7. Барышникова И.В. Формирование основ иноязычной коммуникативной компетенции у детей с ограниченными речевыми возможностями: автореферат. пед. Наук: 13.00.02. Санкт-Петербург, 2010.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-formirovanie-osnov-inoyazychnoy-kommumkativnoy-kompetentsii-u-detey-s-ogranichennymi-rechevymi-vozmozhnostyami#ixzz6KbGKhm2P/ (дата обращения: 31.10.2022).
8. Безрукова О.А. Слова родного языка. М., 2015.
9. Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика). Москва, 2014.
10. Василенко Ю.С. Голос: фониатрические аспекты М., 2013.
11. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2014.
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ
Грищенко Я.Э.
Грищенко Яков Эдуардович - студент магистратуры, факультет физической культуры, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород
Аннотация: в данной статье автор поднимает вопросы отношения молодого поколения к здоровому образу жизни. Загруженность занятиями в университете, дополнительные задания, сессия - все это сказывается на здоровье студенческой молодежи. Ценность здоровья в жизни современного молодого поколения, если и осознается, то не актуализируется в достаточной степени, и скорее носит декларативный характер. Лишь незначительная часть белгородских студентов в полной мере осознают такую необходимость и действительно придерживаются здорового образа жизни. Основными факторами, влияющими на формирование образа жизни молодежи, являются семья, социальное окружение, средства массовой информации, общение со сверстниками и виртуальные коммуникации. Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, студент, молодежь, табакокурение, алкоголизм, болезнь, наркотики.
УДК 31.748
В настоящее время проводится много социологических исследований, которые раскрывают идеи и знания молодых людей о здоровье и здоровом образе жизни, их потребностях соблюдать стандарты здорового образа жизни и причинах, по которым студенты не ведут образ ЗОЖ. Такая постановка вопроса не решает существующую проблему, а ее актуальность сохраняется и сегодня. Анализ некоторых исследований в этом секторе показывает, что большинство населения нашей страны, особенно школьники и студенты, не имеют ценностей, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, и что динамика отношений с этими ценностями уменьшается с каждым днем [1].
Молодые люди, как наиболее активно развивающаяся социальная группа, в наибольшей степени подвержены различным типам угроз и нуждаются в знаниях, связанных с культурой здоровья, и навыками для ведения здорового образа жизни в целях сохранения и укрепления здоровья.
В 2021 г. в Белгороде магистрантом НИУ «БелГУ» было проведено исследование отношения студентов к своему соматическому здоровью и ЗОЖ. Подавляющее
большинство (68,9%) опрошенных респондентов считают, что для здоровья, прежде всего, необходимо вести здоровый образ жизни, при этом особого тендерного различия в данном вопросе не выявлено (68,65% и 68,38% соответственно). Было установлено, что под здоровым образом жизни студенческая молодежь понимает прежде всего занятия спортом, физической культурой (83,9%); отказ от табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ и т.д. (80,5%); рациональное питание (57,2%) [2].
Несмотря на то, что большинство респондентов считает свой образ жизни здоровым, существуют факторы, которые этому мешают. Это лень в 43,3% случаев, нехватка времени у 32,4% студенческой молодежи, усталость на учебе и работе, которую отметили 31,6% респондентов; у 25,5% учащейся молодежи сложности заключаются в том, чтобы выдерживать регулярность, режим, у 16,5% не достает средств для оздоровительных мероприятий.
Виртуальные коммуникации выполняют для студенческой молодежи значимые функции в получении информации о ЗОЖ и спорте, мотивации к действию через видеоролики, примеры тренировок, предложенные ведущими мастерами разработки рационов питания и т.д. Лишь для 15% опрошенных виртуальные коммуникации никак не влияет на формирование ЗОЖ. Для большей части опрошенных (70%) виртуальные коммуникации являются достаточно эффективным мотивирующим механизмом и источником практической информации для ведения ЗОЖ. Так, для 70% очевидно положительное влияние виртуальных коммуникаций на формирование здоровьесберегающего поведения; у 80% студентов благодаря продвижению темы здоровьесберегающего поведения и спорта в социальных сетях формируется соответствующая мотивация; 9% человек в результате виртуальных коммуникаций отказались от вредных привычек, 5% респондентов увеличили объем двигательной активности [3].
Для того чтобы понять, как изменился концепт здоровьесберегающего поведения посредством виртуальных коммуникаций, нужно разобрать наиболее общее понимание пропаганды ЗОЖ в среде Интернет.
