Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОНДОВЫЕ РЫНКИ'

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОНДОВЫЕ РЫНКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
392
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ФИНАНСЫ / АКЦИИ / ФОНДОВЫЕ РЫНКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иваник Егор Дмитриевич

В статье рассмотрено понятие социальных медиа и представлен анализ влияния социальных медиа на фондовые рынки. Был сделан разбор случаев влияние сообщений в социальной сети Twitter на стоимость акций компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF SOCIAL NETWORKS ON STOCK MARKETS

The article discusses the concept of social media and presents an analysis of the impact of social media on stock markets. A case study was made of the impact of messages on the social network Twitter on the value of companies' shares.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОНДОВЫЕ РЫНКИ»

© Zueva Z., Katarovskii Y., 2021

This article examines how the personnel management system is being transformed in the context of the rapid development of digital technologies and their active implementation in the activities of companies. For this

purpose, the main trends in the development of digital technologies were considered, as well as examples of their implementation in HR processes were analyzed.

Keywords: HR, personnel management, digital technologies

УДК 659.4.011

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОНДОВЫЕ РЫНКИ

© Иваник Е. Д., 2021

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье рассмотрено понятие социальных медиа и представлен анализ влияния социальных медиа на фондовые рынки. Был сделан разбор случаев влияние сообщений в социальной сети Twitter на стоимость акций компаний.

Ключевые слова: социальные сети, финансы, акции, фондовые рынки

Сайты социальных сетей, такие как Facebook, Twitter, VK, Instagram и т.д., изменили историю интернета и общества.

В старые времена передача информации осуществлялась обычными, нецелевыми и традиционными способами через журналы, телевидение, радио и прямую электронную почту [1]. Эти методы были не очень эффективными, так как было сложно ориентироваться на конкретных потребителях. Появление Интернета и социальных сетей изменило взаимодействие. Социальные сети изменили стратегии и инструменты для общения. Это стало одним из важных факторов. Люди всегда боролись за привлечение внимания и появление социальных сетей дало им новую почву [1].

Средства массовой информации были описаны как ТВ и радиовещание, кино, пресса и технологии. Средства массовой информации могут обеспечить целевую аудиторию необходимой информацией, различными взглядами, контролировать и критиковать тех, кто обладает властью в обществе. Они также приносят прибыль своим владельцам и отвечают требованиям заинтересованных сторон [2].

Форма медиа, включающая интерактивное участие, известна как социальные сети. Сайты и приложения, используемые для создания социальных контактов, называются социальными сетями. Общее понятие «Социальные сети» включает в себя сами социальные сети, а также контент-ориентированные сети. Социальные медиа — это группа интернет-приложений, которые позволяют создавать и обмениваться пользовательским контентом [3].

Развитие СМИ было разделено на две отдельные эпохи, эпоху вещания и интерактивную эпоху. СМИ были почти исключительно централизованы в эпоху вещания. В течение этого времени один тип СМИ, например, газета или телевизионная станция, или киностудия, будет распространять сообщение в массы. Процесс обратной связи часто был косвенным, медленным и безличным.

Опосредованное взаимодействие между людьми обычно происходило на гораздо меньшем уровне, часто посредством личных писем, телефонных звонков и т.д. Появление цифровых и мобильных технологий произвело революцию в том, как люди взаимодействуют. Взаимодействие между людьми стало намного проще, чем раньше. Эта революция в средствах массовой информации привела к рождению новой эпохи средств массовой информации, где интерактивность была поставлена в центр всех функций СМИ.

Теперь один человек может поговорить со многими и получить мгновенную обратную связь. До появления интерактивных СМИ люди не имели права голоса, и теперь они смогли поделиться своим мнением с массами. Все типы социальных сетей используют цифровые платформы, мобильную или стационарную. Все они имеют две общие характеристики, которые их определяют. Во-первых, каждый вид социальных сетей допускает определенную форму участия для своих пользователей. Хотя некоторые социальные сети, такие как Facebook, разрешают пассивный просмотр сообщений других пользователей, но у человека должен быть профиль, созданный для просмотра сообщений других людей. Второй важной характеристикой социальных сетей является их совместный характер, это вовлекает во взаимодействие. Взаимодействие может изменяться в зависимости от человека, с которым вы взаимодействуете. Это могут быть друзья, семья, знакомые или новые люди, которые имеют общие интересы или общий круг общения. Социальные сети сравнительно недороги и доступны для того, чтобы любой человек мог публиковать или получать доступ к информации по сравнению с традиционной индустрией СМИ, которая обычно требует больших ресурсов как по времени, так и по стоимости. Это позволило глобальной аудитории обмениваться и публиковать информацию, также обмениваться мнением. Информация может быть опубликована

напрямую, без необходимости ее распечатки, что делает ее быстрым средством коммуникации [3].

