Научная статья на тему 'Влияние СМИ на образ героя нашего времени'

Влияние СМИ на образ героя нашего времени Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
122
25
Поделиться
Ключевые слова
МЕДИАСРЕДА / АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Артишевская Татьяна Михайловна

Представлены результаты соцопроса студентов журналистов на определение «героя нашего времени», что является проекцией самого себя на социум и журналистскую деятельность.

Похожие темы научных работ по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации , автор научной работы — Артишевская Татьяна Михайловна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Влияние СМИ на образ героя нашего времени»

3. URL : http://www.azg.am/AM/print/201111 1223.

4. URL : http://www.100storon.ru/smi_20_ years/20111110/249453194.html.

5. URL : http://www.armstat.am/file/article/sv-03-04r_513.pdf.

6. URL : http://www.mediamax.am/am/news/ media/2358/.

Bibliography

1. Erevanskij Press klub : monitoring

armjanskih SMI.

2. OBSE-Monitoring pechatnyh SMI Armenii. -2012.

3. URL : http://www.azg.am/AM/print/201111 1223.

4. URL : http://www.100storon.ru/smi_20_ years/20111110/249453194.html.

5. URL : http://www.armstat.am/file/article/sv-03-04r_513.pdf.

6. URL : http://www.mediamax.am/am/news/ media/2358/.

УДК 316.77(091)

Татьяна МихайловнаАртишевская

Челябинский государственный университет

ВЛИЯНИЕ СМИНА ОБРАЗ ГЕРОЯНАШЕГО ВРЕМЕНИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представлены результаты соцопроса студентов журналистов на определение «героя нашего времени», что является проекцией самого себя на социум и журналистскую деятельность.

Ключевые слова: медиасреда, аксиология, ценностные ориентации, коррекция.

Возвращаясь к теме аксиологического наполнения медийного пространства, хочется заострить внимание на том, как средства массовой коммуникации могут изменить не только настроение человека, но и повлиять на их ментальные особенности. По мнению Д. В. Хова-лыг, деятельность средств массовой информации и массовой коммуникации находится в искусственно сформированном противоречии с законами духовного производства, поэтому в целом не способствует созданию общей системы нравственных ориентиров российского общества, объединяющих его ценностей, адекватных ментальным запросам аудитории [3].

А если это так, то остается открытым вопрос - нужно ли осуществлять коррекцию медийной политики как важнейшего средства формирования информационной культуры и кто это может делать? Казалось бы, ответ очевиден: в первую очередь журналисты, отражающие мнения представителей государственного и общественного сектора; мнения частных лиц о различных проблемах в стране; свое собственное мнение, когда очень надо его выразить по какой-либо проблеме. Но журналист, так же, как все люди, переживает эффект воздействия

от информации любого содержания. Особенно если эта информация связана с развитием экономической и политической систем, например, как далеко под ведущим началом партии «Единая Россия» и его предводителя в лице Президента страна шагнула в коррупционную яму? И в этом смысле журналист «капитулирует».

Так, став уже журналистами, бывшие студенты, понимая, что в нашей стране ничего изменить невозможно, просто зарабатывают на жизнь и о ценностных ориентациях предпочитают не говорить и не задумываться об этом. Их, так же как подавляющее большинство населения, «выучили в беспомощности» [5]. Здесь стоит привести свежий пример взаимодействия ведущих известных журналистов, который не может не отражаться в сознании начинающих.

В конце февраля этого года Владимир Познер в интервью Олегу Кашину сказал: «Я вообще не очень понимаю, почему знакомство с Абрамовичем может кого-то дискредитировать. Да, я согласен, если бы я был на пляже, например, с Мамонтовым - ну, я понимаю, что это дискредитирует. А при чем тут Абрамович - это я не очень понимаю».

На эту реплику возмущенный Аркадий Мамонтов отреагировал своей репликой: «Это большая личная проблема. Кокетство немало пожившего человека вызывает лёгкое сочувствие. Люди обращают внимание на деградацию персонажа, который некогда был действительно ярким брендом. С тех пор страна стала другой, телевидение стало другим. Познера просто-напросто перестали смотреть. Это измеряемый крах. Кому-то ещё интересно потрогать его руку, поставить его, словно куклу, рядом с собой на пляже. Кто-то время от времени спросит, в трусах он ходит на вечеринки в килте, либо, как “истинный шотландец”, - без. Вот и всё. Мысль Познер уже давно не будит. Тем более не будоражит чувства. Вызывает ли он любопытство? Да. Для наблюдения за усугублением моральной нечистоплотности. Так, в недавнем интервью Олегу Кашину Познер со смаком “запалил” своего благодетеля Константина Эрнста - человека яркого и талантливого. Сначала Познер признался, что “Государственная дурра” не была оговоркой, поскольку пассаж шел в записи. А потом добавил, что Эрнст был тогда “согласен с каждым моим словом”. Купающийся в привилегиях, принадлежащий к избранному классу неприкасаемых, Познер ещё с советских времен воспринимался как сексот - чистый провокатор. Впрочем, склонность к провокациям и стукачеству у него наследственная. От Владимира Познера-старше-го - тоже секретного сотрудника ОГПУ-НКВД, немало потрудившегося на этой ниве. Остается вопрос. Зачем нашему государству оплачивать дурное иезуитство человека с тремя паспортами, Владимира Владимировича Познера?» [4].

Какой пример, ставший информационным поводом для обсуждения в СМИ не только в нашей стране, эти известные люди подают тем же студентам журналистам? В этой связи им был задан вопрос: «Кого бы вы назвали героем нашего времени?» Студенты в составе 80 человек ответили:

• героя нашего времени нет - 40 % студентов;

• его невозможно или трудно определить -50 % студентов;

• разные ответы - для кого-то героями являются родители, для кого-то друзья, для кого-то абстрактный образ, наделенный определенными чертами, -10 % студентов.

