Научная статья на тему 'Влияние сохранения архитектурного наследия городов на сектор туризма'

Влияние сохранения архитектурного наследия городов на сектор туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
339
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗДАНИЯ / САМОБЫТНОСТЬ И ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Романова Екатерина Юрьевна

В статье анализируется роль архитектурного наследия в сфере туризма. На опыте разных стран показывается, как историческая городская среда влияет на индустрию туризма, одну из ведущих отраслей экономики мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Романова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние сохранения архитектурного наследия городов на сектор туризма»

АРХИТЕКТУРА

ВЛИЯНИЕ СОХРАНЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДОВ НА СЕКТОР ТУРИЗМА Романова Е.Ю.

Романова Екатерина Юрьевна — магистрант, кафедра городского строительства и архитектуры, Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: в статье анализируется роль архитектурного наследия в сфере туризма. На опыте разных стран показывается, как историческая городская среда влияет на индустрию туризма, одну из ведущих отраслей экономики мира.

Ключевые слова: архитектурное наследие, исторические здания, самобытность и традиции, культурный туризм, экономическое благополучие.

Исследователи различных дисциплин признают, что архитектурное наследие и историческая городская среда играют очень важную роль в индустрии туризма [1, 2].

Разнообразное воздействие туризма. Очевидно, что многочисленные услуги, предоставляемые туристической отраслью, такие как транспорт, питание, проживание, основаны на индивидуальной особенности и привлекательности места, созданного его культурным наследием, в том числе застроенной окружающей средой. Позитивное влияние архитектурного наследия на туристический сектор теоретически должно стимулировать опасения по поводу его сохранения, поскольку снижение местной самобытности приведет к сокращению потока посетителей. Однако исследователи, анализируя феномен туризма [3, 4], описывают неоднозначное влияние туризма на сохранение наследия и историческую среду.

В некоторых случаях перспективы экономического благополучия, открываемые индустрией туризма, побуждают местные общины к возрождению своей исчезающей самобытности и традиций. С. Буткус [5] указывает, что некоторые европейские исторические города (например, Амстердам, Тронхейм) основывают свою идентичность на определенных категориях туризма. Однако в других случаях местное население покинуло исторические центры и районы из-за роста цен на недвижимость и изменений социально-культурной среды, вызванных туризмом. В таких случаях историческая среда становится тематическим парком для туристов [6, 4]. Характерным примером такого отказа является Венеция. Растущие доходы от туризма и растущие цены на недвижимость выталкивают традиционные виды использования из исторического города; традиционные магазины и места встреч уступают место гостиницам, ресторанам и сувенирным магазинам. Следовательно, семьи среднего класса и пожилые жители покидают центр города. Количество постоянных жителей уменьшается, а многочисленные исторические здания заброшены или стоят пустыми в ожидании дальнейшего роста цен на недвижимость. Заброшенные исторические здания начинают разрушаться без постоянного обслуживания и ремонта [3]. Очевидно, что в случае с Венецией экономически выгодный туризм негативно влияет на благосостояние местных жителей и состояние окружающей среды. Снижение наследия неизбежно приведет к снижению прибыли от туризма в долгосрочной перспективе. Этот случай свидетельствует о том, что незнание вопросов сохранения наследия и социальных вопросов может привести к различным экономическим и неэкономическим потерям. Однако А.М. Тунг [3] представляет альтернативный пример Сингапура, который пожертвовал уникальным колониальным архитектурным наследием для экономического благополучия. Государственные учреждения города - государства обратили свое внимание на построенное наследие только тогда, когда упали доходы от туризма.

