Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ФОНДОВОГО РЫНКА'

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ФОНДОВОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
фондовый рынок / финансовый рынок / рынок ценных бумаг / трейдер / трейдинг / инвестор / инвестиции / СМИ / новости / экономическое поведение / принятие решений / the stock market / the financial market / the securities market / trader / trading / investor / investment / media / news / economic behavior / decision -making

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шитова М.А.

статья посвящена изучению влияния средств массовой информации на поведение частных участников фондового рынка – трейдеров и инвесторов. Автор рассматривает медиавоздействие как важный фактор колебания фондового рынка. Именно с помощью средств массовой информации распространяются новости, оказывающее влияние на поведение участников фондового рынка – их эмоциональное состояние, принятие ими инвестиционных решений, и тем самым воздействуя на движение фондового рынка. Наибольшее воздействие оказывают интернет-источники: информационные новостные ленты, финансово-аналитические каналы, сайты с биржевым анализом, телеграмм-каналы и другие. Они позволяют инвесторам и трейдерам сформировать представление о событиях, касающихся фондового рынка, и могут спровоцировать к принятию иррациональных решений, даже у опытных участников рынка, тем самым формируя рыночный тренд и движение фондового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE MEDIA ON THE BEHAVIOR OF PARTICIPANTS IN THE STOCK MARKET

the article is devoted to the study of the influence of the media on the behavior of private participants in the stock market traders and investors. The author considers media exposure as an important factor in the stock market fluctuations. It is with the help of the media that the news is extended that affects the behavior of participants in the stock market their emotional state, their adoption of investment decisions, and thereby acting on the movement of the stock market. Internet sources have the greatest impact: information news feeds, financial and analytical channels, sites with exchange analysis, telegram channels and others. They allow investors and traders to form an idea of the events regarding the stock market, and can provoke to make irrational decisions, even by experienced market participants, thereby forming a market trend and the movement of the stock market.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ФОНДОВОГО РЫНКА»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Шитова М.А.

магистр Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

margomorga@gmail.com

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ФОНДОВОГО РЫНКА

Аннотация: статья посвящена изучению влияния средств массовой информации на поведение частных участников фондового рынка - трейдеров и инвесторов. Автор рассматривает медиавоздействие как важный фактор колебания фондового рынка. Именно с помощью средств массовой информации распространяются новости, оказывающее влияние на поведение участников фондового рынка - их эмоциональное состояние, принятие ими инвестиционных решений, и тем самым воздействуя на движение фондового рынка. Наибольшее воздействие оказывают интернет-источники: информационные новостные ленты, финансово-аналитические каналы, сайты с биржевым анализом, телеграмм-каналы и другие. Они позволяют инвесторам и трейдерам сформировать представление о событиях, касающихся фондового рынка, и могут спровоцировать к принятию иррациональных решений, даже у опытных участников рынка, тем самым формируя рыночный тренд и движение фондового рынка.

Ключевые слова: фондовый рынок, финансовый рынок, рынок ценных бумаг, трейдер, трейдинг, инвестор, инвестиции, СМИ, новости, экономическое поведение, принятие решений

Фондовый рынок или рынок ценных бумаг - место продажи и покупки акций, облигаций, различных валют и прочих активов, появился еще во времена царской России. Исторический путь российского фондового рынка довольно сложный и противоречивый. Первая фондовая биржа была открыта в 1703 г. в Санкт-Петербурге по приказу Петра I. Следующая фондовая биржа была открыта в Москве в 1839 г. В то время российский фондовый рынок представлял собой внешнюю торговлю популярными товарами и только спустя некоторое время с появлением закона об акционерных компаниях, который был издан в 1836 г., на бирже стали осуществлять сделки и с ценными бумагами.

