Научная статья на тему 'Влияние СМК на потенциал общественной активности Приморской молодежи (на фоне увеличения протестной активности в России после парламентских выборов 2012 г. )'

Влияние СМК на потенциал общественной активности Приморской молодежи (на фоне увеличения протестной активности в России после парламентских выборов 2012 г. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
141
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / YOUTH / MASS MEDIA / LIFE VALUES / PROTEST ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захаркин Роман Александрович

Статья посвящена влиянию СМК на потенциал общественной активности молодежи. Выявляется закономерность того, что медиа в целом формируют у молодежи такие жизненные ценности, которые далеки от ориентации на активное участие в общественных процессах. Проведенное исследование подтвердило это утверждение, и позволило сделать вывод, что на данный момент в приморской молодежной среде нет значительного потенциала участия в протестных акциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA IMPACT ON THE POTENTIAL SOCIAL ACTIVITY OF THE PRIMORYE YOUTH (AMIDST THE PROTEST ACTIONS GROWTH IN RUSSIA AFTER THE PARLIAMENTARY ELECTIONS OF 2012)

The article is concerned with the mass media impact on the social activity of the young people. The author registers a regularity of forming by the mass media such attitudes which do not suppose active participation in social processes. The undertaken research has substantiated the truth of this statement, and is sufficient to allow definite conclusion for the moment there is no substantial potential for the protest actions among the Primorie young people.

Текст научной работы на тему «Влияние СМК на потенциал общественной активности Приморской молодежи (на фоне увеличения протестной активности в России после парламентских выборов 2012 г. )»

УДК 301.085

Захаркин Роман Александрович

старший преподаватель кафедры массовых коммуникаций

Дальневосточного федерального университета dom-hors@mail.ru

ВЛИЯНИЕ СМК НА ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ПРИМОРСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ФОНЕ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ В РОССИИ ПОСЛЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2012 Г.)

Zakharkin Roman Aleksandrovich

Senior Lecturer of the Mass Communications Department, Far Eastern Federal University dom-hors@mail.ru

MASS MEDIA IMPACT ON THE POTENTIAL SOCIAL ACTIVITY OF THE PRIMORYE YOUTH (AMIDST THE PROTEST ACTIONS GROWTH IN RUSSIA AFTER THE PARLIAMENTARY ELECTIONS OF 2012)

Аннотация:

Статья посвящена влиянию СМК на потенциал общественной активности молодежи. Выявляется закономерность того, что медиа в целом формируют у молодежи такие жизненные ценности, которые далеки от ориентации на активное участие в общественных процессах. Проведенное исследование подтвердило это утверждение, и позволило сделать вывод, что на данный момент в приморской молодежной среде нет значительного потенциала участия в протестных акциях.

Ключевые слова:

молодежь, средства массовой коммуникации, жизненные ценности, протестная активность.

Summary:

The article is concerned with the mass media impact on the social activity of the young people. The author registers a regularity of forming by the mass media such attitudes which do not suppose active participation in social processes. The undertaken research has substantiated the truth of this statement, and is sufficient to allow definite conclusion - for the moment there is no substantial potential for the protest actions among the Primorie young people.

Keywords:

youth, mass media, life values, protest activity.

Современное научное сообщество отмечает тенденцию уменьшения участия молодых людей в социальной жизни своих обществ. Например, Роберт Патнэм [1] отмечает, что смена поколений является основным фактором, влияющим на снижение власти социального капитала в американском обществе конца 90-х гг. Молодые люди не просто воздерживаются от участия в партийной жизни, но и в деятельности различных общественных организаций, добровольных организаций, направленных на оказание социальной помощи.

Подобные тенденции отмечаются и в российском обществе. Проведенное в 2008 г. Центром социальных технологий исследование [2] показало, что в выборе стратегии адаптации к социальной среде молодые люди, как правило, следуют индивидуализированным, внеинсти-туциональным практикам. Государственные и, в меньшей степени, общественные институты не находят поддержки у молодежи. Следствием низкого уровня межличностного и институционального доверия в молодежной среде является «атомизация» социальных практик и неготовность к солидаризации на позитивной основе ради реализации собственных интересов. Низкая готовность к долговременному сотрудничеству и коллективным действиям выражается, в частности, в низкой оценке роли политических партий и общественных организаций, в слабой вовлеченности в их деятельность. Анализ деятельности молодежных организаций показал: участие молодых людей в организациях с позитивной программой деятельности (политических, волонтерских, профсоюзах и др.) носит преимущественно мобилизованный характер, то есть инициируется «сверху» руководством учебных заведений, государственными структурами, «взрослыми» общественными организациями.

