ВЛИЯНИЕ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭЛЕМЕНТЫ КАНВЫ
БИЗНЕС-МОДЕЛИ
М.Ю. Гордеев, студент Я.И. Фатьянов, студент А.С. Скоробогатова, студент Н.П. Байскова, студент
Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
Б01: 10.24411/2411-0450-2019-11110
Аннотация. В статье рассматривается инструмент бизнес-моделирования, который по ряду причин особенно эффективен при оценке влияния интеграции цифровых технологий в деятельность компании. Описывается один из наиболее популярных подходов бизнес-моделирования - канва бизнес-модели А. Остервальдера и И.Пинье. Анализируется влияние сквозных технологий на отдельные элементы канвы бизнес-модели, а также указываются потенциальные направления их применения. Формулируются выводы по масштабу влияния цифровых технологий на бизнес-модель компании.
Ключевые слова: бизнес-модель, сквозные технологии, канва бизнес-модели, цифровая трансформация, цифровизация.
Концепция бизнес-моделей использовалась предпринимателями до появления самого термина, однако раньше она предполагала анализ предпочтительно на интуитивном уровне. Непосредственно же понятие «бизнес-модель» впервые было использовано в 1957 году в статье, исследовавшей создание деловых игр для учебных целей [1]. В том контексте под бизнес-моделью понималась симуляция реального мира, представление реальности с использованием упрощённой, искусственной модели.
В настоящее время данный инструмент становится особенно удобным в использовании в период роста популярности венчурного инвестирования, поскольку он позволяет инвестору в наиболее короткие сроки сравнивать различные альтернативные проекты или стартапы. Кроме того, бизнес-моделирование начинает использоваться не только применительно к ком-
мерческим проектам и компаниям, но также становится популярным инструментом и во всякого рода социальных и экологических проектах, что также свидетельствует о практико-ориентированности и фундаментальности подхода.
Одной из самых известных и распространённых в мире бизнес-моделей является «Канва бизнес-модели» [2]. Она включает в себя девять блоков, правильное заполнение которых способствует осознанию эффективности и полезности той или иной бизнес-идеи. Данные блоки базируются на четырёх основных составляющих любого бизнеса: «Ценностное предложение», «Взаимодействие с потребителем», «Финансовая эффективность работы предприятия» и «Инфраструктура». С целью визуализации и повышения качества работы с бизнес-моделью, А. Остервальдер разработал схематичный шаблон, который представлен ниже [2].
Ключевые партнеры 8. Ключевые виды деятельности 7. Цен ноет ые предложения 2, Взаимоотношения с клиентами 4. Потребительские сегменты I.
Ключевые ресурсы 6. Каналы сбыта Ii
Структура издержек 9. Потоки поступления доходов 5.
Рисунок. Структурная схема бизнес-модели А. Остервальдера
Важно проследить влияние цифровых технологий на бизнес-модель. Для этого автором предлагается сопоставить технологии, указанные в долгосрочной стратегии технологического развития РФ «Национальная технологическая инициатива» [3] с канвой бизнес-модели, поскольку она является достаточно детализированной, что позволяет более наглядно прослеживать влияние изменений на её отдельные элементы.
1. Большие данные (Big Data)
Несмотря на большой спектр возможностей применения технологии больших данных, её главный потенциал представители бизнеса видят в маркетинге и продажах. Big Data создаёт возможность индивидуализировать предложение клиентам, предоставлять наиболее эффективный контент на каждом этапе цикла продаж, оптимизировать цены и улучшать точность поисковых запросов.
По мнению экспертов, наиболее перспективными направлениями применения технологии больших данных являются аналитика клиентов (48%), операционная аналитика (21%), мошенничество и соответствие требованиям (11%), новые инновации в области продуктов и услуг (10%) и оптимизация хранилищ данных предприятий (10%) [4].
Также технология может способствовать повышению эффективности работы с поставщиками за счёт аккумулирования большого количества данных о предостав-
ляемых ценах, условиях поставок и надёжности поставщиков.
Таким образом, основными элементами канвы бизнес-модели, подверженными влиянию технологии Big Data, по мнению автора, выступают «Потребительские сегменты», «Ключевые партнёры», «Ключевые ресурсы» и «Ценностное предложение».
2. Интернет вещей (IoT)
Во-первых, интернет вещей находится в тесной взаимосвязи с технологией Big Data, поскольку большое количество информации, поступающей от различных измерительных приборов и датчиков, требует обработки и анализа, которые порой должны быть произведены в режиме реального времени. Помимо этого, Интернет вещей позволяет улучшить использование клиентского опыта, повышать уровень таргетированности рекламы и предлагать персонализированный сервис потребителям.
Во-вторых, данная технология позволяет следить за поставками и предоставлять обмен информации в длинной цепочке от поставщиков до потребителей конечной продукции. Концепция Интернета вещей способствует оптимизации связи всех фирм-участников цепочки, что обеспечивает экономически эффективный результат как для компаний, так и для конечного потребителя.
В-третьих, сильный потенциал Интернета вещей компании видят в решении ло-
гистических задач: управление процессами логистики на основе IoT способствует снижению операционных затрат на доставку и промежуточное хранение, а также позволяет анализировать и оптимизировать маршруты путём осуществления мониторинга местоположения транспортных средств и грузов.
