Научная статья на тему 'Влияние социально-экономических факторов и активности организаций в онлайн-пространстве на рынок электронной торговли'

Влияние социально-экономических факторов и активности организаций в онлайн-пространстве на рынок электронной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / E-COMMERCE / ONLINE SPACE / INTERNET MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рамазанов Ибрагим Агаевич, Подосенов Герман Викторович

В статье представлены результаты исследования рынка электронной торговли в РФ. Оценивается зависимость рынка электронной торговли от социально-экономических факторов и инфраструктуры Интернета. Выявлено, что уровень обеспеченности населения и организаций ПК, а также доступность Интернета перестают влиять на развитие российского рынка электронной торговли. Наибольшее влияние оказывают активность организаций в онлайн-пространстве и применение специализированных цифровых технологий, позволяющих автоматизировать работу организаций на этом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рамазанов Ибрагим Агаевич, Подосенов Герман Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of socio-economic factors and organizations'' activities in the online space on e-Commerce market

The article presents the results of the Russian e-commerce market research. We assess the e-commerce market dependence from social and economic factors and Internet infrastructure. We found out that the level of population's and companies' computer supply along with the Internet access availability do not impact on the Russia e-commerce market development any more. Companies' on-line activities and the use of specific software allowing automatizing the work of companies on the market have the greatest impact.

Текст научной работы на тему «Влияние социально-экономических факторов и активности организаций в онлайн-пространстве на рынок электронной торговли»



РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 4 • февраль 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

влияние социально-экономических факторов и активности организаций в онлайн-пространстве на рынок электронной торговли

Рамазанов И.А.1, Подосенов Г.В.1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

АННОТАЦИЯ:_

В статье представлены результаты исследования рынка электронной торговли в РФ. Оценивается зависимость рынка электронной торговли от социально-экономических факторов и инфраструктуры Интернета. Выявлено, что уровень обеспеченности населения и организаций ПК, а также доступность Интернета перестают влиять на развитие российского рынка электронной торговли. Наибольшее влияние оказывают активность организаций в онлайн-пространстве и применение специализированных цифровых технологий, позволяющих автоматизировать работу организаций на этом рынке.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: электронная торговля, онлайн-пространство, Интернет-маркетинг.

Impact of socio-economic factors and organizations' activities in the online space on e-commerce market

RamazanovI.A.1, PodosenovG.VJ

1 Plekhanov Russian University of Economics

введение

Современные компании функционируют в условиях развития новых информационных технологий, формирования глобальных социальных сетей, высокой мобильности населения, глобализации рынков и т.п., которые не только создают благоприятные условия для развития электронной торговли, но и повышают конкуренцию на рынке. В этих условиях успеха достигнут компании, которые смогут ориентировать свою деятельность на перемены, происходящие в среде.

Анализ различных источников информации позволяет выделить следующие наиболее значимые факторы среды функционирования и предпосылки для развития электронной торговли: социально-экономические факторы; инфраструктура Интернета и его доступность населению; количество электронных торговых площадок и их стоимость; стоимость веб-сайта; количество участников рынка электронной торговли; ценовая доступность Интернета; конкуренция на рынке телекоммуни-

кационных услуг; скорость передачи информации; инфраструктура интернет-приложений и другие. Исследователи рынка выделяют не только факторы, способствующие развитию электронной торговли, но и факторы, сдерживающие таковое: низкий уровень подготовки участников онлайн-процессов; психологические барьеры; отсутствие опыта электронных покупок; низкая квалификация специалистов; слабая логистика и низкая эффективность работы служб доставки и почтовых служб; слабое правовое регулирование электронной торговли и другие [1, 6] (Ауйввуа Е. А., 2016; ОотЬыпоуа, ОотЬыпоуа. 2016).

Интернет в каждый дом!

Важной предпосылкой развития электронной коммерции в России является доступность Интернета населению страны. Сравнительный анализ доступности Интернета населению показывает, что по данному показателю Россия вплотную приближается к средним значениям по Европе (рис. 1).

Из графика (рис. 1) можно прогнозировать, что к 2023 году охват домохозяйств Интернетом в России сравняется с европейским показателем.

