Научная статья на тему 'Влияние социально-экономических факторов на рост и развитие детей и подростков Улан-Батора'

Влияние социально-экономических факторов на рост и развитие детей и подростков Улан-Батора Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2008
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ауксология / возрастная антропология / морфология / ОБРАЗ ЖИЗНИ / половое развитие / социально-экономические факторы / условия жизни / физическое развитие

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Уранчимэг Шагдар

<i>Рассматривается результаты морфологического исследования по изучению физического развития школьников Улан-Батора (Монголия), живущих в различных социально-экономических условиях. Выявлены существенные влияния социально-экономических факторов на рост и развитие детей и подростков, в частности, условий и образа жизни. На рост и развитие детей оказывают положительное действие благоприятные жилищные и социальные условия жизни.</i>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Уранчимэг Шагдар

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социально-экономических факторов на рост и развитие детей и подростков Улан-Батора»

УДК 31 ББК 74

Ш. Уранчимэг

влияние социально-экономических факторов на рост и развитие детей и подростков улан-баюра

Рассматривается результаты морфологического исследования по изучению физического развития школьников Улан-Батора (Монголия), живущих в различных социально-экономических условиях. Выявлены существенные влияния социально-экономических факторов на рост и развитие детей и подростков, в частности, условий и образа жизни. На рост и развитие детей оказывают положительное действие благоприятные жилищные и социальные условия жизни.

Ключевые слова:

ауксология, возрастная антропология, морфология, образ жизни, половое развитие, социально-экономические факторы, условия жизни, физическое развитие.

Одним из актуальных вопросов возрастной антропологии является проблема адаптации человека к естественным условиям обитания. Окружающая среда оказывает существенное воздействие на человеческие популяции, вызывая ответную реакцию, выражающуюся в специфике морфофизиологических черт, имеющих наследственную природу. Процесс приспособления человеческих популяций к среде обитания осуществляется как непосредственно к естественным факторам, так и опосредованно через тип хозяйства, традиционный уклад жизни, брачные нормы и другие социальные черты жизнедеятельности человеческих сообществ. Основными методами оценки взаимосвязи человека с естественной и социальной средой обитания является исследование закономерностей пространственной и временной изменчивости антропологических признаков.

Исследование урбанизированных популяций имеет свою специфику, заключающуюся в том, что на человека действуют не столько естественные, сколько социальноэкономические и антропогенные факторы, и этим структура городского населения отличается от популяционной структуры сельского населения [4].

Изучение процессов роста и физического развития детей и подростков не только различных этнотерриториальных групп, но и городского населения имеет особенно важное значение в наши дни в связи с познанием биосоциальной адаптации человеческого организма при освоении новых территорий, широкой миграцией населения, процессами урбанизации, интенсивно развернувшимися за последние 60 лет в Монголии, т.к. с данным процессом изменился традиционный социально-экономический (кочевой) уклад жизни населения.

Исследований по физическому развитию детей и подростков, проводившихся в нашей

стране, сравнительно немного. Начиная с 1960-х гг. проводятся морфологические и антропометрические исследования детского населения Монголии [5; 10; 12-17]. Однако до настоящего времени не проведены исследования по изучению роста и развития монгольских детей, живущих в различных социально-экономических условиях.

В данной работе приведены результаты изучения влияния социально-экономических факторов на рост, физическое и половое развитие детей и подростков школьного возраста Улан-Батора.

Антропологическими исследованиями показано, что рост и развитие детей обусловлен действием генетических (наследственных, внутренних, эндогенных) и средовых (внешних, экзогенных) факторов. Взаимоотношения между организмом и средой не остаются постоянными. Они разделяются на абиотические, включающие в себя основные физические характеристики, биотические и социальные факторы. У человека именно социальные факторы дополняют и регулируют действие абиотических и биотических, их рассматривают как генеральные, опосредующие все компоненты среды [2].

