Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРУШЕК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРУШЕК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1279
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ИГРУШЕК / РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красаускас Д.П.

В статье приведена краткая характеристика раннего и дошкольного возраста. Подобран список игрушек благоприятно влияющих на развитие детей этого возраста, который включает в себя бизиборд, интерактивную игрушку, ролевые наборы, конструктор (Лего). Сделан обзорный анализ на функционал подобранных игрушек, выявлено влияние на процессы развития ребенка, в том числе психологическое. А также положительные и отрицательные стороны игрушки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF MODERN TOYS ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF EARLY AND PRESCHOOL AGE

The article provides a brief description of early and preschool age. A list of toys favorably influencing the development of children of this age has been selected, which includes a bizibord, an interactive toy, role-playing sets, a designer (Lego). A review analysis was made on the functionality of the selected toys, the influence on the child's development processes, including psychological, was revealed. As well as the positive and negative sides of the toy.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРУШЕК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРУШЕК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Д.П. Красаускас, студент Научный руководитель: С.С. Петрова

НТГСПИ (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университет (Россия, г. Нижний Тагил)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-1-71-76

Аннотация. В статье приведена краткая характеристика раннего и дошкольного возраста. Подобран список игрушек благоприятно влияющих на развитие детей этого возраста, который включает в себя бизиборд, интерактивную игрушку, ролевые наборы, конструктор (Лего). Сделан обзорный анализ на функционал подобранных игрушек, выявлено влияние на процессы развития ребенка, в том числе психологическое. А также положительные и отрицательные стороны игрушки.

Ключевые слова: рынок игрушек, развитие детей, ранний возраст, дошкольный возраст.

Игрушка - это не только способ позабавить ребенка, но еще мощнейший инструмент для его развития. Дети раннего и дошкольного возраста большую часть своего времени проводят именно в игре.

Современные дети живут в совершенно другом мире, нежели их родители. Если 20-30 лет назад среди детей были популярны оружие из палок, плюшевые медведи и каша из песка, то на данный момент рынок игрушек настолько разнообразен, что некоторые родители могут невольно задуматься о влиянии определенных игр на развитие детей. В особенности это касается радионянь, которые используются родителями с самых первых дней жизни ребенка, компьютеров, телефонов и других гаджетов. Что несут с собой эти технические достижения для маленького ребенка? Какие риски и какие возможности?

Главная задача игрушки заключается в активизации детской деятельности. Игрушки можно разделить на три группы в зависимости от того, на какую сферу они влияют:

1. Игрушки, способствующие эмоционально-волевому развитию.

2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.

3. Игрушки способствующие физическому развитию.

Раннее детство приходится на возраст от 1 года до 3 лет. В этот период у ребенка закладывается речь, растет активный и пассивный словарный запас, а также развиваются восприятие, мышление, память, внимание. Восприятие доминирует среди остальных. Это означает, что поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. В этом возрасте зарождается самосознание [1].

Какие игрушки будут способствовать благоприятному развитию на этом этапе? Конечно, о гаджетах, которые родители дают своим детям в этом возрасте, чтобы получить хоть немного свободного времени и заняться своими делами, не может идти и речи. Рассмотрим, несколько современных игрушек для данного возраста.

Рис. 1.

Бизиборд (рис.1) - очень популярная в последние годы игрушка. Бизиборд представляет собой доску, которая имеет множество элементов, чаще всего это: застежки: шнурки, липучки, молнии, пуговицы; замочки: замки с ключом, дверные цепочки, шпингалеты; счеты; часы; лабиринты; магниты; мозаика с геометрическими фигурами; выключатели, кнопки, розетки; световые и звуковые модули.

Бизиборд развивает мелкую моторику и помогает детям ознакомится с предметами быта. Во время игры ребенок учится правильно использовать те или иные предметы, но важно, чтобы родитель или воспитатель наглядно показал и рассказал для чего нужен тот или иной предмет, например, замок закрывает дверь, выключатель включает и выключает свет, пуговицы для того, чтобы застегивать одежду и т.д.

Бизиборды бывают разных видов:

- Классический бизиборд;

- Классический бизиборд - «книжка»;

- Классический бизибрд в виде разных животных, машин и т.д.;

- Бизибоксы;

- Мягкий бизиборд.