Несомненно, положительным фактором в этой ситуации стала легкость и масштабность донесения информации до широкой аудитории. Любой человек, который обладает некими знаниями в той или иной теме, может высказаться на просторах интернета.
Создание благоприятных условий на каждом из уровней с тем, чтобы выбор стиля и формы поведения молодежи в пользу «здорового образа жизни» стал осознанным и естественным, становится главнейшей задачей на пути формирования здорового образа жизни. По ряду объективных причин продолжительное время такая работа осуществлялась учреждениями системы образования и общественными организациями раздельно. Лишь в последние несколько лет усилия стали объединяться, несомненно, приводя к положительным результатам. Несмотря на объективную системность в деятельности социальных сетей, наибольшая активность и динамизм в процессе вовлечения молодежи в диалог по формированию здорового образа жизни наблюдается у групп «ВКонтакте».
Можно отметить, что новая информация в интернете распространяется гораздо быстрее благодаря лайкам и репостам, чем в других СМИ. По статистике можно сказать что люди интересующиеся спортом, чаще заходят на страницы в социальные сети, чем на официальные сайты или форумы.
Изучая влияние виртуальных коммуникаций на формирование здоровьесберегающего поведения среди учащейся молодежи Белгорода, мы сделали вывод, что в настоящее время в социальных сетях особенно актуальна мотивация к здоровому образу жизни среди студенчества, формирование у них высокого поведенческого уровня по отношению к своему образу жизни. Общеизвестно, что от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в
69
создании причины и навыки здоровьесберегающего поведения в молодом возрасте зависит вся последующая деятельность, приветствующая или способствующапораскрытию потенциала личности. Молодое поколение наиболее восприимчиво к различным формирующим и обучающим воздействиям [4].
Исходя из опроса, 15% человек решили, что общение в виртуальных коммуникациях и количество групп, посвященных теме здоровьесберегающего поведения никак не влияет на формирование ЗОЖ среди студентов, потому что считают, что «сидеть» в социальных сетях учащейся молодежи просто некогда. 25% респондентов отдали свои голоса за возможность приобрести абонементы в фитнес залы со скидкой и можно узнать много полезной информации по теме здоровья. Здесь необходимо отметить, что из опрошенных студентов большая часть положительных ответов была дана девушками. Почти 75% студенток считают, что виртуальные коммуникации сильно влияют на формирование ЗОЖ среди молодежи и пропагандируют занятия спортом, раздельное питание и др.
Данный момент указывает на то, что виртуальные коммуникации и пропаропнда здоровьесберегающего поведения чаще и больше влияет на выбор решений девушек нежели парней. Большая часть опрошенных ответили, что виртуальные коммуникации серьезно мотивируют к занятиям спортом, т.к. в социальных сетях выложеыложех выт.кколичество роликов с упражнениями [5].
Таким образом, можно констатировать наличие, как минимум, двух основных трактовок ЗОЖ у студентов, которые различаются в наборе требований к ЗОЖ и степени следования им. Можно условно назвать две эти позиции максималистской и минималистской. Максималистская позиция подразумевает под ЗОЖ обязательное соблюдение всех без исключения компонентов. В итоге, было установлено, что ЗОЖ для студенческой молодежи - это осознанное поведение, которое направлено на гармоническое единство физиологических, психических и трудовых функций, благотворно влияющих на сохранение и укрепление здоровья, продиктованное сформированными ценностными и установками, привитыми им в их семье.
Список литературы
1. Аймаутова Н.Е., Онзимба Ленюнго Ж.Б., Чеховский И.В. Стресс и здоровье // Технологии живых систем, 2010. Т. 7. № 6. С. 34-39.
2. Концепция развития системы здравоохранения в РФ до 2025 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://federalbook.ru/ files/FSZ/soderghame/Tom%2012/1-9.pdf/ (дата обращения: 18.07.2022).
3. Пузанова Ж.В. Отношение студенческой молодежи к здоровью (по результатам социологического опроса) // Тенденции формирования науки нового времени. Уфа, 2019. С. 317-320.
4. Интернет-сайт Всемирной организации здравоохранения - ВОЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.who.int.ru/ (дата обращения: 18.07.2022).
5. Национальный проект «Здоровье». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://national.invur.ru/index.php?id=116/ (дата обращения: 18.07.2022).