Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ЗДАНИЙ НАНКИНА СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА'

ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ЗДАНИЙ НАНКИНА СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

233
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА / КИТАЙ / НАНКИН / СТАЛИНСКИЙ СТИЛЬ ЗДАНИЙ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сун Ваньли

Статья раскрывает распространение и влияние советского архитектурного стиля в Нанкине. В период дружбы и сотрудничества между Китаем и СССР, Китай активно принимал теории и практику советской архитектуры, строил ряд зданий в имитации советского стиля. Эти здания были оказаны влиянием советского архитектурного стиля, обладали явными чертами модернизма, такими как крепкая бетонная конструкция и простые геометрические формы. Кроме того, данная статья также анализирует процесс локализации советского архитектурного стиля на китайский лад, который заключается в сочетании элементов традиционной культуры и этнического стиля КНР со свойственным для СССР архитектурным стилем для создания новых образцов зданий соответствующих культуре КНР. Например, при перестраивании города Нанкина появилось несколько зданий социалистического содержания и национальной формы в советском стиле, которые сочетают в себе элементы советской архитектуры и южного китайского архитектурного стиля, отражая многокультурность и локализацию китайской архитектуры. В целом данная статья освещает влияние советской архитектуры на развитие китайской модернизации зданий и конкретные проявления этого в Нанкине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SOVIET ARCHITECTURE ON THE MODERNIZATION OF NANJING BUILDINGS IN THE MIDDLE OF THE 20TH CENTURY

The article reveals the spread and influence of the Soviet architectural style in Nanjing. During the period of friendship and cooperation between China and the USSR, China actively adopted the theories and practices of Soviet architecture, built a number of buildings in imitation of the Soviet style. These buildings were influenced by the Soviet architectural style, with clear modernist features such as solid concrete construction and simple geometric shapes. In addition, this article also analyzes the process of localization of the Soviet architectural style in the Chinese way, which consists in combining elements of the traditional culture and ethnic style of the PRC with the architectural style characteristic of the USSR to create new models of buildings corresponding to the culture of the PRC. For example, during the rebuilding of the city of Nanjing, several Soviet-style buildings of socialist content and national form appeared, which combine elements of Soviet architecture and southern Chinese architectural style, reflecting the multiculturalism and localization of Chinese architecture. In general, this article highlights the influence of Soviet architecture on the development of Chinese building modernization and specific manifestations of this in Nanjing.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ЗДАНИЙ НАНКИНА СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА»

Влияние советской архитектуры на модернизацию зданий Нанкина середины XX века

Сун Ваньли

аспирант, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 1143889737@qq.com

Статья раскрывает распространение и влияние советского архитектурного стиля в Нанкине. В период дружбы и сотрудничества между Китаем и СССР, Китай активно принимал теории и практику советской архитектуры, строил ряд зданий в имитации советского стиля. Эти здания были оказаны влиянием советского архитектурного стиля, обладали явными чертами модернизма, такими как крепкая бетонная конструкция и простые геометрические формы. Кроме того, данная статья также анализирует процесс локализации советского архитектурного стиля на китайский лад, который заключается в сочетании элементов традиционной культуры и этнического стиля КНР со свойственным для СССР архитектурным стилем для создания новых образцов зданий соответствующих культуре КНР. Например, при перестраивании города Нанкина появилось несколько зданий социалистического содержания и национальной формы в советском стиле, которые сочетают в себе элементы советской архитектуры и южного китайского архитектурного стиля, отражая многокультурность и локализацию китайской архитектуры. В целом данная статья освещает влияние советской архитектуры на развитие китайской модернизации зданий и конкретные проявления этого в Нанкине. Ключевые слова: Советская архитектура, Китай, Нанкин, сталинский стиль зданий, социалистическое содержание, национальная форма.

Введение: Нанкин, как исторический и культурный город, в период трансформации города после создания Новой Китайской Республики также имел социалистическое содержание и национальную форму советского стиля архитектуры. Фоном для изучения этой статьи является период дружбы и сотрудничества между Китаем и СССР, когда СССР оказал значительную помощь Китаю, направив большое количество специалистов в различных областях техники для непосредственной помощи Китаю. Эти специалисты также принесли культуру архитектуры СССР в Китай. Открытие влияния советской архитектуры на Нанкин позволяет рассмотреть особенности процесса культурного развития смешения стилей СССР и национальных черт при разработке архитектурного стиля. Это имеет большое значение для понимания истории развития современной культуры строительства в КНР. Более глубокое понимание влияния культуры архитектуры СССР на развитие современной культуры строительства в КНР может также служить примером и руководством для будущего городского планирования и строительства.

