Научная статья на тему 'Влияние современной музыки на развитие английского языка'

Влияние современной музыки на развитие английского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1422
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МУЗЫКА / СЛЕНГ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исаев Н.Ю.

В данной статье предлагается к рассмотрению тема влияния современной музыки на развитие английского языка на примере хип-хоп музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние современной музыки на развитие английского языка»

60

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

для тех, для кого английский родным не является. В качестве регионального варианта международного английского языка, она берет на себя важные социальные и культурные роли, присущие только ей.

Список литературы:

1. Веденкина Т.В. Теоретические и прикладные аспекты лингвистики // Сборник материалов второй Международной научно-практической конференции молодых исследователей / МГГУ им. М.А. Шолохова. - М., 2014. -С. 24-30.

2. Митчелл П.Дж., Зарубин А.Н. Чинглиш - культурный феномен // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2013. - № 1. - С. 69-80.

3. Газета «Жэньминь жибао» он-лайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31516/8450850.html (дата обращения: 26.04.2015).

4. СИТИ Новостной портал Измаила [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.izmacity.com/novosti/sobytiya/5277-ot-inglisha-k-chinglishu (дата обращения: 27.04.2015).

5. Интернет журнал «Общество и культура» (дата обращения: 24.04.2015).

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© Исаев Н.Ю.*

Национальный исследовательский Томский государственный университет,

г. Томск

В данной статье предлагается к рассмотрению тема влияния современной музыки на развитие английского языка на примере хип-хоп музыки.

Ключевые слова иностранный язык, музыка, сленг, английский язык.

Двадцать первый век характеризуется всплеском развития телекоммуникационных технологий, охватывающих все сферы жизни человека. Английская терминология распространена в областях экономики, науки, техники, искусства и других. Таким образом, ведущая роль английского языка в наши дни не вызывает сомнений: английский язык является международным средством общения в различных сферах (бизнес, дипломатия, туризм, наука, и конечно же культура).

Современный человек едва ли может представить свою жизнь без музыки, где английский язык выступает в роли глобального языка музыки.

Студент.

Общие вопросы языкознания

61

Английский язык доминирует в современной музыке (тексты песен, международные музыкальные проекты и телевизионные шоу, популярные музыкальные каналах и пр.), что также способствует продвижению английского языка во всем мире.

Большое количество песен, написанных за пределами англоговорящих стран, или полностью на английском языке, или содержат английские слова, выражения, предложения. Тексты песен на английском языке или с использованием английского языка служат гарантией внимания со стороны публики. Согласно официальному сайту ежегодного международного песенного конкурса «Eurovision» (www.eurovision.tv), подавляющее большинство песен за последнее десятилетие исполнялось именно на английском языке: если, например, в 1982 году на английском были исполнены только три песни, то в 2011 году только три песни были исполнены не на английском. С 1992 по 2012 гг. все песни, ставшие победителями конкурса, были исполнены на английском, за исключением только 2007 года, когда первое место заняла песня на сербском языке.

В сети Интернет можно найти на английском языке практически любую информацию о музыкальных исполнителях, их принадлежности к тому или иному музыкальному направлению, музыкальные статьи, рецензии, словари музыкальной терминологии и музыкального жаргона (сленга), записи концертов, интервью и, безусловно, тексты песен.

Современные англоязычные музыкальные композиции характеризуются следующим: тексты содержат в основном только современную и наиболее употребительную лексику; в текстах присутствует большое количество разговорных слов и выражений, а также музыкальные жаргоны (сленг) и сокращения; в них используются упрощённые синтаксические структуры и грамматические конструкции; в них содержится большое количество синонимов и эмоционально окрашенной лексики; их тематика и содержание, как правило, близка проблемам современного общества.

В большинстве музыкальных направлений присутствует музыкальный жаргон. Строки из песен служат отличным примером употребления в современной речи той или иной лексической единицы. Употребляемые в современных песнях грамматические конструкции и синтаксические структуры также представляют интерес с точки зрения английского языка на современном этапе его развития, особенно тенденции к максимальному упрощению грамматики.

У разных людей разные музыкальные предпочтения, однако, пожалуй, нет таких, которые относятся отрицательно к музыке в целом. Музыкой мы наслаждаемся не зрительно, именно поэтому она может использоваться в качестве фона во время практически любого вида деятельности (езда на велосипеде / машине, тренировки в спортзале, пешие прогулки и другие). Это искусство, с которым мы сталкиваемся почти ежедневно, а интернет-среда

62

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

делает его ещё более доступным. Таким образом, музыка сближает людей по всему миру.

В настоящее время хип-хоп культура становится все более популярной и хип-хоп сленг оказывает значительное влияние на английский язык.

Хип-хоп - актуальное направление в музыке. Ведь именно рэп-исполнители всегда поднимают остросоциальные вопросы, говорят о проблемах общества. Run-D.M.C. и Public Enemy первыми выдвинули социальный протест - заговорили о инфляции и безработице. В 90-х гангста-рэперы 2Pac, Dr. Dre, Snoop Dogg, N.W.A. рассказали о реальной жизни в «чёрных» кварталах, о проблемах политики, полностью перевернув представление о музыке. На рубеже 2000-х эти темы подхватил хардкор-рэпер DMX. Eminem не раз был обвинен в оскорбительном отношении к политикам, гомофобии, женоненавистничестве. Темы их песен различны.

Не менее значимым является то, что представители хип-хопа обогатили английский язык: ввели множество новых значений для слов, множество новых терминов и сокращений, многие фразы из их песен стали культовыми.

Хип-хоп сленг - это различное накопление терминов в общении на улице, которые изменяются часто и параллельно развитию самого хип-хопа.

