culture, human population, globalization, ция, средства массовой коммуникации, геокультурная mass communication outlets, locality-referred cultural среда. environment.

Под влиянием транснациональных средств массовой коммуникации (далее - СМК), создающих общее мировое информационное пространство, формируется и новая глобальная культура, потребителями которой являются все, кто имеет доступ к СМК - печати, телевидению, радио, интернету. Однако формирующаяся глобальная культура человечества имеет преимущественно западное, а точнее - американское происхождение, поскольку именно образцы американской массовой культуры составляют ее основное содержание.

Экономическое, политическое и технологическое доминирование западных обществ порождает и их культурное доминирование в мире. Глобальные СМК служат проводником западного культурного влияния [1, с. 113]. Одним из наиболее последовательных сторонников этой позиции был американский исследователь Герберт Шиллер. С его точки зрения, глобальные СМК неизбежно и специально находятся под влиянием западных правительств и крупных корпораций. Они способствуют сохранению нынешнего состояния мирового сообщества с присущим ему глубоким межгосударственным неравенством. Глобальные коммерческие СМК распространяют в первую очередь ту культурную продукцию, которая обеспечивает продвижение товаров, производимых западными компаниями, а в конечном итоге - утверждение самой рыночной системы.

Комментируя эту аргументацию, видный британский исследователь Фрэнк Уэбстер подчеркивает:

«Герберт Шиллер утверждает, что основная масса развлекательной продукции становится доступной только на рыночных условиях, и одновременно эта же продукция - средство маркетинга товаров, прежде всего американского происхождения. Это относится к телевизионным программам, голливудским фильмам, спутниковому вещанию, одним словом, ко всему, что заполняет досуг, а в производстве подобной продукции лидируют Соединенные Штаты. Все коммерциализировано и используется таким образом, чтобы повысить продажи товаров и услуг. С одной стороны, телевизионные каналы создаются только тогда, когда это оправдано чисто экономическими соображениями, и тот же принцип применяется к их программному наполнению: оно определяется тем, приносит ли реклама на канале достаточный доход. В свою очередь это отражается на содержании того, что по какому каналу демонстрируется: сенсации и боевики, «мыльные оперы» и сериалы, спорт и еще раз спорт. В общем, все, что не требует напряжения мысли и что не касается политически спорных вопросов, но помогает собрать максимальную аудиторию, привлекающую рекламодателей и спонсоров. В то же время без информационной поддержки СМК едва ли можно было продавать по всему миру джинсы, кока-колу, «форды» и сигареты «Мальборо» [2, с. 176].

Усиливая впечатления от эффекта глобального распространения американизированной массовой культуры, некоторые исследователи используют такие выразительные термины, как «кока-колонизация» и «макдональдизация». Эти термины подчеркивают экспансию потребительской идеологии, заложенной в массовой культуре.

Однако сводить процесс формирования глобальной культуры только к пассивному усвоению американизированной массовой культуры было бы неточно. Несомненно, культурное влияние Запада и США на остальной мир огромно. Несомненно, что это влияние связано с эко-

Социология, психология и менеджмент

номическим, политическим и технологическим доминированием Запада. И все же формирование глобальной культуры - процесс более сложный, чем копирование образцов западной массовой культуры. Выделим кратко его основные составляющие помимо всемирной любви к голливудским фильмам и джинсам [3, с. 204].

Во-первых, благодаря глобальным СМК расширяется культурный кругозор и информированность их аудитории. Люди получают возможность выйти за рамки представления о мире, созданного только их культурой. Восприятие мира становится более многообразным. Если раньше человека интересовало то, что происходит на соседней улице, в его городе или в лучшем случае - в его стране, то сегодня человек интересуется тем, что происходит во всем мире. Возникает то, что Маршалл Маклюэн называл «глобальной деревней» [4, с. 386].

Люди становятся гораздо более информированными о политической и экономической жизни других стран. Благодаря глобальным СМК сообщения о кризисных событиях становятся известными мгновенно, что способствует быстрому получению необходимой помощи и поддержки, если в этом есть необходимость.

Во-вторых, несмотря на то, что глобальные СМК передают информацию, окрашенную преимущественно интересами и ценностями западных обществ, они, тем не менее, уделяют внимание и другим регионам. Разнообразие глобальных СМК позволяет распространять не только политическую и развлекательную информацию, но также научно-популярную, знакомящую желающих с последними научными достижениями, историей, культурой различных стран и народов. Несомненно, что чем более доступным будет становиться кабельное и спутниковое телевидение, и особенно интернет, тем разнообразнее станет его продукция, тем больше свободы выбора тем и программ появится у аудитории, и, сидя у компьютера в далекой глубинке, человек осознает себя участником государственных и даже мировых проблем.

