УДК 336.74 : 338(477)
А. Н. ПШИНЬКО, В. В. МЯМЛИН, С. В. МЯМЛИН (ДИИТ)
ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Рассмотрены некоторые положения принципиально новой экономической модели хозяйствования, в основу которой положена «Теория высокоэффективной национальной экономики». Критически рассмотрены отдельные функции денег в современном мире и указано на противоречие между ними. Показано, как скорость обращения денежной массы в государстве влияет на эффективность национальной экономики. Указаны пути увеличения скорости обращения денежной массы. Предложена принципиально новая схема функционирования денежной системы в государстве.
Ключевые слова: функции денег, денежные агрегаты, скорость обращения, эффективность
Вступление
Одной из самых важных задач, которые необходимо решить для эффективного функционирования современной экономики, является проблема обращения денег в государстве. Деньги всегда играли и продолжают играть в настоящее время важное значение в хозяйственной жизни страны. От их достаточного количества зависит нормальная экономическая жизнь страны: возможность приобретать различные товары и услуги, уплачивать налоги, расширять производство, решать социальные вопросы и т.п. Вместе с тем, необходимое количество денег в стране зависит от целого ряда факторов. Сколько же денег должно быть в стране, и с какой скоростью они должны обращаться?
Постановка задачи
Исторически так сложилось, что люди наделили деньги одновременно несколькими функциями:
во-первых, деньги служат средством обращения. Они используются при покупке и продаже различных товаров и услуг; являются, так сказать, промежуточным звеном в товарообменных операциях;
во-вторых, деньги служат средством платежа. Они способствуют выплате заработной платы, уплате налогов, штрафов, алиментов, страховых взносов, работе с заёмными средствами и т. п.
в-третьих, деньги являются относительной мерой стоимости;
в-четвёртых, деньги являются средством сохранения (накопления) стоимости в течение определённого периода времени. Их можно просто использовать через некоторое время, а также аккумулировать для совершения крупной покупки;
в-пятых, деньги при определённых условиях могут «расти» за счёт ссудного процента.
Следует сразу обратить внимание на то, что отдельные функции денег имеют совершенно разную степень научной обоснованности и, что самое главное, разный уровень значимости для эффективной работы экономики страны.
С момента изобретения денег мир сильно изменился: произошли крупные изменения в обществе, изменился ритм жизни, появились электронные деньги, резко ускорились платежи, некоторые функции денег стали огромным тормозом на пути экономического развития и нуждаются в серьёзной ревизии. Так, например, первая и четвёртая функции денег явно противоречат друг другу. Деньги имеют общественное предназначение. Когда они находятся в обороте, то они выполняют свои главные функции - средство обращения (первая функция денег) и средство платежа (вторая функция денег), т. е. они служат всему обществу. Но если люди изымают деньги из общественного оборота, накапливая их у себя (четвёртая функция денег), они, таким образом, способствуют замедлению экономических процессов. Когда деньги участвуют в товарообменных операциях, они выполняют социальную миссию, но, когда деньги попадают в руки отдельных граждан, те считают их уже своими личными и складывают в свою «кубышку», руководствуясь банальным бытовым принципом «храните деньги в банке, а банку - на кухне». Кто знает, сколько таких «кубышек» находится по всей стране? Возврат денег в общественный оборот через систему «депозит-кредит» также никак не способствует реальному процветанию экономики, из-за появления дополнительных ссудных процентов, а толкает её в безысходный экономический тупик. Поэтому данный путь является ложным, а пятая функция денег вообще носит антинаучный характер (хотя многие экономисты
© А. Н. Пшинько, В. В. Мямлин, С. В. Мямлин., 2012
придерживаются иной точки зрения). Об этом подробно излагается в работах [1-4].
Получается, что в разных условиях и при разных обстоятельствах деньги ведут себя по-разному. Таким образом, между двумя функциями денег возникает противоречие, которое состоит в общественном значении денег и частнособственнической форме их присвоения. Иными словами противоречие возникает между функцией обращения и функцией сохранения (накопления). С одной стороны деньги должны постоянно находиться «в движении», участвуя в приобретении различных благ, а с другой стороны они могут находиться и «без движения», выполняя функцию накопления (либо в своеобразном «движении», выполняя функцию «роста» за счёт ссудного процента, что ещё намного хуже).
Если бы люди зарабатывали и тратили деньги примерно одинаково, то такого бы никогда не было. Но из-за того, что произошёл катастрофический перекос между бедными и супербогатыми, а вторые не спешат тратить все свои деньги, возникает дефицит оборотных средств. Первые способствуют реализации такой функции денег как обращение, а вторые - как сохранение (накопление).
Таким образом, давно пришло время откорректировать функции денег и придать им новое содержание, способствующее интенсивному развитию экономики, а не её постоянному торможению. Две конфликтующие между собой функции денег надо обязательно разделить. Поэтому такую функцию денег, как сохранение (накопление), архиважно передать другим ценным бумагам (не деньгам), которые будут великолепно с ней справляться. Это могут быть, например, государственные облигации или сертификаты. Человек, который захочет сохранить своё богатство для будущих времён должен иметь право поменять деньги на государственные ценные бумаги, которые не будут выполнять функцию денег, но будут выполнять функцию сохранения (накопления) богатства. Когда человеку всё же понадобятся именно деньги, он сможет легко осуществить обратную операцию. Для того, чтобы люди шли на такой обмен, необходимо ввести стимулирующий налог на «неиспользование денег». Размер его должен быть относительно небольшим, но, вместе с тем, и весомым, например, 5 % в месяц. Налогообложению должен подвергаться остаток суммы денег, который не был использован в течение месяца. Если люди потратят все деньги, то они ничего платить не будут (возможно
установление необлагаемого налогом лимита). Но такой механизм возможен только в условиях безналичных расчётов. Поэтому скорейший переход на систему электронных платежей является архиважной государственной задачей.