Морфологические особенности населения различных географических зон изучаются многими исследователями. Большой интерес представляет концепция Т.И. Алексеевой об адаптивных типах, отражающих экологическую дифференциацию современного человека, выделение конституциональных типов в зависимости от их адаптационных возможностей. Особенности телосложения и пропорций тела, типичные для коренного населения проявляются на самых ранних стадиях роста и развития детей [3; 4]. Ряд исследователей отмечают, что основные экологические правила Бергмана и Аллена действуют и для человеческих популяций.

Общество

Terra Humana

Немало работ посвящено изучению влияния социальных факторов на физическое развитие человека [1; 9]. Большинство исследователей отмечают, что социально-экономические факторы (образование родителей, их профессия, семейный доход, жилищные условия, число детей в семье, порядковый номер ребёнка при рождении, интервалы между родами, возраст отца и матери и т.д.) играют существенную роль в формировании соматических особенностей организма ребёнка на всем протяжении роста. Исследователи в качестве основных факторов выделяют профессиональную принадлежность (род занятия) и уровень образования родителей [11]. Согласно этим данным, дети, родители которых имеют высшее образование и занимаются умственным трудом, имеют большие длину и вес тела при рождении, в детском и подростковом возрасте, а также более раннее наступление полового созревания, в первую очередь более ранний возраст менархе у девочек. Однако количественные выражения выявленных закономерностей сильно варьируют в разных популяциях в связи с конкретными условиями среды, различным набором переменных, используемых в качестве показателей социальной стратификации, а также, возможно, различной возрастной реакцией в зависимости от периода онтогенеза.

Материал морфологического исследования был собран автором в Улан-Баторе в 2008-2010 гг. Были обследованы практически здоровые дети и подростки 7-17-летнего возраста обоих полов (1138 мальчиков и 1064 девочек) - всего 2202 человека.

Таблица 1

Поло-возрастной состав обследованных школьников г. Улан-Батора

Количество обследованных школьников

Воз- III группа II группа I группа

(лет) Маль- Де- Маль- Де- Маль- Де-

чики вочки чики вочки чики вочки

7 34 21 18 15 19 27

8 47 34 29 31 42 35

9 43 30 35 39 36 46

1O 36 38 31 32 33 34

11 30 34 32 29 34 44

12 40 23 30 34 35 48

13 30 14 35 32 51 45

14 38 28 44 33 36 44

15 35 34 31 34 31 31

1б 30 21 39 32 41 38

17 27 11 33 38 33 35

Всего 390 288 357 349 391 427

Возраст выбран с учетом того существенного момента, что именно в этот период происходит второй (после грудного) интенсивный рост организма детей, так называемый пубертатный скачок роста, проявляются половые различия в размерах и форме тела, начинают развиваться и заканчиваются формирование вторичных половых признаков. К концу этого периода основные морфофункциональные характеристики подростков приближаются к характеристикам взрослого организма.

В ходе сбора первичных материалов исследования также были собраны подробные анкетные данные, отражающие социально-экономические условия жизни каждого обследованного.

В табл. 1 представлены данные по поло-возрастному количеству обследованных школьников.

Соматометрическая программа исследования включала измерения по 36 показателям продольных, поперечных и обхватных размеров, веса тела [6], жировых складок, определение степени развития вторичных половых признаков. На основании этих размеров были вычислены показатели, характеризующие размеры и пропорции тела, развитие жироотложения и мускулатуры, массивность скелета индивидуально для каждого школьника. Кроме того, были рассчитаны 10 индексов, характеризующих тип телосложения и пропорции тела.

При обработке материалов обследованные дети были разделены на три группы с учётом условий жизни: I группа - школьники, живущие в юртах, с ручным водоснабжением и отоплением; II группа, включающая детей, живущих в современных квартирах с центральным отоплением и водоснабжением; III группа - учащиеся частных школ, где плата за 1 год обучения больше 2000$. Такая группировка дает возможность выяснения влияния социальных факторов на рост и развитие детей, живущих в различных условиях жизни.

Статистическая обработка материала проводилась по 10 поло-возрастным группам с годовым интервалом. В каждой половозрастной группе - не менее 11-51 детей, что обеспечило достаточную достоверность обработки полученных данных. Материал обработан методом вариационной статистики [8]. Для характеристики взаимосвязи между отдельными признаками был проведён корреляционный анализ, а для сравнительного анализа были использованы графический метод и ^-статистика.