В-третьих, «западное влияние», проникающее по каналам СМК, сводится не только к мыльным операм и боевикам. Ценности образования, политической свободы, индивидуальной инициативы, прав личности, равенства женщин, здорового образа жизни, технологического развития и масса всего другого - также западные по своему происхождению. Но их распространение едва ли стоит рассматривать как «вредоносное влияние» Запада. Паломники в Мекке, совершив ритуальный обход Каабы, самым активным образом пользуются мобильными телефонами, чтобы сообщить о столь значимом событии друзьям и родственникам. Никто из них не считает, по-видимому, что использование мобильных телефонов вредит традиционной вере. И таких примеров можно привести бесконечное множество.

В-четвертых, современные технические средства связи и коммуникации вполне могут создаваться и быть использованы и незападными обществами для распространения своих культурных ценностей, своей интерпретации мировых событий, политических процессов. Среди глобальных и крупных региональных СМК уже сегодня есть не только западные по происхождению компании. Активизации этого процесса препятствует, прежде всего, недостаток экономических и технологических ресурсов, который испытывают сегодня многие страны. Хотя быстрый рост влияния китайских СмК и их продукты показывают, что всесилие западных СМК не безгранично.

В-пятых, влияние западной культуры не исчерпывается только лишь подражанием. Западные культурные образцы, попадая на почву иной культуры, претерпевают определенные изменения. Например, в Индии жанр телесериала используется для поддержания традиционной культуры - большой популярностью пользовался сериал, представляющий собой экранизацию древнего эпоса «Рамаяна». При этом набожные индусы перед просмотром каждой серии украшали телевизор гирляндами цветов и окуривали благовониями [5, с. 77].

Феномен смешения западных и местных, локальных культурных форм получил название гибридизации. Именно культурные гибриды, а не простое воспроизводство западных образцов - наиболее распространенное в настоящее время проявление культурной глобализации.

Мы солидарны с известными специалистами [6, с. 8], которые подчеркивают, что культура и глобализация во взаимодействии должны восприниматься, с одной стороны, как состояния, а с другой - как процессы.

Влияние СМК на это взаимодействие может быть как объединяющим, так и обособляющим, а сама глобализация ведет к формированию нового уровня мировой культуры на базе очередного центра развития человечества. При этом никто не станет возражать, что специфика, яркое своеобразие культур Китая, Индии и других стран сохраняется и развивается.

Важнейший фактор культурной глобализации сегодня - распространение интернета. С его помощью представители разных культурных традиций могут налаживать прямое общение, распространять свои взгляды, ценности и убеждения, вступать в диалог. Пока доминирующим

языком межнационального общения как в реальном, так и в виртуальном пространстве остается английский. Но быстрое распространение интернета в Китае, арабских странах, Индии, России может привести к росту значимости и других языков, а соответственно и культур.

Таким образом, влияние средств массовой коммуникации на культурную глобализацию следует рассматривать как интенсивный, но не всегда эквивалентный процесс, который стимулирует культурный обмен, диалог между различными культурами, в результате которого складывается единое, но неоднородное культурно-информационное пространство, «надстраивающееся» над национальными культурами, влияющее на них и подвергающееся влиянию с их стороны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бауман 3. Глобализация: последствия для человека и общества. - М.: 2004. - С. 113.

2. Уэбтер Ф. Теории информационного общества. - М., 2004. - С. 176.

3. Касьянов В.В. Социология культуры. - Краснодар, 2014. - С. 204.

4. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - М., 2007. - С. 386.

5. Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире. - М., 2004. - С. 77.

6. Узлов Ю.А. Геокультурное пространство российской цивилизации. - Сан-Франциско, 2014. - С. 8. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. - М., 2006. - С. 460-461.

REFERENCES

1. Bauman Z. Globalization: implications for individuals and society. Moscow. 2004. P. 113. (in Russ.).

2. WabterF. Theories of the information society. Moscow. 2004. P. 176. (in Russ.).

3. Kasyanov V. Sociology of culture. Krasnodar, 2014. P. 204. (in Russ.).

4. McLuhan, M. Understanding media: the extension of man. Moscow. 2007. P. 386. (in Russ.).

5. The many faces of globalization: cultural diversity in the modern world. Moscow, 2004. P. 77. (in Russ.).

6. Uzlov Y.A. Geo-Cultural space of the Russian civilization. San-Francisco, 2014. P. 8. (in Russ.). Chumakov A.N. Metaphysics of globalization. Moscow, 2006. P. 461. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.