УДК 316
Куанышев Д.Н.
студент, гуманитарно-юридический факультет, «Ресторанное дело и гостиничный бизнес» Университет «Туран» (г. Алматы, Республика Казахстан)
Буркгтбай Э.Ж.
сениор-лектор кафедры "Туризм и сервис" Университет «Туран» (г. Алматы, Республика Казахстан)
Койчубаева Д.С.
ассистент-лектор кафедры "Туризм и сервис" Университет «Туран» (г. Алматы, Республика Казахстан)
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема влияния социальных сетей на межкультурные коммуникации. Проводится анкетирование, которое исследует использование социальных медиа в повседневной жизни в целях воспитания культуры и обмена знаниями в межкультурном опыте.
Ключевые слова: межкультурные коммуникации, социальные сети, влияние онлайн-пространства, языковые барьеры, виртуальные сообщества, цифровая коммуникация.
Социальные сети стали неотъемлемой составляющей в рутине современного человека, интернет охватил все сферы жизнедеятельности. Конечно, основной функцией социальных сетей остается общение. Обеспечение
связью в онлайн-пространстве давно вышло на глобальный уровень, что создает благоприятные условия не только в общении с близкими друзьями, отправок открыток родственникам и коллегам, но и позволяет обзаводится новыми знакомствами и обмениваться опытом и информацией на различных виртуальных сообществах и обсуждениях в том числе, с представителями других стран, рас и этносов. В сети, как и в жизни, любой человек открыт как к восприятию опыта чужой культуры, так и к передачи своего. Такое взаимодействие представителей разных культур является определением термина «межкультурная коммуникация» [1]. Следует отметить то, что существуют различия между традиционной коммуникацией и цифровой, так как, цифровая коммуникация основывается на обмене текстовыми и голосовыми сообщениями и графической информацией. В следствии этого возникает вопрос о восприятии людьми информацией такого рода из интернета и о том, какое влияние оказывают социальные сети на межкультурные коммуникации.
Для исследования данной темы был проведен онлайн-опрос с целью рассмотрения воздействия социальных сетей на межкультурные коммуникации. Опрос затрагивает вопросы восприятия культурных различий, языковых барьеров, эффективности виртуальных сообществ и готовности культурного обмена в онлайн-среде. Полученные данные помогут выявить ключевые аспекты влияния социальных медиа на международное общение и послужат основой для рекомендаций по улучшению межкультурных коммуникаций в цифровой эпохе.
Научная новизна в исследовании этой темы заключается в выявлении уникальных аспектов, посредством анализа ответов онлайн-опроса.
Объектом исследования является воздействие социальных медиа на межкультурные коммуникации.
Предметом исследования выступают вопросы восприятия культурных различий, таких как, преодоления языковых барьеров, оценки эффективности виртуальных сообществ и готовности культурного обмена.
Цель исследования - определение влияния социальных сетей на межкультурные коммуникации.
Задачи исследования: исследовать, как воздействие социальных сетей оказывает влияние на восприятие и взаимодействие между представителями различных культур.
Разработать опрос для выявления влияния социальных сетей на восприятие культурных различий, обмен культурными знаниями, а также на возможность создания позитивного межкультурного опыта.
Гипотезой статьи является утверждение о том, что интенсивное пользование социальными сетями способствует более открытому восприятию культурных различий.
Методы, используемые в исследовании - анализ материалов, синтез онлайн-опроса, метод дедукции для подтверждения или опровержения гипотезы, а также метод индукции для приведения конечного вывода.
В первую очередь, стоит определить само явление «культуры». Культура, по общепринятому мнению, охватывает всё, что было создано человеком, включая также произведения, которые он сам порождает: литература, искусство, обычаи, философия, язык. Александр Круглов писал: «Культура - видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт.» [2]. Олжас Сулейменов в своей книге «Аз и Я» [3] рассуждая о том, что многие тюркские и славянские слова имеют общие истоки, побуждает читателя задуматься о постоянной коммуникации и передачи опыта между представителями разных культур. Таким образом, культура всегда являлась предметом коммуникаций между разными народами, передавая друг другу знания и изучая разные аспекты, поддерживали связь.
В настоящее время онлайн-пространство может обеспечить общение людям с разных частей света, однако социальные сети не всегда стирали географические рамки. Например, самая глобальная социальная сеть БасеЬоок* (* запрещен в РФ) долгое время являлась закрытым сервером для обмена сообщениями внутри университета, её создатель Марк Цукерберг о своих мыслях при создании локального приложения: «И я помню, как тогда говорил,
что рад, что у нас в Гарварде появилась сеть, через которую можно было общаться, и что когда-нибудь кто-то сделает такую же сеть по всему миру.» [4].
