Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ'

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
862
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ДУХОВНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Привалов Алексей Андреевич, Чмир Роман Александрович, Артемова Валентина Викторовна

В статье рассматривается влияние средств информации и социальных сетей на формирование нравственных ценностей молодежи. Анализируются значение СМИ для молодого поколения, а также результаты анкетирования обучающихся Центра развития современных компетенций детей, связанного со значением социальных сетей в их жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Привалов Алексей Андреевич, Чмир Роман Александрович, Артемова Валентина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE MEDIA ON THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF YOUNG PEOPLE

The article deals with the influence of the media and social networks on the formation of moral values of young people. Analyzes the importance of the media for the younger generation, as well as the results of the survey of students of the Center for the Development of Children's Modern Competences related to the importance of social networks in their lives.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 101.1: 316

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

МОЛОДЕЖИ

Алексей Андреевич Привалов1

педагог дополнительного образования asher_satton@mail. т Роман Александрович Чмир 1 кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

romanchmir3@mail. т Валентина Викторовна Артемова 2

5a5t5v5@mail.ru заместитель заведующего 1Мичуринский государственный аграрный университет 2МБДОУ детский сад "Радуга" в филиале «Вишенка»

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается влияние средств информации и социальных сетей на формирование нравственных ценностей молодежи. Анализируются значение СМИ для молодого поколения, а также результаты анкетирования обучающихся Центра развития современных компетенций детей, связанного со значением социальных сетей в их жизни.

Ключевые слова: средства массовой информации, социальные сети, духовные и нравственные ценности, интернет.

На протяжении вот уже более 100 лет средства массовой информации являются важным фактором влияния на общество и катализатором многих социальных процессов, возникающих в нем в связи с политическими, экономическими и социальными преобразованиями.

В последние годы, в связи с массовым распространением информационных технологий и интернета существенно возросла роль СМИ в формировании нравственных основ молодежи и выстраиванию ценностных ориентиров. Сегодня СМИ взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания подростков, воспитанию их взглядов, вкусов, предпочтений. Воздействием СМИ на подрастающее поколение управлять труднее, чем воздействием семьи и школы, по той причине, что поток информации, льющийся с экраном телевизоров, компьютеров и телефонов сложно контролировать.

В проведенном нами исследовании, в котором участвовало более 250 человек, мы пришли к выводу, что, по мнению молодежи, одним из лидирующих на сегодняшний день среди средств массовой формации является интернет (90 %), второе место (8 %) занимает телевидение, третье разделили между собой радио (1 %) и печатные издания (1 %). Интернет, по мнению пользователей, сегодня дает много новой и интересной информации об окружающем мире и позволяет ее мгновенно актуализировать в зависимости от изменений в научной или общественной жизни, интернет способствует расширению кругозора, а также является простым способом общения и коммуникации между людьми. Сфера развлечений, с центральных телеканалов постепенно уходит в цифровое пространство. Но самое главное, интернет удовлетворят потребность молодежи в отвлечении, уходе от повседневных дел и обыденности окружающего мира в собственное уникальное пространство, наполненное любимым контентом, музыкой и видеороликами.

Можно бесконечно спорить о качестве, продуманности, достоверности информации в СМИ, но, по мнению большинства исследователей и аналитиков в современное медийное пространство имеет ярко выраженное отрицательное

влияние на подрастающее поколение. Волна насилия, неконтролируемой агрессии, разрушение ценностей, отсутствие нравственных и духовных ориентиров в СМИ способствует изменению ценностных ориентиров молодежи, которые в дальнейшем повлекут деморализацию всего общества [3, с. 270].

Изучение влияние СМИ на молодое поколение важно еще и потому, что оно, как наиболее мобильное и восприимчивое ко всяким инновациям, более других подвержено ценностным и мировоззренческим перестройкам, чем взрослые, жизненный опыт которых является фильтром в океане разнообразной информации [8, с. 278]. Средства массовой информации сегодня транслируют определенные образцы поведения и стиль жизни, формируя нравственные основы жизни, которые далеки от идей и национальных целей Российской Федерации, или даже идут в противовес им.

Особенно важно отметить то, что медийное пространство всегда несло большое воспитательное значение. Однако, если раньше оно контролировалось и корректировалось государством, то сегодня этот процесс перешел в руки блогеров, рекламодателей, различных медийных персонажей с низким уровнем социальной ответственности [10].

В результате наших исследований, которые согласуются со многими исследованиями [2, с. 32; 5, с. 96; 6, с. 85], большинство современных молодых людей воспитывают социальные сети, интернет и телевидение. Массовое внедрение информационных технологий и создание глобального информационного пространства стало важным фактором в формировании личностных характеристик молодежи. Привычка доверять СМИ делает молодежь уязвимой перед навязыванием у них определенных установок «правильной» жизненной позиции.

