Научная статья на тему 'Влияние событий августа 1991 года на политический процесс в республиках Тыва и Хакасия'

Влияние событий августа 1991 года на политический процесс в республиках Тыва и Хакасия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
187
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / REGIONAL POLITICAL PROCESS / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / POLITICAL ELITE / ПАРЛАМЕНТ / PARLIAMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тышта Елена Владимировна

В данной статье автор анализирует события августа 1991 года, и степень их влияния на региональный политический процесс в республиках Тыва и Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of August, 1991 events onto political processes in republics of Tuva and Khakassia

Author analyses events of August, 1991, and degree of their influence on regional political processes in republics of Tuva and Khakassia.

Текст научной работы на тему «Влияние событий августа 1991 года на политический процесс в республиках Тыва и Хакасия»

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

ВЛИЯНИЕ СОБЫТИИ АВГУСТА 1991 ГОДА НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РЕСПУБЛИКАХ ТЫВА И ХАКАСИЯ

Е. В. Тышта1

Аннотация: В данной статье автор анализирует события августа 1991 года, и степень их влияния на региональный политический процесс в республиках Тыва и Хакасия.

Ключевые слова: региональный полити-

ческий процесс, политическая элита, парламент.

IMPACT OF AUGUST, 1991 EVENTS ONTO POLITICAL PROCESSES IN REPUBLICS OF TUVA

AND KHAKASSIA

E. V. Tyshta

Abstract: Author analyses events of August, 1991, and degree of their influence on regional political processes in republics of Tuva and Khakassia.

Keywords: Regional political process, political elite, parliament.

Политическое развитие региона определяется как общефедеральными тенденциями, формирующими базовый политический процесс, так и уникальными чертами, харак-теризирующими его самобытность. При исследовании политических процессов в субъектах Российской Федерации

1 Тышта Елена Владимировна — кандидат политических наук, доцент кафедры истории и политологии Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_7/2157-tyshta.html

234

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

электронный научный журнал

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

ученые-политологи вводят такую категорию как базовый политический процесс (БПП) (Политическая энциклопедия, 1999: 216). Одной из важнейших характеристик БПП является событийность. Базовый политический процесс осуществляется от события к событию. «Событием базового процесса можно считать лишь то, что оставляет след, дает результат, значимый для региональной политической жизни в целом» (Дахин, Распопов, 1998: 138). Целью данной статьи является анализ событий августа 1991 г. и определение степени их влияния на региональный политический процесс в республиках Тыва и Хакасия.

Одним из важных рубежей, во многом определившим дальнейшее развитие южно-сибирских республик, а также субъективную активность акторов регионального политического процесса стали события августа 1991 года.

В Хакасии образование ГКЧП вызвало лишь идеологическое противостояние, когда лидер «Демократической группы» в Облсовете А. Н. Корчимский обвинил Председателя Облисполкома В. Н. Штыгашева в антидемократической политике (Протоколы..., 1990-1991). В частности, несмотря на то, что Хакасия не вошла в список регионов, поддержавших ГКЧП, ее руководство не было лояльно к деятельности российских властей. Многие обвиняли руководство республики в выжидательной политике. Критика обрушилась на В. Н. Штыгашева со всех сторон. Демократы считали его членом консервативного крыла Облсовета, представители национальных обществ обвиняли его в демократическом центризме. В частности, в преобладание юри-

235

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

электронный научный журнал

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

дических требований (согласование государственно-правовых норм с законами РСФСР и СССР) над политическими, в отсутствии политической инициативы, стратегического мышления, новаторства. В результате бурных дебатов на сессии Верховного Совета Республики Хакасия на рассмотрение были внесены следующие предложения: «1. Выразить недоверие Президиуму Совета народных депутатов ХССР и его Председателю Штыгашеву В. Н., за беспринципную и двусмысленную позицию в период государственного переворота 19-21 августа 1991 года; 2. Расформировать Президиум и освободить Председателя Совета В. Н. Штыгашева и его заместителя В. И. Чернова от занимаемых должностей» (Протоколы..., 1990-1991).

