Научная статья на тему 'Влияние специальной психологической подготовки на физическую подготовленность и психоэмоциональное состояние лыжников-гонщиков'

Влияние специальной психологической подготовки на физическую подготовленность и психоэмоциональное состояние лыжников-гонщиков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
529
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СПОРТСМЕНЫ ЛЫЖНИКИ-ГОНЩИКИ / SPECIAL PSYCHOLOGICAL PREPARATION / PHYSICAL PREPAREDNESS / PSYCHOEMOTIONAL STATE / RACING SKIERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ушакова Дарья Сергеевна

На основании проведенных исследований выявлено положительное влияние методики светозвуковой стимуляции на физическую подготовленность и психоэмоциональное состояние лыжников-гонщиков. Данная методика повышает эффективность психологической подготовки спортсменов в период соревнований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the special psychological preparation on the physical condition and the psychoemotional state of racing skiers

On the basis of the lead research positive influence of the technique of audio-visual stimulation on physical readiness and psychoemotional state condition of skiers-racers is revealed. The given technique raises efficiency of psychological preparation of sportsmen during competitions.

Текст научной работы на тему «Влияние специальной психологической подготовки на физическую подготовленность и психоэмоциональное состояние лыжников-гонщиков»

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

противникам, использующим различные захваты.

3. Организация тактико-технической подготовки по формированию индивидуальных тактико-технических комплексов на 2-м году этапа спортивного совершенствования значительно повышает результативность соревновательных тактико-технических действий и высокую степень адаптации к меняющимся биомеханическим условиям при использовании противником различных захватов.

Библиографический список

1. Кузнецов А.С. Организация многолетней техникотактической подготовки в греко-римской борьбе. — Наб. Челны : Изд-во КамПИ, 2002. — 325 с.

2. Греко-римская борьба: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. — М. : Советский спорт, 2004. — 272 с.

3. Шулика Ю.А. Классификация и терминология техники спортивной борьбы. — Краснодар : КГИФК, 1981. — 89 с.

4. Шулика Ю.А. Технико-тактическая модель борца и методология его многолетней подготовки : учеб. пособие для студентов ИФК. — Краснодар : Краснодарск. книж.

изд. 1988. - 142 с.

5. Шулика Ю.А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе : дис. ... д-ра пед. наук. — Краснодар, 1993. — 452 с.

6. Шулика, Ю.А. Борьба греко-римская : учеб. для СДЮШОР, спорт. фак. пед. ин-тов, техникумов ФК и училищ спорт. резерва / под общ. ред. Ю.А. Шулики. — Ростов-н/ Дону : Феникс, 2004. — 796 с.

КРИКУХА Юрий Юрьевич, мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, президент Федерации спортивной борьбы Омской области, преподаватель кафедры «Теория и методика борьбы и силовых единоборств» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, соискатель кафедры теории и методики борьбы и восточных единоборств Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны.

Е-шаП: Elena-krik@yandex.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 03.07.2009 г.

© Крикуха Ю.Ю.

УДК 796 Д. С. УШАКОВА

Сургутский государственный педагогический университет

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

На основании проведенных исследований выявлено положительное влияние методики светозвуковой стимуляции на физическую подготовленность и психоэмоциональное состояние лыжников-гонщиков. Данная методика повышает эффективность психологической подготовки спортсменов в период соревнований.

Ключевые слова: специальная психологическая подготовка, физическая подготовленность, психоэмоциональное состояние, спортсмены лыжники-гонщики.

Актуальность

В экстремальных условиях спортивной деятельности высоких результатов достигают те спортсмены, которые могут максимально мобилизовать свои физические и психологические способности для достижения поставленной цели. Недостаточно высокий уровень психических проявлений спортсменов лимитирует эффективность и надежность их соревновательной деятельности. Многочисленными исследованиями в области спорта высших достижений (С.В. Ердаков, В.А. Капитонов, 1990; Б.П. Яковлев, 1996; А.В. Алексеев, 2006; И.А. Юров, 2006 и др.) установлена зависимость эффективности выполняемой деятельности от уровня психологической подготовленности спортсменов.

Применение методов оперативного контроля за состоянием спортсменов, учет их личностных особенностей и качеств, коррекция неблагоприятных проявлений эмоциональной напряженности перед соревновательной деятельностью и после её выполнения являются обязательными компонентами психологической подготовки квалифицированных спортсменов [1, 2, 3].