На данный момент существует множество социальных сетей и мессенджеров помимо Facebook* (* запрещен в РФ), по сводке онлайн-опроса, самым используемым приложением среди опрошенных является Instagram* (* запрещен в РФ) (85% опрошенных-51 человек).
Рис. 1. Сводка используемых социальных сетей.
Instagram* (* запрещен в РФ) это социальная сеть для обмена фотографиями и видео, за счет этого, на вопрос о формировании культурных стереотипов формат контента соответствует данной социальной сети
Рис. 2. Формат контента для восприятия культурных стереотипов.
Стереотипы о культуре искажают представление человека о целом этносе, расе или людях, проживающих на территории определённой страны, поддерживая поверхностное восприятие человек может сформировать предвзятое мнение. Стереотипы в онлайн-пространстве формируют негативные культурные нормы, что может служить причиной межкультурного конфликта. Что может значить даже при полной вовлеченности человеком чужой культурой может не выстраиваться её адекватная оценка. Также у большинства опрошенных представление о других культурах посредством влияния социальных сетей было больше нейтральным - 40% опрошенных чем положительным - это 35% опрошенных, и лишь 1,7% отрицательное. Вместе с тем, на вопрос о том, как часто опрошенный пользуется социальными сетями с целью общения с представителями других культур 63% опрошенных выбрали вариант ответа «ежедневно». Наиболее часто встречающаяся проблема в коммуникациях с представителями других культур - это языковой барьер.
Для преодоления языкового барьера 61,7% опрошенных пользуются онлайн переводчиком, 33,3% обучаются языкам для того чтобы побороть языковой барьер, 1,7% пользуются услугами друзей переводчиков и 3,3% избегают общения с людьми. Языковые барьеры могут становятся преградой для обмена знаниями и опытом между представителями разных культур, это уменьшает эффективность коммуникаций и межкультурных связей. Не смотря на языковые барьеры, большая часть опрошенных согласна с высказыванием о том, что виртуальные сообщества являются способом укрепления межкультурных связей и с радостью поучаствовали бы в обмене культурными знаниями и опыта через социальные сети. Социальные сети привнесли огромный вклад в развитие межкультурных коммуникаций.
Как вы оцениваете изменения в межкультурных коммуникациях, вызванные использованием социальных сетей?
60 ответов
Ф Положительные изменения
# Нейтральные изменения Отрицательные изменения
# Затрудняюсь ответить
Рис. 3. Сводка вопроса оценки межкультурных коммуникаций.
Подводя итоги, можно сказать, что социальные сети оказывают положительное влияние на межкультурные коммуникации. Потому что люди заинтересованы в получении и передачи информации о разных культурах и открыты к программам обмена культурными знаниями. Виртуальные сообщества представляют собой эффективные инструменты для людей и способствуют углублению связей между культурами, преодолению языковых барьеров и созданию платформ для обмена ценным опытом. Тем не менее, несмотря на положительные аспекты, важно осознавать потенциальные риски, такие как распространение стереотипов и возможное искажение культурных представлений в сети.
1. Гузикова М.О., Фофанова П.Ю. // Основы теории Межкультурной коммуникации. Екатеринбург 2015. -6-7стр.- [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream (Дата обращения: 08.12.2023);
2. Круглов, Александр Васильевич // Wikipedia. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Круглов,_Александр_Васильевич (Дата обращения: 08.12.2023);
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
3. Суйлеменов Олжас // АЗ и Я. Книга благонамеренного читателя. Алматы 1975. [Электронный ресурс]. URL: https://www.labirint.ru/books/75899/ (Дата обращения: 08.12.2023);
4. Зеньков А. // Правдивая история основания Facebook. Москва 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/story/truth-about-facebook/ (Дата обращения: 08.12.2023)
Kuanyshev D.N.
Turan University (Almaty, Republic of Kazakhstan)
Burkitbay A.Zh.
Turan University (Almaty, Republic of Kazakhstan)
Koichubaeva D.S.
Turan University (Almaty, Republic of Kazakhstan)
THE IMPACT OF SOCIAL MEDIA ON INTERCULTURAL COMMUNICATION
Abstract: the article deals with the actual problem of the influence of social networks on intercultural communication. A survey is being conducted that explores the use of social media in everyday life in order to foster culture and share knowledge in cross-cultural experiences.
Keywords: inter cultural communications, social networks, impact of online space, language barriers, virtual communities, digital communication.