В современных условиях социальные медиа создают информационную среду общества, в которой происходит кардинальный переворот принципов взаимодействия между людьми. Сегодня каждый может мгновенно взаимодействовать с большими массами людей, так получается, что это взаимодействие оказывает большое влияние на бизнес. В частности, социальные медиа, такие как Twitter могут оказать значительное, а иногда критическое, влияние на репутацию компаний или же на котировки компаний на фондовых рынках.

Twitter — это социальная сеть микроблогов (короткие сообщения), которая поощряет общение между пользователями и их последователями. Twitter позволяет пользователям «твитить» сообщения длиной не более 280 символов. Это уникальный способ общения, позволяющий пользователям обмениваться идеями, новостями и гиперссылками, чтобы охватить более широкую аудиторию.

Первый случай, обнаживший потенциальную угрозу со стороны социальных медиа для финансовой отрасли, произошел в 2013 г. В 13:08 23 апреля фальшивый твитт со взломанного аккаунта в Associated Press заявил: «В Белом доме США прогремели два взрыва, Барак Обама ранен». Цены на акции сразу упали, менее чем за три минуты уничтожив стоимость S & P 500 более чем на 0,9 % или же на 130 млрд. долларов. Не надо недооценивать серьезность этого случая, поскольку

во многих случаях ликвидность по акциям просто испарилась. Это был первый такой случай в Twitter, и, как это часто бывает в Twitter, он был кратким и поверхностным. Associated Press сама поспешила уточнить, что это была ложная информация, также Белый дом это подтвердил, а рынки восстановились на следующий день [4].

Дональд Трамп, на момент написания статьи президент США, сам ведет Twitter и часто его твитты становятся доказательством, как социальные медиа могут влиять на рынки. Сегодня компании создают специальные программы, которые способны проанализировать твитты Дональда Трампа, они цепляются за якорные слова будь это названия компаний или же имена ключевых лиц корпораций, торгующихся на биржах. Дальше программа автоматически создает позицию по акции и зарабатывает на понижении акций или на повышении [5]. Так крупные финансовые конгломераты создают специальные индексы, отслеживающие корреляцию твиттов Трампа и волатильностью на рынке государственных облигаций США [6]. Международные финансовые группы и консалтинговые корпорации уже давно заметили, что частота твиттов Трампа коррелирует с волатильностью рынков: в дни, когда сообщений было более 35 в сутки, индекс S&P 500 снижался, в среднем на 9 базисных пунктов. Когда их менее 5 в сутки, напротив, рос, в среднем на 5 пунктов. Стоит заметить, что влияние президентских твитов на рынок недолгое [7].

Рис. 1. Корреляция количества твиттов Трампа и изменений котировок.

Еще один пример «Кризиса Трампа», акции Boeing. До инаугурации избранный президент Дональд Трамп написал в Twitter, что заказ, для авиакосмического гиганта на строительство нового «Борта №1» (самолет для президента США) должен быть отменен из-за растущих затрат. Незадолго до твитта акции торговались без изменений. Трамп написал: «Боинг строит новый самолет 747 Air Force

One для будущих президентов, расходы бесконтрольны, более 4 миллиардов долларов. Отмените заказ!». Примерно через 18 минут после публикации акции Boeing снизились на 1 % после [8].

Но Дональд Трамп не единственный политик в США, кто шокирует рынок своими твиттами, Хиллари Клинтон также смогла пошатнуть рынки.

кандидата в президенты заявила: «Подобное взвинчивание цен на рынке специализированных лекарств возмутительно. Завтра я изложу план, как это сделать», — акции сектора здравоохранения сильно пострадали. индекс биотехнологический компаний NASDAQ потерял 4,41 %, акции фармацевтических компаний также пострадали как и фармацевтический индекс NYSE ARCA потерял 1,47 %. Этот твит Клинтон реакция на твитт, опубликованный «Нью-Йорк Таймс», о повышении цены (на 5 %) препарата дараприма (пириметамина) — противомалярийное, противопротозойное лекарство [9].

