Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КУЛЬТУРУ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КУЛЬТУРУ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
481
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / Интернет / информационные технологии / молодежная культура / социальная сеть / youth / Internet / information technology / youth culture / social network

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — В.М. Смирнов, Д.А. Давыдова

В статье рассматриваются проблемные стороны влияния информационных технологий на формирование молодежной культуры. Особое внимание уделяется определению понятия «молодежной культуры» в контексте влияния информационных технологий на молодежь, формирование норм и ценностей, мировоззрения и смыслообразующих начал. В статье рассматривается конструктивное и деструктивное влияние информационных технологий на культуру современной молодежи, в контексте Интернет-пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE CULTURE OF MODERN YOUTH

The article discusses the problematic aspects of the influence of information technology on the formation of youth culture. Particular attention is paid to the definition of the concept of «youth culture» in the context of the influence of information technology on youth, the formation of norms and values, worldview and semantic principles. The article examines the constructive and destructive influence of information technologies on the culture of modern youth, in the context of the Internet space.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КУЛЬТУРУ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КУЛЬТУРУ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В.М. Смирнов, канд. техн. наук, старший преподаватель Д.А. Давыдова, курсант

Московский университет МВД имени В.Я. Кикотя (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-2-73-75

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные стороны влияния информационных технологий на формирование молодежной культуры. Особое внимание уделяется определению понятия «молодежной культуры» в контексте влияния информационных технологий на молодежь, формирование норм и ценностей, мировоззрения и смыслообра-зующих начал. В статье рассматривается конструктивное и деструктивное влияние информационных технологий на культуру современной молодежи, в контексте Интернет-пространства.

Ключевые слова: молодежь, Интернет, информационные технологии, молодежная культура, социальная сеть.

Изменения в общественной жизни, которые связаны с пандемией короновирус-ной инфекции, кризисом в политической и социальной сфере внесли существенные изменения в привычную жизнь общества в целом, и молодежи в частности. С одной стороны, у молодежи появилось много свободного времени, а с другой стороны, обозначилась проблема, связанная с влиянием информационных технологий на культуру молодежи. Именно на просторах Интернет-пространства формируется молодежная культура. Следует отметить, что именно Интернет является основным механизмом и способом влияния информационных технологий на молодежную культуру.

Прежде чем рассматривать характер и степень влияния информационных технологий на молодежную культуру необходимо определить, что представляет собой данное явление.

В литературе феномен молодежной культуры рассматривается с разных позиций. Ю.В. Юхлин указывает на то, что молодежная культура - это совокупность самостоятельных и относительно независимых принципов и представлений о характере и особенности построения своей и общественной жизни, выстраивания межличностных отношений [5]. Данная позиция представляет молодежную культуру в качестве своеобразного мировоззрения,

которое определяет жизнь отдельного молодого человека и всей молодежи в целом. Отчасти подобный подход отображает содержательную сторону исследуемого понятия и помогает понять степень влияние информационных технологий на определение базовых принципов и основ молодежи. Интернет-пространство «обезличивает» отдельного человека, лишает его индивидуальности и предлагает ролевую модель построения жизни молодежи в целом.

По мнению Н.Н. Ветошкина и А.С. Кащенко молодежная культура представляет собой смысложизненную ориентацию, особое психологическое образование, направленное на формирование поведения молодых людей, системы ценностей, определение своего «Я», определение и удовлетворение потребностей, социализацию и адаптацию к взрослой жизни [1].

С данной позиции молодежная культура является не просто системой принципов и основ, которые влияют на жизнь молодежи, а смыслообразующей и мировоззренческой основой, которая позволяет молодому человеку стать полноценным членом общества или наоборот не найти места в обществе, а примкнуть к маргинальным или преступным молодежным группам. В социальных сетях формируются группы, где восхваляется культура насилия и потребительского отношения к жизни, пре-

восходства над другими, не желание принимать правила общества, соблюдать нормы закона, морали, нравственности. Достаточно часто подобные группы являются закрытыми и вступить в них может не каждый желающий, а только по приглашению.

Таким образом, молодежная культура представляет собой систему ценностей, ориентиров, направлений развития и адаптации молодежи к жизни, формирование мировоззрения.

Формирование молодежной культуры посредством информационных технологий осуществляется в двух направлениях: деструктивном и конструктивном.