Таким образом, можно прийти к выводу, что высокий уровень абстрагированности современной молодежи от активного участия в общественных процессах - это результат слабой интеграции современной молодежи в общественную жизнь.

Данный феномен можно связать прежде всего с тем, что ориентация молодого человека в процессе его взросления в российском обществе идет прежде всего на такие ценности, как: развлечение, консюмеризм, достижение собственного благополучия. И немаловажную роль в этом процессе играют средства массовой коммуникации. Исследование, проведенное в 2011 г. совместно кафедрой Массовых коммуникаций ДВФУ и кафедрой социологии, политологии и

регионоведения ТОГУ [3], показало, что основной контент, который воспринимает молодежь, носит развлекательный характер, на втором месте идет информационный контент. Эта ситуация характерна для всех трех СМК, которые являются основными поставщиками информации для молодежи: Интернета, телевидения и печати (в первую очередь глянца). В отношении Интернета ситуация не столь прозрачна для анализа, так как выяснилось, что первое место в рамках этого СМК по популярности занимают так называемые «социальные сети». Но анализ групп в наиболее популярных «социальных сетях» показал, что основные темы, подымающиеся там, - это развлечения, спорт (фитнес), автомобили.

В телевизионном контенте, который воспринимает молодежь, также доминирует тренд развлекательного характера. Так как телевизионная информация более прозрачна для аналитики, было выявлено, что в числе наиболее упоминаемых молодыми людьми телепродуктов большое количество таких, которые получили неоднозначную, а порой и критическую оценку со стороны различных общественных организаций. В этом случае можно говорить о том, что молодежь находится в зоне деструктивных информационных потоков, которые с большой долей вероятности оказывают негативное влияние на формирование жизненных ориентаций молодых людей.

Исследование печати выявило, что контентом, который может оказывать воздействие на установки молодежи, является в первую очередь контент глянцевых журналов. В этом случае также можно отметить, что информация глянцевых журналов носит далеко неоднозначный характер для формирования молодых людей с гражданской точки зрения. Контент-анализ показал, что модели, которые проецируются глянцем в сознание молодежи, ориентируются, прежде всего, на консюмеризм, культ физической (то есть внешней красоты), «свободные отношения» между мужчиной и женщиной, развлечения.

Таким образом, можно констатировать, что вокруг молодых людей на данный момент средствами массовой коммуникации создается информационное поле, в котором основными векторами развития обозначается ориентация на развлечение, консюмеризм, достижение собственного благополучия. Нельзя недооценивать роль СМК в процессе социализации молодежи. И роль средств массовой коммуникации в рамках этого социального явления увеличивается с каждым годом, так как молодые люди более ориентированы на получение информации из СМК, особенно это касается такого СМК, как Интернет. В России социализация с помощью СМК усиливается тем фактором, что более старшие поколения не могут ей предоставить жизнеспособные в рамках капиталистического общества социальные модели. Поэтому СМК становятся одним из немногих агентов, которые предоставляют молодежи социальные нормы и модели поведения.

Оторванность молодежи от активного участия в общественной жизни страны в современных условиях можно трактовать двояко. С одной стороны, это, несомненно, негативное явление. Многие исследователи говорят о том, что высокий уровень абстрагированности современной молодежи от участия в общественной жизни негативно скажется на будущем демократии. В частности, по их мнению, ослабление демократических обязательств и уровня политической активности молодежи приведет к значительному сокращению числа молодых людей, которые регулярно принимают участие в выборах разного уровня, что может повлечь за собой разного рода социальные и политические катаклизмы. К. Дженнингс и Л. Стокер придерживаются мнения, что увеличение уровня абсентеизма в молодежной среде представляет серьезную опасность для дальнейшего развития демократических стран [4].

Что касается российской ситуации, то нам кажется, что такое мнение справедливо и для нашего общества. Если молодежь не будет интегрироваться в политическую и социальную жизнь общества, то могут вырасти поколения, выключенные из общественной жизни страны. И, например, в рамках электоральной ситуации, когда выборы являются единственным методом (в рамках демократии) легитимной передачи власти, то такая ситуация может в целом негативно отразиться на стабильном развитии России как демократического государства.

