Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
463
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТ / МОЛОДЕЖЬ / ТАБАКОКУРЕНИЕ / АЛКОГОЛИЗМ / БОЛЕЗНЬ / НАРКОТИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грищенко Я.Э.

в данной статье автор поднимает вопросы отношения молодого поколения к здоровому образу жизни. Загруженность занятиями в университете, дополнительные задания, сессия - все это сказывается на здоровье студенческой молодежи. Ценность здоровья в жизни современного молодого поколения, если и осознается, то не актуализируется в достаточной степени, и скорее носит декларативный характер. Лишь незначительная часть белгородских студентов в полной мере осознают такую необходимость и действительно придерживаются здорового образа жизни. Основными факторами, влияющими на формирование образа жизни молодежи, являются семья, социальное окружение, средства массовой информации, общение со сверстниками и виртуальные коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Грищенко Я.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ»

7. Барышникова И.В. Формирование основ иноязычной коммуникативной компетенции у детей с ограниченными речевыми возможностями: автореферат. пед. Наук: 13.00.02. Санкт-Петербург, 2010.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-formirovanie-osnov-inoyazychnoy-kommumkativnoy-kompetentsii-u-detey-s-ogranichennymi-rechevymi-vozmozhnostyami#ixzz6KbGKhm2P/ (дата обращения: 31.10.2022).

8. Безрукова О.А. Слова родного языка. М., 2015.

9. Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика). Москва, 2014.

10. Василенко Ю.С. Голос: фониатрические аспекты М., 2013.

11. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2014.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ

Грищенко Я.Э.

Грищенко Яков Эдуардович - студент магистратуры, факультет физической культуры, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

г. Белгород

Аннотация: в данной статье автор поднимает вопросы отношения молодого поколения к здоровому образу жизни. Загруженность занятиями в университете, дополнительные задания, сессия - все это сказывается на здоровье студенческой молодежи. Ценность здоровья в жизни современного молодого поколения, если и осознается, то не актуализируется в достаточной степени, и скорее носит декларативный характер. Лишь незначительная часть белгородских студентов в полной мере осознают такую необходимость и действительно придерживаются здорового образа жизни. Основными факторами, влияющими на формирование образа жизни молодежи, являются семья, социальное окружение, средства массовой информации, общение со сверстниками и виртуальные коммуникации. Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, студент, молодежь, табакокурение, алкоголизм, болезнь, наркотики.

УДК 31.748

В настоящее время проводится много социологических исследований, которые раскрывают идеи и знания молодых людей о здоровье и здоровом образе жизни, их потребностях соблюдать стандарты здорового образа жизни и причинах, по которым студенты не ведут образ ЗОЖ. Такая постановка вопроса не решает существующую проблему, а ее актуальность сохраняется и сегодня. Анализ некоторых исследований в этом секторе показывает, что большинство населения нашей страны, особенно школьники и студенты, не имеют ценностей, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, и что динамика отношений с этими ценностями уменьшается с каждым днем [1].

Молодые люди, как наиболее активно развивающаяся социальная группа, в наибольшей степени подвержены различным типам угроз и нуждаются в знаниях, связанных с культурой здоровья, и навыками для ведения здорового образа жизни в целях сохранения и укрепления здоровья.

В 2021 г. в Белгороде магистрантом НИУ «БелГУ» было проведено исследование отношения студентов к своему соматическому здоровью и ЗОЖ. Подавляющее

большинство (68,9%) опрошенных респондентов считают, что для здоровья, прежде всего, необходимо вести здоровый образ жизни, при этом особого тендерного различия в данном вопросе не выявлено (68,65% и 68,38% соответственно). Было установлено, что под здоровым образом жизни студенческая молодежь понимает прежде всего занятия спортом, физической культурой (83,9%); отказ от табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ и т.д. (80,5%); рациональное питание (57,2%) [2].

Несмотря на то, что большинство респондентов считает свой образ жизни здоровым, существуют факторы, которые этому мешают. Это лень в 43,3% случаев, нехватка времени у 32,4% студенческой молодежи, усталость на учебе и работе, которую отметили 31,6% респондентов; у 25,5% учащейся молодежи сложности заключаются в том, чтобы выдерживать регулярность, режим, у 16,5% не достает средств для оздоровительных мероприятий.

Виртуальные коммуникации выполняют для студенческой молодежи значимые функции в получении информации о ЗОЖ и спорте, мотивации к действию через видеоролики, примеры тренировок, предложенные ведущими мастерами разработки рационов питания и т.д. Лишь для 15% опрошенных виртуальные коммуникации никак не влияет на формирование ЗОЖ. Для большей части опрошенных (70%) виртуальные коммуникации являются достаточно эффективным мотивирующим механизмом и источником практической информации для ведения ЗОЖ. Так, для 70% очевидно положительное влияние виртуальных коммуникаций на формирование здоровьесберегающего поведения; у 80% студентов благодаря продвижению темы здоровьесберегающего поведения и спорта в социальных сетях формируется соответствующая мотивация; 9% человек в результате виртуальных коммуникаций отказались от вредных привычек, 5% респондентов увеличили объем двигательной активности [3].

