ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ
© Лукъянцев А.С.*
Башкирский государственный университет, г. Уфа
Социальные сети, сегодня, представляют площадку для организации избирательных кампаний, формирования имиджевых, как позитивных, негативных и нейтральных характеристик для политических лидеров.
В данной статье рассматриваются основополагающие аспекты применения социальных сетей, при помощи которых формируется имидж политического лидера. Важно, чтобы социальные сети, обладая широкой аудиторией, в том числе, молодежной, могли качественно преподносить достоверную информацию о том или ином политическом лидере.
Ключевые слова: политический имидж, лидерство, политическая элита, политические технологии, Интернет, социальные сети.
Политический имидж - один из важнейших элементов выстраивания позитивного взаимодействия между акторами политики. Через качественное применение имиджевых технологий, политик и его команда имеют высокие шансы на то, чтобы быть востребованными на политико -управленческом рынке современности. Определено, что «имидж политического лидера -это цельное образование, которое зависит как от субъективных характеристик и факторов (например, личностные качества и психологические свойства), так и от объективных условий - социокультурных, экономических -функционирования лидера и его окружения» [1]. Реализацией существующих объективных и субъективных факторов, как правило, занимаются профессиональные команды, состоящие из PR специалистов, политтехнологов, политологов, экспертов, аналитиков. Они обеспечивают, качественное лоббирование интересов политических элит, применяя современные методы public relations (связей с общественностью). Они «могут способствовать созданию условий взаимного доверия, взаимности и взаимодействия» [2]. Это непосредственно влияет на формирование позитивного, нейтрального либо негативного имиджа политика.
В данной статье отметим один из наиболее характерных трендов формирования имиджа политических лидеров в России, на сегодняшний день. Обратимся к взаимодействию политических элит, электоральных групп и групп интересов в социальных сетях Интернет пространства. Общеизвестно, что Интернет для современного общества стал незаменимой вещью. Это
* Руководитель Молодежного отделения Российского общества политологов в Республике Башкортостан, студент кафедры Политологии и истории Башкирского государственного университета (направление «Политология»).
относится и к сфере политического управления и участия. Современная политическая обстановка требует от кандидата, стремящегося стать частью динамичного сообщества, не просто идти за тенденциями мировых информационных аспектов, но и играть на опережение и самому быть ньюсмейкером. Это обеспечивается тем, что он «получает возможность увеличить свой символический капитал, стать более узнаваемым, обнародовать свое мнение. От качества общения в значительной степени зависит информационное наполнение материалов в СМИ» [3]. Сегодня, для того, чтобы быть узнаваемым и использовать свой медиа-потенциал, нужно уметь выделяться в Интернете и обеспечивать максимальное количество положительных упоминаний в средствах массовой информации.
В период 2008 -2012 годов, во время своего президентского срока, Д.А. Медведев задал тренд на опубликование постов о деятельности политических лидеров министерского и губернаторского корпуса в блогосфере. Отметим, что такое нововведение приветствовалось рядовыми гражданами и способствовало выстраиванию активного взаимодействия с политиками. Появилась возможность высказываться, обращаться с вопросами и предложениями к должностному лицу. Так, «в видеообращении своего блога Президент РФ Д.А. Медведев, выступил за прозрачность действий властей. 22 апреля 2010 года он открыл свой блог в Живом журнале. С этого момента началось активное освоение интернет-пространства губернаторами» [4]. Отметим, что это позволило вывести работу политико-управленческого аппарата на новый уровень. Благодаря такому порядку действия, имиджевые особенности стали также изменяться. Отныне граждане могли наблюдать в режиме онлайн за действиями политиков и отслеживать то, насколько истеблишмент является открытым, по отношению к общественности.
После 2012 года, когда Д. Медведев перешел на должность Председателя Правительства РФ, тенденция на активное внедрение в блогосферу снизилась. При этом постепенно внедряется в практику публикация коротких сообщений в сервисе Twitter. Это можно объяснить тем, что твиттер позволяет оповещать пользователей Интернет пространства мини-постами, объем которых не может превышать 140 символов. Это упрощает задачу, как для самих политиков, так и для целой команды политтехнологов тем, что теперь не нужно трать большое количество времени на создание качественного нагруженного информацией сообщения. Использование хэштегов Твиттера облегчает поисковую деятельность пользователей Интернет сетей и помогает поддерживать политтехнологам имиджевый настрой тем, что они имеют возможность активно предлагать новые системные подходы для артикуляции и агрегации политических интересов. С этих позиций можем сказать, что твиттер, сегодня, для политического деятеля, является хорошим средством для лоббирования собственных идей и, в том числе, имиджа, в том числе, среди самой мобильной части сообщества, молодежи.
