Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА СУН ХУЭЙМИНЯ, ЦЗИНЬ ЧЖИЛИНЯ, ЧЖАО КАЙКУНЯ)'

ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА СУН ХУЭЙМИНЯ, ЦЗИНЬ ЧЖИЛИНЯ, ЧЖАО КАЙКУНЯ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
советское реалистическое изобразительное искусство / К.М. Максимов / Сун Хуэйминъ / Цзинь Чжилинъ / Чжао Кайкунъ / современная станковая живопись / пейзаж / Северо-Восток Китая / Soviet realistic fine art / K.M. Maksimov / Song Huimin / Jin Zhilin / Zhao Kaikun / modern easel painting / landscape / North-Eastern China

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ван Бэйбэй

Представленная работа посвящена воздействию, которое оказала советская система художественного образования на развитие китайской станковой масляной живописи, в том числе и на творчество современных живописцев северо-восточного Китая. Автор в рамках искусствоведческого исследования сопоставляет произведения советских художников-реалистов, работавших в середине XX в., и полотна современных пейзажистов Северо-Востока КНР. На основе этого анализа делается вывод о влиянии советской реалистической школы на пейзажную живопись и искусство Поднебесной. Также в статье затрагиваются вопросы, связанные с ролью творчества российских художников-пейзажистов, которые работают в настоящее время, на формирование изобразительного искусства Северо-Востока Китая. Также выясняется, почему китайские живописцы отдают предпочтение русской живописной школе. Кроме того, проведен анализ особенностей творческого метода Сун Хуэйминя, Цзинь Чжилиня и Чжао Кайкуня, результаты которого свидетельствуют об отличиях их произведений от пейзажной живописи других регионов Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SOVIET FINE ART ON THE DEVELOPMENT OF CHINESE LANDSCAPE PAINTING (BASED ON THE EXAMPLE OF THE WORK OF SONG HUIMIN, JIN ZHILIN, ZHAO KAIKUN)

The presented work is devoted to the impact that the Soviet art education system had on the development of Chinese easel oil painting, including the work of contemporary painters of North-Eastern China. The author, within the framework of art historical research, compares the works of Soviet realist artists working in the mid-20th century and the paintings of contemporary landscape painters of the North-East of China. Based on this analysis, the author comes to a conclusion about the influence of the Soviet realistic school on landscape painting and the art of the Celestial Empire. The article also touches upon the issues related to the role of the creative work of the Russian landscape artists who are currently working on the formation of the fine arts of North-Eastern China. The author is also interested in finding out why Chinese painters prefer the Russian school of painting. In addition, after analyzing the features of the creative method of Song Huimin, Jin Zhilin and Zhao Kaikun, the author points out the differences between their works and the landscape painting of other regions of China.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА СУН ХУЭЙМИНЯ, ЦЗИНЬ ЧЖИЛИНЯ, ЧЖАО КАЙКУНЯ)»

К. M. Максимов. Китайская девочка. 1956. Холст, масло. 60x45,5

Частное собрание

К. М. Maksimov. Chinese girl. 1956. Oil on canvas. 60x45,5

Private collection

EDN: RIPULQ УДК 75.03/.04

THE INFLUENCE OF SOVIET FINE ART ON THE DEVELOPMENT OF CHINESE LANDSCAPE PAINTING (BASED ON THE EXAMPLE OF THE WORK OF SONG HUIMIN, JIN ZHILIN, ZHAO KAIKUN)

Wang Beibei

Qiqihar University

Qiqihar City, Heilongjiang Province, China

State Institute of Fine Arts named after Dmitry Hvorostovsky

Krasnoyarsk, Russian Federation

Abstract: The presented work is devoted to the impact that the Soviet art education system had on the development of Chinese easel oil painting, including the work of contemporary painters of North-Eastern China. The author, within the framework of art historical research, compares the works of Soviet realist artists working in the mid-20th century and the paintings of contemporary landscape painters of the North-East of China. Based on this analysis, the author comes to a conclusion about the influence of the Soviet realistic school on landscape painting and the art of the Celestial Empire. The article also touches upon the issues related to the role of the creative work of the Russian landscape artists who are currently working on the formation of the fine arts of North-Eastern China. The author is also interested in finding out why Chinese painters prefer the Russian school of painting. In addition, after analyzing the features of the creative method of Song Huimin, Jin Zhilin and Zhao Kaikun, the author points out the differences between their works and the landscape painting of other regions of China.