Система интегральной спортивной подготовки предполагает достижение спортсменами такого уровня психических проявлений, который позволит улучшить результативность их выступлений на соревнованиях. Однако несбалансированная интегральная подготовка создает условия для замедленного восстановления и ремобилизации деятельности организма,

Программы свето-звуковой стимуляции

Название программы Звуковая частота Бинауральные ритмы Частота стимуляции Цвет Длительность

Идеомоторная стимуляция 41 или 61 Гц _ 14-16 Гц белый 15-20 мин

Релаксации а потенциала 247 Гц + 9-11 Гц от зеленого до синего 10-20 мин

Уменьшение тревожности 249-259 Гц + 7-10 Гц синий 10 мин

40

3 4 5 6 7

Этапы эксперимента

Экспериментальная группа —»—Контрольная группа

Рис. 1. Динамика уровня тревожности в экспериментальной и контрольной группах за период педагогического эксперимента

нервнопсихического утомления спортсменов.

Целью нашего исследования явилось изучение влияния специальной психологической подготовки на уровень физической подготовленности и психоэмоциональное состояние лыжников-гонщиков.

Организация исследования

В нашем исследовании принимали участие лыжники-гонщики 14-16 лет (п = 24), которые выполняли одинаковые физические нагрузки и тренировались в одних и тех же условиях. Из них были сформированы экспериментальная и контрольная группы.

В ходе исследования изучали документальные источники (дневники спортсменов, тренировочные программы, итоговые результаты соревнований); вели педагогические наблюдения за спортсменами; проводили педагогический эксперимент, педагогические контрольные испытания, а также психологическое тестирование [4, 5, 6]. В математической обработке статистических данных использовали критерий Фишера (ф).

В экспериментальной группе (ЭГ), в отличие от контрольной (КГ), применили методику свето-звуко-вой стимуляции.

Манипулируя психофизиологическим состоянием спортсмена с учетом его индивидуальных психофизиологических качеств, можно вести тренировочный процесс в коридоре продуктивной активации мозга. На поведенческом уровне такое состояние проявляется изменением структуры реакции, а именно, усилением роли активно-оборонительного поведения и подавлением пассивной формы защиты, снятием страха и тревожности. Это состояние можно формировать через искусственную стимуляцию сенсорных входов, что квалифицируется спортивными психологами как свето-звуковая стимуляция (рис. 2). По мнению Я.В. Голуб и В.М. Жирова, она очень эффективна в повышении концентрации внимании спортсменов,

их воли к победе в ходе спортивных соревнований, а также в достижении пиковой работоспособности за счет вскрытия резервов, находящихся под защитой вегетативной нервной системы [7].

В психологической подготовке лыжников ЭГ задействовали следующие программы свето-звуковой стимуляции: идеомоторная стимуляция, релаксация а потенциала, уменьшение тревожности (табл. 1).

Идеомоторная стимуляция дает эффект имитации физической работы (звуковая частота 41 или 62 Гц, частота стимуляции 14—16 Гц, цвет предпочтительно белый, длительность 15-20 минут). Релаксация а потенциала снимает напряжение после рабочего дня (частота стимуляции 9—11 Гц (в среднем 10 Гц), используются бинауральные ритмы, плавная звуковая модуляция, цвет плавно меняется от зеленого до синего, громкость и яркость средние, длительность 10—20 минут). Процедура уменьшения тревожности снимает избыточное возбуждение, тревожность (звуковая частота в диапазоне 249—259 Гц на частоте стимуляции 7—10 Гц, цвет предпочтительно синий, используются бинауральные ритмы, длительность 10 минут).

Экспериментальная методика применялась в соревновательном периоде подготовки спортсменов.

Результаты исследования

Проведение педагогических контрольных испытаний показало более высокий прирост показателей физической подготовленности лыжников в экспериментальной группе по сравнению с контрольной: бег на 1 км в ЭГ — 7,1 %, КГ — 4,1 % (<р = 0,34, р < 0,05); сгибание и разгибание рук в упоре лежа в ЭГ — 6,9 %, КГ — 3,0 % (ф = 0,46, р < 0,05); сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях в ЭГ — 6,9 %, КГ — 3,7 % (ф = 0,36, р < 0,05); подтягивание на перекладине в ЭГ — 6,5 %, КГ — 3,4 % (ф = 0,36, р < 0,05); подъем ног за голову в ЭГ — 7,6 %, КГ — 3,7 % (ф = 0,44, р < 0,05).