сч о сч

ю

Период дружбы и сотрудничества между Китаем и СССР в 1950-1960 годах.

В начале своего существования КНР, представленная Мао Цзэдуном в "О народной демократической диктатуре", высказала концепцию односторонней внешней политики, что явно указывает на присоединение новой Китайской республики к социалистическому лагерю. В 1950 году Китай и СССР заключили альянс, став основными странами социалистического лагеря. Советский Союз оказал значительную помощь экономическому развитию Китая, направив большое количество специалистов и экспертов из различных областей для непосредственной поддержки КНР. В то же время эти технические специалисты также привезли культуру строительства из СССР в КНР. Группа экспертов по планированию и строительству города Москва прибыла в Пекин для руководства работами по строительству города Бэйцзин[1]. Эксперт из СССР, Абиларамов, в процессе общения с Лян Сычэном особо подчеркнул важность национальных форм.

24 июня 1960 года отношения между Китаем и СССР были официально разорваны. 16 июля правительство Советского Союза неожиданно уведомило китайское правительство о решении вывести всех советских специалистов из КНР, односторонне аннулировав сотни договоренностей и контрактов, прекратив поставки важного оборудования.

Социалистическое содержание и национальная форма в Советском союзе

Лозунги "социалистическое содержание, национальная форма" и "метод творчества социалистического реализма" из теории советской архитектуры указывают на то, что при проектировании и строительстве зданий следует обращать внимание на культурное содержание пролетариата и использовать местные формы и языки. Эти лозунги показывают политический подход к архитектурной сфере в Советском Союзе, а также предоставляют архитекторам направление мышления и методы работы. Они также связаны с литературой и другими видами искусства, расширяя возможности для создания новых произведений. Лозунг о выражении социалистического содержания и национальных особенностей через архитектуру не только открыл дверь для движения по стилевому направлению ретроспективного декоративного убранства зданий, но также предоставил политическую цель для работы архитекторов.

В 1925 году Сталин выступил с лекцией "Политические задачи Восточного университета", в которой был представлен первый из этих лозунгов: "Мы строим культуру пролетариата, и для народов социалистического строительства мы используем различные формы и методы выражения в зависимости от языка, образа жизни и т.д., что также правильно. Содержание - пролетарское, форма - национальная - это культура всего человечества, которую движет социализм"[2].

Советская публицистика часто гордо говорила о классической культурной традиции России, часто заменяя русское классическое искусство или архитектуру на критику буржуазного искусства. В атмосфере ярых похвал классическому художественному наследию "национальная форма" в архитектуре была реализована: классический художественный стиль и архитектура всех национальностей России, включая присоединившиеся республики, стали новыми формами социалистического искусства и архитектуры СССР. Что касается "общественного содержания", то обычно это связывается с пропагандой превосходства социальной системы. Содержание зданий не выражает функцию строительства, как утверждают некоторые теоретики, которые ещё не отказались от остатков формализма, но скорее отражает самую общую мыслимую объективную закономерность действительности... Вызывая лозунг "общественное содержание - национальная форма", на практике архитектурное творчество было направлено на дорожку, где уделялось внимание сознательности мышления. Достижения русской классической архитектуры использовались как основной метод строительства, а живопись, скульптура и другие связанные виды искусства использовались в качестве вспомогательных инструментов для создания памятников эпохи.

Социалистическое содержание и национальные формы архитектуры Советского Союза.

1. Колоннада классицизма

Рис 1 Новосибирский театр оперы и балета (1931-1945)

Западная классическая архитектура - это международный стиль архитектуры в этой области с эпохи Возрождения, а российская культура строительства как часть европейской культуры сформировала русскую классическую архитектуру. В ходе развития советского зодчества поиск национальных форм привел к возникновению русской классической архитектуры. Например, театр оперы и балета в Новосибирске не только полностью сохраняет классический композиционный подход, но также умело сочетает элементы традиционной русской архитектуры, что делает его уникальным и имеющим значительную культурную ценность.

2. Высокие острые шпили многоэтажных зданий

Рис .2 Главный павильон выставочного комплекса Всесоюзной выставки сельского хозяйства

Острые шпили русской архитектуры, также известные как "шатерные", можно назвать региональной или национальной формой архитектуры. Советские архитекторы использовали купольную форму в качестве национального стиля, особенно выделяется главное здание Всесоюзной сельскохозяйственной выставки с его ярким центральным симметричным компоновочным элементом и высоко поднимающейся острой куполообразной конструкцией, которая часто украшена золотом и имеет богатую декорацию вокруг неё[4].

