Научная статья на тему 'Влияние СМИ на формирование внешнего облика современной девушки'

Влияние СМИ на формирование внешнего облика современной девушки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3906
630
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ физического Я / внешность / влияние СМИ / самооценка
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние СМИ на формирование внешнего облика современной девушки»

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА СОВРЕМЕННОЙ ДЕВУШКИ

Тихонова Ирина Николаевна ГБОУ ВПО СГМУ Минздрава России г. Смоленск, Россия

Ключевые слова: образ физического Я, внешность, влияние СМИ, самооценка.

Осознание и принятие своей внешности, адекватность восприятия своего тела и отношения к своей личности в целом, а также успешная социальная адаптация зависят от развития образа тела, его совершенствования и преодоления недостатков его формирования [1]. Социальные исследователи подчеркивают, что общество вносит значительный вклад в создание индивидуального образа тела. Актуальность проблемы заключается в том, что сегодня идеал тела, стереотип внешней привлекательности и телесного здоровья являются неотъемлемой частью содержания информационного потока СМИ.

Целью нашего исследования стало выявление влияния социально-психологических факторов (СМИ) на формирование образа физического Я, соотношения и самооценку.

Гипотеза: социальные эталоны внешней привлекательности, транслируемые СМИ оказывают влияние на субъективное отношение к образу физического Я у девушек 18-23 лет. В свою очередь, субъективное отношение к образу физического Я девушек воздействует на структуру самоотношения, в целом и самооценку, в частности.

Объектом исследования является структура самоотношения молодых девушек. Предмет - особенности влияния субъективного отношения к образу физического Я на структуру глобального самоотношения и самооценку девушек.

В исследовании участвовало 70 студенток Смоленского государственного медицинского университета и Смоленского государственного университета. Возраст участников исследования от 18 до 23 лет. Для решения поставленной исследовательской цели были использованы следующие методики: опросник образа собственного тела (ООСТ) (О.А. Скугаревский, С.В. Сивуха), шкала оценки уровня удовлетворенности собственным телом (ШУСТ, О.А. Скугаревский), разработанная нами анкета.

Образ физического Я понимается как единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных и с телесными параметрами, и функциями тела. Подробное описание внешнего облика и его составляющих даёт А.А. Бо-далёв. Он включает в него следующие составляющие: физический облик, функциональные признаки (мимика, жесты, осанка, голос, походка, взгляд, улыбка), «оформление» внешнего облика (одежда, причёска и т.д.) [3]. Как эти компоненты должны сочетаться между собой, чтобы внешний облик стал идеалом красоты? Проанализировав ответы наших респондентов на этот вопрос, мы получили следующие результаты: только 17% не видят идеальной внешности без сияющей улыбки, блеска в глазах и гармоний в самом себе. 26% в качестве идеала указали знаменитых светских лиц: Анджелину Джоли, Одри Хейкберн; 46% описывают свой идеал красоты таким образом: выразительные глаза, длинные волосы, пухлые губы, хорошая кожа, стройное тело и стройные ноги. Кроме того, более половины девушек (54%) подтвердили, что наблюдают свой идеал красоты в СМИ.

СМИ распространяют утрированный идеал женской стройности в виде худых, зачастую даже истощенных моделей. Худеют сейчас и «звезды»: например, Анджелина Джоли, по последним данным, при росте 173 см она весила 50-53 кг, это явно недостаточный вес для её возраста и роста (индекс массы тела ниже нормы). Демонстрируемый на экранах телевизоров, на страницах глян-

цевых журналов образ идеальной внешности может стать образом желаемого результата [2]. Из нашей выборки 57% девушек находят внешность персонажей рекламы, ведущих и участников телепередач привлекательными. Современные стереотипы, пропагандируемые СМИ преподносят людей с более красивой внешностью как более счастливых, уверенных в себе, умных, коммуникабельных, и удачливых, хотя и не более честных и заботливых, чем другие люди. Особенно это касается рекламы. В демонстрируемой модели поведения через рекламные ролики (особенно косметической и парфюмерной продукции) мы видим эффектную, уверенную в себе женщину, способную выйти из трудной ситуации самой, без чьей-либо помощи. Образ семейной женщины в рекламе выглядит так: неяркая одежда, простая прическа; женщина постоянно занимается работой по дому, именно она берет всю ответственность на себя как за питание, здоровье, внешний вид своих детей, так и своего мужа. Таким образом, мы наблюдаем тенденцию к маскулинизации: современная женщина может быть совершенно ни от кого независимой, удовлетворить потребность в признании и самореализации. А чтобы быть сильной и независимой, нужно стать такой же красивой как героиня рекламы, для этого необходимо, конечно же, приобрести рекламируемый товар. Подтверждение привлекательности внешности моделей косметической и парфюмерной продукции, средств и приборов по уходу за телом и волосами по сравнению с другими товарами мы видим в результатах анкетирования: 67% респондентов выбрали персонажей рекламы косметических средств как наиболее привлекательных по внешнему облику.