Итак, количество денег в государстве должно быть достаточным. Но с этой задачей государство может справляться без особых проблем. Куда более сложным является заставить деньги обращаться, но, и эта задача, из разряда вполне решаемых.
Основной материал
Исходя из того, что товар или услуга участвуют в операции купли-продажи однократно, а деньги - многократно, то, естественно, что одни и те же деньги в течение определённого периода могут успевать совершать некоторое количество циклов.
В своё время И. Фишером [5] было предложено уравнение, которое показывает связь между отдельными макроэкономическими показателями
ыу=РО,
где Ы - среднегодовая масса денег в государстве;
у - среднегодовая скорость обращения этой массы денег;
Р - средний уровень цен на товары и услуги;
О - количество товаров и услуг, реализованных за год.
По сути дела каждая часть этого уравнения показывает одну и ту же величину - ВВП, только подсчитанную разными методами.
Из данной формулы можно определить скорость обращения денег за год (количество циклов)
РО ВВП
У = —±- =-.
Ы Ы
Современная денежная масса представляет собой совокупность отдельных видов активов, которые в той или иной мере выполняют различные функции денег. Вся денежная масса в государстве поделена на специфические части, называемые «денежными агрегатами», которые включают в себя активы, имеющие разную степень ликвидности. Денежные агрегаты - это не наше «изобретение». Они пришли к нам из западной экономики. Сам термин "денежный агрегат" был введен в практику финансовой системы Украины в 1993 году. Денежные агрегаты
устроены по «матрёшечному» принципу: каждый следующий агрегат включает в себя предыдущий. Денежные агрегаты имеют различные количественные и качественные характеристики. В разных государствах существуют разные денежные агрегаты. До сих пор в мировой финансовой практике нет чёткой ясности по поводу того, сколько же должно быть денежных агрегатов и какими они должны обладать характеристиками. В каждой стране на этот счёт существуют свои правила. На сего-
дняшний день в США насчитывается 4 денежных агрегата, в Японии и Германии - по 3, во Франции - 2, в Англии - 5. В Украине принято 4 денежных агрегата.
В разных странах одни и те же денежные агрегаты могут включать в себя разные составляющие элементы.
Рассмотрим какие, например, составляющие входят в состав денежных агрегатов Украины, России и Беларуси (табл. 1).
Таблица 1
Структура денежных агрегатов в различных государствах
Название государства
Мп
Денежные агрегаты
М1
М 2
М
Украина
Наличные деньги в обращении (вне банков)
Денежный агрегат М0 плюс переводные депозиты в национальной валюте
Денежный агрегат М1 плюс переводные депозиты в иностранной валюте и другие депозиты
Денежный агрегат М2 плюс ценные бумаги, кроме акций
Наличные деньги в обращении
Россия
Денежный агрегат М0 плюс средства предприятий на расчётных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения до востребования в Сбербанке и коммерческих банках, средства страховых компаний
Денежный агрегат М1 плюс срочные депозиты населения в Сбербанке, в т.ч. компенсация
Денежный агрегат М2 плюс сертификаты, облигации государственного займа
Наличные деньги в обращении
Денежный агрегат М0 плюс переводные депозиты в национальной валюте
Беларусь
Денежный агрегат М2 плюс депозиты в иностранной валюте, ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте, депозиты в драгоценных металлах
Разные денежные агрегаты имеют разную степень ликвидности. Самую высокую ликвидность имеет агрегат М0. С увеличением индекса агрегата степень ликвидности падает. Таким образом, разные денежные агрегаты по-разному реализуют разные функции денег.
В табл. 2 представлены значения денежных агрегатов в Украине [6-7].
Таким образом, мы видим, что за время независимости Украины денежная масса в ней (агрегат М3) росла очень быстрыми темпами. В разные периоды денежная масса по сравнению с предыдущим годом увеличивалась на величину от 15 % до 55 % (в среднем на 36 % в год).
В табл. 3 представлены макроэкономические показатели в Украине, связанные с денеж-
Денежный агрегат М1 плюс другие депозиты в национальной валюте и ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте ными агрегатами.
Если денежная масса будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем растёт ВВП, то скорость её обращения будет снижаться. Скорость обращения денежного агрегата М 0 указана, исходя из предположения, что остальные денежные агрегаты, вообще не участвуют в процессе обращения, т. е. все товары и услуги продаются исключительно за наличный расчёт. То есть показано, какая скорость обращения могла бы быть у денежного агрегата М0 при условии, если бы только он один обслуживал всю национальную экономику. По такому же принципу рассчитаны скорости обращения и остальные денежных агрегатов. На самом деле
это не так. Таким образом, скорости обращения денежных агрегатов, представленные в табл. 3, носят весьма условный характер. Зато однозначно можно констатировать, что вся денежная масса в стране (агрегат М3) не совершает даже двух полных оборотов за год.
Таблица 2 Данные о денежных агрегатах в Украине на конец каждого года
Год Величина денежного агрегата, млрд. грн.