Стимулы для развития культурного туризма. Приведенные выше примеры демонстрируют неоспоримые связи между сектором туризма и архитектурным наследием. Тем не менее, различные категории туризма имеют разные связи и влияние на архитектурное наследие и построенную историческую среду. Массовый туризм, как правило, определяется как наиболее вредный для местной самобытности и культурного наследия. По данным А.М. Тунг [3], масса туристов едут в больших организованных группах и редко пользуются услугами местного населения. Следовательно, массовый туризм выгоднее для международных туристических компаний, гостиничных и ресторанных сетей, чем для местной экономики. Заторы в наиболее посещаемых местах, особенно в исторических городских центрах, создаваемые массовым туризмом, наносят больше ущерба памятникам, чем приносят пользу

106

принимающей стране. Анализ литературы показывает, что наиболее выгодной категорией туризма для сохранения архитектурного наследия и лучшего раскрытия его социально-экономического потенциала является культурный туризм. Культурный туризм описывается как путешествие, направленное на знакомство и переживание местной культурной среды: ландшафты, построенное наследие, местный образ жизни, традиции и другие культурные и творческие процессы [7].

Анализ литературы показывает, что культурный туризм может быть одинаково или более прибыльным, чем туризм других категорий. Например, Т. Нипан [2] отмечает, что культурные туристы в штате Нью-Джерси (США) тратят на 60% больше денег, чем другие виды туристов. Исследователи, анализируя это явление [3, 7, 8], утверждают, что культурные туристы, как правило, дольше остаются в месте своего посещения, пользуются общественным транспортом и услугами, предоставляемыми местными жителями. Кроме того, туристы, как правило, путешествуют в одиночку или небольшими группами, они имеют гораздо более широкий спектр интересов и не создают заторов возле наиболее посещаемых памятников.

Опыт европейских и других стран показал, что хорошо организованный культурный туризм может способствовать экономическому благополучию сообществ и социально-экономической жизнеспособности малых и больших городских поселений [9]. Возможности экономического благополучия, предлагаемые культурным туризмом, очень важны для небольших исторических городских поселений, не имеющих природных ресурсов или географических преимуществ. Построенное наследие этих поселений может стать достопримечательностью для культурных туристов или может быть повторно использовано для нужд туристической инфраструктуры. Тем не менее, надо признать, что даже культурный туризм может иметь негативные последствия, если поток туристов и туристической инфраструктуры происходит неравномерно. Во избежание большой концентрации туристов в самых посещаемых местах можно привлечь людей даже в самые маленькие города и населенные пункты путем использования потенциала архитектурного наследия и создания тематических экскурсионных маршрутов, охватывающие архитектурное наследие различных категорий.

Список литературы

1. Rypkema D. Culture, Historic Preservation and Economic Development in the 21st Century: Paper presented at the Leadership Conference on Conservancy and Development. Columbia University in the City of New York, 1999.

2. Nypan T. Cultural Heritage Monuments and Historic Buildings as Value Generators in a PostIndustrial Economy with Emphasis on Exploring the Role of the Sector as Economic Driver. Nordic Networking Event "Economics and Built Heritage". Hameenlinna, 2007. Р. 17. Manuscript in Directorate for Cultural Heritage, Norway.

3. Tung A.M. Preserving the World's Great Cities: The Destruction and Renewal of the Historic Metropolis. New York: Three Rivers Press, 2001. P. 15-27.

4. Rubavicius V. Miesto tapatumas ir isskirtinumas globalizacijos slygomis. Urbanistika ir Architektura. 29, 2005. Р. 157-163. (The identity and distinctiveness of the city under conditions of globalization) Cepaitiene, R. Laikas.

5. Butkus T.S. Kulturines miesto funkcijos potencialas ir jo raiskos formos urbanistineje strukturoje. Urbanistika ir Architektura. 31, 2007. Р. 87-95. (The potential of city cultural function and the forms of its expression in the urban structure).

6. Cultural Heritage and Globalization (L. Arizpe, ed.). Los Angeles: Getty Conservation Institute, 2000. Р. 32-37.

7. Dadswell M., Beyers W.B. The Economic Benefits of Historic Preservation: Summary Report. Washington: Washington Department of Archaeology and Historic Preservation, 2006. Р. 31.

8. Rypkema D. Planning for the Future, Using the Past: The Role of Historic Preservation in Building Tomorrow's Washington, D.C. Washington: National Trust for Historic Preservation, 2003. Р. 4-18.

9. Higgins-DesbiollesF. More than an "Industry": the Forgotten Power of Tourism as a Social Force. Tourism Management. 27, 2006. Р. 1192-1208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.