Научная статья на тему 'Влияние социальных сетей на современного подростка'

Влияние социальных сетей на современного подростка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6464
693
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ВЛИЯНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Максимов А. А., Голубева Н. М.

В современном мире более ранние (традиционные) средства коммуникации устное слово, письмо, книга, телефон, теряют свою актуальность. Данные коммуникации легко (и все чаще), заменяет всемирная паутина. Основная функция всемирной компьютерной сети это информирование общества. Актуальность выбранной темы проводимого исследования обусловлена тем, что растет число людей различного возраста, общающихся в социальных сетях, которых тоже не мало. Возникает интернет-зависимость в целом, когда человек просто не может существовать без виртуального пространства, когда реальность ему уже не интересна. Человек все больше погружается в мир фантазий, вымысла и виртуального общения, с помощью которого он получает необходимую ему социальную поддержку, т.е. включается в некую социальную группу (сообщество), где имеет возможность компенсировать свои потребности в общении и чувстве защищенности. Целью нашего исследования является изучение зависимости от социальных сетей у молодежи. В задачи исследования входило: изучение теоретического материала по теме исследования и проведения опроса с целью подтверждения гипотезы. Наша рабочая гипотеза: при частом посещении социальных сетей у молодежи может возникнуть зависимость. В процессе подготовки исследования мы изучили обширный теоретический материал по теме исследования и выяснили, что в психологии проблема влияния социальных сетей на сознание человека изучено недостаточно. Научная новизна работы состоит в том, что путем использования анкетных данных, бесед с молодыми людьми, которые посещают социальные сети, мы попытались разобраться возникает ли зависимость от общения в социальных сетях, что не безынтересно само по себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Максимов А. А., Голубева Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социальных сетей на современного подростка»

4. изучать английский язык в виртуальной среде Second Life;

5. вести переписку с зарубежными сверстниками на английском языке;

6. заниматься на сайте, посвященном изучению английского языка;

7. создавать свои собственные подкасты на английском языке.

Над выбранным заданием студенты работают в течение месяца, а в конце месяца представляют отчет, форма которого соответствует виду задания. В следующем месяце они имеют право поменять задание или, если оно их устраивает, продолжить работать над ним.

В конце семестра / учебного года студенты создают интеллект-карту (английский вариант - mindmap) «Изучение английского языка» на сайте http://mindmeister.com, где они отображают, как они видят свое обучение в будущем и размещают ссылки на те технологии, с которыми планируют работать. Данная технология помогает студентам упорядочить, отрефлекси-ровать и организовать собственную учебную деятельность.

Проведённая в 2011-2013 годах в Дальневосточном федеральном университете (г. Владивосток) опытно-экспериментальная работа доказала корректность выдвинутых теоретических положений и построенных на их основе модели и методики формирования иноязычной компетенции делового общения на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

© Максимов А.А.*, Голубева Н.М.Ф

Филиал Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет), г. Златоуст

В современном мире более ранние (традиционные) средства коммуникации - устное слово, письмо, книга, телефон, теряют свою актуальность. Данные коммуникации легко (и все чаще), заменяет всемирная паутина. Основная функция всемирной компьютерной сети - это информирование общества. Актуальность выбранной темы проводимого исследования обусловлена тем, что растет число людей различного возраста, общающихся в социальных сетях, которых тоже не мало. Возникает интернет-зависимость в целом, когда человек просто не может существовать без виртуального пространства, когда реальность ему уже не интересна. Человек все больше погружается в мир фантазий, вымысла и виртуального общения, с помощью которого он получает необходимую ему социальную поддержку, т.е. включается в некую социальную группу (сообщество), где имеет возможность компен-

* Кафедра Сервиса, экономики и права. Научный руководитель: Голубева Н.М., доцент кафедры Экономики и права, кандидат педагогических наук.

* Доцент кафедры Экономики и права, кандидат педагогических наук.

сировать свои потребности в общении и чувстве защищенности. Целью нашего исследования является изучение зависимости от социальных сетей у молодежи. В задачи исследования входило: изучение теоретического материала по теме исследования и проведения опроса с целью подтверждения гипотезы. Наша рабочая гипотеза: при частом посещении социальных сетей у молодежи может возникнуть зависимость.

