Научная статья на тему 'Влияние средств массовой информации на формирование криминогенных установок'

Влияние средств массовой информации на формирование криминогенных установок Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние средств массовой информации на формирование криминогенных установок»

A.M. SYSOYEV

INFLUENCE OF MASS MEDIA ON FORMATION OF CRIMINOGENIC ATTITUDE

А.М. СЫСОЕВ, кандидат психологических наук (Вологодский институт права и экономики ФСИН России)

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КРИМИНОГЕННЫХ УСТАНОВОК

Тема данной статьи не является надуманной и случайной, так как известно, что средства массовой информации (СМИ) являются одним из основных источников, формирующих представления человека о реалиях окружающего мира. Информация становится одним из основных инструментов социального регулирования общественной жизни.

Распространяя те или иные сообщения и материалы, СМИ создают общественное мнение, настроение, определяя взгляды и поведение отдельных личностей, социальных групп, а в конечном счете - всего общества. Сообщая своим читателям, слушателям или зрителям какую-либо информацию, СМИ вызывают у них соответствующие эмоциональные переживания, способствуя формированию стереотипных поведенческих установок.

Изыскания в области выявления взаимосвязей между преступностью и средствами массовой информации способствовали выделению целого направления - криминологии массовых коммуникаций.

Родоначальник этого направления - профессор Г.Н. Горшенков - криминологию массовых коммуникаций определяет как направление криминологической науки, систематизирующее знания о природе, закономерностях преступности в сфере оборота массовой информации, возможностях предупредительного воздействия на нее и применения массово-коммуникативных методов оптимизации функционирования системы противодействия (любым видам) преступности1.

Сфера массовой информации, как и любая другая сфера общественной жизни, имеет такие

особенности, которые, в свою очередь, обусловливают характер преступности. Их природа объясняется функционированием института массовых технологий, направленных на обеспечение нормальной деятельности общества, однако представляют для него и немалую угрозу -серьезную проблему информационно-психологической безопасности населения2.

Рассматривая особенности воздействия средств массовой информации, профессор Г.Н. Горшенков выделяет следующие основные функции массовоправовой коммуникации: правовое информирование; правовое воспитание; организация поведения; коммуникация; создание определенного эмоциональнопсихологического тонуса3.

Примером нагнетания массового психоза средствами массовой информации является социологическое исследование, которое провел автор, опросив 370 человек, проживающих в Москве, Рязани и Вологде. В период с октября по ноябрь 2006 г., когда СМИ достаточно регулярно сообщали новости о преступной деятельности грузин, всем респондентам был задан один вопрос: представители какой нации вызывают у Вас неприязненное отношение? Около 24 % опрошенных указали грузин в качестве объекта ксенофобии, то есть определили их на второе место в списке объектов национальной неприязни. Примечательно, что в результатах подобного опроса, проведенного в феврале 2006 г., представители грузинской национальности в ответах респондентов даже не фигурировали.

Свободная пресса как один из обязательных элементов и гарантов демократии призвана играть роль объективного и независимого наблю-

• •

дателя и аналитика, в силу чего часто становится в оппозицию по отношению к официальным структурам власти. Независимость СМИ, с одной стороны, обеспечивает доступ граждан к полной, всесторонней и достоверной информации, а с другой - защищает общественное и индивидуальное мнение от воздействия ангажированной пропаганды и других форм манипулирования им.

Свобода СМИ предполагает прежде всего право на свободное выражение мнения - одно из важнейших прав человека. Пункт 2 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. устанавливает: «Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору».

В то же время свобода СМИ не может быть безграничной, абсолютной. Требования общественности к объективным и независимым средствам массовой информации создают определенные ограничения понятия «свобода СМИ». Пропагандируемая иногда концепция «свободного, неконтролируемого потока информации» на самом деле «работает» на наиболее радикальные, экстремистские и террористические внутригосударственные и международные организации и группировки, которым эта концепция помогает захватывать или подчинять своему влиянию то или иное средство массовой информации. При этом преследуется задача достижения вполне конкретных тактических целей (например, дестабилизации социально-политической обстановки в стране или регионе; нарушения установленного порядка управления; подрыва авторитета власти; инициирования недовольства населения действиями правительства, неспособного навести надлежащий порядок и защитить собственных граждан от насилия, и т. д.).