В XIX в. на фондовом рынке в основном фигурировали облигации внутренних государственных займов и акций железнодорожных предприятий. Рынок переживал разные времена - как стабильный рост, так и серьезные кризисы. С приходом советской власти в 1917 г. коммерческий товарооборот был и вовсе запрещен. В этот исторический период нашей страны, операции с ценными бумагами были полностью прекращены. Но спустя время произошел расцвет многочисленных бирж, который находился под полным контролем государства. В 1930-е гг. советское правительство выпускало только облигации государственных займов, а другие виды деятельности фондовой биржи были запрещены.

И только с глобальной трансформацией экономики России в 90-е гг. XX в. появилась востребованность в открытии фондовых бирж, осуществляющих торговлю ценными бумагами. В это важное для истории нашей страны время фондовый рынок получил новый виток своего возрождения. Так в Москве в то время действовало более двадцати бирж. Но на данный момент в России зарегистрировано две официальные фондовые биржи- одна в Санкт-Петербурге, другая в Москве. Одновременно с новым фондовым рынком на территории России в финансовый сектор экономики стали внедряться новейшие технологии и электронные торговые системы, благодаря которым операции стали проводиться в онлайн-формате в режиме реального времени. Тогда биржевые сделки стали заключаться на

цифровых торговых платформах, а большинство людей получили возможность стать частными участниками фондового рынка, обладая выходом в Интернет. Так в конце XX в. началось формирование и постепенное развитие российского фондового рынка. В настоящее время финансовые обороты российской биржи довольно значительны и перспективны -ожидается ее дальнейшее прогрессивное развитие и рост.

На торговой площадке фондового рынка происходит взаимодействие его участников, пересекаются взаимные интересы продавцов и покупателей ценных бумаг. Между ними заключаются сделки по рыночной цене, которая формируется на пересечении линий спроса и предложения. При подорожании ценных бумаг, спрос превышает предложение, а при снижении цены актива - предложение превышает спрос.

Частными участниками фондового рынка являются инвесторы и трейдеры. Инвестором может стать любое физическое или юридическое лицо, которое инвестирует свои денежные средства в фондовые активы с целью получения прибыли. Он может инвестировать свои денежные средства в долгосрочное владение ценными бумагами и получать от них дивиденды. При краткосрочной покупке ценных бумаг, прибыль изымается из роста их стоимости. Участников рынка, специализирующихся на краткосрочной покупке и продаже ценных бумаг, называют трейдерами. Трейдер в течении дня может совершать большое количество сделок.

Помимо инвесторов и трейдеров, являющихся частными участниками, на фондовом рынке осуществляют свою деятельность также и профессиональные участники - компании (эмитенты), которые производят выпуск и продажу собственных ценных бумаг, и брокеры, регистрирующие торговые операции частных участников рынка - трейдеров и инвесторов. Действия всех участников фондового рынка регулируются биржей и законодательством страны.

В торговой деятельности трейдеров и инвесторов информация, своевременность её получения и скорость реагирования участников имеют решающее значение. Быстрая реакция на полученную информацию может обеспечить прибыль или же уберечь от ещё больших убытков. Реакция может быть связана с выходом разной информации в новостных сводках, в научно-аналитических исследованиях, на законодательном уровне и др., напрямую или косвенно оказывающая влияние на поведение участников рынка и тем самым приводящая в движение фондовый рынок. Огромное влияние на поведение участников рынка ценных бумаг оказывают средства массовой информации. Разнообразные новостные сообщения на федеральных каналах и интернет-ресурсах могут спровоцировать к принятию иррациональных решений, даже у опытных участников рынка.