С другой стороны, активное участие молодежи в общественных процессах при определенных обстоятельствах может привести с дестабилизации обстановки в стране, а в некоторых случая даже к революции. Социальная апатия - не совсем характерное для молодежи состояние, большинство революций делалось при активном участии молодежи, и февральские события 2011 г. в Египте - наглядное тому подтверждение. До поры до времени потенциал молодежной активности может «спать», но, если он будет «разбужен» и повернет не в сторону созидания, а в сторону разрушения, то это грозит серьезными проблемами государству.

В связи с усилением общественной активности, и прежде всего оппозиционной активности, в Москве и ряде других регионов после февральских парламентских выборов 2012 г. кафедрой Массовых коммуникаций ДВФУ и кафедрой социологии, политологии и регионоведения ТОГУ было проведено исследование, целью которого стало выяснить, насколько приморская молодежь готова была бы поддержать такие мероприятия и каково отношение к такой оппози-

ционной активности. Действительно ли молодежь, задавленная общественной пассивностью и апатией, пропустила эти события мимо себя, не обратив на них внимания, и как бы она, вероятно, поступила бы, если бы такие события происходили в Приморском крае.

Для исследования нами был взят кластер молодежи между 18-24 годами, который мы ранее определили как типичный для данной социальной группы. В исследовании принимали участие 300 молодых людей из крупных городов Приморского края (Владивосток, Артем, Уссурийск, Находка, Партизанск, Дальнегорск, Дальнереченск), 160 девушек и 140 юношей.

В целом исследование показало, что приморская молодежь действительно обладает небольшим потенциалом для активного участия в протестной деятельности, связанной с прежде всего с уличными выступлениями. На вопрос: «Стали бы Вы участвовать в уличных выступлениях (митингах, шествиях и т.д.), если бы они состоялись в ближайшие выходные?» - 83% респондентов ответили отрицательно, и только 17 % - положительно. Эти цифры показывают, что большая часть молодежи не имеет желания или потребности выражать какие-то свои устремления с помощью уличной активности.

На вопрос, уточняющий возможность участие молодых людей в мероприятиях, имеющих именно оппозиционный характер: «Если бы была возможность участвовать в оппозиционном мероприятии (например, на митинге, как на Болотной площади), Вы бы приняли в нем участие?» - были получены следующие ответы: «Да» - 26 %, «Нет» - 54 %, «Не знаю» - 20 %. Данные ответы показывают, что протестные идеи не вызывают у молодых людей желания изменить свою общественную стратегию и активно включится в социальную трансформацию.

Также большая часть молодых людей не верит, что активными уличными выступлениями можно что-то изменить в российской общественной и политической ситуации, так как ответы на вопрос: «Как Вы считаете, можно ли активными уличными выступлениями что -то изменить в российской общественной и политической ситуации?» - дали следующую динамику: «Да» - 32 %, «Нет» - 45 %, «Не знаю» - 23 %. Большая часть молодых людей не уверена, что даже активное выражение своей гражданской позиции может привести к какому-то практическому результату.

Таким образом мы видим, что обозначенные выше представления о молодежи как апатичной и не готовой к активными действиям категории населения, в целом, подтвердились. Как нам кажется, ожидать широкого участия молодых людей в акциях любого характера, в том числе и оппозиционного, вряд ли приходится. Тем более, что вопрос: «Как Вы считаете, есть и альтернатива уличным выступлениям для выражения своей активной гражданской позиции?» -показал, что молодежь видит более конструктивные пути решения каких-то накопившихся социальных проблем, так как 62 %, ответивших на поставленный выше вопрос, ответили утвердительно, и только 34 % дали отрицательный ответ. Были получены следующие ответы на открытый вопрос, целью которого было выяснить, какие альтернативные пути для выражения своего отношения к происходящим в обществе процессам видят молодые люди: «голосование на выборах» - 41 %; «членство в политических партиях» - 10 %; «активная общественная деятельность» - 46 %; «силовая смена власти» - 3 %.

Последняя позиция, которая указывает на то, что в молодежной среде существует прослойка, которая настроена очень радикально и которую даже не устраивают митинги как средство выражения своей гражданской позиции, говорит о том, что протестный потенциал в молодежной среде существует, и часть молодежи все равно является ресурсом активных общественных выступлений. И ответы на вопрос: «Одобряете ли Вы активное участие молодежи в арабских странах (Египте, Ливии, Тунисе и т.д.) в уличных выступлениях (митингах, шествиях и т.д.)?» - подтверждают данное предположение. «Да» ответило 42 % опрошенных, «Нет» - 22 %, «Ничего об этом не знаю» - 36 %.