Дети III группы по сравнению с детьми

II и I групп по весу, длине (кроме 17-летних девочек по весу) тела и длиннотным

размерам тела во всех возрастных группах имеют большие величины, которые статистически достоверны р < 0,1 - 0,01 в большинстве возрастных группах (рис. 1).

По величинам ширины плеча и таза дети

III группы имеют большие размеры, чем школьники двух других групп, но у девочек различия по ширине плеч к концу ростового периода (в 15-17 лет) нивелируются (рис. 1). По поперечному и продольному диаметрам грудной клетки III группы имеют в виде тенденции несколько большие значения в большинстве возрастных группах, по сравнению с детьми I и II группы.

Полученные данные показывают, что по показателям массивности скелета, выражающимися в ширинах локтя и запястья, колени и лодыжки и показателям развития мускулатуры (мускульные радиусы плеча и голени) школьники III группы имеют большие величины, по сравнению со сверстниками двух других групп; данные статистически достоверны в большинстве возрастных групп (р < 0,1 - 0,001) (рис. 1). В костно-мускульных показателях детей всех групп явно выражен половой диморфизм.

У школьников всех трёх групп наблюдаются большие различия в показателях жироотложения. Например, по величинам развития жироотложения дети обоих полов I группы имеют значительно меньшие значения по сравнению с двумя другими группами (рис. 1).

В динамике развития жироотложения отмечается явный половой диморфизм, независимо от условий и образа жизни: жироотложение у девочек всех групп во все возрастные периоды больше, чем у мальчиков. Значения жироотложения у девочек интенсивно увеличиваются с возрастом, в то время у мальчиков эти значения после 11 лет остаются на одном уровне (рис. 1).

Динамика развития и характер ростовых кривых рассматриваемых показателей у детей всех трёх групп согласуется с общей закономерностью нормального развития детей.

При сравнении показателей пропорций тела видно, что школьники III группы имеют относительно короткое туловище, длинные ноги, большой обхват груди, по сравнению со сверстниками I группы, для которых характерны длинное туловище, короткие ноги, а дети II группы занимают промежуточное положение между этими двумя группами детей (рис. 1). Основываясь на выявленных особенностях в пропорции тела школьников трех сравниваемых групп, можно сказать, что дети всех трёх групп характеризуются мезоморфными формами телосложения.

Наряду с интенсивностью ростовых процессов наиболее информативным показателем при оценке физического развития детей и подростков является уровень полового созревания.

Этнотерриториальные и климатогегра-фические различия в сроках и темпах полового созревания в большинстве случаях перекрываются социально-экономическими факторами, если они не являются критическими [9]. По данным исследователей с понижением социального класса происходит значительная задержка процесса полового созревания, т.е. более поздние сроки достижения соответствующих стадий зрелости независимо от этнической принадлежности обследованных групп девочек.

Из полученных данных видно, что последовательность развития вторичных половых признаков одинакова у школьников всех трёх исследуемых групп по первым случаям начальных стадий проявления вторичных половых признаков. По дальнейшему развитию и по среднему возрасту развития вторичных половых признаков наблюдаются различия (рис. 2).

Можно сделать заключение о том, что половое созревание наступает раньше у школьников III группы по сравнению со сверстниками двух других групп.

Полученные результаты нашего исследования подтверждают гипотезу ряда исследователей [7], согласно которой неблагоприятные условия жизни и социально-экономические факторы являются причиной отставания в физическом и половом развитии детей.

Нами были проведены ранговые корреляционные анализы между тотальными размерами тела (длина и вес тела, длина руки и ноги, ширина плеча и таза, общий жир) улан-баторских детей обоих полов с некоторыми социально-экономическими факторами (условия жизни, количество членов семьи, уровень образования отца и матери - профессиональная принадлежность или род занятия), чтобы выявить влияния этих факторов на физическое развитие школьников.

В результате данного анализа были получены достоверные (р < 0,01) величины корреляции между сравниваемыми морфологическими признаками и социальными факторами, свидетельствующие об их тесной взаимосвязи.