3. Характеристики готической архитектуры высотных зданий

О я о

X

о

а

с т ■о о £ Т

л

V

о

Т

го а

я

со см о см

ю

Рис 3 Главное здание Московского университета 1943-1953 годы

Высотные здания в основном характеризуются простыми объемами, повторяющимися интервалами и одинаковыми этажами, что затрудняет полное отображение национальной формы. Однако 8 высотных зданий, начиная с 1947 года разработанных и построенных в Москве, проявляют вертикальное разделение и высокие формы, не только обращая внимание на дизайн крыши и фасада, но также сочетая готический стиль с национальным колоритом в архитектуре и моделировании объемов. Для этих высотных зданий были использованы элементы традиционной национальной архитектуры: центральная ось симметрии, регулярный план помещений, коридорный тип застройки и "трипольная" конструкция. Несмотря на то что эти высокие строения были расценены как "гнилые", "раздутые" и "безумные" типичные для своего времени в 1954 году , они все еще являются одним из представителей "советской архитектуры". Они не только занимают важное место в российской национальной архитектуре, но также глубоко повлияли на дизайн высотных зданий по всему миру.

4. Памятный и символический характер

Национальные формы Советского Союза всегда имели сильный памятный, символический и декоративный характер. Как символ власти и престижа Советского Союза, Дворец Советов был создан после четырех раундов конкурсного проектирования и является вершиной стремления к созданию памятных зданий. Дизайн Дворца Советов почти полностью отображает концепцию архитектурного дизайна в СССР - это грандиозная, высокая, роскошная архитектура с церемониальным украшением и скульптурой, которые отражали превосходство политической, экономической и культурной жизни в стране[3]. Он не только является одним из важных представителей классической национальной архитектуры в

СССР, но также является одним из ключевых символов мощи государства через его дизайн-силу.

Исследование социалистического содержания и национальной формы китайской архитектуры

1. Исследование традиционных китайских форм, сочетающих в себе социалистическое содержание и национальную форму.

В традиционной китайской архитектуре крыша играет важную роль, поэтому при изучении национальной формы она была первоочередным объектом внимания. "Классический" стиль архитектуры -это создание новых моделей на основе древних государственных зданий Китая с учетом новых функций, технологий и строительных материалов для изучения национальной формы. Его основные характеристики заключаются в разделении всего здания на три части: верхняя часть - это крыша; средняя часть - стены; нижняя часть - фундамент. Кровля обычно покрыта лазурными черепичными плитами, имеет декоративные элементы такие как конструкции сводов и выступы; балки украшены цветными рисунками. Здания в стиле дворцовой архитектуры выглядят величественно и имеют памятное значение, соответствующее "национальному чувству гордости" после установления нового политического режима. Поэтому этот классический стиль широко применяется в правительственных и культурных зданиях Китая, являясь основной чертой национальной формы китайской архитектуры.

Рис 4 Здание Юго-Восточного корпуса Нанкинского университета, 1953 год.

Юго-Восточное здание Нанкинского университета было спроектировано мистером Ян Тинбао в 1953 году. Оно имеет традиционную планировку в форме буквы "Г", ориентированную на восток и выходящую на запад. Внешний вид здания выполнен из серых кирпичных стен и элементов из железобетона, имитирующих каменные перила и ступени, которые совместно с другими зданиями на кампусе -библиотекой, Северным корпусом и другими - образуют единую композицию. Кроме того, это здание имеет большую крышу с этническим колоритом: она выполнена в традиционной форме двухскатной крыши со своеобразными декоративными элементами типа "зубастых ржавчин". Общий вид строгий и

досточтимым, но при этом пропитанный свежей элегантностью. Это является символическим зданием.

Рис 6. Учебный корпус Восточно-Китайского авиационного института в Нанкине, 1953 год.

Учебный корпус Восточно-Китайского авиационного колледжа в Нанкине был спроектирован профессором архитектуры Ян Тинбао из Нанкинского института технологии в 1953 году. Он использовал планировку с перепадами уровня, чтобы уменьшить объем земляных работ. Фасад здания имеет несимметричную композицию, а вход выполнен по образцу китайских монументальных ворот, рядом находится лестница с двойными карнизами и крестовидной крышей. Кабинеты на западной и восточной сторонах используют зеленые черепичные покрытия и традиционные декоративные элементы подкладки свесов. Кроме того, это здание имеет большую наклонную крышу со сложным дизайном и несимметричное расположение фигур пятиконечных звезд на вершинах башен является центральным элементом композиции. Это очень сложный проект для архитекторов, которые должны были сочетать традиционный стиль с использованием новейших технологий и методов. Это здание прекрасно отражает китайский традиционный стиль архитектуры и имеет национальные черты в своем дизайнер].