М„ м М2 М3
1991 0,0003 0,0017 0,0021 -
1992 0,005 0,021 0,025 -
1993 0,128 0,331 0,482 -
1994 0,793 1,860 3,216 -
1995 2,623 4,682 6,816 6,930
1996 4,041 6,315 9,023 9,364
1997 6,132 9,050 12,448 12,541
1998 7,158 10,331 15,432 15,705
1999 9,583 14,094 21,714 22,070
2000 12,799 20,762 31,544 32,252
2001 19,465 29,796 45,186 45,755
2002 26,434 40,281 64,321 64,870
2003 33,119 51,541 94,855 95,043
2004 42,345 67,090 125,483 125,801
2005 60,231 98,573 193,145 194,071
2006 74,984 123,276 259,413 261,063
2007 111,119 181,665 391,273 396,156
2008 154,759 225,127 512,527 515,727
2009 157,030 233,750 484,770 487,300
2010 182,990 289,894 596,842 597,872
2011 192,660 311,050 681,800 685,510
В отличие от денежной массы денежная база (ДБ) включает в себя совокупность наличных денег, обязательных резервов, денег на корреспондентских счетах, денег государственных нефинансовых корпораций и домашних хозяйств.
Кроме того, каждый денежный агрегат включает в себя не столько предыдущий агрегат, как он включает в себя разные части денежной массы (за исключением агрегата М0). Таким образом, в составе каждого денежного агрегата находятся разные виды денежной массы, имеющие разные скорости обращения.
Однако финансисты больше оперируют не с величиной скорости обращения денег, а с обратным показателем. Речь идёт об уровне монетизации экономики. Хотя на наш взгляд первый показатель является более наглядным, чем второй.
Коэффициент монетизации экономики Км показывает степень насыщенность экономики в стране ликвидными активами, которые могут в любой момент эффективно выполнять основные функции денег, такие как средство обращения и средство платежа. Таким образом, коэффициент монетизации экономки Км показывает степень насыщенности экономики деньгами. Этот показатель впервые применил А. Маршалл, поэтому он ещё называется коэффициентом Маршалла.
Таблица 3
Некоторые макроэкономические показатели, связанные с денежными агрегатами
Наименование показателя Годы
2007 2008 2009 2010 2011
ВВП (номинальный), млрд. грн. 720,731 948,056 913,345 1082,569 1316,600
Денежный агрегат М0, млрд. грн. 111,119 154,759 157,030 182,990 192,660
Скорость обращения по М0 6,49 6,13 5,82 5,91 6,83
Уровень монетизации по М0, % 15,42 16,32 17,19 16,90 14,63
Денежный агрегат М1, млрд. грн. 181,665 225,127 233,750 289,894 311,050
Скорость обращения по М1 3,97 4,21 3,91 3,73 4,23
Уровень монетизации по М1, % 25,20 23,75 25,59 26,78 23,63
Денежный агрегат М2, млрд. грн. 391,273 512,527 484,770 596,842 681,800
Скорость обращения по М2 1,84 1,85 1,88 1,81 1,93
Уровень монетизации по М2, % 54,29 54,06 53,08 55,13 51,78
Денежный агрегат М3, млрд. грн. 396,156 515,727 487,300 597,872 685,510
Скорость обращения по М3 1,82 1,84 1,87 1,81 1,92
Уровень монетизации по М3, % 54,97 54,40 53,35 55,23 52,07
Коэффициент монетизации экономики Км является одним из наиболее важных макроэкономических показателей в государстве и определяется отношением денежной массы к номи-
нальному валовому внутреннему продукту. Согласно [8] в качестве денежной массы принимается денежный агрегат М 0 . В финансовой практике обычно обобщающей характеристи-
кои денежной массы является денежный агрегат М2. Автор работы [9] указывает, что необходимо в качестве объёма денежной массы использовать денежный агрегат М3. По нашему же мнению, коэффициент монетизации экономики должен определяться следующим образом
=■ М1
ВВП
По мнению многих исследователей, оптимальное значение коэффициента монетизации экономики достигается в том случае, если денежная масса составит не менее половины ВВП. Мы же считаем, что это совершенно не обязательно. Даже небольшая денежная масса при соответствующих условиях позволит удовлетворить всю потребность экономики. Денег в государстве, как правило, всегда достаточно, они просто при принятой модели хозяйствования очень неэффективно используются.
Практически все авторы ошибаются в том, что делают упор, прежде всего, на величину денежной массы, а скорость её обращения - это дело десятое. Так, например, авторы статьи [10] ратуют за увеличение денежной массы в Украине и пытаются увязать экономику развитых стран с величиной коэффициента монетизации экономики, ссылаясь при этом на так называемый «мировой опыт». В качестве аргумента приводятся следующие значения коэффициента монетизации экономики в других странах: Германия - 0,65; Франция - 0,90; Англия - 0,89; США - 1,10; Япония - 1,16; Китай - 1,60. В Украине этот коэффициент на конец 2011 года составлял всего - 0,19. Согласно версии этих авторов, чем больше денег в стране, тем лучше работает экономика. Но ведь для успешной работы экономики нужно сочетание многих важных условий, это и производительность труда в стране, и наличие высокопрофессиональных кадров, и наличие необходимых материальных и энергетических ресурсов. Многие страны являются успешными не потому, что у них самая лучшая финансовая система, а потому, что некоторые из них так «наладили дело», что на них работают остальные страны; другие уделяют большое внимание развитию научно-70% • ВВП + 50% • ВВП
технического прогресса; третьи живут за счёт природных ресурсов, четвёртые - за счёт туризма, пятые - за счёт льготного налогообложения и т. п. Кроме того, даже «развитость» отдельных стран не исключает проявления в них типовых кризисных явлений, присущих современной экономической модели.
Поэтому один из путей, который поможет заработать экономике в полную силу, является путь увеличения скорости обращения денежной массы. Да и сама денежная масса должна быть пересмотрена в части ликвидации «неликвидных» агрегатов.