Keywords: Soviet realistic fine art; K.M. Maksimov; Song Huimin; Jin Zhilin; Zhao Kaikun; modern easel painting; landscape; North-Eastern China.

Citation: Wang Beibei (2023). THE INFLUENCE OF SOVIET FINE ART ON THE DEVELOPMENT OF CHINESE LANDSCAPE PAINTING (BASED ON THE EXAMPLE OF THE WORK OF SONG HUIMIN, JIN ZHILIN, ZHAO KAIKUN). IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T.2,№3 (16), pp. 58-69.

Ван Бэйбэй

Цицикарский университет

Цицикар, Китайская Народная Республика

Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского Красноярск, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА

СУН ХУЭЙМИНЯ, цзинь чжилиня, ЧЖАО КАЙКУНЯ)

Представленная работа посвящена воздействию, которое оказала советская система художественного образования на развитие китайской станковой масляной живописи, в том числе и на творчество современных живописцев северо-восточного

Китая. Автор в рамках искусствоведческого исследования сопоставляет произведения советских художников-реалистов, работавших в середине XX в., и полотна современных пейзажистов Северо-Востока КНР. На основе этого анализа делается вывод о влиянии советского реалистической школы на пейзажную живопись и искусство Поднебесной. Также в статье затрагиваются вопросы, связанные с ролью творчества российских художников-пейзажистов, которые работают в настоящее время, на формирование изобразительного искусства Северо-Востока Китая. Также выясняется, почему китайские живописцы отдают предпочтение русской живописной школе. Кроме того, проведен анализ особенностей творческого метода Сун Хуэйминя, Цзинь Чжилиня и Чжао Кайкуня, результаты которого свидетельствуют об отличиях их произведений от пейзажной живописи других регионов Китая.

Ключевые слова: советское реалистическое изобразительное искусство; К. М. Максимов; Сун Хуэйминь; Цзинь Чжилинь; Чжао Кайкунь; современная станковая живопись; пейзаж; Северо-Восток Китая.

Имя Константина Мефодьевича Максимова1 сегодня известно немногим людям. Между тем он сыграл ключевую роль в становлении современного реалистического китайского искусства. В начале 1950-х гг. в Китайской Народной Республике возник интерес к станковому изобразительному искусству и культуре СССР. Цзян Фэн, ректор Центральной академии изобразительных искусств КНР, обратился к А. М. Герасимову2, который был первым президентом Академии художеств СССР в 1947-1957 годах, с просьбой прислать художника-педагога, способного курировать обучение станковой масляной живописи и реорганизовывать систему художественного образования в своей стране. Александр Михайлович предложил кандидатуру К. М. Максимова, преподававшего в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. Бесспорно, он был ярким живописцем и отличался незаурядным талантом. В феврале 1954 г. Константин Максимов приступил к обучению 22 учеников, которые были отобраны из всех районов Китая. Многие из них впоследствии стали известными художниками-реалистами: Цзинь Шаньи3, Чжань Цзяньцзюнь4, Фэн Фасы5, Хэ Кундэ6, Хоу Иминь7.

Максимов до 1957 г. работал со студентами над основами рисунка, изучал технику и технологию станковой масляной живописи, принципы реалистического изобразительного искусства, принятые на вооружение советской

реалистической школой. Он участвовал в разработке учебных программ по живописи, рисунку и композиции для факультета масляной живописи, уделяя особое внимание построению пространства и световоздушной среды, аналитическому подходу к натуре. Дипломные работы его учеников стали первыми профессиональными произведениями для них. Выпускники Максимова сохранили в своем творчестве принципы, воспитанные в них наставником, а затем передавали их следующим поколениям китайских художников.

Отметим, что самая большая коллекция -260 картин Максимова -принадлежит Цай Го-цяну8, который, несмотря на авангардистское направление творчества, высоко ценит заслуги своих учителей-станковистов, признателен им, демонстрируя уважение к таланту своего наставника. В 2007 г. и 2011 г. в Пекине прошли две выставки, участниками которых были выпускники К. М. Максимова. Большинство его учеников стали ректорами китайских художественных вузов.

