DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_6_548 УДК 338.465.4
ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ НА ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ
Сарунова Марина Петровна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, учета и финансов, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста, Россия, e-mail: [email protected]
Сарангов Пюрвя Церенович,
магистр, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовико-ва, г. Элиста, Россия, e-mail: [email protected]
Таскирова Заяна Шининовна,
студент, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городови-кова, г. Элиста, Россия, e-mail: [email protected]
Лиджиева Занда Бурловна,
студент, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городови-кова, г. Элиста, Россия, e-mail: [email protected]
В статье проведен анализ особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства в контексте их влияния на организацию и состояние бухгалтерского учета с контрагентами. Выявлены проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, обусловливающие необходимость совершенствования системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Проведен анализ мер социальной поддержки граждан в части оплаты коммунальных услуг. Обоснована необходимость развития учета расчетных операций с контрагентами в сфере жилищно-коммунального хозяйства как фактора повышения эффективности деятельности предприятий данного сектора.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; учет расчетных операций; расчеты с контрагентами; управляющая компания; дебиторская задолженность; кредиторская задолженность; внутренний контроль.
UDC 338.465.4
IMPACT OF THE SPECIFIC ACTIVITIES OF HUSAL COMPANIES FOR THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING FOR SETTLEMENTS
WITH CONTRACTORS
Sarunova Marina Petrovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security, Accounting and Finance, Kalmyk State University Named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russia, e-mail: [email protected]
Sarangov Purvya Tserenovich,
Master, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russia, e-mail: [email protected]
Taskirova Zayana Shininovna,
student, Kalmyk State University Named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russia, e-mail: [email protected]
Lidzhieva Zanda Burlovna,
student, Kalmyk State University Named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russia, e-mail: lidzhievazanda2001@mail. ru
The article analyzes the features of the financial and economic activities of enterprises in the sphere of housing and communal services in the context of their impact on the organization and state of accounting with contractors. The problems of reforming the housing and communal services, which necessitate the improvement of the management system of receivables and payables, are identified. The analysis of measures of social support of citizens in terms of payment for public services was carried out. The necessity of developing accounting for settlement transactions with contractors in the field of housing and communal services as a factor in increasing the efficiency of enterprises in this sector is substantiated.
Keywords: housing and communal services; accounting of settlement operations; settlements with contractors; Management Company; accounts receivable; accounts payable; internal control.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства играет значимую роль не только в государственной экономике, но и в повседневной жизни населения страны. Это связано с тем, что степень развития отрасли коммунального хозяйства и качество услуг, оказываемых предприятиями сферы ЖКХ, напрямую влияют на уровень жизни населения, санитарно-гигиенические условия его существования, а также на производительность труда.
На сегодняшний день сфера ЖКХ России имеет целый ряд проблем, которые обусловлены неэффективностью системы управления предприятий, высокими затратами на производство услуг, а также высокой степенью износа основных фондов. Стоит также выделить такую проблему, как рост задолженности населения за коммунальные услуги перед государством в связи с систематическим ростом тарифов, поскольку часть населения страны не в состоянии оплачивать коммунальные услуги.
Рост тарифов напрямую связан с затратами на ценообразование, которое постро-
ено на сумме установленных нормативных затрат и нормативной рентабельности, что влечет за собой включение в рост тарифов неэффективных затрат. В связи с непростой сложившейся ситуацией в отрасли коммунального хозяйства повышение эффективности деятельности предприятий сферы ЖКХ является приоритетной задачей для государства [7].
Проведем анализ основных показателей деятельности предприятий ЖКХ в Республике Калмыкия на основе открытых источников статистических данных с целью выявления основных проблем и направлений развития в данной сфере, в том числе за счет совершенствования системы учета расчетов с контрагентами.
Как известно, объем оказываемых услуг предприятиями сферы ЖКХ и, соответственно, состояние расчетов за данные услуги зависит от уровня обеспеченности населения жильем. В Республике Калмыкия за последние пять лет наблюдается увеличение показателя средней обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя (рис. 1).
Рисунок 1 - Средняя обеспеченность населения Республики Калмыкия жильем за 2016-2020 гг.
(кв. метр общей площади на 1 жителя) [1]
За анализируемый период наблюдается ежегодный рост уровня обеспеченности населения жильем, что связано с вводом в действие новых объектов жилищного строительства. Так, в городской местности в 2020 г. обеспеченность жильем в расчете на одного жителя составила 30,1 м кв., в сельской местности - 21,7 м кв.