Наиболее динамично рынок электронной коммерции развивался в течение последних 15 лет [5, 9, 12] (ШЫавуа, Ьвгкпву, 2013; Кко1ойкоуа, 2013), что обусловлено стремительным ростом количества интернет-пользователей, оснащенностью предприятий ПК и другими типами ЭВМ, активностью организаций в онлайн-пространстве (выход в Интернет, наличие веб-сайта и т.п.) (табл. 1), активностью населения в социальных

ABSTRACT:_

The article presents the results of the Russian e-commerce market research. We assess the e-commerce market dependence from social and economic factors and Internet infrastructure. We found out that the level of population's and companies' computer supply along with the Internet access availability do not impact on the Russia e-commerce market development any more. Companies' on-line activities and the use of specific software allowing automatizing the work of companies on the market have the greatest impact.

KEYWORDS: e-commerce, online space, internet marketing.

Received: 27.01.2017 / Published: 28.02.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ramazanov I.A. (iaramazanov0mai1.ru)

CITATION:_

Ramazanov I.A., Podosenov G.V. (2017) Vliyanie sotsialno-ekonomicheskikh faktorov i aktivnosti organizatsiy v onlayn-prostranstve na rynok elektronnoy torgovli [Impact of socio-economic factors and organizations' activities in the online space on e-Commerce market]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (4). - 471-482. doi: 10.18334/rp.18.4.37537

100

90

80

70

60

50

2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г. 2021г. 2022г. 2023г. 2024г. — ^Россия Европа ......... Логарифмическая (Россия) ......... Логарифмическая (Европа)

Рисунок 1. Динамика доступности Интернета домашним хозяйствам (построен авторами на основе данных Росстат и Евростат), % Источник: составлено авторами

40

30

сетях (табл. 2) и других интерактивных онлайн-платформах, динамичным развитием систем электронных платежей и переходом ведущих игроков рынка к новым технологическим платформам для электронной коммерции.

Исследователи отмечают, что покупательская активность влияет на развитие Интернет-торговли и тесно связана с продвижением интернет-магазинов в социальных медиа [8] (Kazakova, Pushilin, 2014), которые динамично развиваются [2, 3] (Burtsev, Ryabichenko, 2016; Butenko, 2012).

Особый интерес представляют перемены, происходящие в цифровой инфраструктуре организаций в РФ, т.е. наличие у предприятий ПК и других типов ЭВМ.

ОБ АВТОРАХ:_

Рамазанов Ибрагим Агаевич, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры торговой политики (iaramazanov0mai1.ru)

Подосенов Герман Викторович, аспирант кафедры торговой политики (Ya.dino0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Рамазанов И.А., Подосенов Г.В. Влияние социально-экономических факторов и активности организаций в онлайн-пространстве на рынок электронной торговли // Российское предпринимательство. - 2017. -Том 18. - № 4. - С. 471-482. doi: 10.18334/гр.18.4.37537

Таблица 1

Доля домашних хозяйств, имеющих ПК и доступ к Интернету

Доля домашних хозяйств, имеющих ПК, % Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к Интернету, % Оснащенность организаций ПК, % ЭВМ других типов, % Доля организаций, имеющих доступ к Интернету, % Доля организаций, имеющих веб-сайт, %

