Влияние СМИ на правовое сознание человека
Петрова Т.И.*
Different aspects of mass media influence to juristic consciousness of human being are analyzing in this article.
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s н
о
0
1
о я с о m ф VO >5
о *
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я <
S I
н
о ф
со
Средства массовой информации постоянно влияют на правосознание людей, хотим мы этого или нет. Как известно, правосознание человека тесно связано с процессом правовой социализации, который начинается очень рано и идет на протяжении всей сознательной жизни человека. В этом процессе средства массовой информации призваны выполнять следующие функции:
• распространение правовых знаний;
• демонстрация методов правового регулирования и правоприменительной деятельности;
• распространение правовой культуры;
• порицание и осуждение противоправного поведения;
• развлечение (показ детективов, проведение телеконкурсов по правовой проблематике и т.п.)1.
СМИ оказывают мощное коммуникативное воздействие на аудиторию, и среди основных социально-психологических механизмов принято выделять также внушение посредством формирования особого эмоционального контекста предлагаемой информации, социальную мифологию.
Вообще вопрос о так называемых «мифах», создаваемых СМИ, заслуживает отдельного внимания. Все мы — те, кто смотрит телевизор, слушает радио и читает газеты — подвержены влияниям мифов, которые нам предлагают средства массовой информации.
Если вспомнить, то еще в первобытнообщинном обществе основной духовной деятельностью людей был миф. Именно мифы выполняли такие социальные функции, как объяснительную, ин-тегративную, мобилизационную и т.д. Благодаря мифическим сюжетам человек определял свое место в обществе и свое поведение, ориентируясь на награду или страх перед сверхъестественным.
Социальные мифы также являются важным элементом любой идеологии. Ведь человеку необходима вера хоть во что-нибудь, чтобы управлять собой и сво-
ей жизнью, а идеология сама по себе немыслима без мифологического ингредиента.
С сожалением можно предположить, что сегодня растет целое поколение людей, которые все, что знают, во многом получают посредством СМИ, а если быть более точными — телевидения. Оно формирует общественное сознание, являясь, по сути, мощной пропагандистской машиной. Самое простое — не читая книг, не посещая библиотек, да и вообще особенно не утруждая свой разум, просто сесть перед телевизором и посмотреть то, что покажут сегодня, приняв это за правду и единственно верную точку зрения. При таком подходе велика опасность целиком и полностью поверить: то, что показывают по ТВ — и есть реальность. Растить детей, одеваться, развлекаться, думать и говорить, как это делают по телевидению — сегодня это модно. Очень часто люди забывают о том, что они — это реальность, а ТВ — иллюзия, а вовсе не наоборот.
Не станем отрицать, что СМИ, а в особенности — телевидение сегодня обладают столь мощным ресурсом внушения, каким больше не обладает, пожалуй, ни один социальный институт. И пока это так, журналисты, работающие на ТВ, должны особенно четко осознавать ту громадную ответственность, которая на них лежит. Мифы, создаваемые телевидением, а точнее сказать — другая реальность, легко вкладывается и умещается в сознании россиян сегодня. Журналистам, корреспондентам и репортерам новостей, авторам программ, ведущим — всем тем, кто появляется на экране, не следует забывать о том, что мысль, высказанная ими, возможно, лишь в частном порядке, многими телезрителями может быть воспринята как единственно верная.
Если вспомнить ТВ 90-х гг., и даже самого начала 2000-х гг., то мы увидим, сколь негативна была ТВ-реальность, подаваемая с экранов (но это не значит, что она была таковой на самом деле). Нас в
Ведущая программы «Дежурная часть» телеканала «Россия».
Трибуна аспиранта, адъюнкта и соискателя
данном случае интересует механизм формирования социальных мифов в правовой среде, не всегда точно отражавших действительные явления. К числу мифов того времени, прямо влиявших на правосознание граждан, которые проводились, в основном, в криминальных программах, можно отнести мифы: о новых русских и о невозможности нажить капитал честным путем; о том, что простому человеку нужно остерегаться криминальных структур, бандитов, а также работников правоохранительных органов — «оборотней в погонах»; о коррумпированности общества сверху донизу; о существовании компромата на всех ответственных людей во властных структурах и прочее и прочее. Надо заметить, что в то время средства массовой информации внесли значительный «вклад» в изменение общественного мнения и о деятельности правоохранительных органов в худшую сторону.
Сегодняшняя ТВ-реальность стала более строга к себе, а соответственно, и к зрителю. Многие криминальные программы сменили свою направленность на правовую, что в корне изменило форму и подачу материала. Конечно, процент так называемых «заказных» программ, внушающих зрителю определенную, выгодную кому-то одному точку зрения, до сих пор есть, но все же он не столь велик, как раньше.