Рассматривая деструктивное направление формирования молодежной культуры следует указать следующие особенности:

- криминализация молодежной культуры, формирование положительного отношения к совершению преступных деяний. Кубякин Е.О. отмечает, что в пабликах и группах формируется пренебрежительное отношение к культурным ценностям, нормам морали и нравственности. В то же время разжигаются пагубные страсти: «к властолюбию и тщеславию, наживе и нездоровому азарту, лжи и жестокости» [3], что в свою очередь способствует криминализации молодежи;

- формирование потребительского отношение к жизни. В Инстаграм формируется культ вещей и красивой жизни. В данном контексте молодежная культура направлена на то, чтобы получать удовольствие от жизни и полное отсутствие смыслообразующих начал. Молодые люди не понимают для чего им нужно трудиться, когда можно выложить фото в Инста-грам и заработать огромные деньги на рекламе. Как следствие формируется пренебрежительное отношение к другим людям, закону, морали и нравственности [4].

Таким образом, информационные технологии способствует формированию деструктивной молодежной культуры, которая связана с криминализацией молодежи и потребительским отношением к жизни.

Информационные технологии оказывают и позитивное влияние на формирова-

ние молодежной культуры, которое выражается в следующем:

- образовательное влияние, направление на получение позитивного опыта самоорганизации молодежи своей жизни; его физическое и ментальное оздоровление. Например, в ВК существует огромное количество пабликов и групп, которые посвящены формированию ментального здоровью, обучению английскому и русскому языку и т.п.;

- стимулирование творческой деятельности, которая связана с интерпретацией молодежью культурных ценностей, создание творческих продуктов и т.п. Например, Интернет-площадка Литрес не только продает доступ к электронным книгам, но также и стимулирует молодежь на написание литературных произведений;

- развитие коммуникативной деятельности связанной с формирование культуры нравственных отношений молодежи;

- развитие рекреационно-оздоровительной деятельность, которая заключается в формировании здорового образа жизни;

- формирование аналитической деятельности связанной с развитием умения анализировать проблемные ситуации и находить оптимальное решение [2].

Таким образом, Информационные технологии оказывают положительное влияние на развитие коммуникативной, рекре-ационно-оздоровительной, аналитической, творческой и образовательной деятельности молодежи, что в свою очередь способствует формированию и развитию конструктивных норм и ценностей молодежной культуры.

Стоит отметить, что одной из проблем современного общества является отсутствие внятной государственной политики, направленной на формирование молодежной культуры. Поэтому государству необходимо учитывать деструктивное влияние информационных технологий в общем, и Интернет-пространства в частности, на жизнь молодежи и бороться с подобным воздействием. И развивать направления, которые способствуют формированию конструктивной молодежной культуры.

Библиографический список

1. Ветошкина Н.Н., Кащенко А.С. Особенности содержания смысложизненных ориен-таций молодежной культуры // Социальная интеграция и развитие этнокультуры в евразийском пространстве. - 2019. - Т. 2. №8. - С. 332-334.

2. Краснокутский Д.Н. Молодежь и социальные сети Интернета: теоретико-прикладной анализ // Общество и право. - 2017. - №1 (59). - С. 196-199.

3. Кубякин Е.О. Криминализация молодежной культуре в условиях современного информационного общества // Общество: вчера, сегодня, завтра. - 2015. - №2. - С. 114-118.

4. Молодежь в информационном обществе: монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2018. - 136 с.

5. Юхлин Ю.В. Молодежная культура: особенности становления, современное состояние и тенденции развития. - Нижневартовск, 2017. - 117 с.

THE INFLUENCE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE CULTURE OF MODERN YOUTH

V.M. Smirnov, Candidate of Technical Sciences, Senior Lecturer D.A. Davydova, Cadet

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs named after V.Ya. Kikotya (Russia, Moscow)

Abstract. The article discusses the problematic aspects of the influence of information technology on the formation of youth culture. Particular attention is paid to the definition of the concept of «youth culture» in the context of the influence of information technology on youth, the formation of norms and values, worldview and semantic principles. The article examines the constructive and destructive influence of information technologies on the culture of modern youth, in the context of the Internet space.

Keywords: youth, Internet, information technology, youth culture, social network.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.