2004 г. 17,7 14,1 90,7 7,8 45,9 11,8

2005г. 25,3 18,2 91,1 9,3 54,3 14,8

2006г. 31,9 22,3 91,8 11,1 62,5 21,1

2007г. 38,1 26,4 92,3 13,2 68,7 19,8

2008г. 43,1 31,9 93,1 14,9 74,7 22,8

2009г. 49,8 47,3 93,5 16,1 79,3 24,1

2010г. 54,5 48,4 93,8 18,2 83,4 28,5

2011г. 61,9 56,8 94,1 19,7 85,6 33,1

2012г. 67,1 60,3 94 18,9 87,5 37,8

2013г. 71,4 69,1 94 19,7 88,7 41,3

2014г. 74,8 69,9 93,8 26,6 89,8 40,3

2015г. 77,9 72,1 93,7 31,1 90,4 42,6

2016г. 80,1 73,9 93,5 37,3 90,9 45

2017г. Прогноз 81,9 75,7 93 42,1 91,3 46,3

2018г.П 83,7 77,2 92,4 47,4 91,7 47,5

2019г.П 85,3 78,7 91,9 51,8 92,1 48,8

2020г.П 86,7 79,9 91,5 56,3 92,4 50

2021 г.П 88 81,1 91,1 60,5 92,7 51,2

2022г.П 89,1 82,1 90,8 64,6 92,9 52,3

2023г.П 90 83,1 90,5 67,9 93,1 53,2

2024г.П 90,7 83,9 90,3 70,1 93,4 53,9

2025г.П 91,5 84,8 90,2 71,5 93,6 54,6

Источник: прогнозируется авторами на основе данных РОССТАТа [10]

Как видно из графика (рис. 2), наблюдается тенденция сокращения оснащенности организаций ПК и ростом применения других типов ЭВМ. Это является свидетельством того, что по мере развития цифровых технологий формирование инфраструктуры современных организаций происходит за счет их оснащения специализированным цифровым оборудованием, которое в том числе способно заменить функции, выполняемые с применением ПК.

Таблица 2

Динамика аудитории социальных сетей и сервисов в российском Интернете

в 2009-2015 гг.

Показатель 2009 г. 2011 г. 2015 г.

Число активных пользователей социальных сетей, млн чел. 31 62 76

Доля пользователей социальных сетей, играющих в социальные игры, % 32,3 49,7 55,3

Доля пользователей, использующих платные сервисы, % 8,5 15,4 25,7

Источник: [3]

40 30

10 0

-оснащённость ПК -оснащённость ЭВМ других типов

С С С

гл ^ ^ о о с

Рисунок 2. Динамика цифровой инфраструктуры организаций в РФ Источник: прогнозируется авторами

Следовательно, можно отметить, что дальнейшее развитие деятельности организаций в онлайн-пространстве на современном этапе зависит от правильного формирования специализированной цифровой инфраструктуры, способной создавать полностью автоматизированные системы электронной торговли.

Есть средства - есть успешность!

Глобальным показателем покупательской активности населения в онлайн-про-странстве и перспектив развития электронной торговли в B2C-сегменте является ВВП и реальные доходы населения. Исследования авторов показали наличие выраженной связи между этими показателями (табл. 3).

Показатели развития электронной торговли находятся в определенной зависимости от основных макроэкономических факторов (табл. 3 и табл. 4).

90

80

70

60

50

20

Однако выявлено, что между темпами роста основных макроэкономических факторов и развитием рынка электронной торговли в B2C-сегменте существует относительно слабая корреляционная зависимость (табл. 4). При этом установлено, что при нормальных условиях развития экономики (период с 2007 г. по 2013 г.) темпы роста рынка электронной торговли сохраняли тенденцию к росту (рис. 3), хотя в этот период темпы роста реальных доходов населения имели тенденцию к падению.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что развитие этого рынка находится под влиянием множества других факторов. Анализ темпов роста электронной торговли в период санкций со стороны отдельных стран (табл. 3) показал значительное сокращение темпов развития российского рынка электронной торговли. По мнению авторов, это обусловлено сокращением покупок через Интернет в странах, установивших секционные ограничения в торговых отношениях с Россией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Динамика макроэкономических факторов функционирования организаций в В2С сегменте рынка электронной торговли

ВВП Ср. душевые доходы населения Электронная торговля в В2С-сегменте

млрд руб. прирост, % руб./мес. прирост, % млрд руб. прирост, %

2006 г. 26917,2 10154,8 95,6

2007 г. 33247,5 23,5 12540,2 023,5 121,1 26,7

2008 г. 41276,8 24,2 14863,6 18,5 161,3 33,2

2009 г. 38807,2 -5,9 16895,0 13,7 210,5 30,5

2010 г. 46308,5 19,3 18958,4 12,2 291,2 38,3

2011 г. 55967,2 20,9 20780,0 9,6 406,3 39,5

2012 г. 66926,9 19,6 23221,1 11,7 539,6 32,8

2013 г. 71016,7 6,1 25928,2 11,7 774,4 43,5

2014 г. 77802,7 16,3 27766,6 7,1 903,5 16,7

2015 г. 81287,2 4,5 30473,6 9,7 922,4 2,1

2016 г. 85842,8 5,6 32565,5 6,9 956,7 3,7

Источник: рассчитано авторами по данным РОССТАТа [10] и РБК ИССЛЕДОВАНИЯ [11]