Одним из его наиболее талантливых воспитанников является Цзинь Шаньи, который сочетал в своем творчестве традиции западноевропейской живописи, русской реалистической школы и стилистику модернизма как направления современного искусства. При этом он не порывал с национальными традициями Китая. Цзинь Шаньи создал новый стиль, определяемый как «неоклассика», который, по словам Лю

К. M. Максимов. Улица в Китае. 1956. Холст, масло. 50x75

Частное собрание

К. М. Maksimov. Street in China. 1956.

Oil on canvas. 50x75

Private collection

■ wmm * ■ :

; - S.. ;

Тяньцюаня, «в дальнейшем приобрел широкую популярность в живописном искусстве Китая» [3, с. 58].

Система К. М. Максимова была направлена на пристальное изучение окружающей реальности и работу непосредственно с натуры. Художник считал, что, следуя этим путем, можно было избежать влияния традиционной китайской живописи, в которой превалировало декоративное начало. Это, по его мнению, тормозило внедрение реалистических концепций в современное национальное искусство. Кроме того, К. М. Максимов полагал, что в пейзаже главной целью является сам процесс творчества.

Активное влияние русской реалистической школы на китайскую современную живопись начинается примерно с 1952 г. Принципы советской школы стали определять вектор развития современного китайского искусства и методику преподавания изобразительного искусства. Такое положение дел сохранилось и в наше время. Нельзя не сказать и о той роли, которую сыграл китайский журнал «Искусство». Хотя данное издание просуществовало всего пять лет с 1954 по 1959 г., трудно переоценить вклад, который он внес в процесс внедрения русского искусства в художественную культуру Подне-

бесной. Практически в каждом номере присутствовали статьи об истории, теоретических основах или практике русского или советского искусства. Середина XX в. стала самым активным периодом в диалоге культур двух стран.

Изучению художественной культуры северо-восточных районов Поднебесной посвящено несколько научных работ китайских и российских искусствоведов. Среди авторов этих трудов можно указать Ли Япина, Нин Бо, С. Ю. Распертову, Цзян Дэсая и Чэнь Вэньхуа. Над вопросами культурного обмена работают Д. А. Владимирова, Ляо Чжэндин, В. С. Морозов, А. А. Хисамутдинов и О. Н. Рисухина. При этом следует отметить, что в настоящее время нет обобщающего исследования о влиянии русской реалистической живописной традиции на китайское станковое искусство в целом и на художественную культуру северо-восточных провинций КНР, которые в течение нескольких десятилетий испытывали на себе воздействие России, заимствовали и продолжали русские художественные концепции, что в свою очередь сформировало уникальный художественный стиль и характер масляной живописи северо-восточного Китая.

Следует отметить, что помимо прямого вливания русского реалистического станкового искусства в художественную культуру Поднебесной в середине XX в., когда была сформирована группа К. М. Максимова, на китайское искусство оказала воздействие русская диаспора, состоявшая из эмигрантов, проживавших в северо-восточной части страны, которая граничит с Россией. Они стали первыми представителями русской традиционной культуры и заложили принципы художественного образования в этом районе. Художники-пейзажисты Северо-Востока заимствовали и развили русские художественные традиции, в результате чего сформировался уникальный живописный стиль данного региона [4]. Большая часть этих произведений являются пейзажами, написанными в жанре шань-шуй9. Многие художники, изображая природу, вкладывают в образное содержание личное отношение к своему краю. Мастера стремятся точно показать природные особенности Северо-Востока Китая и жизнь местного населения. При этом приемы и методы живописцев этого региона близки концепциям русского реалистического искусства. Это можно объяснить тем, что художники этого района КНР отчасти наследуют культуру России, особенно в области станковой живописи и художественного образования. В различных областях Китая перманентно проводятся мероприятия по развитию китайско-российских межкультурных связей, а на Северо-Востоке страны в музеях и галереях собраны обширные коллекции русской станковой живописи [2].