Сторонники Председателя Облсовета апеллировали к тому факту, что благодаря осторожной политике, проводимой руководством республики, «Хакасия не знала митингов, волнений и крови. В критические дни в республике наблюдались спокойствие и межнациональный мир» (Протоколы., 1991). Критика В. Н. Штыгашева была обусловлена его умеренной позицией. С одной стороны Облсовет, в конечном итоге, поддержал деятельность российских властей; была приостановлена деятельность компартии, произошла передача ее имущества облисполкому. Но при этом отмечалось, что первоначально не осудили государственный переворот, к тому же Председатель Облсовета предупреждал о том, что в республике не должно быть гонений на коммунистов, своеобразной «антикоммунистической истерии». Среди политической элиты Хакасии сложилось мнение о том, что в ре-

236

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

электронный научный журнал

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

зультате августовских событий создался удобный момент для того, чтобы повысить государственно-политический статус региона и провести выборы в новый Верховный Совет РХ уже по российскому законодательству.

В результате поименного голосования по вопросу «О недоверии Президиуму Облсовета» на сессии Верховного Совета Республики Хакасия «за» проголосовало лишь 16 человек, большинство — 91 «против», при двух воздержавшихся (Протоколы..., 1990-1991).

События августа 1991 года мало повлияли на политический процесс в Хакасии. Это во многом связано с «переходным» состоянием региона (уже не ХАО, и не часть Красноярского края, но еще и не республика (не принята Декларация, не проведены выборы в Верховный Совет)) и отсутствием открытой поддержки руководства Хакасии действий ГКЧП.

Умеренная позиция хакасского руководства привела к сохранению существующей политической системы и способствовала усилению наметившихся тенденций развития.

В Туве ситуация была в точности до наоборот. Руководство республики открыто поддержало деятельность ГКЧП. В частности 19-20 августа 1991 года Председатель Верховного Совета ТувАССР Ч. —Д. Б. Ондар находился в Кремле у Председателя Верховного Совета СССР А. Лукьянова. Его пребывание в Москве имело объективные причины. Делегация Тувы приехала на подписание союзного договора и реально была оторвана от событий происходивших в Кызыле. Лидер Народного фронта Тувы К. А. Бичелдей возглавил

237

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

электронный научный журнал

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

группу депутатов в количестве 5 человек (из 150-местного Верховного Совета РТ), которая выступила против руководства республики в целом, и Председателя Верховного Совета ТувАССР в частности. Деятельность российских властей в Москве также поддержал городской Совет Кызыла (ГКЧП в Туве, 1991).

После поражения ГКЧП в столице Тувы началась серия выступлений и демонстраций в поддержку деятельности российских властей, что, в свою очередь, совместно с возбуждением следствия Прокуратурой РСФСР привело к отставке 25 августа 1991 года на IX внеочередной сессии Верховного Совета ТувАССР Председателя Верховного Совета ТувАССР Ч.—Д. Б. Ондара. Глава тувинского парламента попросил освободить его от должности по собственному желанию в связи с переходом его на постоянную работу в Верховный Совет РСФСР и в этом его решении поддержали 90 народных избранников (Протоколы, 1991). Новым Председателем Верховного Совета ТССР на безальтернативной основе был избран К. А. Бичелдей. Его поддержало 86 народных избранников, против высказалось — 28 (там же).

Вышеуказанные события привели к смене политической элиты региона. Более умеренные политики, которые стояли за Ч.—Д. Б. Ондаром, ушли с политической арены. К власти пришла новая когорта демократических, проникнутых идеей большего суверенитета политиков. Демократические лозунги во многом провозглашались людьми из того же самого партийного аппарата, с той же самой традиционной политической культурой, которая характеризуется, в

238

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

электронный научный журнал

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

том числе и клановостью. А, как следствие, в деятельности Верховного Совета ТувАССР с августа 1991 года стали доминировать политические требования над юридическими позициями.