Таблица 4

Корреляционная связь между динамикой макроэкономических факторов и динамикой рынка электронной торговли в В2С сегменте

Показатель корреляционной зависимости электронной торговли

от физического объема от темпов роста

ВВП 0,981788598 0,335995649

Ср. душевые доходы населения 0,975763646 0,351687809

" Электр. торговля в В2С сегменте Экспоненциальная (Электр. торговля в В2С сегменте)

■■О™- Ср. душевые доходы населения ----Экспоненциальная (Ср. душевые доходы населения)

Рисунок 3. Изменение темпов роста среднедушевых доходов населения и рынка электронной

торговли РФ в B2C-сегменте Источник: разработано авторами

45 40 35 30 # 25 20 15 10

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

—С^Доля организаций, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных организаций

—О— Доля организаций, получавших заказы по Интернету, в общем числе обследованных организаций

А Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров и (или) услуг, в общей численности населения

Рисунок 4. Динамика деловой активности организаций в онлайн-пространстве и закупочной активности покупателей через Интернет Источник: составлено авторами по данным РОССТАТа [10]

5

Анализ показывает наличие более тесной связи между показателями предприятий по наличию собственных сайтов и закупочной активностью конечных потребителей товаров и услуг через Интернет (рис. 4).

Между закупочной активностью населения через Интернет и показателями деловой активности организаций в онлайн-пространстве, в частности наличие у организации веб-сайта, существует более тесная зависимость, чем между оснащенностью организаций ПК, показателями доступности Интернета организациям и населению. Об этом свидетельствует анализ наличия корреляционной связи между динамикой этих показателей (табл. 5).

Результаты корреляционного анализа (табл. 5) показывают, что между закупочной активностью населения в онлайн-пространстве и показателем обеспеченности организаций ПК не существует выраженной зависимости. Кроме того, наблюдается ослабление связи между закупочной активностью населения в онлайн-пространстве и показателем доступности Интернета организациям. При этом наблюдается наличие выраженной прямой зависимости между закупочной активностью населения и организаций в онлайн-пространстве (наличие веб-сайта).

Из таблицы 5 видно, что показатели закупочной активности населения в онлайн-пространстве также находятся в прямой зависимости от обеспеченности домохо-зяйств ПК и доступности для них выхода в Интернет.

Таблица5

Наличие корреляционной зависимости между закупочной активностью населения через Интернет и деловой активностью организаций в онлайн-пространстве

Доля населения, заказавшая товары и услуги через Интернет, % Доля организаций, использовавших ПК, % Доля организаций, использовавших Интернет, % Доля организаций, имевших веб-сайт, % Доля домашних хозяйств, имеющих ПК, % Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, %

2010 г. 5,2 93,8 82,4 27,9 54,5 48,4

2011 г. 9,6 94,1 84,8 33,1 60,1 56,8

2012 г. 12,4 94,1 86,9 37,8 66,6 60,3

2013 г. 15,3 94,1 88,1 41,3 71,4 69,1

2014 г. 17,8 93,8 89,0 42,1 74,8 69,9

2015 г. 19,6 92,3 88,1 43,1 77,9 72,1

2016 г. 21,1 92,8 89,1 44,9 80,1 73,9

Коэфф. корреляции (г) -0,653 0,950 0,983 0,998 0,986

Наличие у Доступ домашних Наличие ПК у Наличие у Доступ организаций к

организаций ПК хозяйств к Интернету домашних хозяйств организаций веб-сайта Интернету

1.2

0.8

2006г

0.6

0.4

2016г

0.2

0

Рисунок 5. Корреляционная связь между объемом рынка электронной торговли и показателями обеспеченности населения и организаций ПК и их деловой активностью в онлайн-пространстве

Источник: разработано авторами

1.05 1

0.95 0.9 0.85 0.8 0.75

2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г. 2021г.