В процессе подготовки исследования мы изучили обширный теоретический материал по теме исследования и выяснили, что в психологии проблема влияния социальных сетей на сознание человека изучено недостаточно.

Научная новизна работы состоит в том, что путем использования анкетных данных, бесед с молодыми людьми, которые посещают социальные сети, мы попытались разобраться - возникает ли зависимость от общения в социальных сетях, что не безынтересно само по себе.

Ключевые слова дети, подростки, влияние, социальные сети, интернет.

Социальные сети превратились в средство массовой коммуникации. Теперь можно быстро делиться своими новостями со своими друзьями. Причем эта информация распространяется молниеносно. Более того, можно делиться фотографиями, поздравительными открытками, видео, сделав пару щелчков кнопкой мыши. В этом и заключается прогресс в коммуникации посредством новых медиа.

Опираясь на исследования, проведенные ранее, можно сказать, что, действительно, в настоящее время все больше людей различного возраста общаются в социальных сетях, которых тоже не мало. Почему?

Во-первых, каждый может позволить себе анонимность (не представляться или стать вымышленным персонажем, создать иллюзию).

Во-вторых, каждый в электронной сети имеет возможность высказать свою точку зрения, найти единомышленников, пообщаться на любые темы, поделиться опытом. Таким образом, общение посредством интернета позволяет стать тем, кем человек бы хотел быть или повысить свою значимость и самооценку или просто восполнить нехватку друзей и пообщаться.

В-третьих, можно завести новые знакомства (часто теплится надежда, что отношения в сети перерастут в реальное общение).

В-четвертых, можно найти своих знакомых и друзей, контакты с которыми давно потеряны, но люди навсегда остались в памяти.

Однако не только положительное влияние оказывают социальные сети на человека. Нельзя не упомянуть об интернет-зависимости в целом, когда человек просто не может существовать без виртуального пространства, когда реальность ему уже не интересна. Человек все больше погружается в мир фантазий, вымысла и виртуального общения, с помощью которого он получает необходимую ему социальную поддержку, т.е. включается в некую социальную группу (сообщество), где имеет возможность компенсировать свои потребности в общении и чувстве защищенности [1].

Психологи пришли к выводу, что популярные социальные сети типа Facebook, MySpace, Одноклассники.ру и Вконтакте заставляют пользователей создавать некий идеальный образ самого себя. «Одноклассники» стирают реальную личность. Исследователи уверены, что молодые люди, которые и составляют большинство пользователей социальных сетей, после создания идеального образа самого себя начинают выстраивать свою личность таким образом, чтобы она полностью соответствовала виртуальному образу. Большинство людей, уверяют психологи, занимаются в той или иной степени самопознанием, размещая на своих страничках определенные фотографии, картинки или текст - то, что они хотели бы предъявить миру и кем им хотелось бы казаться. Таким образом, с помощью социальных сетей и появляется некий идеальный образ самого себя. Социальные сети потакают человеческому желанию выглядеть в лучшем свете и позволяют подать себя наиболее выгодно. Новая, «идеальная» личность, созданная в виртуальном мире, может очень скоро начать влиять на реального человека. Этот феномен объясняется тем, что в социальных сетях пользователи могут видеть только «виртуальную» сторону личности, и начинают реагировать именно на нее.

В рамках исследования данной проблемы была разработана анкета. (I) Исследование проходило в течение 2-х лет. В данной работе представлены результаты опросов 2010 и 2012 годов.

Для получения более широкой оценки влияния социальных сетей были опрошены не только респонденты в реальной среде, но и в виртуальной. С помощью сервера он-лайн тестирования http://cs.createsurvey.com мы провели опрос пользователей сети Интернет (I группа). Число виртуальных респондентов и в 2010 и в 2012 году составило 500 человек (возраст респондентов 17-25 лет). Также были опрошены старшая группы учащихся МОУ СОШ № 4 (возраст - 14-17 лет) - 42 анкетируемых (II группа). Итоги опроса мы решили сравнить.