Если бизиборд выполнен качественно и правильно, кроме моторики он помогает развивать такие психические процессы как концентрация внимания, усидчивость и терпение; речь (ребенок начинает интересоваться у взрослых для чего тот или иной предмет на бизиборде); восприятие, в особенности наглядно-действенное (взрослый

показал ребенку как застегнуть пуговицу -ребенок повторил и запомнил); внимание (ребенок сконцентрирован на бизиборде, старается самостоятельно разобраться с предметами, которые встречаются в доме; позже может находить эти элементы в собственной комнате); память (обеспечивает запоминание действий, что за чем идет); логику (ребенок поймет, если открыть замок, то можно открыть дверь, если нажать выключатель, то может погаснуть свет, если потянуть за шнурок, то звонок может зазвенеть); воображение (ребенок задумывается, как можно использовать обыденные предметы более интересно); понимание причинно-следственных связей (отодвинул шпингалет - открыл дверь, засунул штепсель в розетку - увидел светящуюся лампочку, нажал на кнопку - услышал звонок). Помимо психических процессов бизиборд помогает пополнить словарный запас за счет определений бытовых предметов, помогает в изучении фигур, букв, счета (если, конечно, в игрушку включены данные детали), а также обеспечивает безопасное знакомство с предметами, с которыми можно столкнуться в быту (знакомство с замками, крючками, розетками и т.д.) [2].

Бизиборд положительно влияет на развитие ребенка раннего возраста, так как именно в этом возрасте дети начинают познавать мир и знакомится с окружающими их предметами.

Рис. 2.

Достоинство этой игрушки, что ее можно сделать самому дома, но нужно помнить, что при игре ребенок должен понимать причинно-следственные связи, поэтому если есть розетка, то должен быть и штепсель.

Еще одна популярная игрушка в 21 веке - интерактивная. Она отличается от обычной плюшевой игрушки тем, что она может плакать, смеяться, считать и рассказывать сказки, петь песни.

Интерактивная игрушка (рис. 2) поможет ребенку в познании окружающего мира. Она может учить считать, развивать речь (ребенок, играя с игрушкой, начнет повторять ее слова, реплики, пополняя словарный запас, так же может начать общаться с ней), и даже осваивать азы иностранного языка.

Интерактивная игрушка способствует умственному развитию: развивает чувства, эмоции, формирует познавательную деятельность, наблюдательность, любознательность, расширяет кругозор.

Игрушка также развивает логику. К примеру, ребенок поймет, что если положить куклу, то та будет плакать, если взять на руки, то кукла успокоится. Таким образом, можно развивать у малыша понятие причинно-следственных связей.

Интерактивные игрушки помогают ребенку в организации сюжетно-ролевой иг-

ры. Меняя подгузники, купая и переодевая куклу, малыш учится заботиться о других.

Но эта игрушка никогда не заменит общение с родителями и сверстниками, поэтому интерактивную игру нужно чередовать с живым общением. Существенный минус этой игрушки - ее многофункциональность, которая сводит на нет воображение ребенка, что является неотъемлемой частью психического развития ребенка раннего возраста [3].

Дошкольный возраст охватывает период с 3 до 7 лет. В этом возрасте идет перестройка всех психических процессов ребенка и меняется его отношение к миру. Меняется социальная ситуация, ребенок готовится к поступлению в школу. В этот период активно развивается память, воображение. Появляется собственное «Я», т.е. начинают проявляться черты личности. Основной деятельностью в этом возрасте является ролевая игра. Игра должна учить ребенка управлять своим поведением и принимать важные решения [4].

Для возраста 3-7 лет будут эффективными также приведенные ранее игрушки. Бизиборд будет интересен ребенку, если ранее его не было. Интерактивная игрушка поможет с подготовкой к школе: поможет выучить счет, алфавит, расскажет сказки и научит азам иностранного языка.

Рис. 3.

Одним из лучших вариантов игрушки для дошкольного возраста будет тематический набор для ролевой игры (рис. 3). В современное время таких наборов огромный выбор: больница, магазин, салон красоты, ресторан, строительство и т.д.

Такие наборы могут быть 2-х видов:

1. Полноразмерные наборы, которые ребенок может использовать самостоятельно;

2. Наборы для кукол, где ребенок использует куклу для участия в ролевой игре.

Тематические наборы дают представление ребенку об определенных профессиях, помогают с социализацией (при игре в группе), приучают к ответственности и знакомят с некоторыми жизненными ситуациями.