Таким образом, основываясь на результатах сравнительного анализа (с использованием ^-статистики и г8) всех исследованных признаков, характеризующих рост, физическое развитие детей, различающихся по условиям и образу жизни, можно сделать

Общество

Terra Humana

Рис. 1. Динамика основных морфологических признаков у школьников Улан-Батора.

Рис. 1. (Продолжение) Динамика основных морфологических признаков у школьников Улан-Батора.

Общество

Terra Humana

15

14

13 12 11 10

9

5

7

6

5

15 -

14 -13 -12 -11 -10 -

9

8 -7 -

6 -

Средняя жировая складка

Мальчики

7 S 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Девочки

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Рис. 1. (Продолжение) Динамика основных морфологических признаков у школьников Улан-Батора.

Рис. 2. Динамика развития вторичных половых признаков у школьников Улан-Батора.

вывод о том, что социально-экономические происходит интенсивный рост детей!. Более

факторы оказывают существенное влияние благоприятные жилищные и социальные

на физическое развитие детей и подрост- условия жизни оказывают положительное

ков, особенно в пубертатный период, когда влияние на рост и развитие детей.

Список литературы:

[1] Абрамов М.С. , ШхаковЮ.А., Рыбалко А.И. Морфологические и функциональные показатели детей и подростков. - Ташкент: Медицина, 1979. - 256 с.

[2] Агаджанян ВВ.А. Ироблема адаптации и экология человека//' Лкология человека: основные проблемы. - М.: Наука, 1988. - С. 73-84.

[3] Алексеева Т.И. Адаптивные ороцелсы в популяциях человека. - М.: МГУ 1986.- 21Л с.

[4] Алексеева Т.И. Методы исследования биологической адаптации человеческих популяций в естественной и урбанлзированной среды // Экология челлвека; основные ороблемы. - М.: Наака, 1988. - С. 18-31.

[И] Батчулуун Д. Физическое развитие детей от 1-ого месяца до 17 лет и некоторые вопросы акселерации шкальников г. Улан-Батора. / Автореф. дисс. ... канд. мед.наук. - Улан-Батор, 1981. - 21 с.

[6] Бунак В.б.Антропокетрия.-М.: 1941.-368 с.

[7] Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей: эпохальная и внутригрупповая. - М.: МГУ, 1976.-278 с.

[8] Лакин Г.Ф. Биометрия. - М.: Высшая школа, 1980. - 293 с.

[у] Миклашевслая Н.Н., Соловьева В.С., Годиеа Е.З. Ростоиые процессы у детей и еодросткев. - М.: МГУ 1988. - 182 с.

[10] Намсрайнайдан Л. К вспросу физического развития детей а. Улаанбаатара. / Отчёт научаой работы - Улаа-Бстор: Инс-т Биолагии. Сеотор Ант-опологии. - 1983. -32 с.(навонг. яз.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Соколов В.Е., Бочаров Б.В. Экотоксикология и проблемы экологии человека. // Экология человека; ссноиные проблемы. - М.: Наука, 19)88.- С. 146-157.

[12] Уранчимэг Ш. Особенности физического развития детей Монголии в условиях урбанизации. / Авто-реф. дисс. ... канд. биол. науа. - Улан-Батор, 2000.- в6 с.

[13] Цолмон Ч. Состояние здоровья школьников ряда регионов Монголии с учетом факторов его опре-диляющих. аАвтореф.дисс. ...банд, мед.наук. — М., 19)94. - 20 с.

[14] Цэедсурэн Ц. Физлческое и половое развитие девочео л /девушек Монголии. / Автореф. дисс. ... канд. мед.наук. - М., 1981. - 21 с.

[15] Чултэмдорж Ч., Кориневская Е.И. Изучение физического и полового развития школьников МНР // Монголия. Здоровье. - 1961, № 1. - С. 9-14.

[16] Чултэмдорж Ч. К вопросу физического развития детей. - УС., 1967. - 23 с.

[17] Эрдэнэ М. Особенности физического развития детей, проживающих в различных экологических зонах Монголии / Автореф. дисс. ... канд. биол. наук.- Б., 1998. - 24 с.

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.