Сленгу присуща некая художественность, красота, ведь человек, употребляющий сленг, поступает нестандартно, неординарно, когда он изобретает и использует новую, яркую и остроумную лексику.

В хип-хоп сленге многие лексико-грамматических единицы переосмысливаются и трансформируются, часто не соответствуя общепринятым языковым нормам на сегодняшний день:

- Грамматические отклонения от нормы [1]: двойное отрицание; неверное использование артикля; окончание -s после существительных множественного числа или местоимений we, you; отсутствие буквы g в окончании -ing, что присуще всем стилям хип-хопа, так как здесь происходит преобразование слов, что свойственно сленгу [2]; замена буквы S на букву Z в окончаниях слов с изменением смысла слова (boys - мальчики, boyz - «братва») [3]; использование личного местоимения (them) после существительного, на которое оно указывает; порядок слов при формулировке общего вопроса; удвоение при образовании сравнительных степеней прилагательных (a more larger list, the most biggest star).

- Лексические отклонения от нормы [1]: употребление таких оборотов как and all (и все прочее, и все такое) неприемлемо для литературного или делового стиля, что свидетельствует об отклонении от литературной нормы: how they were occupied and all, they're nice and all, he loved him and all. Также использовались синонимичные высказывания and stuff, and crap, and all that stuff, all my crap; формирование и употребление оценочных сложных эпитетов типа sleep-

Общие вопросы языкознания

63

with-the-sheep-and-nofire order, to be drop-dead gorgeous, rushed-off-her-feet waitress, stick-in-the-mud mood; в фамильярно-разговорном стиле с его эмоциональной экспрессивностью и эмфатичностью сочетаются умело и единицы, содержащие элементы типа damn и эвфемистические словосочетания: goddamn, damn miserable time for them, damn lonesome ranches. Тут же мы отмечаем jouncing a bed, outhouse, rubbers, to fill out in the shoulders and hams, to hit the hay, anatomical disconformity, to drive off the only curve on Dead Horse Road.

В плане словообразования хоп-хоп сленгу присущи специфические модели [1]:

- Аффиксация: суффикс -loo не имеет самостоятельного значения, является лишь усилительным сленговым суффиксом, придающий слову оттеночное значение (fakeloo artist); суффикс -ly является уменьшительно-ласкательным и также оттеняет семантику сленга (pally); суффикс -ola (по аналогии с итальянским словами) придает сленгу игривый оттенок и не имеет специального значения, чаще всего служит для образования существительных (payola, mayola); суффикс -о имеет схожую функцию с суффиксами -loo и -ola (keeno); суффикс -dom некогда утративший свои продуктивные характеристики, снова является одним из наиболее продуктивных аффиксов (zero desperandom);

- Обратное словообразование (to crack wise - wisecrack) [3].

Говоря о воздействии нестандартной лексики, следует упомянуть о таком невыраженном средстве как ирония. Она играет важную роль в употреблении сленга, так как большинство контекстов сленговой речи имеют ироническую окраску. Также связь сленга и иронии проявляется еще в том, что используется нейтральная лексика, но подвергается ироническому осмыслению [4].

Сленг является неотъемлемой частью английского языка, он развивается и эволюционирует вместе с ним и в какой-то момент часть сленга, возможно, станет языковой нормой.

В заключение следует отметить, что музыка играет очень важную роль в жизни людей, жизнь сегодня уже немыслима без нее, осознанно или нет мы ежедневно и неоднократно слышим ее и воспринимаем. От качества и грамотности написанного текста песни будет зависеть, что будет «завтра» языковой нормой в обществе и как мы будем «говорить». Это происходит незаметно, но музыка является одним из «локомотивов», который развивает язык.

Список литературы:

1. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. - 2006. - № 3.

2. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. - М., 2010.

64

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

3. Шармила С. Существительные на ing - символ американской языковой экспансии // Русская речь. - 2006. - № 3.

4. Морозова Н.И., Саварцева Н.В. Лексико-грамматические особенности хип-хоп сленга и его влияние на развитие английского языка // Диалог культур - диалог о мире и во имя мира: материалы V Международной студенческой научно-практической конференции (18-25 апреля 2014 года). -Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ 2014. - Ч. 2.

РЕЧЕВОЙ жанр как инструмент создания

ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА © Мануилова А.Е.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Статья посвящена жанровым особенностям классических педагогических стилей и стратегий. На материале художественной прозы А.П. Чехова проанализированы характерные жанры демократического и авторитарного стиля педагогического общения и руководства, кооперации и конкуренции как стратегии взаимодействия учителя и ученика. В результате проведенного исследования автором выявлена особая роль педагогических жанров в создании художественного образа учителя, формировании его профессионального речевого поведения и речевой культуры.

Ключевые слова образ учителя; педагогические жанры; стиль педагогического общения; стратегии взаимодействия учителя и ученика.

Термин «речевой жанр» впервые появился в исследованиях М.М. Бахтина. В своей работе «Проблема речевых жанров» автор определяет речевой жанр как «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказывания» [1, с. 255].

Шмелева Т.В. предложила модель речевого жанра, главным жанрообразующим признаком которой является коммуникативная цель. Внутри каждого отдельного класса жанры различаются по концепции автора (образ автора), концепции адресата, событийному содержанию, образу коммуникативного прошлого и будущего, и языковому воплощению [5, с. 93-97].

Особое значение речевой жанр как модель организации речи приобретает в рамках учебного процесса. Это связано с тем, что успешное взаимодействие педагога и ученика возможно лишь в условиях эффективной гармоничной речевой коммуникации, одной из составляющих которой является правильный подбор используемых педагогических жанров. Жанры педагогического общения изучались в работах Н.А. Ипполитовой [Ипполитова,

Магистрант кафедры Русского языка и речевой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.