Ключевые лица корпораций и инсайдеры, также пытаются повлиять на рынки посредством социальных медиа. В редких случаях это получается, но совсем не так, как задумывалось изначально. Предприниматель и изобретатель Илон Маск инициатор такого влияния, его Twitter часто попадает в новостные ленты мировых порталов, что достаточно для эмоциональной манипуляции рынками. Так Илон написал, что он собирается сделать Tesla непубличной компанией и уже нашел инвестиции для выкупа акций компании, естественно котировки Tesla резко выросли, по оценкам, потери трейдеров, игравших на понижение Tesla, составили более 1 млрд. долларов. Комиссия по ценным бумагам и биржам США не обошла вниманием этот случай и обвинила Илона Маска в манипуляции рынком. Информация о вопросах регулятора к Маску привели к обвалу котировок Tesla, спустя два месяца после твитта, рыночная стоимость Tesla обвалилась на 20 млрд. долларов.

Илон Маск это идеальный пример влияния социальных медиа на рынки, еще один случай произошедший 1 мая 2020 года отражает это в полной мере, Маск опубликовал ряд заявлений в Twitter, когда в США вовсю шла короновирусная эпидемия, и в большинстве штатов вводились, либо ввели карантинные меры, он посоветовал «вернуть людям свободу» [10]. Далее Маск написал, что стоимость акций Tesla переоценена. После сообщений Маска, стоимость Tesla обрушилась на 11 %. Из-за этого падения состояние самого Илона сократилось на $2,8 млрд. В том самом твитте Маска было 27 знаков, не сложно посчитать, что один знак написанный в Twitter стоил Илону более 103 млн. долларов.

С развитием таких рисков социальных медиа контролирующие органы и бизнес должны совместно разработать принципы снижения влияния данных рисков как на юридические лица, так и на физические, частные инвесторы тоже страдают из-за твиттов Илона Маска, это может быть признания публичных сообщений в социальных медиа инсайдерской информацией, либо судебные запреты ключевым лицам на публикацию информации о своих компаниях. Благодаря развитию социальных сетей мы получили очень мощный и неограниченный информационный

ресурс, который нужно использовать ответственно и во благо общества. ■

1. Алгоритм// [Электронный ресурс] Электрон.дан.[Б.м.],.2020 URL:https://www.t-3.com/work/the-trump-and-dump-bot-analyze-tweets-short-stocks-save-puppies-all-in-seconds (Дата обращения 22.07.2020)

2. Scott, D. M., The New Rules of Marketing and PR: How to Use News Releases, Blogs, Podcasting, Viral Marketing, & Online Media to Reach Buyers Directly. Canada: John Wiley & Sons, 2009.

3. Взлом твиттера// [Электронный ресурс] Электрон.дан.[Б.м.],.2020

URL:https://www. economist.com/finance-and-economics/2013/04/27/newscrashrecover (Дата обращения 22.07.2020)

4. Илон против карантина// [Электронный ресурс] Электрон.дан.[Б.м.],.2020

URL:https://www.forbes.com/sites/alanohnsman/2020/04/29/ elon-musk-rants-about-fascist-covid- 19-closures-as-another-tesla-call-veers-off-course/#77fd2b336666 (Дата обращения 25.07.2020)

5. Индекс Трампа// [Электронный ресурс] Электрон.дан.[Б.м.],.2020

URL:https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-09-09/jpmorgan-creates-volfefe-index-to-track-trump-tweet-impact (Дата обращения 22.07.2020)

6. Grossberg L., Wartella E., Charles D., WhitneyMediaMaking: Mass Media in a Popular Culture , Sage Publications, Thousand Oaks, CA, 1998

7. Отмена строительства борта №1// [Электронный ресурс] Электрон.дан.[Б.м.],.2020 URL:https://www.marketwatch.com/story/boeings-stock-drops-after-trump-tweet-to-cancel-air-force-one-order-2016-12-06 (Дата обращения 22.07.2020)

8. Последствия высказывания Клинтон// [Электронный ресурс] Электрон.дан.[Б.м.],.2020 URL:https://www.nasdaq.com/articles/5-biotech-stocks-hit-hard-hillary-clintons-tweet-2015-09-22 (Дата обращения 22.07.2020)

9. Про влияние твиттов Трампа// [Электронный ресурс] Электрон.дан.[Б.м.],.2020 URL:https://www.marketwatch.com/story/the-more-trump-tweets-the-worse-it-is-for-stocks-research-finds-2019-09-03 (Дата обращения 22.07.2020)

10. Социальные медиа// [Электронный ресурс] Электрон.дан.[Б.м.],.2020

URL:https://www.researchgate.net/publication/222403703_U sers_of_the_World_Unite_The_Challenges_and_Opportuniti es_of_Social_Media (Дата обращения 22.07.2020)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Социальные медиа// [Электронный ресурс] Электрон.дан.[Б.м.],.2020