Природа, культура и этнический состав различных районов Китая имеют свои характерные особенности. Облик Цзяннаня10 можно показать на картине через изображение различных мостов и мостиков, а Северо-Запад визуализировать посредством изображения лесов, гор и пещер. Пейзажи Северо-Востока состоят из гор, на которых круглый год лежит снег, густых лесов, озер и рек. Чжан Сюлян в своей статье «Анализ влияния региональных факторов на создание пейзажей Северо-восточной живописи маслом» [6] видит сходство между характером ландшафтов этой части КНР и тематического наполнения полотен, их отображающих. Также следует отметить, что природные факторы оказали значительное влияние на национальный характер местных жителей, отражающийся и в произведениях живопи-

си. Здесь следует сказать, что Константин Ме-фодьевич Максимов понимал пейзаж как способ «воплощения творческой идеи» [9]. Колорит картин художников Северо-Востока передает также художественно-образное их содержание. Это обстоятельство роднит творчество русских и китайских пейзажистов-станковистов. Контрасты цвета соответствуют суровому климату и ландшафту этого района Поднебесной. Чжан Цяо и Чжан Цзиньпин в своей статье «Влияние северо-восточных географических факторов на выразительный язык пейзажной живописи маслом» [9] прямо указывают на связь природной среды и творчества художников этой части страны. Отметим также, что на формирование образного языка живописцев, бесспорно, оказали влияние русские, и в частности советские мастера, для которых главное выразительное

К. М. Максимов. Сашка-тракторист. 1954. Холст, масло. 56x45

Государственная Третьяковская галерея

К. М. Maksimov. Sashka the tractor driver. 1954. Oil on canvas. 56x45

State Tretyakov Gallery

К. M. Максимов. Китайская деревня. 1958. Холст, масло. 54x72,5

Частное собрание

К. М. Maksimov. Chinese village. 1958. Oil on canvas. 54x72,5

Private collection

средство в картине - колорит, выражающии отношение автора к его творению. Чтобы оценить влияние русской живописной школы на творчество художников Северо-Востока Китая, проведем искусствоведческий анализ нескольких произведений Сун Хуэйминя11, Цзинь Чжили-ня12 и Чжао Кайкуня13.

Художники, представленные в данной статье, обладают живописным темпераментом, и они точно подмечают необходимые им элементы в природе своего края. Таким же живым характером и зоркостью взгляда обладают жители этого района КНР. Полотнам Сун Хуэйминя, Цзинь Чжилиня и Чжао Кайкуня присущи контрастные цвета, ракурсное изображение, широта видения и динамика в композиции. Такова и суровая красота этого района [10]. Точное следование виду и духу изображаемого места характерна и для лучших пейзажей русских живописцев. Далее проанализируем произведения вышеназванных художников.

Сун Хуэйминь, как лучшие представители русской пейзажной школы, выражает внутреннее содержание пейзажа, который он пишет на пленэре. Контрастные яркие цвета и усиленная

динамика композиции, которые есть в арсенале средств художника сходны с творческим методом известного советского живописца Е. Е. Мо-исеенко. Приведем в качестве примера такие полотна Сун Хуэйминя, как «Вечность» (2014), «Дом журавлей, зелень весны» (2019) и «Живые существа путешествуют во времени и пространстве» (2004). Можно сказать, что сама природа Северо-Востока, для которой характерны неожиданная смена погоды и резкие перепады горных высот, определяет выбор методов и средств для воплощения авторского замысла. Так же, как и у Моисеенко, у китайского пейзажиста нет определенных предпочтений при выборе времен года для пейзажей, любой сезон для него интересен. Летние пейзажи Сун Хуэйминя поражают зрителя цветистостью, характерной для обширных долин Северо-Востока КНР. Также прекрасны его холсты, посвященные весне, осени и особенно долгой и морозной в этих краях зиме.

Цзинь Чжилинь дебютировал сразу после основания КНР. Он начал работать над образом нового китайского государства с момента его появления. Во время своего пребывания

на Северо-Востоке он писал этюды с натуры. Особенно его притягивали горы и реки. Цзинь Чжилинь был знатоком традиционного китайского искусства. За свою любовь к культуре родной страны и станковой живописи он получил прозвище «китайский Ван Гог». В 1961 г. Цзинь Чжилинь стал работать в Художественном институте Цзилинь14 в г. Чанчунь, столице провинции Цзилинь на Северо-Востоке. Там впервые Цзинь Чжилинь оказался летом 1955 г. Он один совершил двухмесячную поездку в Ичунь15, район Сяосинаньлин (или Малый Хинган)16 для работы с натуры над пейзажами. Он обошел почти все интересные в живописном плане места до границы с СССР. Результатом этой поездки стала серия полотен. Это такие пейзажи, как «Истинный Сяосинаньлин», «Девственный лес» и «Маленькая березка», которые можно увидеть в государственном музее г. Чанчунь. Цветовой строй картин не ярок. Цзинь Чжилинь написал эти работы с тонкой нюансной градацией цвета, для того чтобы полотна стали гармоничными и умиротворенными [8]. Это очень характерно для Северо-Востока Китая. Отметим, что люди или животные интересны ему только как стаффаж. Эти ранние произведения мастера сходны по внутреннему содержанию и форме с полотнами советского пейзажиста Е. И. Зверькова, ровесника Цзинь Чжилиня.