Следует также учитывать, что, например, агрегат М 0 является ещё и активным участником «теневого» сектора экономики. Из-за того, что денежный агрегат М0 наравне с официальной экономикой обслуживает параллельно и «теневую» экономику, то, естественно, можно предположить, что скорость его обращения выше официальной в несколько раз. Для денежного агрегата М 0 может быть актуальным следующее выражение:
М 0 (V, + к„) = ВВП, + тп0,
где У0 и У0 - скорость обращения денежного агрегата М 0 при реализации товаров и услуг
соответственно в официальном и «теневом» секторам экономики;
ТП0 - объём «теневого» продукта, реализованного с помощью денежного агрегата М 0 .
ВВПо - объём части номинального ВВП, реализованного с помощью денежного агрегата
М 0.
Если предположить, что ВВПо составляет
около 70% от номинального ВВП, а оборот «теневого» сектора экономики дополнительно составляет ещё примерно 50% (по самым скромным подсчётам) номинального ВВП, то фактическая средняя скорость Уф обращения денежного агрегата М0 в 2011 году составила
Vф =. ' 0
М0 -100%
70% • 1316,60 + 50% • 1316,60 192,66 -100%
= 8,2.
Поэтому для возможности борьбы с теневой экономикой и коррупцией количество наличных денег должно быть значительно сокраще-
но. Кроме того, банкноты должны быть мелкого номинала. Крупные покупки должны осуществляться исключительно в безналичной форме.
Большим подспорьем для теневого бизнеса является наличная иностранная валюта. Ни для кого также не секрет, что большая часть теневых операций, связанных особенно с контрабандой, осуществляется в иностранной валюте. Если убрать наличную иностранную валюту из обращения, то контрабанду в Украину никто больше завозить не будет, наркотики в Украине сразу же исчезнут.
Исходя из вышесказанного, авторы считают, что для увеличения скорости обращения денежной массы должны быть оставлены только высокоэффективные их составляющие. К таким составляющим могут быть отнесены только наличные деньги вне банков и переводные депозиты, принадлежащие гражданам, предприятиям и государству, т.е. денежные агрегаты М 0 и М1.
Таким образом, внимание нужно в первую очередь уделять скорости обращения денежной массы. И задача номер один состоит именно в максимизации этого показателя. Чем больше скорость обращения денежной массы, тем меньшее количестве денег в абсолютном выражении потребуется для обслуживания экономики. Люди постоянно слышат всё время от всех правительств одно и то же, что, мол, как всегда не хватает денег для решения различных экономических, экологических и социальных программ. Никто не говорит о том, что деньги просто очень медленно обращаются. Но ведь один и тот же результат можно достичь разными путями. Есть интенсивный путь развития, а есть экстенсивный путь развития. Увеличение скорости обращения существующей денежной массы - интенсивный путь развития экономики, а увеличение самой денежной массы - экстенсивный путь развития. Первый путь является более эффективным. Кроме того, отпадёт надобность в эмиссиях, что позволит побороть инфляцию в стране. Зачем же мы избрали второй путь?
По нашему глубокому убеждению, в высокоэффективной экономике не должно быть никаких низколиквидных (неэффективных) денег вообще («рыба не может быть второй свежести, иначе это уже не рыба»). Для нормального функционирования экономики нужны полноценные деньги, а не «полуденьги» (суррогат). Если деньгами нельзя оплатить покупку в магазине, то такие «деньги» деньгами быть не могут. Вместо «бурного финансового потока» мы имеем в настоящее время «стоячее финансовое болото». Если скорость обращения денег сравнивать со скоростью движения воды в водо-
ёмах, то денежные агрегаты M0 и Мг можно приравнять к реке, а денежные агрегаты М2 и М3 - к болоту. Последние денежные агрегаты представляют собой по существу «финансовые якоря», сброшенные за борт во время движения «экономического корабля» и мешающие ему набирать ход. Коэффициент полезного действия такой системы крайне невелик. Поэтому неэффективные денежные агрегаты должны быть полностью ликвидированы. Финансовая система в стране должна быть превращена не в «склад неликвидов», тормозящих экономический процесс, а в «финансовый коллайдер», позволяющий деньгам совершать максимально возможное число оборотов за год. Поэтому кредитно-банковская система в том виде, в котором она существует в настоящее время, является реальным тормозом экономики.
Разбивка разных видов денежной массы между денежными агрегатами является весьма условной, хотя уже и по ним видно, что скорости обращения отличаются друг от друга. Более точным было бы выделение отдельных индивидуальных составляющих и определение их скорости обращения. Будем отдельные составные части денежной массы обозначать не так как денежные агрегаты - буквой " М " (от англ. слова "money"- деньги), а буквой - " Д " от слова "деньги".
Исходя из того, что разные составные части денежной массы имеют разную реальную скорость обращения, можно записать
д0V0 + Дк +...+ДV +...+Д тУт = ВВП
или
i=m
2 ДК = ВВП,
i=0
где Дi - масса i-ой составной части денежной массы;
Vi - скорость обращения i-ой составной части денежной массы;
m - количество составляющих частей денежной массы.
К отдельным составляющим частям денежной массы можно отнести, например, следующие:
- наличные деньги вне банков;
- наличные деньги в банках;
- переводные депозиты граждан в национальной валюте;
- переводные деньги предприятий в национальной валюте;
- срочные депозиты граждан в национальной валюте;
- срочные депозиты предприятий в национальной валюте;
- депозиты граждан в иностранной валюте;
- депозиты предприятий в иностранной валюте;
- депозиты в драгоценных металлах;
- ценные бумаги.