Приведем примеры некоторых высказываний [1].

«Это любой человек, который четко имеет свои цели, не агрессивный, и тот, кто меньше

болтает, а больше делает. И кто умеет сопереживать, но не льстит, а помогает собраться с духом. Он не меркантилен, он уверен в себе. Он не обращает внимания на тупые и агрессивные выходки других. Он знает себе цену. Таких людей очень мало. Поэтому они и есть герои. И для того, чтобы быть героем, им не нужны сверхспособности».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Герой нашего времени есть. В нем - концентрация целей и ценностей общества, времени. Однако его образ, как и все собирательные образы, - не встречаются в жизни, лишь в произведениях литературы».

«Все тот же Печорин, только не такой богатый и образованный. Он не заботится о поиске смысла жизни, а если и заботится, то скрывает это. Пытается соответствовать общему стандарту. Мне сложно ответить на этот вопрос».

«Если он есть, он не героичен и вообще не очень привлекателен. Это такой нео-нигилист, скептик, критически взирающий на мир».

«Это анархист ума, борящийся за свои идеалы, чтущий собственные принципы и моральные ценности. Хитрый, но не лживый. Сильный, но не жестокий. Авторитетный, но в то же время не ставящий себя выше других. Очень мало таких людей в наше время, но они настоящие герои».

«Дело даже не во времени. Герой - честный, представитель благородной профессии, который учит, спасает, возвращает к жизни, помогает нуждающимся. Короче, те люди, которые первые войдут в бункер за час до конца света, как самые необходимые».

«Люмпен. Большинство людей в современной России представляют из себя быдло необразованное. Основные интересы: алкоголь, наркотики, драки, бессмысленные и беспредметные разговоры. На такую социальную прослойку рассчитаны большинство передач, развлечений, даже образовательная система упрощается под них. Средний представитель этой среды и есть герой, только отрицательный».

«У меня нет героя нашего времени. Наверно, где-то в мыслях есть все же какой-то образ героя - порядочного человека, которым хотелось бы восхищаться. Но конкретного человека нет. У меня есть личные герои, которые никак не влияют на истории мира или страны. Это мои родители. Моя многочисленная семья. И тут не нужно ничего комментировать».

Да, следует согласиться с тем, что комментировать особенно нечего. Из контекста высказываний следует, что практически все 100 %

студентов не верят в изменение ситуации в стране, связанной с возрождением духовного начала человека. А значит, они сами не представляют себя в рядах активных небезразличных «героев» нашего времени.

По мнению Д. А. Леонтьева, ценностные ориентации как предмет психологического исследования занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой. Они являются одной из самых личностно значимых «зон» [2]. Поэтому ценностные ориентации являются ядром личности, что в деятельности журналиста играет роль и саморегулятора в море информации, и самокорректора в поисках жизненных и профессиональных «якорей».

Список литературы

1. Артишевская, Т. М. Результаты соцопро-са студентов журналистов [Текст] / Т. М. Артишевская. -Челябинск, 2013.

2. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [Текст] / Д. А. Леонтьев. - М. : СМЫСЛ, 1992. - 17 с.

3. Ховалыг, Д. В. Средства массовой информации как фактор трансформации ценностных ориентаций российского общества [Текст] / Д. В. Ховалыг // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. - Сер. «Литературоведение. Журналистика». - 2007. -№ 1 (10).

4. URL : https://www.facebook.eom/a.v.mamon tov.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliography

1. Artishevskaja, Т. M. Rezul’taty socoprosa studentov zhurnalistov [Tekst] / T. M. Artishevskaja. - Cheljabinsk, 2013.

2. Leont’ev, D. A. Metodika izuchenija cen-nostnyh orientacij [Tekst] / D. A. Leont’ev. - M. : SMYSL, 1992. - 17 s.

3. Hovalyg, D. V. Sredstva massovoj informa-cii kak faktor transformacii cennostnyh orientacij rossijskogo obshhestva [Tekst] / D. V. Hovalyg // Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. - Ser. «Litera-turovedenie. Zhurnalistika». -2007. - №1 (10).

4. URL: https://www.facebook.com/a.v.mamon tov.

УДК 316.77(091)

Роман Петрович Баканов

Казанский (Приволжский) федеральный университет

КАЧЕСТВО ТВОРЧЕСКОГОПОЧЕРКА ТЕЛЕВИЗИОННОГОКРИТИКА АНРИ ВАРТАНОВА

Исследован творческий почерк опытнейшего телевизионного критика, искусствоведа Анри Вартанова. Более двадцати лет он выступает в печати с конструктивным анализом телепередач и работы творческих телевизионных групп. Этот телевизионный критик пользуется авторитетом как в академическом сообществе, так и в профессиональной медийной среде.

Ключевые слова: Анри Вартанов, телевидение, телевизионная критика, оценка, творческий почерк, аудитория, сюжет, жанр, обозрение, газета «Труд», журнал «Журналист».

Анри Вартанов является старейшим отече- пенно в трех видах медийной критики: науч-ственным критиком, проявившим себя как в но-экспертной, профессиональной и массовой. кино-, так и телевизионной критике. Имеет ав- Возможно, только в силу возраста у него нет торитет как в научном сообществе, так и среди своего блога по примеру Ю. Богомолова, но большинства журналистов-практиков. За свою реплики А. Вартанова иногда можно встретить долгую творческую деятельность этому авто- на специализированных интернет-ресурсах, на ру удалось и удается совмещать работу посте- которых обсуждаются телепередачи.