В мае 2002 г. в Маниле прошла конференция ЮНЕСКО «Терроризм и средства массовой информации», в ходе которой была принята резолюция, утверждающая, что любая стратегия борьбы с угрозой терроризма должна опираться на уважение свободы выражения мнений и средств массовой информации, а не на серьезное ограничение этих фундаментальных прав4 .

Все террористические акции последних лет не обходятся без спланированного применения средств, форм и методов распространения ин-

______________________________Влияние средств...

формации в целях оказания влияния на поведение (установки) человека и представляют собой не что иное, как психологические операции, направленные на определенную часть общества.

Недопущение дальнейшего использования СМИ международным терроризмом в качестве информационного оружия - актуальная задача, которую международное сообщество должно решить в кратчайшие сроки. На этот счет существует целый ряд положений международного и внутригосударственного права. Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает возможность введения определенных ограничений: «а) для уважения прав и репутации определенных лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения». Перечень подобных ограничений в большем объеме содержится в п. 2 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая предусматривает также возможность ограничения свободы в интересах территориальной целостности, в целях предотвращения беспорядков и преступлений.

Отдельные ограничения свободы СМИ закреплены в национальном законодательстве большинства европейских стран, где приняты законы, запрещающие расистские выступления, пропаганду или провокационные заявления, выражающие ненависть или презрение к лицам или группам лиц на основании их расовой или этнической принадлежности, национальности, вероисповедания.

Неоднократно дополнявшаяся ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» содержит запрет на использование средств массовой информации в целях «совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости». В этой же статье слова о недопустимости использования средств массовой информации «для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, пропаганды войны» были заменены словами «для осуществления экстремистской деятельности», тем самым было существенно расширено содержание понятия «злоупотребление свободой массовой информации», так как «экстремист-

А.М. Сысоев

ская деятельность» включает в себя не только перечисленные выше деяния, но и деятельность СМИ «по планированию, организации, подготовке и совершению действий», направленных на «подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности» и т. д.

Следует отметить, что лишь некоторые государства (в том числе Россия) закрепили в своем законодательстве специальные нормы, огранивающие свободу СМИ в целях предотвращения такого опасного преступления, как тер-роризм5.

Тенденция к увеличению количества норм, ограничивающих свободу СМИ в России, встречает сопротивление как со стороны правозащитных организаций, так и со стороны сотрудников средств массовой информации.

Феномен СМИ проявляется в отечественном уголовном законодательстве в качестве квалифицирующего признака (ч. 2 ст. 129, ч. 2 ст. 130, ч. 2 ст. 280 УК РФ).

Обратимся к ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Часть 1 данной статьи предусматривает ответственность за совершение публичных призывов любым способом (за исключением СМИ) в виде лишения свободы на срок до трех лет, ч. 2 - за те же деяния, но совершенные с использованием средств массовой информации, лишение свободы на срок от трех до пяти лет.

Как справедливо отмечает профессор Г.Н. Гор-шенков, «хотя инструментальная форма правового воздействия на социальные связи с использованием СМИ и предполагает реализацию конкретных норм через конкретные правоотношения, воздействует на сознание и волю участников (субъектов) правоотношений. Однако ее воздействие распространяется и на сознание, волю иных субъектов права, круг которых благодаря СМИ определить невозможно»6 .

Таким образом, с одной стороны, СМИ способствуют совершению преступлений, с другой -могут предупреждать уголовно наказуемые деяния. Отсутствие контроля со стороны государства над свободной прессой порождает преступную безнаказанность людей, в чью профессиональную компетенцию входит формирование общественного мнения, а следовательно, в какой-то мере ответственных за создание нравственного климата в современном обществе.

1 См.: Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии / Под ред. А. Шестакова СПб., 2003. С. 129.

2 См.: Бурлаков В.Н., Горшенков Г.Н., Максина С.В., Шестаков Д.А. Средства массовой информации и преступность (криминология СМИ) // Правоведение. 2000. № 5. С. 260.

3 См.: Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии С. 159-160.

4 См.: Терроризм и средства массовой информации. Манила, 1-2 мая 2002 г.: Резолюция конф. ЮНЕСКО // www.ruj.ru.

5 См.: Робинов А.А. Ограничение свободы СМИ и борьба с терроризмом // Журн. рос. права. 2003. № 5. С. 105.

6 Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии. С. 157.

• •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.