2. Влияние и исследование архитектуры национальных форм СССР

Рис 1. Учебный корпус Нанкинского университета почт и телекоммуникаций 1992 год

Особенностью национальной формы архитектуры СССР является то, что образ здания в основном соответствует советскому стилю, например.

имеются элементы западного классического стиля по пропорциям и масштабам, некоторые из которых развивались из национальной формы архитектуры СССР. Здания имеют симметричную композицию слева и справа от центра, регулярный план с высокой главным корпусом и широкими колоннадами. Они также имеют "трехэтажную" конструкцию: "три этажа" означает три части - карнизные украшения, стены зданий и подошвы. Это то, что люди называют "советской архитектурой".

Нанкинский университет связи и почты начал строительство учебного корпуса в 1992 году, проект был разработан Нанкинским институтом архитектурного дизайна. Здание имеет площадь более 26 тысяч квадратных метров, основное здание состоит из 16 этажей (есть также подземный этаж). Два смежных учебных корпуса высотой в 6 этажей соединены с основным зданием. Учебные корпуса имеют великолепную архитектуру: два приблизительно по 170 метровых дополнительных здания расположены на западной и восточной сторонах главного здания. Общий размер достаточно большой, качество проектирования и строительства отличное, функциональная зональность планировки ясна и чёткая; лестницы соединяют вертикальные пространства с горизонтальными переходами через навесы; холл служит как переходное пространство. Конструкция железобетонная. Это был самый высокий и крупный учебный корпус провинции на тот момент. На фасаде здания явно видна симметрия центра здания, которое горизонтально разделено на карнизы, стены и подножки: в вертикальном направлении центральная часть выше, а боковые ниже; высшая часть здания имеет постепенное увеличение вверх и установлено на вершине здания высокий приёмник сигнала. Этот дизайн делает эффект прогрессивного движения от краев к центру более очевидным и обеспечивает большую глубину слоя. Декоративных элементов в строительстве очень мало, оно достаточно современное и было спроектировано по образцу Сталинской архитектуры СССР. Конструкция шпиль-конус является важным языком архитектурного дизайна и широко используется в строительстве высших учебных заведений Китая. Этот дизайнерский язык несёт символический смысл форм национальной архитектуры Китая, который не лишен значительного влияния Московского университета. Хотя некоторые архитектурные проекты подчёркивают простоту и не используют шпиль-конус в своих дизайнах, этот элемент дизайна всё еще играет важную метафорическую роль в общей структуре здания.

3. Исследование символического и коммемо-ративного социалистического содержания национальной формы

Нанкинский мост через Янцзы был построен в 1968 году под руководством архитектора Чжун Сюня. Этот двухъярусный мост сразу же стал известен как прорыв с открытием новых возможностей. Китай первоначально надеялся на строительство Нанкинского моста вместе со специалистами из СССР. Ранее советские инженеры уже помогли Китаю построить переправу через реку в Ухани и были

О я о

X

о

5 *

0)

с

4 ■о о

5

Ч §

Г

о ч я а

готовы оказать техническую помощь ещё раз. Однако вскоре после начала стройки международные отношения двух стран ухудшились, и до разрыва китайско-советских отношений специалисты из СССР покинули проектную группу. Восемь лет спустя мост был построен, и Китай рассматривает это как важное инженерное достижение.

о сч о сч

ш

Рис 8 Нанки некий мост через Янцзы, 1968 год.

Само начало стройки моста уже имело символическое значение, а башни моста были наиболее выразительной частью его символического и коммемо-ративного значения. Башни Нанкинского моста - это двухъярусные платформы с двумя большими и двумя маленькими башнями на каждом берегу реки Янцзы. Архитектурный стиль Нанкинского моста является величественным, чтобы подчеркнуть его грандиозность и соединить пристани с помощью двухъярусных платформ. В то же время здание на конце моста отражает особенности социалистического содержания Советского Союза и дух всего китайского народа, а также имеет постоянную комме-моративную ценность.