Именно под влиянием эмоций трейдеры и инвесторы совершают необдуманные торговые операции. В свою очередь, под влиянием экономического поведения частных участников фондовый рынок приходит к движению и постоянно колеблется. Например, при росте цен на активы, настроение участников рынка является положительным, тем самым формируя бычий тренд, при котором продолжается рост рынка. А при падении цен на ценные бумаги, настроение участников рынка становится отрицательным, тем самым формируя медвежий тренд, при котором продолжается падение рынка. Так как в этот процесс вовлечено множество участников фондового рынка, то своим финансовым поведением они вызывают колебания рынка, называемые психологическими рыночными циклами. При оптимистичном настроении частных инвесторов происходит увеличение спроса и уменьшение предложения, а при пессимистичном настроении - увеличение предложения и уменьшение спроса. Иными словами, когда частные участники рынка настроены оптимистично, то и большинство из них предпочитают покупать постоянно растущий актив. Но обратный эффект возникает, когда частные участники рынка настроены пессимистично, тогда большинство из них стремятся продавать стремительно падающий

актив. Постоянно увеличивающийся спрос может вызвать эйфорию, которая способствует еще большему росту цен и появление финансового пузыря, который приводит к неизбежному рыночному кризису. В свою очередь, постоянное падание цен на активы формирует негативное настроение участников, вызывает панику и страх потери собственных инвестиций, которые способствуют обвалу фондового рынка.

На финансовое поведение частных участников рынка - трейдеров и инвесторов, в том числе принятие ими инвестиционных решений, влияет информация, которую предоставляют средства массовой информации (СМИ). Определенная и своевременно полученная информация позволяет частным инвесторам не только получать прибыль, но и избегать еще больших убытков. Таким образом, информация может привести инвестора к большому успеху или же к финансовому краху. С помощью средств передачи информации она распространяется на большие географические расстояния и рассеянных в пространстве участников фондового рынка. Средства передачи информации регулярно модернизируются и усовершенствуются. На современном этапе развития средства массовой информации формируют определенное мнение у трейдеров и инвесторов и даже способны внедрить характерную модель поведения. Поэтому представляется необходимым исследовать влияние средств массовой информации на поведение участников фондового рынка, особенно изучение данного процесса с социологической точки зрения.

В процессе своей инвестиционной деятельности участники фондового рынка на регулярной основе медапотребляют материалы средств массовой информации. При этом в деятельности современных трейдеров и инвесторов телевидение и радио менее востребованы, чем Интернет-СМИ. На данный момент постоянным каналом информации являются интернет-источники: информационные новостные ленты, финансово-аналитические каналы, сайты с биржевым анализом, телеграмм-каналы и др.

Средства массовой информации позволяют инвесторам и трейдерам сформировать представление о событиях, касающихся фондового рынка, и принять определенное инвестиционное решение. Таким образом, СМИ не только информируют участников рынка, но и оказывают влияние на их дальнейшее финансовое поведение. Происходящие в мире события, которые освещаются СМИ, напрямую влияют на поведение частных участников фондового рынка и на их процесс покупки и продажи ценных бумаг.

Новостная информация может быть ожидаемой и непредсказуемой. К ожидаемой информации относятся новости об отчетности компаний или ключевой ставке Центрального банка. А к непредсказуемой информации: чрезвычайные ситуации, финансовый крах и другие. Например, новость о вышедшей отчетности российской торговой компании X5 Group, превзошла ожидания экспертов и повлияла на дальнейший рост цен на активы компании. Но так как даты выхода отчетности ожидаемы и прогнозируемы, то такие новости предугадываются аналитикой. Но помимо предсказуемой информации, на поведение участников фондового рынка также оказывают влияние неожиданные новости, появление которых обычно невозможно предсказать. Например, новость о случившемся землетрясении в Турции, которое произошло в феврале прошлого года, привела к падению всех биржевых турецких индексов.

Торговля на новостях, происходящих на каждодневном новостном фоне, является одной из основных стратегий трейдеров. Успешные трейдер-аналитики совершают торговые сделки именно на фоне непредсказуемых новостей. Но для ведения торговли на новостном фоне необходимо иметь доступ к актуальной информации, а также своевременно и правильно ее интерпретировать.