Для того чтобы понять, как изменился концепт здоровьесберегающего поведения посредством виртуальных коммуникаций, нужно разобрать наиболее общее понимание пропаганды ЗОЖ в среде Интернет.

Несомненно, положительным фактором в этой ситуации стала легкость и масштабность донесения информации до широкой аудитории. Любой человек, который обладает некими знаниями в той или иной теме, может высказаться на просторах интернета.

Создание благоприятных условий на каждом из уровней с тем, чтобы выбор стиля и формы поведения молодежи в пользу «здорового образа жизни» стал осознанным и естественным, становится главнейшей задачей на пути формирования здорового образа жизни. По ряду объективных причин продолжительное время такая работа осуществлялась учреждениями системы образования и общественными организациями раздельно. Лишь в последние несколько лет усилия стали объединяться, несомненно, приводя к положительным результатам. Несмотря на объективную системность в деятельности социальных сетей, наибольшая активность и динамизм в процессе вовлечения молодежи в диалог по формированию здорового образа жизни наблюдается у групп «ВКонтакте».

Можно отметить, что новая информация в интернете распространяется гораздо быстрее благодаря лайкам и репостам, чем в других СМИ. По статистике можно сказать что люди интересующиеся спортом, чаще заходят на страницы в социальные сети, чем на официальные сайты или форумы.

Изучая влияние виртуальных коммуникаций на формирование здоровьесберегающего поведения среди учащейся молодежи Белгорода, мы сделали вывод, что в настоящее время в социальных сетях особенно актуальна мотивация к здоровому образу жизни среди студенчества, формирование у них высокого поведенческого уровня по отношению к своему образу жизни. Общеизвестно, что от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в

69

создании причины и навыки здоровьесберегающего поведения в молодом возрасте зависит вся последующая деятельность, приветствующая или способствующапораскрытию потенциала личности. Молодое поколение наиболее восприимчиво к различным формирующим и обучающим воздействиям [4].

Исходя из опроса, 15% человек решили, что общение в виртуальных коммуникациях и количество групп, посвященных теме здоровьесберегающего поведения никак не влияет на формирование ЗОЖ среди студентов, потому что считают, что «сидеть» в социальных сетях учащейся молодежи просто некогда. 25% респондентов отдали свои голоса за возможность приобрести абонементы в фитнес залы со скидкой и можно узнать много полезной информации по теме здоровья. Здесь необходимо отметить, что из опрошенных студентов большая часть положительных ответов была дана девушками. Почти 75% студенток считают, что виртуальные коммуникации сильно влияют на формирование ЗОЖ среди молодежи и пропагандируют занятия спортом, раздельное питание и др.

Данный момент указывает на то, что виртуальные коммуникации и пропаропнда здоровьесберегающего поведения чаще и больше влияет на выбор решений девушек нежели парней. Большая часть опрошенных ответили, что виртуальные коммуникации серьезно мотивируют к занятиям спортом, т.к. в социальных сетях выложеыложех выт.кколичество роликов с упражнениями [5].

Таким образом, можно констатировать наличие, как минимум, двух основных трактовок ЗОЖ у студентов, которые различаются в наборе требований к ЗОЖ и степени следования им. Можно условно назвать две эти позиции максималистской и минималистской. Максималистская позиция подразумевает под ЗОЖ обязательное соблюдение всех без исключения компонентов. В итоге, было установлено, что ЗОЖ для студенческой молодежи - это осознанное поведение, которое направлено на гармоническое единство физиологических, психических и трудовых функций, благотворно влияющих на сохранение и укрепление здоровья, продиктованное сформированными ценностными и установками, привитыми им в их семье.

Список литературы

1. Аймаутова Н.Е., Онзимба Ленюнго Ж.Б., Чеховский И.В. Стресс и здоровье // Технологии живых систем, 2010. Т. 7. № 6. С. 34-39.

2. Концепция развития системы здравоохранения в РФ до 2025 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://federalbook.ru/ files/FSZ/soderghame/Tom%2012/1-9.pdf/ (дата обращения: 18.07.2022).

3. Пузанова Ж.В. Отношение студенческой молодежи к здоровью (по результатам социологического опроса) // Тенденции формирования науки нового времени. Уфа, 2019. С. 317-320.

4. Интернет-сайт Всемирной организации здравоохранения - ВОЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.who.int.ru/ (дата обращения: 18.07.2022).

5. Национальный проект «Здоровье». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://national.invur.ru/index.php?id=116/ (дата обращения: 18.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.