Цзинь Чжилинь писал этюды с натуры в лесном горном районе Чанбай в Цзилине. Очень часто это зимние работы, колорит которых серебристо-белый, характерный для природы Северо-Востока КНР. К ним относятся такие произведения, как «Рабочие лесопилки возвращаются с работы» и «Погрузка на лесопилке», «Девственный лес», «Нетронутый лес Сяоси-наньлина» и «Дорога в лес». На картине «Благоприятный снег» показаны жители, идущие в деревню. Композиция этих работ фронтальная, потому что применяются панорамные виды, а размер полотна тяготеет к монументальным произведениям. В этих холстах сочетаются традиционное китайское искусство и принципы европейской живописи. Автор выразил в пейзажах свое восприятие природы северо-Восточного Китая.

На пике своего творчества Цзинь Чжилинь часто писал виды хребта Чанбай17 и реку Сунгари18. Он изображал рабочие поселки лесорубов (Чанбай, Яньбянь Ванцин, Тяньцяолин и др.). У мастера также есть полотна, посвященные землям

Цзинь Шанъи. Фермер Яньаня. 2001. Холст, масло. 50x59,7

Частное собрание

Jin Shanyi. Farmer of Yan'an. 2001.

Oil on canvas. 50x59,7

Private collection

Сун Хуэйминь. Вечность. 2014. Холст, масло. 145x90

Собственность автора

Song Huimin. Eternity. 2014. Oil on canvas. 145x90

Author's property

Сун Хуэйминь. Дом журавлей, зелень весны. 2019. Холст, масло. 120x80

Собственность автора

Song Huimin. House of cranes, greenery of spring. 2019. Oil on canvas. 120x80

Author's property

в долине реки Сунъяо и озеру Сунхуа [8]. Эта часть области является житницей КНР. Среди других сельскохозяйственных культур там выращивают одну из разновидностей сорго, называемую «гаолян».

В 1961 г. им создана серия под названием «Чанбай Лин Хай». Место, с которого была написана освященная солнцем вершина, позволяет увидеть гору целиком. Общий тон работы фиолетовый, который высветляется ближе к желто-белому верху горы, она ясно видна на полотне. В тот же год у Цзинь Чжилинь появились работы «Равнина Сунляо. Сорго созрело», на которых изображены фермерские поля в долине Сунляо19. Живописец так же, как и советские художники того времени, делает цвет главным выразительным средством. Через пастозный мазок и чистый цвет автор выражает свое отношение к натуре. Так делали многие русские живописцы, например К. А. Коровин, для которого характерно разнообразие оттенков одного и того же цвета. Это можно в полной мере отнести и к пейзажам Цзинь Чжилиня. Живопись мастера со временем трансформировалась, но северо-восточный этап его деятельности был самым плодотворным в его творческой биографии. Он нашел путь в искусстве, сформировал свой живописный язык. Этот период определил ход его дальнейшей работы.

Чжао Кайкунь по праву считается в КНР одним из наиболее интересных и перспективных современных художников. Рассмотрим такие его картины, как «Центр деревни Сунцзян» и «Горная деревня». В этих работах виден живописный темперамент мастера, его умение передать состояние природы, не прибегая к ненужной детализации. Кисть живописца столь же стихийна, как и сама природа. Художник как демиург творит управляемый гармоничный хаос, который живет и развивается по космическим законам. Формальные средства построения изображения (композиция, колорит, фактура, формат картины) конгруэнтны природе Северо-Востока, которая неподвижна и стремительно изменчива, спокойна и динамична одновременно [5]. В картинах «Поздняя осень. Чанбай» и «Последний снег. Чанбай» мастер пишет широко, стремясь показать яркий солнечный свет. Живопись Чжао Кайкуня столь же точна в передаче духа места, как и у художника-реалиста И. И. Бродского. Особенно это справедливо в отношении зимних пейзажей. Чжао Кайкуню удается так же, как

и его русскому коллеге, передать чувственную красоту и очарование своей Родины [7]. В работах «Деревня в снегу», «Околица» и «Весеннее утро Сунцзяна», посвященных жизни населения этого района, мастер поднимает пейзаж до картинного уровня. Эпическое содержание этих работ трогает сердце зрителя. Все компоненты полотна (свет, цвет, тени, пятно и линия) направлены на точную передачу духа этих мест [4].

