Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОТНОШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ'

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОТНОШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / АИС «НАЛОГ-3» / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Елена Юрьевна, Седаев Павел Валерьевич, Устинкин Сергей Васильевич

В своей статье авторы подробным образом рассматривают электронные технологии, которые все активнее применяются в работе государственных структур и, в частности, в работе налоговых органов. Авторы приходят к выводу, что применение информационных технологий является неизбежным и приводит к улучшению взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Данный процесс также обеспечивает открытость и прозрачность действий проверяющих органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF MODERN ELECTRONIC TECHNOLOGIES ON THE RELATIONS OF TAX AUTHORITIES AND TAXPAYERS

In the article, the authors consider in detail electronic technologies increasingly used in the work of government agencies and, in particular, in the work of tax authorities. The authors conclude that the use of information technology is inevitable and leads to improved interaction between tax authorities and taxpayers. This process also ensures openness and transparency of actions of inspection bodies.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОТНОШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ»

184

ВЛАСТЬ

2 022'05

ОРЛОВА Елена Юрьевна — старший преподаватель кафедры социально-правовых дисциплин Приволжского института повышения квалификации ФНС России (603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, 48; vipelena3403@list.ru)

СЕДАЕВ Павел Валерьевич — кандидат философских наук, доцент кафедры социально-правовых дисциплин Приволжского института повышения квалификации ФНС России (603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, 48); доцент кафедры философии, истории и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а; pvsedaev@mail. ги)

УСТИНКИН Сергей Васильевич — доктор исторических наук, профессор; директор Приволжского филиала ФНИСЦ РАН (603000, Россия, г. Нижний Новгород, Холодный пер., 4); начальник международной междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории изучения мировых и региональных социально-политических процессов; научный руководитель Высшей школы международных отношений и мировой политики Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а; sv.ustinkin @gmail.com)

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОТНОШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Аннотация. В своей статье авторы подробным образом рассматривают электронные технологии, которые все активнее применяются в работе государственных структур и, в частности, в работе налоговых органов. Авторы приходят к выводу, что применение информационных технологий является неизбежным и приводит к улучшению взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Данный процесс также обеспечивает открытость и прозрачность действий проверяющих органов.

Ключевые слова: налоговый контроль, информационные технологии, цифровизация, АИС «Налог-3», электронный документооборот, интернет-сервисы

С2020 г. Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) начала осуществлять постепенный переход на двухуровневую систему управления. Цель преобразований - повысить уровень налогового администрирования, улучшить качество предоставления государственных услуг налогоплательщикам. Напомним, что данные изменения направлены на оптимизацию системы управления и структуры налоговых органов. Упраздняемые территориальные налоговые инспекции передают свои функции соответствующим региональным управлениям. На месте инспекций остаются офисы с операционными залами. Это дает возможность налогоплательщикам обратиться в любой офис на территории субъекта.

В рамках происходящих преобразований у сотрудников управлений ФНС России увеличивается объем работы. Помочь госслужащим справиться с ростом должностных обязанностей может внедрение в их деятельность автоматизированной информационной системы «Налог-3» (далее - АИС «Налог-3») и искусственного интеллекта. АИС «Налог-3» - это единая информационная система ФНС России, обеспечивающая автоматизацию деятельности службы. Она автоматизирует прием, обработку, предоставление данных, анализ информации, формирование информационных ресурсов, сведений, необходимых

для принятия налоговой службой управленческих решений и предоставления информации внешним потребителям1.

Понятие искусственного интеллекта определено в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта в Российской Федерации на период до 2030 года2. Искусственный интеллект - это способность цифрового компьютера или управляемого компьютером робота выполнять задачи, которые может выполнить человек. Применение искусственного интеллекта российскими налоговыми органами началось с созданием и размещением интернет-сервисов на официальном сайте ведомства. В дальнейшем цифровым инновациям стала передаваться часть функций налогового администрирования, а именно обработка налоговых уведомлений через скан-образы, работа с большими массивами данных, создание чат-ботов, внедрение блокчейнов.

В сфере налогового контроля применение искусственного интеллекта позволило детально анализировать кредитоспособность налогоплательщиков, осуществлять прогноз остатков по счетам и оборотно-сальдовым ведомостям. На современном этапе развития передовые технологии уже предлагают проводить выездные налоговые проверки только тогда, когда инструменты на основе искусственного интеллекта напрямую укажут на факт нарушения. В дальнейшем внедрение алгоритмов в деятельность российских налоговых органов позволит находить ошибки в договорах, необходимую информацию в документах, несовпадения формулировок законов и первичных документов, а также обрабатывать положения законодательства.