Политические науки
73
Следование за модными тенденциями в молодежной среде очень важно для поддержания имиджа политика, так как поведение динамичной группы населения может определять ход дальнейший действий, т.к. «зачастую тот или иной идеологический выбор определяется кратковременной модой на определенную позицию в конкретной молодежной среде и, стало, быть, может быстро меняться при переходе молодого человека из одной коммуникационной группы («тусовки») в другую» [5]. Важно для политика, который стремится к обеспечению доброжелательной обстановки в обществе, следить за вышеуказанными позициями, иначе «твиттер-революция», которую активно исследует Е. Морозов, ученый, сотрудник Стэндфордского университета, автор книги «Сетевые иллюзии» [6] сможет перетянуть сначала молодежную аудиторию, а следом и большую часть прогрессивной части общества на сторону оппозиции, т.к., зачастую, она может играть на опережение и стремится перетянуть «молодые умы» на свою сторону.
Твиттер-позиции качественной РЯ-кампании в политической среде необходимо, на наш взгляд, подкреплять активизацией внимания в Instagram (Инстаграм) - пространстве. Здесь также одним из первооткрывателей, как и с российской политической блгосферой стал Дмитрий Медведев, который стал активным участником сообщества фотообмена. Отметим, что в июне 2014 года, Председатель Правительства опубликовал «лифтолук», как сам выразился: «По заявкам подписчиков, которых теперь 400 000. Спасибо!» [7]. Это событие сразу же вызвало шквал комментариев среди представителей Интернет сообщества: кто-то выражал восхищение и давал позитивные комментарии в том, что власть ориентирована на современные инновационные технологии, кто-то решил отразить свое мнение в негативной форме. Но при этом, нельзя не согласиться, что при общем количестве подписчиков, превышающем 600 тысяч (по состоянию на 02 ноября 2014 г.), данная технология не пользуется спросом среди пользователей современных интернет систем.
Опубликование постов в Инстаграм сможет притянуть на свою сторону тех, кто предпочитает увидеть картинку и конкретные фотографии, подвергающие, данный представитель истеблишмента провел встречу, пообщался и электоратом и др. Это позволит политтехнолгам расширять область своего применения и воздействия, привлекать к формированию имиджа политического лидера все большее количество субъектов Интернет сегмента политика -управленческого рынка.
Вышеописанные процессы имиджевого воздействия на электоральные группы, группы интересов при помощи средств массовой коммуникации, а конкретно, социальных сетей, в ближайшие годы, будут набирать обороты, и формировать единое пространство выработки имиджевых технологий. Политическим имиджмейкерам необходимо ориентировать свою работу по направлению социальных сетей и искать единомышленников политических
лидеров и Интернет сообществе. Организация качественного взаимодействия в социальных сетях - это способ ведения конкурентной борьбы между кандидатами и действующим истеблишментом, которым нужен положительный электоральный рейтинг. К тому же, сегодня, информационные агентства и новостные ленты, зачастую, обращаются к аккаунтам политических лидеров в социальных сетях, чтобы найти информационный повод, который даст определенную реакцию со знаком плюс или минус для самого политика в дальнейшем.
Делая вывод, отметим, что политический лидер, формируя свой имидж, активно используя социальные сети, артикулирует вокруг себя молодежную и наиболее прогрессивную часть сообщества, за счет которых имеет возможность пронести через свои аккаунты информацию, которая отразится на электоральных рейтингах, частоте упоминаний в средствах массовой информации, ведения политики «открытости», которая приветствуется со стороны высших эшелонов власти.
Список литературы:
1. Политическая имиджелогия / Под ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыги-ной и др. - М.: Аспект Пресс, 2006. - С. 345.
2. Sommerfeldt E.J. The civility of social capital: Public relations in the public sphere, civil society, and democracy // Public Relations Review. - 2013.
3. Красилова Н.А. Принципы взаимодействия ньюсмейкеров и журналистов в политическом пространстве // Медиаскоп. - 2012. - № 2.
4. Маисевва Е.В. Виртуальная активность губернаторов в блогосфере // Вопросы управления. - 2012. - № 19.
5. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные ориентиры. Аналитический доклад. РАН. Институт социологии. - М., 2007.
6. Морозов Е. Цена вопроса [Электронный ресурс] // «Коммерсантъ». -9 марта 2011. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1595762/print.
7. Инстаграм-аккаунт Д. Медведева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://instagram.com/p/pHCGyPA_Oh/?modal=true.