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

Рис. 2. Процедура свето-звуковой стимуляции

После завершения эксперимента показатели самочувствия, активности, настроения (тест САН) оказались выше у спортсменов, с которыми проводилась методика свето-звуковой стимуляции. Улучшение психоэмоциональной устойчивости, несомненно, повысило мобилизационную готовность лыжников-гонщиков ЭГ к достижению высоких спортивных результатов.

На протяжении эксперимента уровень тревожности (методика Спилберга) изменялся как в ЭГ, так и в КГ (рис. 1). Однако в контрольной группе зафиксирована незначительная разница между начальными и конечными значениями этого показателя. В этой же группе наиболее выражена реактивная тревожность, а в экспериментальной группе отмечено её снижение.

Таким образом, на основе анализа полученных результатов, нами сделаны следующие выводы:

— методика свето-звуковой стимуляции является эффективным средством психологической подготовки лыжников-гонщиков в период соревнований;

— использование методики свето-звуковой стимуляции способствует повышению уровня физической подготовленности, психоэмоциональной устойчивости, а также снижению тревожности спортсменов.

Библиографический список

1. Киселев, Ю.Я. Об эмоциональном напряжении у соревнующихся спортсменов / Ю.Я. Киселев // Проблемы психологии спорта. Ученые записки. — 1970. — Вып. 13. — С. 52-61.

2. Яковлев, Б. П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б. П. Яковлев. — Сургут : Изд-во СурГПУ, 2007. - 26 с.

3. Юров, И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте / И.А. Юров. — М. : Советский спорт, 2006. - 163 с.

4. Доскин, В.А. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников // Вопросы психологии. — 1973. — № 6. — С.107-117.

5. Филимоненко, Ю.И. Цветовой тест Люшера: устойчивость и изменчивость его диагностических показателей / Ю.И. Филимоненко // Психологические проблемы индивидуальности. — 1984. — Вып. 2. — С. 70-72.

6. Ханин, Ю.Я. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера / Ю.Я. Ханин. — Л. : Изд-во ЛНИИФК, 1976. — 18 с.

7. Голуб, Я.В. Медико-психологические аспекты применения свето-звуковой стимуляции и биологически обратной связи / Я.В. Голуб, В.М. Жиров. — СПб. : «КЭРИ», 2007. — 86 с.

УШАКОВА Дарья Сергеевна, аспирантка кафедры теории и методики физического воспитания.

E-mail: ushakova_d@list.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 18.03.2009 г.

© Ушакова Д.С.

Книжная полка

Спортивная медицина : справочник для врача и тренера / Гос. комитет Рос. Федерации по физ. культуре и спорту, Моск. регион. центр развития ИААФ ; пер. с англ. А. Гнетова, Л. Потанич. - 2-е изд. - М. : Терра-Спорт, 1999. - 240 с. Шифр РНБ: 2003-7/5324

Справочник дает информацию об организации спортивной медицины; содержит сведения из практики работы со спортсменами высшей квалификации, о предотвращении и лечении травм, специфических профессиональных заболеваний. В приложении имеется обновленный список веществ, признанных допингом.

Майкели Л. Энциклопедия спортивной медицины / Доктор Лайл Майкели совместно с Марком Дженкинсом ; пер. с англ. А. Александрова. - СПб. : Лань, 1997. - 391 с.: ил. Шифр РНБ: 97-7/1181

Энциклопедия охватывает весь спектр медицинских проблем, возникающих при занятиях спортом. Включены специальные разделы о питании, о специфике спортивных травм у женщин, даны методические рекомендации по реабилитации после различных повреждений и по правильному подбору и использованию спортивной обуви, одежды и инвентаря. Подробно рассказано о симптомах, диагностике, течении травм; неотложной помощи, методах лечения, сроках восстановления, упражнениях для быстрой реабилитации после травмы. Уделено большое внимание профилактике спортивного травматизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.