Одной из главных задач современного общества - воспитание -целенаправленное развитие человека как некой индивидуальности, совершенствование его творческих и нравственных сил. Как показывают исследования, на воспитание ребенка влияет семья (50 %), СМИ - 30 %, школа

(10 %), улица (10 %), то есть влияние средств массовой информации больше чем школы и друзей вместе взятых!

Сегодня СМИ в значительной степени утратили свое воспитательное значение, сменив ее на функцию развлечения и удовлетворения потребительских интересов. Это отражается в примитивности использования форм и методов воздействия на потенциальную аудиторию, упрощению используемого текста, доминированию аудиовизуальных технологий перед глубинным анализом рассматриваемой проблемы. Данная проблема касается не только интернета. По мнению Н.Б. Кирилловой [4, с. 340] существенно снизилось качество передач на телевидение. Интеллектуальные, аналитические передачи заменяются шоу-программами и играми, не несущими в себе никакого воспитательного или образовательного аспекта.

Можно с уверенностью сказать, что ушла в прошлое прежняя система воспитания молодого человека, заложенная в советское время. В значительной степени утрачена и традиционная воспитательная функция и СМИ, и что самое поразительное, обозначилась новая модель коммуникационных отношений, когда молодежная аудитория начинает участвовать в процессе духовного производства, сама формирует информационную среду обитания и формирует новые моральные ориентиры [7, с. 171]. Если до активного развития социальных сетей инициаторами и кураторами информационного контента являлись государственные структуры или профессиональные медийные корпорации, то в настоящее время им на смену приходят блогеры с крайне противоречивыми стилями общения и пропагандируемыми ценностями, пропущенные через призму собственного жизненного опыта и образования. Через них современный подросток оказывается вовлеченный в новую для него, как и для общества, общественную реальность, в которой происходит социализация личности. Большинство блогеров, с целью активного продвижения своего «продукта» используют для воздействия на аудиторию множество провокационного контента, зрелищных постановочных сюжетов, «черный» юмор и агрессивную манеру поведения. Все это негативно может

повлиять на молодое поколение. Еще в середине 60-х годов XX века известный итальянский кинорежиссер Ф. Феллини считал, что «с помощью гипнотической силы зрелища, которое и днем и ночью без перерыва приходит к людям в дом, разрушило не только мир кино, но также отношение индивида к действительности» [1, с. 115]

В последние годы, понимая всю значимость средств массовой информации в воспитании молодежи, Центр развития современных компетенций детей активно использует социальные сети для формирования нравственных ориентиров в молодежной среде. Проведенные среди обувающихся школ г. Мичуринска и Мичуринского района исследования, в котором приняло участие 250 человек, показали, что 98 % респондентов являются активными пользователями сети интернет и социальных сетей, в которых проводят по несколько часов в день.

В результате проведенных исследований нами составлен рейтинг наиболее популярных социальных сетей, которые сегодня пользуется молодежь.

Таблица 1

Рейтинг наиболее популярных социальных сетей среди школьников от 12 до 18 лет

Название Процент респондентов

70,8 %

тт 66,6 %

Instagram 36,6 %

Facebook 2,6 %

Верхнюю строчку возглавляет социальная сеть Вконтакте (70,8 %). Это связанно с тем, что она позволяет не только размещать и хранить фото, видео и аудиоматериалы, но и удобно обмениваться информацией с другими пользователями, создавать тематические диалоги.

Второе по популярности место занял TikTok (66,6 %). Это сравнительно молодая социальная сеть, главной особенностью которой является большое количество небольших видеороликов. По данным аналитиков TikTok является

динамично развивающейся платформой, которая в ближайшие годы может соперничать с признанным лидером - сетью УК.

Существенно отстают в рейтинге наиболее популярных сетей 1ш1а§гаш (36,6 %) и БаееЬоок (2,6 %). 1ш1а§гаш интересен молодежи только как ресурс для хранения и выкладывания фотографий, а также освещения в медийном пространстве ярких событий своей жизни. БаееЬоок, по мнению школьников, больше предназначен для старшего поколения, и поэтому не вызывает у них какого либо интереса. 89 % зарегистрированных в БаееЬоок пользователей сделали это по причине «чтобы было». Это также сказывается на частоте посещения данной социальной сети.

Вторым вопросом анкеты было оценить значимость каждой социальной сети в жизни, под которой понималось количество времени отводимого на работу в ней, удобство интерфейса и заинтересованность в размещенных материалах, возможности коммуникации со сверстниками, а также уровню защиты персональных данных при ее использовании.