Указ Президента РСФСР «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» предусматривал, что «исполнительно-распорядительные функции государственного управления в регионах осуществляются главами администрации, назначенными Президентом

РСФСР по согласованию с соответствующими Советом. С введением должности главы администрации прекращались полномочия соответствующих исполнительных комитетов, а региональные органы исполнительной власти переподчиня-лись главе региона» (Гельман, 1998: 93). Относительно Хакасии и Тувы Указ Президента РСФСР № 75 не был применен. Хотя, в ходе обсуждения событий августа 1991 года на сессии хакасского парламента поступало предложение обратиться к Президенту РСФСР с тем, что бы он, с учетом национальных особенностей Хакасской республики, назначил наблюдателя за выборами нового, более демократического, по своему национальному составу, Верховного Совета народных депутатов Хакасской ССР. Кроме этого, ставился вопрос о назначении главы администрации Президентом РСФСР. Но, как и большинство депутатов Облсовета, так и присутствующие на сессии народные депутаты РСФСР от Хакасии (И. И. Вышнецкий, М. А. Митюков, Н. Д. Огородников), выступили против данного предложения. Основные ар-

239

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

электронный научный журнал

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

гументы, сводились к мнению, «нам не нужен наместник, справимся сами» (Протоколы..., 1990-1991).

В 1991 г. в Хакасии исполнительная власть не была выведена из-под контроля Советов, не произошло утверждение главы региона «как хозяина», главного центра власти. Глава исполнительной власти оставался подотчетен органу представительной власти. Значительные полномочия Верховного Совета РХ в начале 1990-х годов позволили избежать крупных институциональных конфликтов в республике. Не было острого противостояния «губернатор» — представительный орган, а также противостояния главы региона и местных органов власти.

Анализируя политический процесс Тувы, на наш взгляд, не следует говорить о полной смене модели политической системы. Конечно, произошли некоторые изменения, но принцип разделения властей не был воплощен в действительности. Уход КПСС с политической арены Тувы, а вместе с ней старых политических лидеров — Г. Ч. Ширшина (с 1972 г. первый секретарь обкома КПСС), Ч.—Д. Б. Ондара — не привел к реальной демократизации общества. После событий августа 1991 года начинается замещение «политического вакуума» новыми политическими лидерами, которые представляли исполнительную власть и обладали имиджем не «демократа», как К. А. Бичелдей, а харизматическими чертами «отца народа», что характерно для традиционного типа легитимности. А, как следствие, — безоговорочная победа Ш. Д. Ооржака на президентских выборах в Туве, который в 1990 — 1992 гг. был Председателем Совета Министов рес-

240

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

электронный научный журнал

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

публики, что во многом обусловило усиление исполнительной власти в регионе.

Таким образом, события происходившие в республиках Тыва и Хакасия в данный исторический период в значительной степени повлияли на становление институциональной подсистемы регионов. Если в Тыве сложилась в целом характерная для национальных республик картина — сильная исполнительная власть и подчиненный ей парламент, то в Хакасии при сохранении политической элиты (все руководители остались на своих постах) роль легислатуры (парламента) оставалась значительной вплоть до 2000 гг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Гельман, В. Я. (1998) Региональная власть в современной России: институты, режимы и практика // Полис. № 1.

ГКЧП и Тува (1991) // Содействие. 5-12 сентября.

Дахин, А. В., Распопов, Н. П. (1998) Проблема региональной стратификации в современной России // Полис. № 4.

Политическая энциклопедия (1999) / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин. Т. 2. М. : Мысль.

Протоколы, стенограммы и материалы Областного совета народных депутатов Хакасской автономной области XXI созыва (1990-1991) / Государственный Архив Республики Хакасия. Опись 1. Фонд Р-39. Дело 2726.

Протоколы и материалы Верховного Совета Тувинской Автономной Советской Социалистической Республики седьмого созыва, 19901993 (1991) / Ведомственный архив Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва. Протоколы №№ 8,9.

241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.