Мы разделили девушек на две группы, в первую вошли те, кто смотрит телевизор несколько раз в неделю и реже (60%), в нашей выборке их оказалось большинство, во вторую - те, кто смотрит телевизор каждый день (40%). «Красота ослепляет, а слепого легко обокрасть» - американское изречение. 71% респондентов второй группы «ослепляются» красотой рекламы и руководствуются

2015 356

Специальный выпуск

ей при покупке товара, респонденты первой группы больше внимания уделяют совету знакомых, в том числе косметологов (80%), личному опыту (19%), составу продукта (14%).

Рассмотрим результаты опросника образа своего тела, шкалы удовлетворенности собственным телом. 19% респондентов первой группы и 36% второй неудовлетворенны образом собственного тела. Обнаружено, что для современных девушек наиболее значимыми элементами собственного тела являются, в первую очередь, лицо, волосы, глаза, плоский живот и вес тела. Следующими по значимости параметрами образа собственно тела являются ноги и ягодицы, наличие груди, что соответствует пропагандируемому в обществе стандарту внешности. Картина удовлетворенности компонентами внешности отличается от показателей значимости, что подтверждает дисгармоничность между образом идеального физического Я и реального. Максимальная удовлетворенность отмечается в отношении ушей, шеи, далее следует кисть и ступня. А наименьшая удовлетворенность обнаружена в отношении живота и веса тела, причем неудовлетворенность данными компонентами более выражена у респондентов второй группы.

Многие телеведущие, участники реалити-шоу, модели, звезды изменяют свою внешность с помощью пластической хирургии. Помимо положительного отношения большинство испытуемых второй группы (71%) не против и самим воспользоваться данными процедурами. Самые популярные желания - это «увеличить губы, грудь, изменит нос, убрать целлюлит». Более половины девушек первой группы (66%) в плане усовершенствования своей внешности предпочтут ЗОЖ, «приподнятое настроение и улыбку на лице».

В результате проведённого анализа проблемы можно сформулировать следующие выводы: средства массовой информации навязывают свои критерии красивого внешнего облика человека, настаивая на том, что успешность в той

или иной сфере жизненных интересов напрямую зависит от внешней привлекательности. Подтверждается гипотеза о том, что социальные эталоны внешней привлекательности, транслируемые СМИ, оказывают влияние на субъективное отношение к образу физического Я у современных девушек. А субъективное отношение к образу физического Я девушек воздействует на структуру самоотношения; положительная оценка собственного образа физического Я в сознании человека может существенно повлиять на позитивность его Я-концепции в целом, отрицательная оценка может повлечь за собой снижение общей самооценки. Помимо популяризации утрированного образа идеального внешнего облика человека, СМИ сразу же предлагают различные адаптационно-компенсаторные способы преобразования внешности для приближения к заданному идеалу. Это и соблюдение различных диет и различных телесных практик, корректирующих тело, наращивание волос, ресниц, пластическая хирургия и т.д. Из нашей выборки мы видим, что вторая группа более подвержена социальному воздействию телевидения (как одного из компонентов СМИ) и, как следствие, данные девушки более ориентированы на транслируемый эталон образа физического Я. Они же оказываются более неудовлетворенными собой по сравнению с первой группой и высказывают желание по изменению своей внешности.

Список литературы:

1. Алмазова С.Л. Теоретический анализ проблемы изучения образа тела как компонента «Я-концепции» личности // Психология телесности: теоретические и практические исследования.- Пенза: изд-во «Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского», 2009.

w

2. Арина Г.А., Мартынов С.Е. Средства массовой информации как фактор возникновения озабоченности собственной внешностью в юношеском возрасте //Культурно-историческая психология. 2009. №4. С.105-114.

3. Бодалёв, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бода-лёв - М, 1982. - 200 с.

w

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.