Было бы интересно проанализировать данные по каждому такому обособленному финансовому «слою», но, к сожалению, на сегодняшний день такой глубокой статистики не существует.
Каждая /-я составная часть денежной массы вносит свою лепту в создание определённого объёма номинального ВВП.
Будем величину каждой отдельной характерной части денежной массы обозначать буквой Д/.
По мнению авторов, вся денежная масса в стране должна состоять из трёх взаимосвязанных денежных «резервуаров»:
Д0- наличные и безналичные деньги граждан и юридических лиц в обращении;
Д1 - беспроцентные депозиты граждан и юридических лиц («технические деньги»);
Д2 - государственные денежные резервы.
Рис. 1. Предлагаемая принципиальная схема функционирования национальной финансовой системы Б - блага; Д - деньги; З - зарплата; Н - налог, который уплачивают производители; Н" - налог, который уплачивают потребители; ПЗ - получение займа; ВЗ - возврат займа
Если эти денежные структуры рассматривать как отдельные «резервуары», то самым большим будет денежный резервуар Д0. Если же их продолжать рассматривать как денежные агрегаты, то самым большим будет денежный агрегат Д2. Деньги могут свободно перемещаться между «резервуарами». Из резервуара Д1 деньги в виде беспроцентных займов будут перетекать в резервуар Д0 , а из него в виде возврата займов будут снова перетекать в резервуар Д1 . Если в одном резервуаре количество денег увеличится, то в другом должно уменьшиться. При большой потребности в займах резервуар Д1 всегда будет почти пустым.
Если кто-то возвращает заём, то он сразу может быть вновь выдан следующему заёмщику. Оплата за администрирование займов должна осуществляться в разумных пределах. Это может быть сумма, не превышающая, например, 1 % от суммы займа. Если при выдаче-возврате займов денежная масса резервуара Д1 совершит за год десять оборотов, то выручка банков составит 10 % от выданных займов.
Какой же должна быть система движения денег в национальной экономике, чтобы она работала высокоэффективно? На рис. 1 показана предлагаемая принципиальная схема работы замкнутой финансовой системы в государстве.
Схема работает по принципу «взаимосвязанных резервуаров» в единой замкнутой системе. Если где-то деньги убывают, то где-то они должны прибывать.
Самым главным субъектом хозяйственно-финансовой деятельности являются «производители благ». За произведенные блага (Б) после их продажи они получают деньги (Д). Эти деньги идут в дальнейшем на оплату услуг сторонних организаций, выплату заработной платы (3) и уплату налога (Н1). «Производители благ» являются также одновременно и «потребителями благ» других «производителей благ». Непосредственные «потребители благ» существуют за счёт заработной платы и налога Н. В случае, если «потребители благ» не покупают блага и не тратят деньги, они уплачивают ежемесячный налог на «неиспользование денег» Н'', который может быть равен, например, около 5 % от суммы оставшихся у них денег.
Деньги, циркулирующие между субъектами экономической деятельности, находящимися во внутреннем круге (рис. 1), представляют собой денежный резервуар Д0. Деньги, находящиеся между параллельными кругами («технические деньги»), представляют собой резервуар Д1. Этот денежный резервуар нужен только для того, чтобы обеспечивать беспроцентными займами нужды национальной экономики. Пополнение денежного резервуара Д1 возможно за счёт поступления денег от «потребителей благ» (беспроцентный депозит), а также за счёт денежного резервуара Д2. Деньги, находящиеся в денежных резервуарах Д1 и Д2, выполняют функцию платежа, функцию обращения они не выполняют. Вся эта система в целом обеспечивает условия быстрого обращения денег. Если бы такая экономико-финансовая модель была бы принята в своё время в Советском Союзе, то он бы по уровню развития производства и уровню жизни населения намного бы превзошёл все высокоразвитые страны мира.
Эффективность такой модели в первую очередь зависит от скорости обращения денег в системе. А скорость определяется только желанием людей работать, зарабатывать и быстро тратить деньги на приобретение различных новых благ. Такое желание у большинства людей есть всегда. Необходимо подчеркнуть, что даже смысловое содержание самого термина «деньги», в переводе со старославянского языка означает - «полезная вещь на один день» (слово «деньги» складывается из двух составляющих: «день» - календарная единица измерения времени и «ги» - полезная вещь).
Люди не должны всю жизнь копить деньги для покупки, например, жилья. Жить ведь надо сейчас, а не потом. В советское время государство предоставляло людям бесплатные квартиры. Так пусть сейчас предоставляет на возвратной основе беспроцентные займы хоть для покупки квартир.
Функцию накопления (сбережения) необходимо передать либо товарам длительного существования, либо беспроцентным ценным бумагам, например, государственным облигациям или сертификатам. Это позволит отсечь паразитирующие элементы, живущие за счёт ссудного процента. Эта функция денег является очень хорошим индикатором происходящих в обществе социальных процессов и царящих там нравов. Она ярко высвечивает негативные явления, возникающие между разными слоями общества. По своей сути она является пережитком прошлого, элементом финансового порабощения, следствием несовершенной природы человека. Экономика, поощряющая появление «трутней», паразитирующих на ссудном проценте, никогда не будет процветающей. Банковские учреждения призывают граждан размещать свои деньги на срочных депозитах и сулят им за это большие проценты, мотивируя это тем, что таким образом деньги могут быть спасены от инфляции. Здесь банки лукавят и вводят людей в заблуждение, подменяя причину следствием. Ведь именно проценты по депозитам и кредитам являются одной из непосредственных причин инфляции. Кроме того, эта функция денег наравне с другими экономическими «недоработками» является кризисообра-зующей.