Несмотря на то, что живопись Китая в целом и северо-восточных провинций в частности формируется и развивается в течение всей истории страны, все же годы тесного сотрудничества Советского Союза и КНР стали периодом его бурного развития под влиянием русской реалистической традиции. В настоящее время станковая живопись в северо-восточных провинциях КНР находится во взаимодействии и взаимовлиянии с приграничными регионами Российской Федерации, а образование в сфере изобразительного искусства основывается на методиках, принятых еще в СССР. Отметим как сопутствующий фактор влияние русской живописной традиции и присутствие художников из России на местном арт-рынке, а также активное коллекционирование российской масляной живописи гражданами Китая и наличие картин российских художников и в частных музеях, галереях, и в государственных художественных собраниях.

Кроме того, что живописцы Северо-Востока Китая следуют российскому реалистическому методу. В изобразительном искусстве этого района Поднебесной сложилась система иконографических композиций, отражающих жизнь населения и образ уникального природного ландшафта, узнаваемого среди других областей страны. Художники также творчески переосмысливают принципы китайской традиционной живописи гохуа, отдавая предпочтение пейзажу. Это определяет особенности региональной станковой масляной живописи.

Нельзя не сказать о том, что изучение влияния советской системы художественного образования на генезис китайской станковой живописи позволяет лучше понять процесс формирования и развития искусства в разных странах и культурах. При этом открываются новые возможности для научной работы и взаимодействия между живописцами и искусствоведами разных государств. Понимание и анализ влияния искусства одного народа на другого

обогащает культуру и благоприятствует обмену творческим опытом и идеями. Изучение влияния советской и русской живописных традиций на китайскую станковую масляную живопись расширяет наши знания о различных художественных школах и национальном художественном творчестве.

Примечания

1. Максимов Константин Мефодьевич (1913-1994) -советский живописец, педагог. Народный художник РСФСР. Лауреат двух Сталинских премий.

2. Герасимов Александр Михайлович (1881-1963) -художник-живописец. Первый президент Академии художеств СССР в 1947-1957 гг. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат четырех Сталинских премий.

3. Цзинь Шаньи (род. в 1934) - один из родоначальников масляной живописи в КНР и один из лучших художников современного Китая.

4. Чжань Цзянь-Цзюнь (род. в 1955) - художник и куратор, живет в Шанхае и Нью-Йорке.

5. Фэн Фасы (род. в 1914) училсяу Сю Бэйхуна. В 1955 г. поступил в группу К. М. Максимова. Занимал пост декана факультета живописи в Центральной академии художеств Китая.

6. Хэ Кундэ (род. в 1925) - известный в Китае художник, имеет много учеников и последователей.

7. Хоу Иминь (род. в 1930 г.) - художник, участник российско-китайских культурных мероприятий.

8. Цай Гоцян (род. в 1957) - современный китайский художник.

9. Пейзажной жанр шань-шуй - традиционные китайские пейзажные композиции с изображением гор и воды, сакральных элементов, символизирующих мужское и женское начало инь-ян. Для рисунка используются минеральные краски или черная тушь, изображения сопровождаются каллиграфическими надписями.

10. Цзяннань - историческая область в Китае, занимающая правый берег нижнего течения реки Янцзы.

11. Сун Хуэйминь (род. в 1937, г. Чанчунь, пров. Цзилинь). Художник и педагог.

12. ЦзиньЧжилинь (1928-2018, г. Луаньнань, пров. Хэбэй). Художник и педагог.

13. Чжао Кайкунь (род. в 1954, г. Пуян, пров. Хэнань). Художник и педагог.

14. Художественный институт Цзилинь располагается в г. Чанчунь, пров. Цзилинь, КНР.

15. Ичунь - городской округ в пров. Хэйлунцзян, КНР.

16. Малый Хинган (Сяосинаньлин) - горы, находящиеся Дальнем Востоке России и северо-востоке Китая.