Как показывает практика, развитие информационных технологий приводит не только к созданию различных платформ, позволяющих упростить деятельность в сфере налогообложения, но и меняет требования к сотрудникам налоговых органов, т.к. от их профессионализма в значительной степени зависит эффективность работы службы. Налоговый инспектор становится не просто классическим фискальным администратором-контролером, а высококлассным специалистом, информационно-коммуникационным технологом, обладающим юридическими познаниями, знаниями экономики и науки государственного управления.

Из сказанного выше следует, что развитие автоматизированной информационной системы и прикладного программного обеспечения требует от налоговых инспекторов постоянного и своевременного повышения профессионального уровня, развития профессиональных компетенций.

Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено формирование документа, определяющего квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы3. Приказом ФНС России от 16.07.2012

1 Приказ ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-12/134 «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»)». Доступ: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195780/ (проверено 24.09.2022).

2 Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». Доступ: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 (проверено 24.09.2022).

3 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (проверено 24.09.2022).

186

ВЛАСТЬ

2022'05

№ ММВ-7-4/500@ определены основные требования к профессиональным компетенциям работников налоговых органов1.

В соответствии с нормативным актом значительную часть требований к профессиональным компетенциям составляют требования к знанию современных информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и навыкам их применения в работе. Так, госслужащие должны знать аппаратное и программное обеспечение, возможности и особенности применения современных ИКТ в деятельности налоговых органов. Кроме перечисленных знаний, они должны иметь навыки работы с информационно-коммуникационной техникой, операционной системой, базами данных, электронными таблицами, системами управления проектами и т.д.

Следует отметить, что требования к знаниям и навыкам в сфере ИКТ носят общий характер и не в полной мере отвечают требованиям работы государственных служащих в условиях внедрения цифровых технологий. Для изменения сложившейся ситуации необходимо дополнить базовые требования к знаниям и навыкам в области ИКТ усовершенствованными цифровыми компетенциями. Например, предлагается рассмотреть такие компетенции, как оказание цифровых государственных услуг, цифровая безопасность, цифровая этика, управление цифровой информацией, цифровое проектное управление.

Остановимся на этом более подробно. По оценкам многих экспертов, Федеральная налоговая служба - лидер по использованию цифровых технологий в Российской Федерации. На современном этапе цифровизация службы направлена не только на повышение производительности труда сотрудников, но и на совершенствование информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками с использованием сети Интернет.

Одним их эффективных инструментов электронного доступа заявителей к государственным услугам в налоговой сфере является официальный сайт Федеральной налоговой службы. По результатам анализа рейтинга Минэкономразвития России, проводимого в отношении оценки комплексных показателей официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти, ФНС России вошла в список топ 3 лучших сайтов рейтинга.

В настоящее время на сайте представлено более 70 интерактивных сервисов, благодаря которым оптимизирован процесс получения необходимых налоговых справок и разрешительных документов, процесс подачи налоговой отчетности, получения налоговых консультаций, сокращения времени на оказание и получение соответствующих государственных услуг и многое другое.

Электронные сервисы сайта обеспечивают защиту персональных данных пользователей, непрерывность функционирования, возможность осуществления экстерриториального взаимодействия пользователей и налогового органа, а набор самих электронных сервисов, их наполнение оптимизируется и расширяется в зависимости от потребностей конечных потребителей государственных электронных услуг. По данным службы, с каждым годом все большее число налогоплательщиков предпочитают бесконтактное взаимодействие с налоговыми органами: более 79% налоговой отчетности и 95% информационных услуг предоставляется в электронном виде.

За последние два года значительно увеличилось и число обращений к

1 Приказ ФНС России от 16.07.2012 № ММВ-7-4/500@ «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы». Доступ: Ы1р8:// www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/4036355/ (проверено 24.09.2022).

интернет-сервисам ФНС России. Самыми востребованными сервисами остаются личные кабинеты налогоплательщиков. В настоящее время у сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» более 41 млн пользователей (25% всех физических лиц), у сервиса «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» - около 3 млн пользователей (82% всех индивидуальных предпринимателей), у сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» - более 1 млн пользователей (35% всех юридических лиц). Анализ статистических данных позволяет сделать вывод: в рамках перехода на электронное предоставление государственных услуг российские налоговые органы должны усилить работу по популяризации электронных сервисов ФНС России среди индивидуальных предпринимателей, физических и юридических лиц.

