Научная статья на тему 'Влияние современных информационных технологий на взаимодействие людей в рамках малых социальных групп'

Влияние современных информационных технологий на взаимодействие людей в рамках малых социальных групп Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1241
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЯ ГРУППА / SMALL GROUP / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ / NUCLEAR FAMILY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горбачева Анна Геннадьевна

В настоящей статье рассматривается влияние современных информационных технологий на малые социальные группы. Среди информационных технологий главным образом выделяются сетевые технологии, поскольку именно они оказывают наибольшее влияние на коммуникации и, следовательно, на малые группы. Показано, что под влиянием информационных технологий роль многих традиционных малых социальных групп снижается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Горбачева Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES ON INTERACTION OF PEOPLE IN THE CONTEXT OF SMALL SOCIAL GROUPS

The article considers the influence of modern information technologies on small social groups. Network technologies stand out substantially among information technologies since they have the strongest influence on communications and, therefore, on small groups. It is shown that the role of many traditional small social groups decreases under the influence of information technologies.

Текст научной работы на тему «Влияние современных информационных технологий на взаимодействие людей в рамках малых социальных групп»

УДК 101.1:316

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ В РАМКАХ МАЛЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

А.Г. Горбачева

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: gorbacheva.a.g@gmail.com

В настоящей статье рассматривается влияние современных информационных технологий на малые социальные группы. Среди информационных технологий главным образом выделяются сетевые технологии, поскольку именно они оказывают наибольшее влияние на коммуникации и, следовательно, на малые группы. Показано, что под влиянием информационных технологий роль многих традиционных малых социальных групп снижается.

Ключевые слова: малая группа, информационные технологии, Интернет, нукле-арная семья.

INFLUENCE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES ON INTERACTION OF PEOPLE IN THE CONTEXT OF SMALL SOCIAL GROUPS

A.G. Gorbacheva

Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: gorbacheva.a.g@gmail.com

The article considers the influence of modern information technologies on small social groups. Network technologies stand out substantially among information technologies since they have the strongest influence on communications and, therefore, on small groups. It is shown that the role of many traditional small social groups decreases under the influence of information technologies.

Key words: small group, information technologies, Internet, nuclear family.

Введение

Малая социальная группа - это относительно малочисленное объединение людей, в пределах 20-30 человек, находящихся в регулярном личном взаимодействии между собой. Существует достаточно обширный набор определения этого термина, но все из них акцентируют внимание именно на личное взаимодействие [4]. Численность группы определяется количеством людей, с которыми человек может контактировать лично.

В рамках настоящей статьи рассматриваются наиболее важные для человека малые социальные группы: семья, рабочий коллектив, развлекательные компании и образовательные группы. Данные группы представляются наиболее важными в силу того, что именно в этих группах люди проводят большую часть жизни. Таким образом, исследуя влияние современных информационных технологий на взаимодействие людей в рамках малых групп, можно изучить влияние этих технологий и на жизнь в целом.

© Горбачева А.Г, 2013

Причины возникновения малых групп

Малые группы сформировались не сами по себе, а стали следствием процессов, происходящих в мире. Для иллюстрации этого наблюдения приведем пример из книги [5], который отмечает, что в сельскохозяйственном обществе семья представляла собой достаточно большой коллектив, включающий в себя не только ближайших родственников, но и дальних. Это объяснялось тем, что вся такая семья участвовала в производстве необходимых для жизни продуктов и товаров. Функциями такой семьи были и воспитание, и образование, и досуг, и пр. С переходом к индустриальному обществу необходимость в такой семье отпала и даже стала приводить к противоречиям, поэтому сформировался новый вид семьи - нуклеарная семья, состоящая только из родителей и детей. Функции воспитания, образования, производства разделились между соответствующими институтами: школой, университетом, детским садом, заводом.

Образовательные малые группы также сформировались под воздействием общественных процессов. Например, создание университетских групп или школьных классов вызвано необходимостью экономить преподавательское время, с одной стороны, и необходимостью личного общения внутри нее - с другой. Трудовые коллективы формировались по этому же принципу - необходимость быстрых взаимодействий.