Вот какие результаты получены (II):

На вопрос «Вы пользуетесь социальными сетями?» (%):

Таблица 1

Да Нет

2010 год 2012 год 2010 год 2012 год

I группа 93 99 7 1

II группа 95 100 5 0

На вопрос «Если да, то какими?» (%):

Таблица 2

Vkontakte Odnoklassniki Facebook Twitter Другие

2010 2012 2010 2012 2010 2012 2010 2012 2010 2012

I группа 93 100 20 22 67 81 82 80 35 20

II группа 90 100 48 45 36 69 71 70 19 22

На вопрос «Считаете ли вы, что социальные сети оказывают влияние на сознание человека???»:

Таблица 3

Да Нет

2010 год 2012 год 2010 год 2012 год

I группа 74 76 26 24

II группа 69 89 31 11

По ответам респондентов можно судить, что большинство анкетируемых осознают влияние социальных сетей на человека, но что-либо предпринимать не собираются. Особо стоит отметить результаты анкетирования 2012 года у II группы. В течение двух лет мы активно проводили профилактическую и просветительскую деятельность среди школьников города Златоуста - проводились классные часы, заседания родительских комитетов, был выпущен учебно-методический комплекс для классных руководителей. Результаты опроса доказывают практическую полезность нашей работы.

На вопрос «Как вы считаете, во сколько лет ребенку можно начинать пользоваться социальными сетями???» (%):

Таблица 4

1-8 лет 9-12 лет 13-17 лет 18-25 лет

2010 2012 2010 2012 2010 2012 2010 2012

I группа 5 3 38 31 56 69 1 2

II группа 5 4 29 15 62 80 4 1

На вопрос «Вы легко откажитесь от общения в социальной сети???»:

Таблица 5

Да Нет

2010 год 2012 год 2010 год 2012 год

I группа 37 21 63 79

II группа 17 18 83 82

Из беседы с респондентами II группы выяснилось, что привыкание к общению в социальных сетях у них формировалось очень быстро. Продолжительность периода привыкания, обычно, составляло от 3-х до 6-и месяцев.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: у преобладающего количества респондентов уже сформировалось привыкание к общению в социальных сетях, это вызвано тем, что во время своего анато-мо-физиологичского созревания организм быстро привыкает ко всему. Изменяют ли социальные сети жизнь людей (общение, стиль работы, игровые пристрастия)? Проведенное исследование подтверждает, что да!

В нашей стране пользователями социальных сетей в основном являются лица от 12 до 45 лет, в то время как в Европе и престарелые люди являются активными пользователями. Внимание психологов на данный момент обращено к подростковой группе, дело в том, что в этом возрасте психика очень не устойчива, и часто вызывает такое психологическое заболевание как «интернет зависимость». Данное заболевание сильно влияет на успеваемость подростков, их мировоззрение, часто возникает сексуальная оза-

боченность. Последнее является результатом того, что в нашей стране плохо развито понятие об авторском праве и, конечно, плохой контроль со стороны администраторов сети за тем, что попадает в свободный доступ пользователей, как вы уже наверно догадались, речь идёт о порнографических роликах. Интернет зависимость - это очень серьёзное психологическое расстройство, оно плохо поддаётся лечению, и в последствие служит причиной возникновения комплексов неполноценности. Для того чтобы подросток не приобрёл подобного рода отклонений, рекомендуется следить за тем, с какой интенсивностью он пользуется данным ресурсом, и как реагирует на временный запрет, если вы встретитесь с агрессией, то незамедлительно стоит обратиться к психологу.

Сравнительная новизна проблемы создаёт определённые трудности в путях её решения. Основными путями решения данной проблемы являются профилактические методы: агитации живого общения, тренинги, проведение лекций, посвящённых проблеме зависимости от общения в социальных сетях.

Выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: АспектПресс, 2008.

2. Градосельская Г.В. Анализ социальных сетей: автореф. дисс. ... канд. соц. наук. - М., 2001.

3. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. - М.: Издательство физико-математической литературы, 2010.

4. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1985.

5. Сигман А. Социальные сети. - М.: Дрофа, 2005.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

© Фахрутдинова Г.Ж.*, Соловьева Е.Г.*

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Эта статья посвящена проблеме педагогической поддержки учащихся в процессе реформирования современного образования. Авторы

* Профессор кафедры Методологии обучения и воспитания Института психологии и образования, доктор педагогических наук, профессор.

* Профессор кафедры Методологии обучения и воспитания Института психологии и образования, доктор педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.