В целях наиболее полного информирования налогоплательщиков и повышения качества предоставления им государственных услуг ФНС России служба организует различные мероприятия, в т.ч. вебинары, семинары, в ходе которых в обязательном порядке доводится информация о действующем функционале электронных сервисов, о возможности получения услуг в электронной форме. Активная информационно-просветительская работа по повышению электронной грамотности населения ведется путем размещения публикаций в средствах массовой информации, аудиозаписей на рынках и в торговых центрах населенных пунктов, сообщений на бланках жилищно-коммунальных служб. Налоговые органы на постоянной основе проводят информационную работу о порядке получения имущественных и социальных вычетов по налогу на доходы физических лиц через интернет-сервис ФНС России «Личный кабинет для физических лиц», практикуя встречи с трудовыми коллективами организаций, учреждений, учебных заведений. Уже более 10 лет в российских школах проходят уроки налоговых знаний. Среди школьников проводятся конкурсы рисунков, сочинений, стенгазет и поделок по налоговой тематике.

Подводя итог, необходимо отметить, что для того, чтобы оказывать цифровые государственные услуги на высоком уровне, сотрудники налоговых органов страны должны знать цифровые технологии оказания государственных услуг, иметь навыки работы с системами инфраструктуры электронного правительства; знать порядок взаимодействия посредством социальных сетей, информационных порталов. При использовании современных информационных технологий госслужащим ФНС России важно соблюдать цифровую безопасность, иначе репутация всей службы может оказаться под угрозой.

Приказом ФНС России от 6.04.2021 № ЕД-7-24/298@ утверждена новая редакция Концепции информационной безопасности Федеральной налоговой службы1. Ввиду сказанного выше работники налоговых органов должны владеть знаниями по общим вопросам в области обеспечения информационной безопасности, систем информационной безопасности, источников угроз, средств и методов защиты информации, мер противодействия внешним воздействиям.

Также государственные служащие должны иметь навыки работы с системами, обеспечивающими безопасность данных и обеспечение соответствия основным нормативным требованиям информационной безопасности, в т.ч. защиты государственной тайны.

1 Приказ ФНС России от 06.04.2021 № ЕД-7-24/298@ «О внесении изменений в Концепцию информационной безопасности Федеральной налоговой службы». Доступ: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382089/ (проверено 24.09.2022).

188

ВЛАСТЬ

2 022'05

ORLOVA Elena Yur'evna, Senior Lecturer at the Chair of Social and Legal Disciplines, Volga Institute of Advanced Training, Tax Service of Russia (48 Gruzinskaya St, Nizhny Novgorod, Russia, 603950; vipelena3403@list.ru)

SEDAEV Pavel Valer'evich, Cand.Sci. (Philos.), Associate Professor of the Chair of Social and Legal Disciplines, Volga Institute of Advanced Training, Tax Service of Russia (48 Gruzinskaya St, Nizhny Novgorod, Russia, 603950); Associate Professor of the Chair of Philosophy, History and Theory of Social Communication, Dobrolyubov State Linguistics University (31a Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603950;pvsedaev@mail.ru)

USTINKIN Sergey Vasil'evich, Dr.Sci. (Hist.), Professor; Director of the Volga Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences (4 Holodny Lane, Nizhny Novgorod, Russia, 603000); Head of the International Interdisciplinary Research Laboratory for the Study of World and Regional Socio-political Processes; Scientific Director of the Higher School of International Relations and World Politics, Dobrolyubov State Linguistics University (31a Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603950; sv.ustinkin@gmail.com)

THE IMPACT OF MODERN ELECTRONIC TECHNOLOGIES ON THE RELATIONS OF TAX AUTHORITIES AND TAXPAYERS

Abstract. In the article, the authors consider in detail electronic technologies increasingly used in the work of government agencies and, in particular, in the work of tax authorities. The authors conclude that the use of information technology is inevitable and leads to improved interaction between tax authorities and taxpayers. This process also ensures openness and transparency of actions of inspection bodies.

Keywords: tax control, information technology, digitalization, AIS «Tax 3», electronic document management, internet services

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.