Что же произойдёт в результате ликвидации «неликвидных» денежных агрегатов и принятия дополнительных мер, стимулирующих оборачиваемость денег?
Во-первых, резко ускорится темп работы экономики, что скажется на значительном росте реального ВВП; во-вторых, государство и граждане навсегда забудут, что такое «дефицит денег»; в-третьих, значительно снизятся цены, так как проценты по кредитам не будут включаться в стоимость товаров и услуг; в-четвёртых, исчезнут нетрудовые доходы и паразитирующие на этом элементы, что будет вынуждать бывших любителей ссудного процента заниматься общественно-полезным трудом, увеличивая тем самым ВВП; в-пятых, значительно вырастет возвращаемость займов, что положительно скажется на стабилизации финансово-банковской сферы; в-шестых, банки
будут стабильно получать соответствующий эквивалент своего труда; в-седьмых, отпадёт потребность в небанковских финансово-кредитных институтах: инвестиционных компаниях, пенсионных фондах, трастовых компаниях; в-восьмых, пропадёт надобность в зарубежных кредитах; в-девятых, снизится психологическая напряжённость в обществе, люди будут уверены в завтрашнем дне; в-десятых, улучшится моральный климат в обществе, исчезнут многие негативные явления, повысятся человеческие качества.
С корректировкой функций денег должна параллельно произойти и корректировка функций финансовых институтов. Прежде всего, это касается банков, которые должны возродиться в новом статусе, как расчётно-кассовые центры, затем страховых компаний, а также других финансовых учреждений небанковской сферы, которые должны осуществить диверсификацию своей деятельности.
Ещё один очень важный вопрос касается частной собственности на деньги. Деньги должны принадлежать только государству, но никак не людям. Людям могут принадлежать только результаты труда, т.е. товары. А деньги нужны только как промежуточное звено. Государство должно стать основным заёмщиком финансов для своей национальной экономики. И зависимость от денег других государств говорит только о неспособности самим наладить работу национальной экономики.
С переходом к рыночным отношениям произошла массовая приватизация не только государственных предприятий, но и государственных денег, которые очень быстро распределились по коммерческим банкам. Кроме того, банки способствуют изъятию и остальных денег из оборота посредством ссудного процента и таким образом создают условия для искусственного дефицита денег, что вынуждает предприятия снова и снова обращаться к банкам за кредитами. Да и сама система ценообразования и налогообложения в стране организована таким образом, что способствует созданию дефицита оборотных средств. Деньги из «блага» постепенно стали превращаться во «зло».
Банкам предоставили монопольное право торговать деньгами. А этого нельзя было делать. Вместо того, чтобы обслуживать экономику, банки стали её себе подчинять. Деньги уже давно не являются ресурсом. Можно нарисовать сколько угодно нулей на банкноте и ввести такие же нули в компьютер. Деньги должны стать обычным «техническим средством»
при обмене товаров и выполнении платежей. И не надо искать никаких зарубежных инвесторов. Дайте людям возможность пользоваться беспроцентными займами и все проблемы в государстве будут решены. Ведь, чтобы происходили какие-нибудь экономические процессы, участники рынка должны иметь деньги.
Авторы совершенно не согласны с лауреатом Нобелевской премии Ф. А. Хайеком, который в своей работе [11] предлагает убрать государственную монополию на деньги. С ним же полностью солидарен другой лауреат Нобелевской премии М. Фридман [12].
Такую важную сферу деятельности как финансы государство ни при каких обстоятельствах не должно было отдавать в частные руки. Ничего нового, как только спекуляция деньгами в свою пользу, «частники» придумать не могут. А если государство будет предоставлять беспроцентные займы, то оно будет получать и налоги в полной мере. Потому, что одним из условий выдачи беспроцентного займа должна быть полноценная уплата предприятием налогов. Частные деньги тормозят развитие всей экономики и способствуют процветанию только тех, кому они принадлежат. Банковские структуры должны быть перепрофилированы в производственные, а свои уже имеющиеся финансы должны инвестировать в развитие производства.
Приватных денег быть не должно. Владельцы таких денег, будучи далеко не альтруистами, могут изымать их свободно из оборота в любой момент, создавая таким образом определённые трудности для остальных субъектов предпринимательской деятельности (ярким свидетельством тому является кризис 1929 года). Финансовая же модель в виде ФРС, насильственно внедрённая в США в результате государственного переворота, является не только антинаучной, но и аморальной. Государство более надёжная и ответственная структура, чем частные банки. Национальный банк должен полностью подчиняться государству, а задача государства должна состоять не в том, чтобы давать возможность сверх меры обогащаться избранным субъектам, а в том, чтобы наладить счастливую жизнь для всех людей в государстве.
Одной из самых важных причин, которая будет тормозить внедрение предлагаемой схемы, могут явиться сами банки, которые уже привыкли к своему «привилегированному» положению и ничего менять не захотят. Только всё дело в том, что финансовая модель, которая
была внедрена в своё время, уже давно не работает и только искусственно создаётся иллюзия её работоспособности. Другой причиной является инертность мышления и годами нажитая привычка людей не доверять государству, всегда откладывая деньги на «чёрный день». Поэтому, как жить без «заначки», люди себе не представляют. Но если бы люди могли знать, какую огромную выгоду они получат в результате данного новшества, то никаких проблем не возникало бы.