Семья

В статье [3] отмечается, что в традиционном обществе ценности индивидов устойчивы, а носителями и гарантами их точности и адекватности являются старшие. Молодые люди прислушиваются к мнению старших, поскольку последние пользуются определенным авторитетом, подтверждаемым знаниями, опытом, качественным выполнением повседневных дел. В [1] говорится о том, что в современном информационном обществе преобразования осуществляются настолько быстро, что знания и умения старшего поколения оказываются не просто бесполезными, а зачастую даже вредными. Исходя их этих наблюдений, можно сделать вывод о том, что в информационном обществе старшему поколению (родителям, бабушкам и дедушкам) сложно доказать свой авторитет молодым. Более того, теперь для получения актуальных знаний и умений детям не требуется непосредственное общение с родителями, поскольку те не могут дать им этой информации. В итоге дети ищут общение в каких-либо других местах.

В связи с появлением большого числа Интернет-ресурсов, где требуется заполнять разного рода формы с персональной информацией, возникла проблема обеспечения ее сохранности и приватности. Так, в [12] рассматриваются проблемы приватности в социальных сетях и общих рабочих пространствах, а в [8] описываются проблемы приватности облачных технологий и предлагается инфраструктура, решающая эти проблемы. Проблема безопасности персональной информации затронула даже законодательство, в частности, в России принят федеральный закон «О персональных данных», регулирующий отношения, с ними связанные. Тем не менее данные исследования и законы порой не затрагивают основной проблемы, которая заключается в том, что люди сами выкладывают информацию о себе, причем

часто эта информация носит очень личный характер. Например, появление мобильных блогов позволяет сфотографировать событие и сразу же выложить его в сеть на общее обозрение. В работе [9] отмечается, что люди выкладывают фотографии практически всего, чего угодно, что позволяет автору задаться вопросом о том, что это такое - журнализм или эксбиционизм. Данная проблема в [2] называется чрезмерной откровенностью.

Применяя эти наблюдения к теме настоящей статьи, точнее, семьи, делаем вывод, что подобная открытость изменяет понятие о семье, как о чем-то личном, скрытом от посторонних глаз.

Компьютер и Интернет сделали жизненный мир более доступным и для взрослых, и для подрастающего поколения. Информационные ресурсы, которые в прошлых культурах нужно было добывать, отвоевывать у более образованных их хранителей, теперь становятся доступными и понятными и без специального посредничества учителей и родителей. Интернет-пространство, в отличие от образовательных учреждений, функционирует непрерывно.

«Прослеживается стремление подростков к самостоятельному выбору информационных каналов и форм получения сведений. Кардинально новое явление - это то, что благодаря открытой и всеобъемлющей информации в Интернете дети стали практически независимы от взрослых в получении интересующих их сведений» [6, с. 2].

Рабочие коллективы

В [3] отмечается, что межличностное общение в рамках малой группы позволяет адаптировать и корректировать информацию, поступающую извне, в частности, из средств массовой информации. В [10] исследуется способность людей выявлять ложную информацию в потоке, поступающем через электронно-коммуникационные устройства, авторы приходят к заключению, что человек, действующий в рамках малой группы, делает это с меньшим процентом ошибок, чем индивидуально. В этой же работе делается вывод о том, что, действуя в рамках малой группы, человек чувствует большую уверенность в принятии таких решений.

Проецируя наши рассуждения на эти выводы, мы приходим к заключению, что современные коммуникационные технологии, разъединяя людей (хотя бы временно), снижают их уверенность в правильности принятия решений и повышают вероятность быть обманутыми или введенными в заблуждение.

Развитие сетевых технологий привело к появлению такого явления, как фриланс - выполнение работы удаленно, причем характер работы может быть абсолютно разным [7, 11]. Отсюда вытекает наблюдение о снижении значимости малых трудовых коллективов и появлению индивидуальных работников.