Увеличение объема жилого фонда требу-Таблица 1 - Благоустройство жилищного фонда в Р<
ет соответствующего обеспечения бесперебойного и безаварийного функционирования систем жилищно-коммунального хозяйства, к которым относятся системы водоснабжения, централизованного отопления, газоснабжения и пр. Рассмотрим показатели благоустройства городского и сельского жилищного фонда в Республике Калмыкия за период с 2016 по 2020 гг. в табл. 1.
публике Калмыкия в 2016-2020 гг. (в % на конец года)
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
город село город село город село город село город село
Водопровод 81,0 28,2 81,1 33,0 81,2 34,0 81,1 36,3 80,3 37,3
Канализация 78,7 17,5 78,7 18,0 78,9 18,4 78,0 27,1 77,2 27,8
Центральное отопление 37,4 1,0 35,3 0,1 34,8 0,4 34,1 0,3 33,5 0,3
Ванна (душ) 73,2 16,2 73,3 16,0 73,6 16,1 72,9 18,3 72,3 23,5
Газ 100,0 97,3 98,9 97,9 98,8 97,9 98,8 97,9 97,6 97,7
Горячее водоснабжение 71,2 15,3 73,5 16,0 73,7 16,3 72,8 20,4 72,3 25,9
Напольные электроплиты - - 1,1 - 1,2 - 1,2 0 1,3 0,1
Как видно из данных таблицы, уровень благоустройства жилищного фонда городского населения Республики Калмыкия существенно выше, чем сельского. Тем не менее обеспеченность жилья системами жизнеобеспечения практически по всем его видам ниже общероссийского уровня. Так, городское население в 2020 г. на 80,3 % обеспечено водоснабжением, на 77,2 % - системами водоотведения (канализации), на 33,5 % - централизованным отоплением, что ниже среднероссийских показателей (92 %, 89 %, 93 % соответственно).
В сельской местности, несмотря на наращивание объемов ввода в эксплуатацию объектов жилищно-коммунальной сферы, ситуация все еще неблагоприятная: обеспеченность жилищного фонда водопроводом составляет 37,3 % против 64 % в среднем по стране, канализацией - 27,8 % против 52 %, отоплением 0,3 % против 72 % в среднем по России.
Только по газоснабжению жилищного фон -да показатели в городской и сельской местности в Республике Калмыкия выше средне-
го уровня по стране: 97,6 % и 97,7 % против 64% и 75% соответственно.
Несмотря на ежегодный рост показателей благоустройства жилого фонда в Республике Калмыкия, уровень износа систем жилищно-коммунальной сферы очень высокий, что приводит к частому возникновению аварийных ситуаций. В этих условиях ключевой задачей является реконструкция коммунальных сетей. Эффективным управленческим приемом тут стал бы запрет на подключение новых объектов к изношенным сетям (например, полный запрет подключения строящейся инфраструктуры к сетям с износом более 60 %).
Определенное влияние на состояние расчетов с контрагентами в жилищно-коммунальной сфере оказывает система государственного финансирования из бюджетов всех уровней. Одной из форм социальной поддержки населения с низким уровнем доходов является предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (табл. 2).
Таблица 2 - Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2016-2020 гг.
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Получили субсидии в отчетном году, семей 3339 3061 2990 3081 2655
Удельный вес семей, пользующихся субсидиями, в общем числе семей, % 3,7 3,3 3,3 3,4 2,9
Сумма начисленных субсидий, тыс. руб. 40615,2 40790,4 36675,4 35469,5 36943,2
Среднемесячный размер начисленных субсидий на семью, руб. 1014 1110 1022 959 1159,5
На фоне некоторого роста доходов населения Республики Калмыкия за последние несколько лет можно наблюдать снижение количества семей, претендующих на субсидирование оплаты жилого помещения и коммунальных услуг с 3339 в 2016 г. до 2655 в 2020 г. Одновременно произошло сокращение объема выделяемых средств государственного финансирования - с 40615,2 тыс. руб. в 2016 г. до 36943,2 тыс. руб. в 2020 г.
Еще одной мерой социальной поддержки является выплата компенсации расходов на
оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Данная мера поддержки предоставляется в соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 12 февраля 2016 г. № 42 «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» [6]. Объем средств, направленных на компенсацию данного вида услуг за период с 2016 по 2020 гг., увеличился на 44,5% (табл. 3).
