ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЛИЯНИЕ СМИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ
МОЛОДЁЖИ Мадаминов А.А.
Мадаминов Абдувахабжан Ахмаджанович - старший преподаватель, кафедра общественных наук, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится о степени предпочтений и влияния печатных и электронных средств массовой информации на формирование политической культуры студенческой молодежи, степени вовлеченности в политическую жизнь. На основе полученных материалов предложены пути для развития общественно-политической активности студенческой молодежи. Также поднимаются вопросы формирования у молодежи высокого уровня социальной, политической активности, культуры, духовно-нравственных качеств.
Ключевые слова: политика, политическая культура, студенческая молодежь, политическая информация, средства массовой информации.
Государственная молодежная политика Узбекистана нацелена на воспитание гармонично развитого молодого поколения - физически здорового и духовно зрелого, интеллектуально богатого, обладающего не только разносторонними знаниями, но и умеющего самостоятельно мыслить, смело смотреть в будущее и способного взять на себя ответственность за судьбу нашей Родины. Принятый в сентябре этого года Закон Республики Узбекистан "О государственной молодежной политике" определил ее содержание и направленность, выбирая приоритетным направлением реформирование и модернизацию всех сфер жизни общества.
На современном этапе большую роль в развитии любой страны играет молодежь, поскольку она определяет будущее развитие общества в целом. Роль молодежи заключается в преемственности социальной культуры, и построении общества. А так же внедрений проектов в дальнейшей реализаций многих социальных, политических и культурных программ. Говоря о проблемах политической культуры в современном обществе, особое внимание необходимо заострить на вопросах ее формирования в молодежной среде. Молодежь как социальная общность может обеспечить и обеспечивает не только устойчивость политической системы, но и стабильность общества в целом. Она является носителем интеллектуального, творческого потенциала, характеризуется повышенной социальной активностью, наиболее чутко реагирует на все общественные события и процессы, происходящие в стране. Именно молодежь, уровень ее профессиональных знаний, духовно-нравственные качества, уровень социальной, политической активности и культуры во многом определяют перспективы развития основных сфер современного общества, в том числе политической. Особого внимания среди них заслуживает студенческая молодежь, поскольку ее представители проявляют себя как наиболее организованные и политизированные члены общества. Молодежь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе. Некоторыми учеными молодежь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определенных сферах жизни социума. Молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Немецкий социолог Карл Мангейм (1893—1947) определил, что молодежь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро
меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются). Переходя к влиянию СМИ на политическую культуру молодежи, следует остановиться на том, что представляет собой политическая информация. По мнению В.Г. Афанасьева, «политическая информация - это важнейшая часть социальной информации, которая охватывает, прежде всего, явления, факты, события политической сферы жизни общества - отношение людей между классами, нациями, государствами, сюда же включаются сообщение о событиях и явлениях, происходящих в других областях общественной жизни, прежде всего в экономике и культуре, имеющих политическое значение» [1, 62]. Особую роль в политической сфере общества среди них специалисты отводят средствам массовой информации. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на образ их мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. СМИ позволяют им выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики, правда, через призму собственного видения политической реальности [2, 372]. В современных условиях ведущую роль среди средств массовой информации занимает телевидение. Телевидение является основным информационным источником, из которого молодежь черпает сведения о политических лидерах, общественно-политических партиях, их предвыборных программах и т.п. Основным и приоритетным источником является телевидение, характеризующееся объективностью, оперативностью предоставления и наглядностью политической информации. Следующим по предпочтительности источником политической информации является печатная пресса. «Пресса ... обладает огромным влиянием. Под ее воздействием оживляется жизнь во всех уголках обширной территории. - политическая культура является качественной характеристикой всей политической жизни, политических институтов, отношений и процессов; - организованность, политизированность, социальная активность, компактность и локализованность студенчества дает возможность целенаправленному воздействию на нее со стороны политических институтов, важной задачей которых является собственное позиционирование в данной группе общественности и поиск адекватных способов усиления общественно-политической активности студенческой молодежи; - политическая информация является важнейшим ресурсом, позволяющим взаимодействовать эффективно в политической сфере. Особая роль в предоставлении данной информации отводится средствам массовой информации; основным и приоритетным источником политической информации является телевидение, характеризующееся объективностью, оперативностью предоставления и наглядностью политической информации, в частности новостные программы; - вторым предпочтительным источником политической информации является Интернет, третьим -пресса. Выход на экран общественных обсуждений молодежной проблематики поможет освободиться от визуальности и перейдет к реальной сопричастности молодежи к делам государства; активнее привлекать молодежь к участию в политической деятельности, доверять ей в данном отношении, помочь молодежи сформироваться как субъекту политической жизни привлечением к конкретной работе, организации реальных мероприятий, которые позволят проявить способности молодежи.
Список литературы
1. Афанасьев В.Г., Уреул А.Д. Социальная информация (некоторые методологические аспекты) // Вопросы философии,1974. № 4. С. 61-74.
2. БорцовЮ.С., Коротец И.Д., ШпакВ.Ю. Политология в вопросах и ответах. Р-н/Д.: Феникс, 1998. 448 с.