Доступ организаций к Интернету —о— Наличие у организаций веб-сайта -----Степенная (Доступ организаций к Интернету ) ......... Степенная (Наличие у организаций веб-сайта)

Рисунок 6. Изменение силы корреляционной зависимости между объемом электронного рынка РФ и наличием у организаций выхода в Интернет и веб-сайта Источник: построено авторами

Авторами также исследована взаимозависимость между деловой активностью организаций в онлайн-пространстве и рынком электронной торговли РФ. В частности, выявлено наличие корреляционной зависимости между такими показателями, как: объем рынка электронной торговли; оснащенность организаций ПК; наличие у организаций доступа к сети Интернет; наличие у организаций веб-сайта.

Исследования выявили (рис. 5), что между объемом рынка электронной торговли и показателями обеспеченности населения и организаций ПК и их деловой активностью в онлайн-пространстве существует достаточно сильная корреляционная связь.

Кроме того, установлено, что сила корреляционной связи между показателями может меняться по мере изменения отдельных факторов среды.

Аналитики справедливо отмечают, что развитие электронной коммерции, в первую очередь, зависит от уровня покрытия глобальной сети [2, 4, 7] (Burtsev, Ryabichenko, 2016; Vetrova, Yakovenko, 2016; Gokhberg, Abdrakhmanova, Kevesh, Kovaleva, Shuvalova, 2016) Этот вывод подтверждается исследованиями авторов. График изменения силы корреляционной зависимости между объемом электронного рынка РФ и наличием у организаций выхода в Интернет показывает (рис. 6), что рост доли организаций, имеющих доступ к сети Интернет, сопровождается адекватным ростом объема электронной торговли в РФ. Однако при достижении этими показателями определенных значений сила корреляционной зависимости между ними начинает ослабевать.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что потенциал развития электронной торговли, обеспечиваемый за счет выхода организаций в Интернет, ограничен. Анализ показывает, что, начиная с 2012 года, когда доля организаций, имеющих выход в Интернет, достигла 87,5 % (табл. 4), зависимость объема рынка от этого показателя постепенно ослабевает. Следовательно, можно сделать вывод о том, что происходит постепенное смещение баланса влияния в сторону других факторов, в том числе связанных с деловой активностью организаций в онлайн-пространстве.

В частности, в результате проведенного анализа зависимости объема рынка электронной торговли от наличия у организаций веб-сайта выявлена сильная корреляционная связь между ними (рис. 6). При этом установлено, что фактор наличия у организаций вебсайта на данный момент сохраняет более высокий потенциал по сравнению с наличием выхода в Интернет. Как свидетельствует анализ динамики коэффициента корреляции за последние 10 лет (2007-2016гг.), этот потенциал еще не исчерпан (рис. 6). Кроме того, в отличие от пассивного фактора «Наличие у организаций выхода в Интернет» «Наличие у организаций веб-сайта» является более активным фактором, потенциал которого можно поддерживать и развивать посредством активной работы в онлайн-пространстве.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что перемены в глобальной среде функционирования организаций сопровождаются соответствующими переменами на рынке электронной торговли в целом и, в частности, в В2С-сегменте. Отдельные факторы,

которые были значимыми для развития электронной торговли в прошлые десятилетия, постепенно исчерпывают свой потенциал: оснащенность организаций ПК; доступность выхода в Интернет. Проведенное исследование свидетельствует о постепенном смещении баланса развития этого рынка в сторону других факторов и указывает организациям на необходимость проявления активности в онлайн-пространстве и целесообразность формирования новой специализированной цифровой инфраструктуры.

ИСТОЧНИКИ:

1. Авдеева Е. А. Проблемы развития электронной торговли в России // Молодой уче-

ный. - 2016. - № 13(17). - с. 363-365.

2. Бурцев Ю.А., Рябиченко С.А. Особенности применения современных методов

Интернет-маркетинга в России // Вестник московского государственного областного университета. серия: экономика. - 2016. - с. 34-40.

3. Бутенко Е.Д. Экономическая составляющая успеха социальных сетей // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 2(257). - с. 41-45.