Таблица 3 - Предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения
и коммунальных услуг в 2016-2020 гг.
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой, человек 75526 77896 78052 77915 76163
Размер средств, затраченных на предоставление гражданам социальной поддержки, тыс. руб. 488284,9 579176,0 586737,5 637044,2 705573,8
Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб. 538,8 619,6 626,4 681,4 772,0
За исследуемый период произошел рост количества граждан - получателей компенсации, среднемесячного размера данного вида компенсации с 538,8 руб. до 772,0 руб., соответственно, увеличился и объем средств социальной поддержки на 217291,1 тыс. руб.
Представленные данные свидетельствуют о том, что на государственном уровне предпринимаются определенные меры социальной поддержки населения с низким уровнем дохода по оплате жилищно-коммунальных услуг. Тем не менее актуальной проблемой в данной сфере являются огромные неплатежи, долги населения по оплате коммунальных услуг. Недополучение доходов предприятиями ЖКХ серьезно мешает реализации инвестиционных программ. Возможно, эффективным управленческим приемом было бы введение дополнительных мер социальной поддержки населения в случае, если на территории реализуется инвестиционный проект, и даже приобретение (цессия) такого долга создаваемыми региональными операторами по управлению многоквартирным домом. Дополнительные расходы государства в этом случае компенсировались бы своевременным обновлением коммунальных сетей.
Современное социально-экономическое положение в регионе, отягощенное последствиями пандемии коронавируса, а также
вводимыми санкциями, характеризуется усилением проблемы неплатежей за жилищно-коммунальные услуги, что в свою очередь влечет за собой увеличение кредиторской задолженности ресурсоснабжающих организаций. Данная ситуация не позволяет рассматривать их средства для инвестирования в основные фонды, тепловые магистрали и подстанции.
Статистические данные свидетельствуют о высоком уровне как кредиторской, так и дебиторской задолженности ресурсоснабжа-ющих организаций в регионе. Неблагоприятным фактором является увеличение в 2020 г. кредиторской и дебиторской задолженности на 273 млн руб. и 230 млн руб. соответственно. Проблемы с расчетами по оплате жилищно-коммунальных услуг усугубляются еще и тем, что существует различие в поступлении средств от услуг ЖКХ и величиной расходов ресурсоснабжающих организаций. Основные фонды практически не реновированы, и муниципалитеты вынуждены вновь и вновь направлять средства на неотложные задачи по их ремонту, восстановлению коммуникаций и замене тепловых сетей.
Таким образом, одним из направлений повышения эффективности деятельности предприятий сферы ЖКХ, в том числе управляющих компаний, является, на наш взгляд, развитие системы учета расчетов с контр-
Рисунок 2 - Динамика кредиторской и дебиторской задолженности ресурсоснабжающих организаций
Республики Калмыкия за 2016-2020 гг. (млн руб.)
агентами. В данном направлении наиболее эффективными инструментами являются следующие.
Во-первых, необходимо совершенствование методического обеспечения внутреннего контроля расчетных операций с контрагентами в управляющих компаниях для повышения качества проверки, предоставления полученной в процессе контроля информации о состоянии расчетов с контрагентами, о дебиторской и кредиторской задолженности руководству предприятия для принятия оперативных и стратегических управленческих решений [2]. При внутреннем контроле расчетных операций рекомендуется использовать единый методологический прием, который заключается в стандартизации проведения проверки и осуществлении контрольных процедур. Чтобы повысить действенность контроля при одновременном сокращении времени на его проведение, необходимо выработать четкую методику, определив контрольные процедуры при планировании внутреннего контроля. Для этих целей целесообразно разработать рабочие документы внутреннего контроля.
В качестве подробной инструкции проверки и средства контроля качества работы внутреннего контролера может использоваться
программа внутреннего контроля расчетных операций. Для выявления ошибок, возникающих при составлении договора, а также для определения полноты и своевременности выполнения сторонами своих обязательств целесообразно разработать рабочий документ «Проверка наличия договора с отдельным контрагентом». Кроме того, для выявления случаев мошенничества и искажения данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности необходимо разработать документ для подтверждения состояния расчетов с контрагентами.