Можно сделать вывод, что технология Интернета вещей (IoT) способна привнести наибольший вклад в элементы «Ключевые партнёры», «Потребительские сегменты» и «Структура издержек».
3. Системы распределенного реестра (Блокчейн)
Главным преимуществом использования децентрализованной система хранения данных для бизнеса, на наш взгляд, можно выделить её безопасность. В блочной базе данных имеется последовательность транзакций, при этом информация о них одновременно хранится на множестве компьютеров по всему миру, что способствует повышению устойчивости к взлому. Благодаря этому технология может использоваться для осуществления сделок и проверки их подлинности, при этом данный процесс будет максимально прозрачен.
Таким образом, технология блокчейн может повлиять на элементы «Ключевые ресурсы» и «Потоки поступления доходов» и «Ценностное предложение».
4. Искусственный интеллект (ИИ)
Можно выделить два основных направления использования технологии искусственного интеллекта: работа с клиентами и предиктивная аналитика.
В сфере работы с потребителем ИИ может быть использован для распознавания образов клиентов и передачи им специализированных предложений, а также разработки интеллектуальных ассистентов и чат-ботов с целью помощи клиентам в выполнении различных операций. Например, шведский банк «Swedbank» запустил интеллектуального ассистента «Nina», который каждый обслуживал порядка 80% всех звонков, получаемых банком [5].
Анализ рынка и прогнозы также являются важным направлением применения ИИ, поскольку с увеличением объёмов данных и их сложности выявление зако-
номерностей между ними становится всё более сложной задачей. Искусственный интеллект способен обучаться и анализировать большие объёмы данных, осуществляя качественные прогнозы.
К числу элементов, подверженных изменению ввиду применения ИИ, стоит отнести «Взаимоотношения с клиентами», «Ключевые виды деятельности» и «Структура издержек».
5. Робототехника и сенсорика
Применение роботов в основном связано с автоматизацией ручного труда, выполнением рутинных операций, требующих высокой точности. Использование робототехники значительно увеличивает производительность труда и темпы разработки продукции, снижая при этом их стоимость. Также технология может быть применима для доставки продукции.
Данные технологии могут повилять на элементы «Взаимоотношения с клиентами», «Ценностное предложение» и «Каналы сбыта».
6. Технологии виртуальной и дополненной реальностей (УЯ/АЯ)
Технологии виртуальной и дополненной реальности в первую очередь нашли своё отражение в маркетинге. Смысл использования заключается в ориентации рекламного контента, однако виртуальная реальность поднимает это на новый уровень за счёт полного погружения в продукт. Технология может изменить ценностное предложение фирмы, например, создав у потребителя возможность использовать продукт дистанционно при совершении покупки.
Большой потенциал технологий виртуальной реальности эксперты видят в обучении сотрудников. Существует ряд методов проведения дистанционных занятий, которые создают эффект присутствия в реальных условиях. Эффективность обучения подобным методом можно объяснить следующими причинами: во-первых, подобный нестандартный подход вызывает интерес сотрудника к обучению, а, во-вторых, большинство людей являются ви-зуалами: 90% поступающей информации человек воспринимает зрительно.
Элементами, на которые влияет данная адаптироваться к изменяющимся условиям технология, являются «Структура издер- рынка. Основным драйвером подобных жек» и «Ключевые виды деятельности» и изменений в настоящее время выступают «Каналы сбыта». цифровые технологии и именно поэтому
Как уже было отмечено, бизнес-модель важно анализировать и понимать основ-является эффективным инструментом, при ные направления их влияния на бизнес-помощи которого компании могут гибко модель компании.
Библиографический список
1. Bellman R., Clark C.E. On the construction of a multi-stage, multi-person business game / R. Bellman [et al.] // Operations Research. - 1957. - №5 (4). - P. 476
2. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора / А. Остеревальдер, И. Пинье - М: Альпина Паблишер. - 2017. - 48 с.
3. Агентство стратегических инициатив Национальная технологическая инициатива. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://asi.ru (Дата обращения 14.08.2019)
4. Golos Исследование использования "Big Data" при организации бизнес-процессов -[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://golos.io (Дата обращения 16.08.2019)
5. H. Lindholm Swedbank's Nina the future of customer service automation. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.flnancelatvia.eu (Дата обращения 19.08.2019)
INFLUENCE OF THROUGH TECHNOLOGIES ON CANVAS ELEMENTS
BUSINESS MODELS
M.Y. Gordeev, Student
Y.I. Fatyanov, Student
A.S. Skorobogatova, Student
N.P. Bayskova, Student
St. Petersburg State University
(Russia, St.Petersburg)
Abstract. In this article is considered a tool of business modeling, which allows you to effectively use digital technologies in the company's activities. The one of the most popular approach is described - business model canvas of A. Osterwalder and Y. Pigneur. The influence of cross-cutting technologies on individual elements of business models, which also indicate the possible directions of their application, is analyzed. The conclusion about scale of digital technologies on the company's business model is formulated.
Keywords: business model, cross-cutting technologies, business model canvas, digital transformation, digitalization.