Таблица 2

Значимость социальных сетей в жизни школьника от 12 до 18 лет

Социальная сеть Количество баллов

УК 216

тток 179

1пБ1а§гаш 156

БаееЬоок 80

В результате проведенного анкетирования выявлено, что для молодого человека самой значимой социальной сетью является УК (216 баллов). Данный ресурс удобен и полезен не только с позиции медиа-развлечения, но обмена полезной информацией с друзьями, изучению интересных тематических рубрик. Второй по значимости сетью является Т1кТок (179 баллов). Его главная функция данного ресурса - развлечение. Незначительно от Т1кТок отстает 1пБ1а§гаш (156 баллов). Последнее место в значимости социальных сетей занял

Facebook (80 баллов), который ориентирован на взрослую аудиторию и неинтересен молодому поколению.

Выше представленные исследования проводились нами не только в 2021 г., но и 2018-2019 годах, в рамках гранта по открытию Центра развития современных компетенций ФБОУ ВО Мичуринский ГАУ, целью которого является реализации комплекса дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ технической, естественнонаучной, социально-гуманитарной направленности в соответствии с целями и задачами национального проекта Образование» и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Исследования в области медийного продвижения деятельности организации дополнительного образования созданной при Мичуринском государственном аграрном университете были признаны популяризировать науку, а также инновационные направления деятельности университета среди молодежи Тамбовской области [9]. В результате проведенного анкетирования было принято решение активно задействовать такие социальные сети как VK и Instagram в качестве трансляторов медийной жизни Центра развития современных компетенций детей и как удобного способа общения с аудиториями по интересующим вопросам. Данные исследования также показывали значимость социальных сетей для молодежи, однако активных пользователей интернета в 2018 году было меньше. Только 81 % респондентов пользовались социальными сетями и информационными ресурсами всемирной паутины. То есть за три года, количество зарегистрированных детей в социальных сетях детей увеличилось на 17 %.

Интернет и социальные сети активно влияют на формирование духовных и нравственных ценностей молодежи. Сегодня средства массовой информации - опасный союзник процесса образования. Противоречивость трактовок событий, лженаучные новости, фальсификация данных и доминирование негативной информации создают неблагоприятный фон развития ребенка. Задача современной системы образования не сформировать навыки медийной

культуры, но и увидеть возможности использования социальных сетей в своей работе - как понятного, доступного и удобного ресурса взаимодействия с аудиторией и продвижения истинных общественных ценностей.

Список литературы:

1. Агафонова Н.А. Искусство кино. Этапы, стили, мастера. Минск: Тессей, 2005. 115 с.

2. Гинзбург Э. Когда компьютер приносит беду / Элеонора Гинзбург // Обучение в России. 2006. С. 32.

3. Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование // Медиаобразование: от теории к практике: Сб. материалов 1 Всеросс. научн. - практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20-21 ноября 2007 / Сост. И.В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ. 2007. 270 с.

4. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проспект. 2005. 340 с.

5. Киямова Л.У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи. // Актуальные проблемы филологии (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (Пермь, октябрь 2012 г.). Пермь: Меркурий. 2012. VI. 110 с. С. 96-97

6. Левин Л.М. Особенности поведения в социальных сетях у молодежи: поисковое исследование (на примере социальной сети "Вконтакте") // Человеческий капитал. 2020. № 1 (133). С. 85-91.

7. Петровская О.Ю. Влияние СМИ на молодежь. // Вестник МГОУ Москва Гражданское общество. Серия «Экономика и право», 2012 № 1(7) с 7177

8. Чистяков А.В. Социализация личности в обществе интернет-коммуникаций: социокультурный анализ: Диссертация... доктора социологических наук: 22.00.06; Рост. гос. пед. ун-т. Ростов н/Д. 2006. 278 с.

9. Чмир Р.А., Привалов А.А., Лазин П.В. Значение цифровизация наследия И.В. Мичурина и его последователей в системе регионального

образования // Наука и образование. Электронный журнал Мичуринского ГАУ Том.3. № 3. 2020

10. Чмир Р.А., Привалов А.А., Хатунцев И.В. Использование цифровых технологий в рамках патриотического воспитания // Наука и образование. Электронный журнал Мичуринский ГАУ. Том 4. № 3. 2021.

UDC 101.1: 316

THE IMPACT OF THE MEDIA ON THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF YOUNG PEOPLE

Aleksey A. Privalov 1

Teacher of additional education asher_satton@mail .ru Roman A. Chmir1 Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor

romanchmir3 @mail .ru Valentina V. Artemova2 Deputy Head of the 5a5t5v5@mail.ru Michurinsk State Agrarian University MBDOU kindergarten "Rainbow" in the branch "Cherry"

Michurinsk, Russia

Annotation. The article deals with the influence of the media and social networks on the formation of moral values of young people. Analyzes the importance of the media for the younger generation, as well as the results of the survey of students of the Center for the Development of Children's Modern Competences related to the importance of social networks in their lives.

Key words: mass media, social networks, spiritual and moral values, Internet.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.