17. Горы Чанбай - крупный горный хребет в Северо-Восточной Азии.

18. Сунгари - река на северо-востоке Китая, самый крупный приток Амура.

19. Сунляо - плоская равнина на Северо-Востоке Китая.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. II

ШЙ ШЩ = Ван Чжун. Влияние обучения принципам реалистического искусства на развитие современной станковой живописи в Китае // /ШЬА^ЗД^зШШ = Научный вестник Хубэйского университета. - 2003. -№ 4. - С. 25-27. (На кит.)

2. Гаврилин, К. Н. Творчество Гелия Коржева и живопись нового Китая / К. Н. Гаврилин, Лу Сяонань // Россия-Китай. Диалог пластических искусств : материалы международной научно-практической конференции. Москва, 25 марта 2022 г. - Москва : МГХПА им. С. Г. Строганова, 2022. - С. 236-240.

3. Лю Тяньцюань. Диалог культур в творчестве китайского живописца Цзинь Шаньи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2023. - Т. 23, № 1. - С. 56-63.

4. цШо = Ма Лин. Анализ влияния предварительных зарисовок и набросков на пейзажную живопись // ^Жтгртё =

Сун Хуэйминь. Живые существа путешествуют во времени и пространстве. 2004. Холст, масло. 120x200

Собственность автора

Song Huimin. Living beings travel through time and space. 2004. Oil on canvas. 120x200

Author's property

<гСун Хуэйминь. Весенний цвет. 2019. Холст, масло. 100x80

Собственность автора

Song Huimin. Spring color. 2019. Oil on canvas. 100x80

Author's property

Цзинь Чжилинь. Березовый лес. 1961. Холст, масло. 33x40

Собственность автора

Jin Zhilin. Birch forest. 1961. Oil on canvas. 33x40 Author's property

/ 1

, Г

j 4 . m ix

r.

ч *

Цзинь Чжилинь. Маленькая березка. 1961. Холст, масло.

34,5x25,4

Собственность автора

Jin Zhilin. Small birch tree. 1961. Oil on canvas. 34,5x25,4

Author's property

Обзор искусства. - 2016. - № 4. - С. 35-38. (На кит.)

5. йет&ялшйан?® = си хао-

дун. Живописные средства выражения в пейзажных работах Чжао Кайкуна // И.Ш^Ш^Еъйл Ш = Вестник Сычуаньского педагогического университета. -2021. - № 1. - С. 4-5. (На кит.)

6. Ш&о ЕШШЗ^ЬЙИДЯШ^Й^Й

= Чжан Сюлжь. Анализ влияния региональных факторов на создание пейзажей Северо-восточной живописи маслом // = Искусствоведческие

исследования. - 2019. - № 4. - С. 39-40. (На кит.)

7. ЛФШШ»,

-Ь^еИШ^ЙИ^Й = Чжан Сяоцзинь. Трансформация изображения в пейзаже. О влия ш идеоарта на создание станковой живописи // ^т^Г&йс = Литературная полемика. - 2016. - № 3. - С. 56-59. (На кит.)

s.mm, ттШо =

Чжан Хунмэй, Чжоу Сюэрэнь. Исследование создания масляной живописи в Северо-восточный период Цзинь Жилиня // ЙИ = Живопись маслом. - 2021. -№ 2. - С. 44-45. (На кит.)

ч ^Ife^F = Чжан Цяо, Чжан Цзиньпин. Влияние северо-восточных географических факторов на выразительный язык пейзажной живописи маслом // If A^^iS = Журнал университета Хулунбу-

ир. - 2014. - № 4. - С. 61-62. (На кит.)

10. Chen Yiwei. Aesthetic effect of landscape oil paintings by Song Huiming / Chen Yiwei, Kun Houzhai // Art Wide Angle. - 2020. - № 1. - P. 88-89.

References

= Wang Zhong. The influence of teaching the principles of realistic art on the development of modern easel painting in China. /Й^ЬА^^-^ЙЛ = Science Bulletin of Hubei University, 2003, no. 4, pp. 25-27. (in Chinese).

2. Gavrilin, K. N., Lu Xiaonan. Tvorchestvo Geliya Korzheva i zhivopis' novogo Kitaya [The work of Geliy Korzhev and the painting of new China]. Rossiya-Kitaj. Dialog plasticheskih iskusstv: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moscow, 25 March 2022. Moscow, Moscow State Academy of Industry and Applied Arts named after S.G. Stroganov, 2022, pp. 236240.