Во-вторых, предлагается в процессе внутреннего контроля состояния расчетов с контрагентами осуществлять балльно-рей-тинговую оценку надежности дебиторов, основанную на применении системы ключевых показателей, которую можно широко использовать при разработке кредитной политики в целях снижения размера сомнительной задолженности и, как следствие, повышения эффективности деятельности предприятия [4].
В-третьих, представляется целесообразным использовать возможности программного продукта «Ю: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК», применение которого в современных условиях дина-
мично развивающегося рынка комплексных систем автоматизации организаций самого различного профиля и самых различных размеров весьма оправданно. В период пандемии COVID-19 управляющие компании, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, столкнулись с проблемой оплаты коммунальных услуг и личного контакта с жильцами [5]. Программный продукт поможет организациям ЖКХ осуществлять контроль и анализ поступивших коммунальных платежей, организовать дистанционное общение с жильцами не только по вопросам начисления и оплаты платежей, но и в целом
по обеспечению решения общих задач собственников жилья. Конфигурация разработана и полностью функционирует для нужд, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство организаций. Спектр возможных решений в области применения программного продукта в управлении довольно велик.
Таким образом, совокупное применение вышеуказанных методических подходов, как представляется, способно дать реальный толчок действенному развитию финансово-хозяйственной деятельности предприятий в сфере ЖКХ.
Список литературы_
1. Астраханьстат: [сайт]. URL: https://astrastat.gks.ru (дата обращения: 17.03.2022).
2. Берикова Н.Б., Иванов С.А., Секенов Б.В. Влияние финансового контроля на экономическую безопасность региона (на материалах Республики Калмыкия) // Учетно-аналитические инструменты исследования экономики региона: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. 2019. С. 49-54.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Рос. газ. 2005. № 1. 12 янв.
4. Клычова ГС., Закирова А.Р., Клычова А.С., Гимадиев И.М. Развитие методики внутреннего контроля расчетных операций // Международный бухгалтерский учет. 2021. Т. 24. № 1. С. 94-114. URL: https://doi.Org/10.24891/ ia.24.1 94 (дата обращения: 11.05.2022).
5. Морозкина С.С. Платформа «1С: Предприятие 8.3 учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ И ЖСК» для автоматизации информационных процессов на предприятиях малого бизнеса // Деловой вестник предпринимателя. 2021. № 4 (2). С. 54-57.
6. О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг: Постановление Правительства Республики Калмыкия от 12.02.2016 № 42. URL: http://kalmregion. ru/dokumenty/postanovleniya-pravitelstva-respubliki-kalmykiya/postanovlenie-42-p-ot-12-fevralya-2016-goda/ (дата обращения: 06.05.2022).
7. Проект стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. URL: https://www.minstroyrf. gov.ru/docs/18723/ (дата обращения 21.04.2022).
References_
1. Astrakhanstat: website. URL: https://astrastat.gks.ru (date of reference: 03/17/2022).
2. Berikova N.B., Ivanov S.A., Sekenov B.V. The impact of financial control on the economic security of the region (based on the materials of the Republic of Kalmykia). Accounting and analytical tools for the study of the economy of the region: collection of materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. 2019. pp. 49-54.
3. Housing Code of the Russian Federation No. 188-FZ of 29.12.2004. Russian Gas. 2005. No. 1. January 12.
4. Klychova G.S., Zakirova A.R., Klychova A.S., Gimadiev I.M. Development of methods of internal control of settlement operations. International accounting. 2021. VOL. 24. No. 1. pp. 94-114. URL: https://doi.0rg/10.24891/ia .24.1.94 (date of application: 11.05.2022).
5. Morozkina S.S. Platform "1C: Enterprise 8.3 accounting in housing and communal services, HOA and HBC management companies" for automation of information processes at small businesses. Entrepreneur's Business Bulletin. 2021. No. 4 (2). pp. 54-57.
6. On the form and procedure for providing social support measures to pay for residential premises and utilities: Resolution of the Government of the Republic of Kalmykia dated 12.02.2016 No. 42. URL: http://kalmregion.ru/ dokumenty/postanovleniya-pravitelstva-respubliki-kalmykiya/postanovlenie-42-p-ot-12-fevralya-2016-goda / (accessed: 06.05.2022).
7. Draft strategy for the development of the construction industry and housing and communal services of the Russian Federation until 2030 with a forecast for the period up to 2035. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/18723 (accessed 21.04.2022).