УДК 796
Ильина А.С.
студентка магистратуры Шадринский государственный педагогический университет
(г. Шадринск, Россия)
ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ГЛУХИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация: в современном обществе спортивный туризм является значимой частью физической культуры и спорта. Этот вид активности сочетает в себе физические упражнения, путешествия и природу, способствуя развитию физических и психологических качеств у участников. Однако, остается открытым вопрос о влиянии спортивного туризма на двигательную активность групп с особыми потребностями, в данном случае, глухих старших школьников.
Ключевые слова: спорт, туризм, активность.
Спортивный туризм - вид спорта, в основе которого лежат соревнования по прохождению спортивных туристских маршрутов в природной среде, включающих преодоление различных препятствий, а также соревнования по прохождению дистанций, проложенных в природной среде и (или) на искусственном рельефе. Помимо этого, спортивный туризм - это показательное и результативное средство физического воспитания школьников, способствующее физическому, умственному развитию, закаливанию и укреплению самочувствия школьников.
Среди лиц с ограниченными возможностями сенсорные нарушения слуха представляют собой самый распространенный в мире вариант так называемой сенсорной инвалидности. Более 5 % населения планеты страдает от полной потери слуха.
Данные ООН свидетельствуют о том, что 1,1 миллиард молодых людей от 12 до 35 лет имеют риски потери слуха из-за воздействия шума в местах отдыха и развлечений. ВОЗ прогнозирует к 2050 году рост лиц с различными нарушениями слуха до 2,5 миллиардов человек, из которых как минимум 700 миллионов человек будут нуждаться в реабилитационной помощи.
До сих пор проблема потери слуха касается более 1,5 миллиарда человек нашей планеты. Около 10 % граждан России страдают от различных нарушений слуха. Следует отметить, что более ста тысяч из них глухие или слабослышащие, которые осваивают различные образовательные программы в специальных учреждениях или учатся по специальным программам, которые далеки от совершенства.
Отечественная и зарубежная статистика свидетельствует, что число детей со слуховыми дефектами постоянно растет. Как правило, дети с устойчивыми патологиями слуха имеют многочисленные вторичные отклонения в состоянии здоровья.
Слух теснейшим образом связан с движением. Еще в 1966 году Б. Бернштейн, указывая на взаимосвязь двигательного и слухового анализаторов, подчеркивал, что «.. .движение корректируется не только зрением, но и слухом».
Этим объясняется своеобразие двигательной сферы глухих детей, проявляющееся в отставании развития всех жизненно важных физических способностей, замедленном овладении двигательными навыками, отклонении в развитии моторной сферы.
В качестве компенсирующих каналов обратной связи при обучении и развитии глухих детей выступают такие сенсорные системы, как зрительная, кожная, двигательная, тактильная. Успех коррекционно-педагогической деятельности во многом зависит от умения специалиста адаптивной физической культуры использовать сохранные функции занимающихся в целях их всестороннего развития и физического совершенствования.
Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышают функциональную устойчивость
вестибулярного анализатора к воздействию неблагоприятных факторов, связанных с нарушениями внутреннего уха. Одним из критических периодов в развитии детей является период от 10 до 14 лет. Данный возраст является наиболее сложным в поведенческих ситуациях из-за физиологического перехода в формировании физических, психологических, моральных и социальных установок личности.
За последние десятилетия достигнуты определенные успехи в активизации повсеместной работы государственных и общественных структур по укреплению здоровья подрастающего поколения []. Развивается инклюзивное образование, формы и методы работы со школьниками, имеющими нарушения слуха. Занятия физической культурой и внеурочная спортивно-массовая работа с учащимися, имеющими ограниченные возможности (ОВ), занимает важное место в организации инклюзивного процесса каждого учебного заведения.
Самоорганизованная физическая активность в свободное, досуговое время предоставляет возможность школьникам улучшить свои личностные качества, такие как самостоятельность, самооценка, способность к сотрудничеству и навыкам решения проблем, внутренняя мотивация и самореализация.
В различных источниках, которые содержат сведения по спортивному туризму, отмечается, что учебно-тренировочные занятия по данному виду спорта являются самыми доступными и массовыми среди детей и взрослых. Это вид спорта, не требующий особых материальных затрат, включающий в себя разнообразные виды, огромное количество легко дозируемых и обучаемых упражнений.
В спортивном туризме часто применяют легкоатлетические упражнения. Во-первых, легкоатлетические упражнения были первыми видами, по которым стали проводить состязания, а, во-вторых, некоторые из них используются в подавляющем большинстве видов спорта.
Занятия спортивным туризмом характеризуются выполнением непрерывных упражнений небольшой интенсивности или более активных
упражнений с небольшими перерывами. Именно, чередование активных действий с интервалами отдыха и совершенствует развитие выносливости у глухих старших школьников, включая и лиц, имеющих патологию слуха.
Использование средств спортивного туризма, включающих упражнения с большой амплитудой движения позволяет успешно развивать гибкость, повышать подвижность в суставах и эластичность многих мышечных групп и связок.
Из полученных данных следует, что спортивный туризм способствует увеличению двигательной активности глухих старших школьников. Участие в активных приключениях на свежем воздухе стимулирует физическую форму, улучшает координацию движений и способствует общему улучшению самочувствия. Этот результат подтверждает важность включения спортивного туризма в программы развития физической активности для данной категории учащихся. Следовательно, спортивный туризм оказывает положительное влияние на двигательную активность глухих старших школьников и может рассматриваться как эффективный метод развития физической культуры среди данной аудитории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: издательство «Питер», 2000. - 656 с;
2. Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2016;
3. Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Т. 10. № 3. С. 4-15;
4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Academa, 2017;
5. Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие. Москва: Инфра- М, 2018. - 80 с
Ilyina A.S.
Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia)
IMPACT OF SPORTS TOURISM ON MOTOR ACTIVITY OF DEAF HIGH SCHOOL STUDENTS
Abstract: in modern society, sports tourism is an important part of physical culture and sports. This type of activity combines physical exercise, travel and nature, contributing to the development of physical and psychological qualities in participants. However, the question of the impact of sports tourism on the motor activity of groups with special needs, in this case, deaf high school students, remains open.
Keywords: sport, tourism, activity.