Если брать российскую действительность, то на вопрос: «Одобряете ли Вы митинги оппозиции (например, на Болотной площади), которые проходили в Москве?» - были получены следующие ответы: «Да» - 38 %, «Нет» - 14 %, «Ничего об этом не знаю» - 20 %, «Мне все равно» - 28 %. Как мы видим около 40 % молодых людей симпатизирует активному проявлению гражданской позиции, которую демонстрировала молодежь на Ближнем Востоке и оппозиционеры на Болотной площади. То есть можно говорить о том, что, по крайне мере, 40 % молодежи каким-то образом отслеживают происходящие в мире и стране возмущения и сочувствует им, что является определенным потенциалом для появления желания начать более активно участвовать в общественных процессах.

Что может стать таким катализатором интенсификации такой активности? На наш взгляд, прежде всего Интернет как средство массовой коммуникации и средство межличностного общения. Так как на вопрос: «Что может в значительной степени повлиять на ваше решение участвовать в уличных выступлениях (митингах, шествиях и т.д.)?» - самым популярным отве-

том стал: «Общение (влияние) друзей» (41 %), - которому можно добавить: «Информация (призыв) в сети Интернет» (17 %) (остальные ответы: «Ничего» - 33 %; «Информация (призыв) по ТВ» - 7 %; «Деньги» - 2 %).

Если учесть, что согласно этому же исследованию 78 % молодых людей каждый день пользуются Интернетом, 84 % из них являются членом какой-либо социальной сети, а 70 % посещают любимую социальную сеть ежедневно, то 41 %, отданный за вариант «Общение (влияние) друзей» становится не столь безобидной величиной, к тому же поддержанной 17 % тех молодых людей, которым просто достаточно призыва в сети Интернет. Тем более общеизвестно, что в том же самом Египте в феврале 2012 г. именно социальные сети сыграли основную мобилизующую роль при организации акций протеста.

Следовательно, вырисовывается своеобразный парадокс: с одной стороны, средства массовой коммуникации, в том числе и Интернет, являются причиной погружения молодежи в состояние социальной апатии, ориентируя молодежь на культ вещизма, потребления и моды, превращая молодых людей в объект воздействия со стороны индустрии досуга и развлечений. С другой стороны, Интернет, как средство массовой коммуникации, может стать каналом, который начнет раскручивать маховик молодежной активности, раскрывая скрытые резервы этой части общества.

Таким образом, подводя итог проведенному нами исследованию, можно сказать, что действительно молодежь на данный момент является одной из самых апатичных категорий населения. Наиболее ориентированная на получение информации из средств массовой коммуникации и прежде всего Интернета, она в наибольшей степени оказывается под давлением продвигаемых СМК форматов массовой культуры и культа потребления. Что неизбежно сказывается на ее желании активно участвовать в общественных процессах любой направленности, как оппозиционной, так и имеющей лояльный характер к существующему на данный момент строю.

Но скрытый потенциал в молодежной среде существует, и если этот потенциал будет использован, то в какую сторону повернет вектор молодежной активности, зависит во многом от того, какие силы будут активно использовать интернет-пространство, и в частности пространство социальных сетей. И так как в современном российском государстве отсутствует четкая коммуникационная стратегия относительно молодежи, и власть устраивает позиция самоустра-ненности от процессов социализации молодых людей, то у оппозиционных сил есть возможность найти свою нишу в информационном пространстве и развить пока скрытый потенциал молодежной общественной активности.

Ссылки:

1. Putnam R. Bowling alone. The Collapse and revival of American community. N.Y., 2000.

2. Бабинцев В.П., Реутов Е.В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социс. 2010. № 1.

3. Захаркин Р.А. Значение средств массовой коммуникации в социализации современной молодежи // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 3.

4. Леонов К.А. Политическая активность молодежи и уровень доверия к политическим институтам // Социология власти. 2008. № 1.

References (transliterated):

1. Putnam R. Bowling alone. The Collapse and revival of American community. N.Y., 2000.

2. Babintsev V.P., Reutov E.V. Samoorganizatsiya i «atomizatsiya» molodezhi kak aktual'nye formy sotsiokul'tumoy refleksii // Sotsis. 2010. № 1.

3. Zakharkin R.A. Znachenie sredstv massovoy kommunikatsii v sotsializatsii sovremennoy molodezhi // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. 2011. № 3.

4. Leonov K.A. Politicheskaya aktivnost' molodezhi i uroven' doveriya k politicheskim institutam // Sotsiologiya vlasti. 2008. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.