Мощный ресурс внушения, которым обладает телевидение сегодня, нельзя рассматривать только с негативной точки зрения. Насколько опасен этот ресурс, настолько же он и полезен. Государство и органы власти, осознавая это, прикладывают немало усилий для того, чтобы сформировать у населения нашей страны столь необходимое сегодня правовое сознание. Также через СМИ проводится нужная государству, новая, формирующаяся сегодня идеология. Одним из ее аспектов является то, что правовое воспитание сегодня — это, прежде всего, формирование уважительного отношения к Конституции, другим нормативно-правовым актам, к суду и всей системе правоохранительных органов, к формам и институтам демократии.
К формированию правового сознания у россиян СМИ подходят теперь более осмысленно и квалифицированно. Пришло осознание того, что правосознание личности включает в себя такие представления, как важность существования права, необходимость защиты прав человека, знания об устройстве общества и го-
сударства. Важна и необходима информированность зрителя в области законов, истории правовой ситуации и нарушений прав человека, правовой ситуации в российском обществе и других странах. Специфика правосознания состоит не в том, что оно отражает поведение людей, а в том, что оно требует установления определенных общеобязательных масштабов поведения, очерчивает рамки этого поведения, обосновывает необходимость установления определенного круга юридических прав и обязанностей участников общественных отношений. А значит, умелое и умное, профессионально состоятельное участие средств массовой информации в этом процессе не только возможно, но и необходимо.
Сделаем вывод. Проблема скрытого воздействия на массовое сознание посредством СМИ является чрезвычайно серьезной еще и потому, что такое влияние может стать опасным информационно-психологическим оружием в руках неумелых людей, неспособных правильно управлять социальным институтом СМИ. Не исключено, что в подобной обстановке российские масс-медиа могут стать легкой добычей деструктивно настроенных сил. Дезориентация в понимании значения роли и результатов скрытого социально-политического влияния на массовое сознание чревата принятием неверных политических решений, которые, как показывает история, уже неоднократно сказывались самым пагубным образом на функционировании управляющих институтов, отдельных социальных систем и общества в целом.
На сегодняшний день правовое воспитание посредством СМИ и, если угодно, правовая пропаганда принимает, наконец, правильные формы. Государство на всех его уровнях, в тесном сотрудничестве со СМИ стало уделять значительное внимание правовому образованию людей. Журналисты помогают властям вести работу по ознакомлению граждан с действующим законодательством, основными направлениями его развития, а также разъяснять проводимую властями правовую политику, формируя тем самым думающую аудиторию, способную критически мыслить.
Главная задача государства в формировании правовой идеологии личности, сводится не только к пополнению ее правовых знаний, но и в повышении уровня сознательности человека, чтобы
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
он руководствовался не только узко-личностными интересами, но и интересами общества в целом, выполнял требования правовых норм, в которых находят отражение интересы общества и государства. То есть государство, осуществляя идеологическое правое воздействие на сознание
человека, в том числе и посредством СМИ, формирует у него не только правовую, но и нравственную идеологию. А именно нравственная идеология является основой правового сознания, а в некоторых случаях выполняет и роль правовой идеологии.
Литература и примечания
1. Прикладная юридическая психология / под ред. А.М. Столяренко [Электронный ресурс]: «Юридическая психология»: http://yurpsy.by.ru/.
Правовые особенности налоговых
правонарушений
Чиякина Н.Г.*
This article is devoted to some juristic peculiarities of tax illegal acts, which are analyses here.
Коренные изменения общественных отношений в сфере экономической деятельности, существенное расширение возможностей предпринимательства и форм собственности породили появление сложных схем уклонения от уплаты налогов и нецелевое расходование бюджетных средств. В свою очередь, государство старается контролировать каждого налогоплательщика, чтобы увеличить поступление налогов в государственный бюджет и повысить уровень эффективности налоговой системы в целом. Поэтому неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей карается мерами государственного принуждения, установленными законодательством за налоговые правонарушения.
Налоговый кодекс РФ ввел понятия налогового правонарушения и налоговой санкции, существенно изменив нормы ранее принятого законодательства по вопросам ответственности за правонарушения в данной сфере. Так, налоговая санкция обладает рядом характерных черт, в совокупности присущих только ей: представляет собой меру государственного принуждения, используемую в сфере публичных финансов; является формой юридической ответственности, поскольку ее применение предполагает итоговую оценку противоправного деяния, за которое она назначается, как налогового правонарушения; носит имущественный характер, поскольку устанавливается в виде
денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ1. А налоговым правонарушением, согласно ст. 106 НК РФ, признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность2.
Исходным в характеристике налогового правонарушения является понятие деяния. Это акт волевого поведения — действие или бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования. Бездействие — пассивное невыполнение обязанности.
Антиобщественность деяния определяется причинением вреда обществу и государству. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. В частности, статья 57 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»3, а Налоговый Кодекс РФ повторяет «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы» 4.
Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права, в данном случае нормы Налогового Кодекса.
Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосто-
Адъюнкт заочной формы обучения Академии экономической безопасности МВД России.