3. Liu Tianquan. Dialog kul'tur v tvorchestve kitajskogo zhivopisca Czin' Shan'i [Dialogue of cultures in the works of Chinese painter Jin Shanyi]. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Social studies and hun ties, 2023, no. l,pp. 56-63.

4. ЦLin. Analysis of the influence of preliminary sketches on landscape painting. liTttVpvt: = Art review, 2016, no. 4, pp. 35-38. (in Chinese).

5.Ш&Ж«, &JF?LMSiiW3|iffl?© = XiHaodong.

Picturesque means of expression in Zhao Kaikun's landscape works], = Bulletin of

Sichuan Normal University, 2021, no. 1, pp. 4-5. (in Chinese).

ffi = Zhang Xiulian. Analysis of the influence of regional factors on the creation of landscapes of the North-Eastern oil painting. "ЕтШ^Е = Art Studies, 2019, no. 4, pp. 3940. (in Chinese).

7. 1Й¥„ ЖФШШЗЕ&о ЯТЭДЯ-ИйЖ

= Zhang Xiaojin. Transformation of the image in the landscape. On the influence of video art on the creation of easel painting. ^t&iS = Literary controversy, 2016, no. 3, pp. 56-59. (in С .nese).

8. ШМ, STf.

Щ = Zhang Hongmei, Zhou Xueren. Research on the oil painting works in the Northeast period of Jin Zhilin]. Й И = Oil Painting, 2021, no. 2, pp. 44-45. (in Chinese).

9. n Sfejfe ¥ = Zhang Qiao, Zhang Jinping. Analysis of the influence of the regional factors on tb laj scapes works in the North-Eastern oil painting]. Dff^JJliF ^iS = Art Studies, 2019, no. 4, pp. 39-40. (in Chinese).

10. Chen Yiwei, Kun Houzhai. Aesthetic effect of landscape oil paintings by Song Huiming. Art Wide Angle, 2020, no. 1, pp. 88-89.

Об авторе

Ван Бэйбэй - преподаватель Цицикарского университета, колледжа искусств и дизайна, факультета живописи (КНР); аспирант Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского. Научный руководитель - Марина Валентиновна Москалюк, д-р искусствоведения, профессор.

E-mail: beibeil983@mail.ru

Wang Beibei

Lecturer at the Qiqihar University, College of Art and Design, Faculty of Painting (PRC); graduate student of the Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Khvorostovsky. Scientific supervisor - Marina Valentinovna Moskalyuk, Doctor of Arts, Professor.

Чжао Кайкунь. Zhao Kaikun.

Поздняя осень Чанбай. Late autumn Changbai.

2014. Холст, масло. 2014. Oil on canvas.

280x280 280x280

Собственность автора Author's property

Цзинъ Чжилинъ. Равнина Сунляо. Сорго созрело. 1961. Холст, масло. 40x40

Собственность автора

Jin Zhilin. Songliao Plain. The sorghum is ripe. 1961. Oil on canvas. 40x40

Author s property

Цзинь Чжилинъ. Вершина, освещенная солнцем. Серия «Чанбай Лин Хай». 1961. Холст, масло. 33x40

Собственность автора

Jin Zhilin. The peak illuminated by the sun. "Changbai Ling Hai" series. 1961. Oil on canvas. 33x40

Author's property

Чжао Кайкунь. Последний снег. Чанбай. 2009. Холст, масло. 150x80

Собственность автора

Zhao Kaikun. Last snow. Changbai. 2009. Oil on canvas. 150x80

Author's property

Чжао Кайкунь. Весеннее утро Сунцзяна (фрагмент). 2004. Холст, масло. 70x120

Собственность автора

Zhao Kaikun. Spring morning in Songjiang (fragment). 2004. Oil on canvas. 70x120

Author's property

Чжао Кайкунь. Деревня в снегу. 2006. Холст, масло. 100x200

Собствен1юсть автора

Zhao Kaikun. Village in the snow. 2006. Oil on canvas. 100x200

Author's properly

Чжао Кайкунь. Околица (фрагмент). 2005. Холст, масло. 100x200

Собствен и юсть автора

Zhao Kaikun. Outskirts (fragment). 2005. Oil on canvas. 100x200

Author's property

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.