4. Ветрова Е.Н., Яковенко Е.А. Состояние и перспективы развития электронной ком-

мерции // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2016. - № 3. - с. 65-70. - doi: 10.17586/2310-1172-2016-9-3-65-70 .

5. Годин А.М. Развитие электронной торговли // Современная наука: актуальные про-

блемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2014. - № 7-8. - с. 22-24.

6. Горбунова О.Н., Горбунова Ю.И. Проблемы и перспективы развития электронной

торговли в России // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - № 8. - с. 23-28.

7. Гохберг Л.М., Абдрахманова Г.И., Кевеш М.А., Ковалева Г.Г., Шувалова О.Р. Индикаторы информационного общества. - М.: НИУ ВШЭ, 2016.

8. Казакова К.В., Пушилин Д.В. Перспективы развития Интернет-торговли в России //

Экономические науки. - 2014. - № 12. - с. 1968-1972.

9. Николаева И.П., Лежнев Ю.В. Проблемы развития электронной торговли // Известия волгоградского государственного технического университета. - 2013. -№ 11(114). - с. 62-74.

10. Показатели развития информационного общества в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: Ьйр://'№'№'№.дк8.ги/'№р8/'№ст/соппес1:/го88:а1:_тат/ го881а1:/ги/81ай8йс8/8с1епсе_а^_тпоуайоп8/и_1есЬпо1оду/ ( дата обращения: 19.12.2016 ).

11. Российский рынок Интернет-торговли: товары 2015 // РБК RESEACH. - №1401201. [Электронный ресурс]. URL: Ьир://тагкейпд.гЬс.ги/ге8еагсЬ/562949998554756.8Ы:т1 ( дата обращения: 19.12.2016 ).

12. Холодкова К.С. Анализ рынка электронной коммерции в России // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 10(30). - с. 17. - url: Ьйр^^еЬ. 8паика.гиЛ88ие8/2013/10/26760 .

REFERENCES:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Avdeeva E. A. (2016). Problemy razvitiya elektronnoy torgovli v Rossii [E-commerce development problems in Russia]. Molodoy uchenyy. (13(17)). 363-365. (in Russian).

Burtsev Yu.A., Ryabichenko S.A. (2016). Osobennosti primeneniya sovremennyh metodov Internet-marketinga v Rossii [Features of applying modern techniques of social media marketing in russia]. Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. seriya: ekonomika. 34-40. (in Russian).

Butenko E.D. (2012). Ekonomicheskaya sostavlyayuschaya uspekha sotsialnyh setey [Economic component of success of social networks.]. Economic analysis: theory and practice. (2(257)). 41-45. (in Russian).

Godin A.M. (2014). Razvitie elektronnoy torgovli [E-commerce development]. Sovremennaya nauka: aktualnye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo. (7-8). 22-24. (in Russian).

Gokhberg L.M., Abdrakhmanova G.I., Kevesh M.A., Kovaleva G.G., Shuvalova O.R. (2016). Indikatory informatsionnogo obschestva [Information society indicators] M.: NIU VShE. (in Russian).

Gorbunova O.N., Gorbunova Yu.I. (2016). Problemy i perspektivy razvitiya elektronnoy torgovli v Rossii [Problems and prospects of electronic trading development in Russia]. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 11 (8). 23-28. (in Russian).

Kazakova K.V., Pushilin D.V. (2014). Perspektivy razvitiya Internet-torgovli v Rossii [Prospects of internet trade in russia]. Ekonomicheskie nauki. (12). 1968-1972. (in Russian).

Kholodkova K.S. (2013). Analiz rynka elektronnoy kommertsii v Rossii [Analysis of the e-Commerce market in Russia]. Modern scientific researches and innovations. (10(30)). 17. (in Russian).

Nikolaeva I.P., Lezhnev Yu.V. (2013). Problemy razvitiya elektronnoy torgovli [Problems of e-trading development]. Izvestiya volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 16 (11(114)). 62-74. (in Russian).

Vetrova E.N., Yakovenko E.A. (2016). Sostoyanie i perspektivy razvitiya elektronnoy kommertsii [Status and prospects of e-commerce]. Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment. (3). 65-70. (in Russian). doi: 10.17586/2310-1172-2016-9-3-65-70 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.