Огромное влияние тематические наборы оказывают на умственное развитие ребенка: они формируют познавательную активность, развивают исследовательскую деятельность, расширяют кругозор; а так-

же на нравственное развитие ребенка: позволяют накопить опыт положительных нравственных переживаний, развивают такие нравственные качества как гуманизм, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, развивают нравственное поведение, а также умение общаться со сверстниками.

Ребенок, используя тематический набор: расширяет свой словарный запас определениями той или иной профессии; развивает коммуникативную сферу; развивает

воображение тем, что придумывает различные ситуации, связанные с темой игры; развивает мышление; учится делать умозаключения, выстраивать логическую цепочку действий.

Минус данной игрушки - ребенку нужна компания для игры, неважно будет это родитель, сверстник или воспитатель. Без напарника игра не будет такой эффективной, она будет оказывать слабое воздействие на развитие ребенка.

Рис. 4.

Конструктор «LEGO» (рис. 4) - очень увлекательная и развивающая игрушка для ребенка. Если ребенок всем сердцем полюбит данную игрушку, то она может остаться с ним до взрослого возраста в виде хобби.

Конструктор способствует как психическому, физическому, умственному развитию, так и нравственному и эстетическому.

Лего развивает мелкую моторику, креативность, логическое и пространственное мышление, а также внимание, умение планировать, находить решение проблемы. Помимо этого игрушка способствует коммуникабельности, умению выражать свои идеи, работать в команде. Конструктор также развивает целеустремленность, терпение, укрепляет самооценку ребенка [5].

Конструктор «LEGO» имеет огромный выбор наборов. На рынке игрушек он есть как для мальчиков, так и для девочек, есть маленькие наборы, есть стандартные и большие, есть коллекционные выпуски, есть наборы для ролевой игры и т.д.

Огромное количество достоинств у игрушки и один существенный недостаток -

Библиографический список

1. Милецкая О. Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет // Дефектология Проф. 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhumal/psixologiya_razvitiya_rebyonka_ot_rozhdeniya_do_3_x_ let/ (дата обращения: 25.10.2021)

2. Что такое бизиборд и для чего он нужен. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.akusherstvo.ru/guide/chto-takoe-bizibord-i-dlya-chego-on-nuzhen/ (дата обращения: 01.11.2021)

3. Интерактивные игрушки: за и против. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/yapokupayu_deti/interaktivnye-igrushki-za-i-protiv-5d305b0f0aca0500aec5b688 (дата обращения: 28.10.2021)

4. Любушкина И. Особенности развития детей дошкольного возраста // МААМ.ру. 2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 28.10.2021)

5. Как конструкторы Лего способствуют развитию детей? - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kak-konstruktory-lego-sposobstvuyut-razvitiyu-detey.html (дата обращения: 01.11.2021)

мелкие детали, поэтому ее рекомендуют детям от 6 лет. Но для более раннего возраста можно найти аналоги с большими деталями, например магнитный конструктор, обычный набор конструктора с большими пластмассовыми деталями, деревянный конструктор.

Сделаем вывод. Приведенные в статье игрушки способствуют развитию детей раннего и дошкольного возраста, но эффективность этого воздействия зависит от того как ребенок играет с ними, какое время, кто составляет ему компанию во время игры и какого качества сама игрушка, соответствует ли она функциям, которые должна выполнять. Конечно, все эти игрушки можно найти в электронном варианте, что очень удобно (не нужно тратить деньги на их покупку, не занимает места в доме и т.д.), но осязательные ощущения ребенка не должны ограничиваться одним лишь экраном или компьютерной мышью. Нужно помнить, что именно реальный вариант игрушки будет положительно воздействовать на развитие ребенка.

THE INFLUENCE OF MODERN TOYS ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF

EARLY AND PRESCHOOL AGE

D.P. Krasauskas, Student Supervisor: S.S. Petrova

NTGSPI (branch) of the Russian State Vocational Pedagogical University (Russia, Nizhny Tagil)

Abstract. The article provides a brief description of early and preschool age. A list of toys favorably influencing the development of children of this age has been selected, which includes a bizibord, an interactive toy, role-playing sets, a designer (Lego). A review analysis was made on the functionality of the selected toys, the influence on the child's development processes, including psychological, was revealed. As well as the positive and negative sides of the toy. Keywords: toy market, children's development, early age, preschool age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.