Вывод: Самое важное влияние советской архитектуры на Китай заключается в связи архитектуры и идеологии. В рамках теории литературы и искусства СССР, художество имеет классовые проблемы, что относится также к архитектуре. Поэтому архитектура больше не является только вопросом хорошего или плохого, но более связана со стоящими за этим положениями, правильным или неправильным и другими подобными проблемами, что придает ей оковы идеологии. В таких условиях зарубежная (капиталистическая) архитектура была полностью отвергнута по идеологическим причинам, изучение современной архитектуры западных стран длительное время оставалось "запрещенной зоной" для КНР. Несмотря на упразднение движения "борьба с расточительством", декорации зданий все еще сохраняются упрощенными, однако они всё же аккуратно различаются от западной модели современной архитектуры. Стиль советской архитектуры оказал значительное влияние на здания, построенные в Нанкине после 1950-х годов и является значимым этапом модернизации архитектуры Нанкина, который нельзя игнорировать при переходе к новому стилю современной архитектуры. КНР также является социалистической страной и черпает опыт развития от первого социалистического государства - СССР. Под влиянием течения "социалистическое содержание, национальная форма" времени Сталина, стиль советской архитектуры более уделял

внимание национальности зданий и полностью отвергал зарубежную (капиталистическую) архитектуру по идеологическим причинам. Дизайн зданий Нанкина прошел этап объединения западных форм с национальными формами "больших крыш", чтобы изучить, как можно выразить национальный характер в зданиях. Такие здания как Учебное Заведение Почты И Телеграфа Нанкина, Мост Чанцзян и Учебное Заведение Восточной Авиации Китая в Нанкине отражают социалистическую мысль того времени и международную ситуацию дружбы между КНР и СССР.

Литература

1. (Советский Союз.) Чжабинко (М.П.Цапенко). О реалистической основе архитектурного искусства Советского Союза / перевод Цинхэ. Издательство строительных работ, 1955 г., 246 с.

2. Чжан Байчунь, Яо Фан, Чжан Джиучунь, Цзян Лун. Передача технологий из Советского Союза в Китай 1949-1966 гг.. Издательство образования провинции Шандун, 2004 г., 529 с.

3.Редакция издательства строительных работ. История советской архитектуры / перевод не указан. Издательство строительных работ, 1955 г., 192 с.

4. Джан Ксянсян, Лу Джэньдунь. Текущие мысли о планировании города и деревни в Китае наших дней / перевод не указан . Издательство Восточно-Юго-Восточного университета ,2013 г.,280 с.

5. Зук Денонг, Дай лу, Чжан Сянвэй. История китайской модерной архитектуры / Издательство китайской строительной промышленности, 2010 г.,272 с.

The Influence of Soviet Architecture on the Modernization of Nanjing

Buildings in the Middle of the 20th Century Song Wanli

St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering The article reveals the spread and influence of the Soviet architectural style in Nanjing. During the period of friendship and cooperation between China and the USSR, China actively adopted the theories and practices of Soviet architecture, built a number of buildings in imitation of the Soviet style. These buildings were influenced by the Soviet architectural style, with clear modernist features such as solid concrete construction and simple geometric shapes. In addition, this article also analyzes the process of localization of the Soviet architectural style in the Chinese way, which consists in combining elements of the traditional culture and ethnic style of the PRC with the architectural style characteristic of the USSR to create new models of buildings corresponding to the culture of the PRC. For example, during the rebuilding of the city of Nanjing, several Soviet-style buildings of socialist content and national form appeared, which combine elements of Soviet architecture and southern Chinese architectural style, reflecting the multiculturalism and localization of Chinese architecture. In general, this article highlights the influence of Soviet architecture on the development of Chinese building modernization and specific manifestations of this in Nanjing. Key words: Soviet architecture, China, Nanjing, Stalinist style of buildings,

socialist content, national form. References

1. (Soviet Union.) Chzhabinko (M.P. Tsapenko). On the realistic basis of the

architectural art of the Soviet Union / Qinghe translation. Construction Works Publishing House, 1955, 246 p.

2. Zhang Baichun, Yao Fang, Zhang Jiuchun, Jiang Long. Transfer of

Technology from the Soviet Union to China 1949-1966. Shandong Provincial Education Publishing House, 2004, 529 pp.

3. Editorial office of the building works publishing house. History of Soviet

architecture / translation not specified. Construction Works Publishing House, 1955, 192 p.

4. Zhang Xiangxiang, Lu Jendong. Current Thoughts on Urban and Country

Planning in China Today / No translation provided. East Southeastern University Press, 2013, 280 pp.

5. Zuk Denong, Dai Lu, Zhang Xiangwei. History of Chinese Modern Architecture /

Chinese Construction Industry Publishing House, 2010, 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.