URL: https://www. researchgate.net/publication/222403 703_Users_of_the_World_Unite_The_Challenges_and _Opportunities_of_Social_Media (Дата обращения 22.07.2020)

Grossberg L., Wartella E., Charles D., WhitneyMediaMaking: Mass Media in a Popular Culture , Sage Publications, Thousand Oaks, CA, 1998

Scott, D. M., The New Rules of Marketing and PR: How to Use News Releases, Blogs, Podcasting, Viral

Marketing, & Online Media to Reach Buyers Directly. Canada: John Wiley & Sons, 2009.

Алгоритм// [Электронный ресурс]

Электрон.дан.[Б.м.],.2020 URL:https://www.t-

3.com/work/the-trump-and-dump-bot-analyze-tweets-short-stocks-save-puppies-all-in-seconds (Дата

обращения 22.07.2020)

Взлом твиттера// [Электронный ресурс] Электрон.дан. [Б.м.],.2020 URL:https://www.economist.com/finance-and-economics/2013/04/27/newscrashrecover (Дата

обращения 22.07.2020)

Илон против карантина// [Электронный ресурс] Электрон.дан. [Б.м.],.2020

URL : https ://www.forbes.com/sites/alanohnsman/2020/ 04/29/elon-musk-rants-about-fascist-covid-19-closures-as-another-tesla-call-veers-off-course/#77fd2b336666 (Дата обращения 25.07.2020)] Индекс Трампа// [Электронный ресурс] Электрон.дан. [Б.м.],.2020

URL : https ://www.bloomberg. com/news/articles/2019-09-09/jpmorgan-creates-volfefe-index-to-track-trump-tweet-impact (Дата обращения 22.07.2020)

Отмена строительства борта №1// [Электронный ресурс] Электрон.дан.[Б.м.],.2020

URL: https://www. marketwatch.com/story/boeings -stock-drops-after-trump-tweet-to-cancel-air-force-one-order-2016-12-06 (Дата обращения 22.07.2020) [8]

Последствия высказывания Клинтон// [Электронный ресурс] Электрон.дан.[Б.м.],.2020 URL: https://www. nasdaq.com/articles/5 -biotech-stocks-hit-hard-hillary-clintons-tweet-2015-09-22 (Дата обращения 22.07.2020)

Про влияние твиттов Трампа// [Электронный ресурс] Электрон.дан.[Б.м.],.2020

URL: https://www. marketwatch.com/story/the -more -trump-tweets-the-worse-it-is-for-stocks-research-finds-2019-09-03 (Дата обращения 22.07.2020)

The impact of social networks on stock markets

© Ivanik E., 2021

The article discusses the concept of social media and presents an analysis of the impact of social media on stock markets. A case study was made of the impact of messages on the social network Twitter on the value of companies' shares. Keywords: social networks, finance, stocks, stock markets

УДК 659.4.011

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА РЕПУТАЦИЮ КОМПАНИЙ

© Иваник Е. Д., Катровский Ю. А., Чащина Д. О., 2021

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье рассмотрено понятие социальных медиа и представлен анализ влияния социальных медиа на репутацию компаний. Был сделан разбор случаев влияние сообщений в социальной сети Twitter и Instagram на репутацию компаний.

Ключевые слова: социальные сети, репутация, Twitter, Instagram

В отличии от рынков США, в России нет такого количества частного капитала физических лиц на бирже, который смог бы повлиять на оценку капитализации российских компаний, нет настолько значимых лиц в экономике которые смогли бы одним твиттом обрушить или поднять стоимость компании.

На нашем рынке можно заметить только косвенное влияние соц. медиа на компании, то есть, если в США Илон Маск написал, что он инвестирует в золото и его подписчики повысят стоимость этого актива на ресурсной бирже в Нью-Йорке, то в конечном итоге акции ПАО «Полюс» могут вырасти.

Что и произошло с акциями Polymetal. 1 февраля акции золотодобытчика Polymetal в ходе торговой сессии на Московской бирже выросли на 6,9 % к уровню закрытия предыдущей сессии и в моменте достигали отметки 1 тыс. 753,3 руб. за бумагу. Все это произошло из-за взлета фьючерсов на серебро на фоне действий группы WallStreetBets. Той самой группы с Reddit, она выбрала новую цель на этот раз фьючерсы на серебро. Так частные трейдеры, с помощью социальных медиа, повысили стоимость акции российской добывающей компании [1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.