Если и дальше продолжать заниматься выдачей частных кредитов под проценты, то, в конце концов, все деньги окажутся с одной стороны полюса - в руках частных финансовых структур и экономика остановится. Это всё равно, что катать по снегу снежные комья, -размеры комьев за счёт прилипания снега (процентов по кредитам) будут всё время увеличиваться, а самого снега будет становиться всё меньше и меньше. Поэтому для устранения денежного дефицита постоянно приходится прибегать к эмиссии.
Финансовая система должна обслуживать экономику и быть жёстко привязанной к ней, а не жить самостоятельной жизнью, как это происходит в настоящее время. Роль денег в современном мире очень сильно преувеличена. Люди всё больше по традиции наделяют их какими-то особыми свойствами, хотя никакой внутренней ценностью они не обладают. Деньги - это обычное «техническое средство», вроде «номерков» в театральном гардеробе, служащих для идентификации сданной в гардероб верхней одежды.
Если у кого-то возникнут сомнения в работоспособности предлагаемой финансовой модели, то мы отсылаем оппонентов к силе аналогий [13]. Зная результаты уже хорошо известных процессов и технологий, зарекомендовавших себя с положительной стороны, принципы их функционирования и имеющие аналогии с рассматриваемыми процессами, но используемыми в других сферах, можно использовать первые в качестве прототипов при создании аналогичных процессов.
В заключение рассмотрим несколько примеров, косвенно подтверждающих правильность замкнутого финансового цикла и в экономике.
В качестве первого примера рассмотрим замкнутый принцип функционирования системы отопления помещений в доме. Теплоноситель (горячая вода) нагревается в котельной и по специальной системе трубопроводов под
давлением поступает в отапливаемое помещение, где часть тепла передаётся окружающей среде. Теплоноситель на выходе уже имеет температуру значительно ниже, чем на входе. Затем цикл повторяется. Объём теплосети постоянен. Количество подаваемого тепла зависит только от температуры теплоносителя и скорости его движения по трубопроводам. Пополняться система может только в случае утечки теплоносителя. Если на практике уже многократно проверено, что такие замкнутые технические системы надёжно работают в каждом доме, то почему же по такому принципу не сможет работать замкнутая финансовая система? По такому же замкнутому циклу работает и система фонтана.
Следующий пример возьмём из области физиологии. Таким ярким примером замкнутого контура может служить циркуляция крови в кровеносной системе человека. Общее количество крови в организме здорового человека постоянно и составляет в среднем 6,8% от массы тела. Это равно примерно 4,5 л. Главным органом, заставляющим кровь двигаться по кровеносным сосудам, является сердце, которое представляет собой совершенный насос. За одно сокращение сердце выбрасывает в систему примерно 70 мл крови (для тренированного сердца - 100 мл). При 72 сокращениях в минуту (физиологическая норма для человека) это составит 5 л. Таким образом, весь объём крови за минуту совершает более одного полного оборота. И это количество крови успевает в течение только одних суток совершить 1600 - 2000 циклов [14]. За сутки перекачиваемый объём крови составит 8100 л, а за год - 2956500 л. Вместе с тем природа предусмотрела всё очень мудро. Деятельность сердечного ритма регулируется мозгом. Когда человек находится в состоянии покоя, кровь циркулирует медленно, когда человек занят физической нагрузкой, движение крови ускоряется. Причём увеличивается одноразовый объём выталкиваемой крови и ускоряется ритм сердечных ударов. Таким образом, при увеличении нагрузки сердце может работать в 6-8 раз быстрее, чем в состоянии покоя. Для сравнения отметим, что у грызунов частота сердечных сокращений в минуту находится в интервале от 500 до 780, а у некоторых птиц - от 745 до 1000.
В «высокоэффективной» экономике должно быть точно так же. Хотим больше производить материальных благ - надо интенсивнее работать. А для этого нужно просто ускорять дви-
жение «крови» (денег) в замкнутой системе, а не увеличивать её объём.
Что стало бы с организмом, если бы с каждым очередным циклом количество крови увеличивалось бы на величину «прибыли»? А ведь так пытается работать современная экономика.
И последний пример. Каждый водитель хорошо знает, чтобы машина быстрее ехала, надо просто перейти на более скоростную передачу. Колёса начинают быстрее вращаться и таким образом увеличивается скорость движения автомобиля. В «экономическом» же автомобиле почему-то всё время пытаются поменять колеса меньшего диаметра на колеса большего диаметра (увеличивая денежную массу). Но они вращаться от этого быстрее не становятся и скорость движения не увеличивается.
Выводы
Когда деньги аккумулируются, они не выполняют функции обращения и платежа. А эти функции денег являются приоритетными. Простое увеличение денег в стране никак не связано с ростом производства и с увеличением материальных благ, а увеличение оборачиваемости денег - связано. Рост денежной массы при сохранившемся уровне производства моментально вызывает рост цен.
Дополнительный приток денежной массы вначале немного оживляет экономику, потом вызывает инфляцию, а в дальнейшем увеличивает денежную массу низко ликвидных денежных агрегатов. А для постоянного нормального функционирования экономики денег всё так же не хватает. Затем всё повторяется. И так может быть до бесконечности.
Таким образом, современная финансово-экономическая модель хозяйствования не способна на сегодня задействовать весь финансовый потенциал. Хотя по тому количеству реальной денежной массы, которая в настоящее время находится на Украине, в условиях предлагаемой модели ВВП может достигать за год более 4 трлн. грн.