Образовательные группы

Влияние компьютерных технологий оказало разностороннее влияние на образование и на интересующие нас малые группы в рамках образовательного процесса. Основными малыми социальными группами, сформи-

рованными в рамках образовательного процесса - это учебные студенческие группы и школьные классы. Одной из причин создания таких групп является экономия трудозатрат преподавателя посредством объединения обучающихся таким образом, что, с одной стороны, занятия проводятся не индивидуально, а с другой - преподаватель имеет возможность общаться с каждым из обучающихся лично.

Авторитет преподавателя снижается из-за того, что студенты и школьники зачастую знают больше преподавателя по ряду новых дисциплин. В [1] даже отмечается явление информационной пассивности педагога, сформированной еще во время советского периода, когда образовательные программы были жестко регламентированы. В итоге у педагогов сформировалось отсутствие привычки к нововведениям и поиску. Там же говорится о том, что бюрократический аппарат также противился внедрению новых технологий, что привело к несоответствию информационных картин мира педагога и реальности.

Не секрет, что во многих образовательных учреждениях существует практика списывания и взаимных консультаций учащихся. В настоящей статье мы не будем давать оценку этим явлениям, но рассмотрим их с точки рассматриваемой темы малых социальных групп. В традиционной системе образования списывание и взаимные консультации по большей части велись в рамках этих самых малых групп - студенческих групп и школьных классов, что являлось дополнительным фактором усиления связей между их членами. С развитием сетевых технологий каждый отдельно взятый ученик имеет доступ к обширному банку информации, предоставляемой всемирной сетью Интернет, поэтому за консультацией он может обратиться не к сокурснику или однокласснику, а к абстрактному или конкретному эксперту из сети.

Современное поколение ориентировано на результат, а не на процесс, поэтому многие студенты, где посещаемость отслеживается не так жестко, как в школе, зачастую не посещают очные занятия, а приносят преподавателю уже готовое выполненное задание. Количество времени, которое обучающиеся проводят в рамках своих малых образовательных групп, снижается также благодаря технологиям дистанционного обучения, не требующим очного присутствия.

Таким образом, становится очевидным тот факт, что ценность малых образовательных групп в информационном обществе значительно ниже, чем в традиционном. Данный факт усугубляется и снижением авторитета преподавателя.

Развлекательные компании

Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Оно непосредственно влияет и на производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени является своеобразным проявлением культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности человека или социальной группы.

Досуг, являясь частью свободного времени, привлекает свободой выбора различных его форм, возможностью сочетать физическую, интеллектуальную, творческую деятельность. То, каким образом человек проводит свой досуг, показывает его духовную и нравственную зрелость в обществе.

Значительная часть людей в качестве досуговой деятельности используют Интернет-технологии. Чаще всего люди встречаются со своими друзьями в Интернете (социальные сети, электронная почта, различные службы онлайн-общения, скачивание и просмотр видео и музыкальных файлов). Необходимость общаться в Интернете люди чаще всего поясняют нехваткой времени для встреч со своими друзьями, также экономичностью такого способа общения.

Подрастающее поколение с большим опережением живет по модели коллективного разума, используя для принятия решений коммуникацию со сверстниками и взрослыми. Подростки, у которых есть техническая возможность, находятся в непрерывном интернет-контакте с друзьями, даже на школьных переменах и уроках.

Заключение

Проведенный в настоящей статье анализ показывает, что значимость малых групп в жизни людей снижается, причем это касается фундаментальных объединений, таких как семья, рабочие коллективы, образовательные группы и развлекательные компании. В некоторых случаях на то существуют объективные причины, а в ряде случаев это уже приводит к негативным последствиям.

Мы приходим к выводу, что современные технологии оказывают влияние только на малые группы, связанные интеллектуальной деятельностью, а также на семью, которая стоит особняком. Существование таких малых групп, как образовательные группы, игровые компании (клубы), рабочие коллективы в информационном обществе более не несут такой важной нагрузки, как они это делали в эпоху индустриального общества. В то же время малые группы, сформированные под необходимостью физической деятельности - рабочие коллективы, спортивные клубы - практически не претерпевают изменений, за исключением того, что, возможно, люди в целом становятся менее пунктуальными, поскольку всегда можно договориться по телефону.