Зачастую инвестор, получивший сведения из официальных информационных ресурсов, доверяет им и считает их достоверными. Однако в XXI в. информация зачастую носит манипулятивный характер. Поэтому информационная манипуляция с помощью СМИ

является распространенным явлением. К основным механизмам негативной информационной манипуляции относятся: постепенное внедрение в голову инвестора не пользующиеся популярностью решения; отвлечение внимания от важных на данный момент тем; создание проблемы и указание пути для ее решения и другие. Все это приводит к формированию ложных представлений участников о ситуации на рынке и возможным финансовым потерям. Поэтому для биржевой деятельности на фондовом рынке трейдерам и инвесторам необходимо развивать критическое мышление. Только в этом случае, они смогут объективно оценивать информацию, полученную из СМИ, и принимать рациональные решения, которые принесут им прибыль.

При выходе оптимистичной информации и общем положительном новостном потоке у трейдеров и инвесторов преобладает позитивное рыночное настроение, под влиянием которого они начинают массовую скупку акций компаний.

А при выходе негативной информации частные участники фондового рынка начинают испытывать страх, который перерастает в панику и стремительно распространяется на других участников рынка, тем самым прекрасно иллюстрируя «теорию заражения» Г. Лебона [2]. Согласно его теории, в толпе люди становятся внушаемыми - они не могут рассуждать логически, принимают иррациональные решения, а также у них быстро меняется настроение. Эмоции передаются от одного участника фондового рынка к другому, «заражение» быстро передает состояние аффекта и паническое поведение. Так один участник рынка служит стимулом для подражания действий других трейдеров и инвесторов. А одновременно с эмоциями меняется и поведение всех участников фондового рынка. Также действие данной теории на фондовом рынке подтверждает М.Кастельс - «то, как мы думаем, зависит от сигналов, которые мы получаем от других» [ 1].

И, конечно же, СМИ играют в «заражении» немаловажную роль. Ведь именно информационная повестка дня способна повлиять на эмоции и поведение трейдеров и инвесторов, торгующих на фондовом рынке. Известный ученый М. Маклюэн отмечал: «сегодня мы видим особенно много примеров обогащения, свершающегося за счет заблаговременного обладания информацией, о положении дел на рынках акций, долговых обязательств и недвижимости» [3].

Литература:

1. Кастельс М. Власть коммуникации: учеб. пособие; пер. с англ. Н. М. Тылевич; под науч. ред. А.И. Черных; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 564 с.

2. Лебон Г. Психология народов и масс. - М.: Академический проект, 2011. - 240 с.

3. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. - М.; Жуковский. - «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464 с.

References:

1. CastellsM. Communication Power / OUP Oxford, 30 авг. 2013. - 624 р.

2. Lebon G. Psychology of peoples and masses. - M.: Academic Project, 2011. - 240 p.

3. Makluen G.M. Understanding media: external expansion of man / Per. from English. - M.; Zhukovsky. - "Canon-Press-Ts", "Kuchkovo Field", 2003. - 464 p.

THE INFLUENCE OF THE MEDIA ON THE BEHAVIOR OF PARTICIPANTS IN THE

STOCK MARKET

Shitova M.A.

Master of the Faculty of Sociological Faculty of Moscow State University named after M.V. Lomonosov

margomorga@gmail.com

Abstract: the article is devoted to the study of the influence of the media on the behavior of private participants in the stock market - traders and investors. The author considers media exposure as an important factor in the stock market fluctuations. It is with the help of the media that the news is extended that affects the behavior of participants in the stock market - their emotional state, their adoption of investment decisions, and thereby acting on the movement of the stock market. Internet sources have the greatest impact: information news feeds, financial and analytical channels, sites with exchange analysis, telegram channels and others. They allow investors and traders to form an idea of the events regarding the stock market, and can provoke to make irrational decisions, even by experienced market participants, thereby forming a market trend and the movement of the stock market.

Key words: the stock market, the financial market, the securities market, trader, trading, investor, investment, media, news, economic behavior, decision -making

Для цитирования: Шитова М.А. Влияние средств массовой информации на поведение участников фондового рынка// Архонт, 2024. № 1(40). С. 127-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.