Единственным хозяином денег в стране должно быть государство, которое осуществляет эмиссию денег. Остальные могут ими только временно пользоваться. Поэтому государство не должно допускать, чтобы деньги в больших количествах и на длительный срок скапливались на счетах субъектов финансово-хозяйственной деятельности любой формы собственности и оседали на руках физических лиц. Основным предназначением денег должны стать функции обращения и платежа. Функцию сохранения богатства должны выполнять либо
товары длительного жизненного цикла, либо специальные ценные бумаги. Самое главное то, что должна поменяться философия заработка. Люди должны ясно понимать, в чём заключается их труд и за что они получают деньги.
Предложенная в данной работе схема функционирования денег в стране позволит перевести национальную экономику на совершенно иной уровень развития, что позволит раз и навсегда решить вопрос дефицита денег в стране и устранить инфляционные процессы. Таким образом, будут созданы благоприятные условия по устранению кризисных явлений и повышению эффективности экономики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Мямлин, В. В. Существующая прибыльно-
финансовая модель хозяйствования - основная причина кризиса мировой экономической системы и краха финансовой системы [Текст] / В.
B. Мямлин // Вюник Дшпропетр. нац. ун-ту за-лiзн. трансп. iм. акад. В. Лазаряна.- 2008.- Вип. 25.- Д.: Вид-во ДНУЗТ, 2008.- С. 241-247.
2. Мямлин, В. В. К вопросу о категории прибыли
[Текст] / В. В. Мямлин // Вюник Дншропетр. нац. ун-ту залiзн. трансп. iм. акад. В. Лазаряна.-2010.- Вип. 29.- Д.: Вид-во ДНУЗТ, 2010.- С. 268-279.
3. Пшинько, А. Н. Повышение уровня системности
экономики - основной путь выхода из кризиса [Текст] / А. Н. Пшинько, В. В. Мямлин, С. В. Мямлин // Вюник Дншропетр. нац. ун-ту залiзн. трансп. iм. акад. В. Лазаряна.- 2011.- Вип. 36.-Д.: Вид-во ДНУЗТ, 2011.- С. 275-283.
4. Пшинько, А. Н. Переход на модель высокоэффек-
тивной национальной экономики - реальный путь решения экономических проблем в государстве [Текст] / А. Н. Пшинько, В. В. Мямлин,
C. В. Мямлин // Вюник Дншропетр. нац. ун-ту залiзн. трансп. iм. акад. В. Лазаряна.- 2012.-Вип. 41.- Д.: Вид-во ДНУЗТ, 2012.- С. 294-303.
5. Фишер, И. Покупательная сила денег [Текст] / И.
Фишер.- М.: Дело, 2001.- 198 с.
6. Бюлетеш Нацюнального банку Украши (електро-
нне видання) [електронний ресурс].- режим доступу: Шр:// www.bank.gov.ua /81айз1/е1Ьи1.Ыт
7. Статистичний щорiчник Укра1ни за 2010 ргк
[Текст].- К.: ТОВ «Август Трейд», 2011.- 559 с.
8. Щетинш, А. I. Грошi та кредит [Текст] / А. I. Ще-
тинш.- К.: Центр навчально! лггератури, 2005.432 с.
9. Демшвський, А. В. Грошi та кредит [Текст] / А. В.
Демшвський.- К.: Дакор, 2007.- 528 с.
10. Гриневецький, С. Негаразди стратеги фшансово-
економiчного розвитку Укра!ни [Текст] / С. Гриневецький, Т. Ковальчук // Голос Укра!ни, 2010, № 5 (15 ачня 2010).- С. 6 - 7.
11. Хайек, Ф. А. Частные деньги [Текст] / Ф. А. Хайек.- М.: Институт Национальной Модели Экономики, 1996.- 240 с.
12. Фридмен, М. Количественная теория денег [Текст] / М. Фридмен.- М.: Эльфа пресс, 1996.131 с.
13. Эмпахер, А. Сила аналогий [Текст] / А. Эм-пахер.- М.: Мир, 1965.- 154 с.
О. М. ПШШЬКО, В. В. МЯМЛИ, С. В. МЯМЛИ
ВПЛИВ ШВИДКОСТ1 ОБ1ГУ ГРОШОВО1 МАСИ НА ЕФЕКТИВН1СТЬ НАЦ1ОНАЛЬНО1 ЕКОНОМ1КИ
Розглянуто деяк1 положення принципово ново! економ1чно! модел господарювання, в основу яко! по-кладено «Теорш високоефективно! нацюнально! економши». Критично розглянуто окрем1 функцп грошей в сучасному свт й зазначено на протир1ччя м1ж ними. Показано як швидшсть обпу грошово! маси в держав впливае на ефектившсть нацюнально! економши. Вказано шляхи зб1льшення швидкосп оборотносл грошово! маси. Запропоновано принципово нову схему функцюнування грошово! системи в державг Ключовi слова: функцп грошей, грошов1 агрегати, швидшсть об1гу, ефективн1сть
A. N. PSHIN'KO, V. V. MYAMLIN, S. V. MYAMLIN
EFFECT OF MONEY TURNOVER RATE ON EFFICIENCY OF NATIONAL ECONOMY
Some provisions of an entirely new model of economic management having as its base "The Theory of High Efficient National Economy" are under consideration. The separate functions of money in the modern world are critically examined, and the contradictions among them are highlighted. It is demonstrated on how does the money turnover rate influences on the national economy efficiency. Ways to increase the rate of money turnover are shown. An absolutely new scheme of functioning the state monetary system is suggested. Keywords: functions of money, monetary aggregates, rate of turnover, efficiency
14. Зверев, И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека [Текст] / И. Д. Зверев.- М.: Просвещение, 1978.- 239 с.
Поступила в редколлегию 24.05.2012. Принята к печати 04.06.2012.