Литература

1. Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 324 с.

2. Крайнов А.Л. Феномен отчуждения как атрибут глобализации: социокультурный аспект // Известия Саратовского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2008. Т. 8. № 2. С. 31-36.

3. Панина ГВ. Новые информационные технологии как основа культурных трансформаций в современном обществе // Культура и управление. 2011. № 2. С. 95-99.

4. Сидоренков А.В. Малая группа и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ 2010. 272 с.

5. Тоффлер Э. Третья волна / Пер. с англ. М.: АСТ, 2010. 784 с.

6. Цымбаленко С.Б. Подрастающее поколение в Российском информационном пространстве XXI века // Международный электронный журнал «Медия. Информация. Коммуникация». 2012. № 2.

7. Ahmed M.A., van den Hoven J. Agents of responsibility - freelance web developers in web applications development // Information Systems Frontiers. 2010. No. 12. P 415-424.

8. Cavoukian A. Privacy in the clouds // Identity in the Information Society. 2008. N 1. P 89-108.

9. Doring N., Gundolf A. Your life in snapshots: mobile weblogs // Knowledge, Technology & Policy. 2006. Vol. 19, N 1. P 80-90.

10. Frank M.G., Paolantonio N., Feeley T.H., Servoss T.J. Individual and small group accuracy in judging truthful and deceptive communication // Group Decisions and Negotiation. 2004. N 13. P 45-59.

11. Osnowitz D. Individual needs versus collective interests: network dynamics in the freelance editorial association // Qualitative Sociology. 2007 N 30. P 459-479.

12. Pekarek M., Potzsch S. A comparison issues in collaborative workspaces and social networks // Identity in the Information Society. 2009. N 2. P 81-93.

Bibliography

1. Gafner VV. Informacionnaja bezopasnost': ucheb. posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2010. 324 p.

2. KrajnovA.L. Fenomen otchuzhdenija kak atribut globalizacii: sociokul'turnyj aspekt // Izvestija Saratovskogo universiteta. Serija «Filosofija. Psihologija. Pedagogika». 2008. T. 8. № 2. P. 31-36.

3. Panina G.V. Novye informacionnye tehnologii kak osnova kul'turnyh transformacij v sovremennom obshhestve // Kul'tura i upravlenie. 2011. № 2. P 95-99.

4. SidorenkovA.V. Malaja gruppa i neformal'nye podgruppy: mikrogruppovaja teorija. Rostov-na-Donu: Izd-vo JuFU, 2010. 272 p.

5. Toffler Je. Tret'ja volna / Per. s angl. M.: AST, 2010. 784 p.

6. Cymbalenko S.B. Podrastajushhee pokolenie v Rossijskom informacionnom prostranstve HHI veka // Mezhdunarodnyj jelektronnyj zhurnal «Medija. Informacija. Kommunikacija». 2012. № 2.

7. Ahmed M.A., van den Hoven J. Agents of responsibility - freelance web developers in web applications development // Information Systems Frontiers. 2010. N 12. P 415-424.

8. Cavoukian A. Privacy in the clouds // Identity in the Information Society. 2008. N 1. P. 89-108.

9. Doring N., Gundolf A. Your life in snapshots: mobile weblogs // Knowledge, Technology & Policy. 2006. Vol. 19, N 1. P 80-90.

10. Frank M.G., Paolantonio N., Feeley T.H., Servoss T.J. Individual and small group accuracy in judging truthful and deceptive communication // Group Decisions and Negotiation. 2004. N 13. P 45-59.

11. Osnowitz D. Individual needs versus collective interests: network dynamics in the freelance editorial association // Qualitative Sociology. 2007. N 30. P. 459-479.

12. Pekarek M., Potzsch S. A comparison issues in collaborative workspaces and social networks // Identity in the Information Society. 2009. N 2. P 81-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.