Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА'

ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / СКАЗКА / ВЛИЯНИЕ / СОЗНАНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / TEENAGER / FAIRY TALE / INFLUENCE / CONSCIOUSNESS / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слюсарева М.А., Прохненко А.В., Дубовицкий А.А.

Статья посвящена исследованию влиянию сказки на стиль поведения подростка. Методологическую теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных психологов, таких как З. Фрейд, К. Юнг , Д. Бретт, И.В. Вачкова, Марии-Луизы фон Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, и др. Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальное выявление влияние сказки на стиль поведения подростка. Мы предполагали, что сказка оказывает влияние на стиль поведения подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF A FAIRY TALE ON THE BEHAVIOR STYLE OF A TEENAGER

The article is devoted to the study of the influence of fairy tales on the behavior style of a teenager. The methodological theoretical basis of the research was the works of domestic and foreign psychologists, such as Z. Freud, K. Jung, D. Brett, I. V. Vachkova, Maria-Luisa, T. D. Zinkevich-Evstigneeva, and others. The purpose of our research is to provide theoretical justification and experimental identification of the influence of fairy tales on the behavior style of teenagers. We assumed that the fairy tale influences the behavior of a teenager.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА»

УДК 159.9.07

Слюсарева М.А. студент

Кубанский государственный университет

Прохненко А.В. студент

Кубанский государственный университет

г. Краснодар Дубовицкий А.А. студент КВВАУЛим. А.К. Серова г. Краснодар

ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА

Abstract: the article is devoted to the study of the influence offairy tales on the behavior style of a teenager. The methodological theoretical basis of the research was the works of domestic and foreign psychologists, such as Z. Freud, K. Jung, D. Brett, I. V. Vachkova, Maria-Luisa, T. D. Zinkevich-Evstigneeva, and others. The purpose of our research is to provide theoretical justification and experimental identification of the influence of fairy tales on the behavior style of teenagers. We assumed that the fairy tale influences the behavior of a teenager.

Keywords: teenager, fairy tale, influence, consciousness, behavior.

Slyusareva M.A.

student

Kuban state University Prokhnenko A. V.

student

Kuban state University Krasnodar Dubovitskii A.A.

student KHMASP A.K. Serov Krasnodar

INFLUENCE OF A FAIRY TALE ON THE BEHAVIOR STYLE OF A

TEENAGER

Аннотация: статья посвящена исследованию влиянию сказки на стиль поведения подростка. Методологическую теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных психологов, таких как З. Фрейд, К. Юнг, Д. Бретт, И.В. Вачкова, Марии-Луизы фон Т.Д.

Зинкевич-Евстигнеева, и др. Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальное выявление влияние сказки на стиль поведения подростка. Мы предполагали, что сказка оказывает влияние на стиль поведения подростка.

Ключевые слова: подросток, сказка, влияние, сознание, поведение.

Подростковый возраст - возраст самоопределения и активного поиска собственного «Я». В данный период подросток пробует себя в разных социальных ролях, формируются планы на будущее, пытается понять себя и свои возможности. Также в подростковом возрасте у детей возникает и увеличивается желание стать взрослым, что формирует изменение стиля поведения, развивает и создает абсолютно новое положение личностного и психологического происхождения.

Сказка, неизменный спутник детства, давно привлекала внимание психологов. Различные научные школы по-разному представляют её психологический смысл, но сходятся все в одном: с помощью сказки ребёнок постигает внутренний и внешний мир. А также сказка позволяет сделать процесс нравственного и эмоционального развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Исследования, проведенные как отечественными, так и зарубежными психологами показали, что правильно организованное эстетическое восприятие оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов, способствуя возникновению новых мотивов деятельности ребенка.

Сказка является источником человеческой мудрости, опыта, результатом работы нескольких поколений людей. Сказки классифицируют на три большие группы: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. С помощью сказок из поколения в поколение передавались моральные ценности, устои и манеры поведения. Психологическое содержание сказок, символическое отображение психологических явлений, делают народные сказки незаменимым инструментом воздействия на человека, так как, читая сказку, ребенок бессознательно воспринимает более значительный для себя образ. По мнению ученого Н. Пезешкяна, так работает устройство сбережения в сказочных рассказах личного опыта [6].

Благодаря различным сказкам ребенок понимает, что есть добро, а что зло, изучает модели поведения в различных ситуациях. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение. Каждый подросток ставит себя «на место героя» и проходит через различные испытания, преодолевая свои проблемы, совершая тот или иной выбор. Литературные герои несут в себе мощный ценностный потенциал. Сказка может помочь взрослым отыскать общий язык с подростком в содействии ему решения его первых проблем.

Проживание опасной ситуации в своем воображении уменьшает страхи ребенка, повышает его уверенность в себе и помогает ему в жизни действовать, сосредотачиваясь на ситуации, а не на своих отрицательных эмоциях. Современные подростки, слушая сказки, также проходят тот самый путь познания окружающего, мира и приобретения опыта.

В ход исследования проверялось предположение о том, что сказка оказывает влияние на стиль поведения подростка.

Для проведения исследования были выбраны следующие методы:

- анкета «Моя любимая сказка»;

- методика Кеннета Томаса «Определение способов регулирования конфликтов», направленную на диагностику поведения личности в конфликтной ситуации. Для статистического анализа использовался Н-критерий Краскалла-Уоллеса.

В нашем исследовании принимали участие 50 человек в возрасте 1516 лет.

Для выявления любимой сказки респондентов мы создали анкету «Моя любимая сказка», в которой респондент должен был ответить на вопросы, которые помогли нам определить: какая любимая сказка, какой эпизод больше понравился, кто любимый герой сказки.

В результате данного исследования нам удалось выявить наличие влияния любимой сказки на стиль поведения подростка. Участвовавшие в исследовании подростки в любимой сказке выбирали любимого героя, тип поведения которого совпадал с его стилем поведения (хотя бы по одному стилю поведения в конфликтной ситуации). Участники исследования выбирали главных героев любимой сказки, основываясь не только на характеристиках любимых персонажей, которые влияли на тип поведения героя, но и на собственном стиле (предпочитаемом в конкретной ситуации) поведения в конфликтной ситуации, подтвержденным результатами методики Кеннета Томаса «Определение способов регулирования конфликтов» (соперничество, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество).

Знаменитый австралийский психолог Д. Бретт в работах писала, что дети стремятся воспользоваться образцом поведения положительного героя в борьбе с собственными трудностями, идентифицирует себя с ее героями и проводит параллель между своей жизнью и сюжетом, извлекая хороший урок. Зачастую сказка направлена на то, чтобы посодействовать подростку в упорядочивании его внутреннего мира, выяснении чего-либо нового, в совершении желанных перемен [7].

Сказка является удивительным, по своей силе психологического воздействия, способом работы с внутренним окружением и миром подростка, мощный инструмент его развития. Сказка оказывает огромное влияние как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности.

Таким образом, проведенное исследование позволяет считать цель достигнутой, гипотезу доказанной, так как на примере выборки подростков, мы подтвердили, что сказка оказывает влияние на стиль поведения подростка.

Использованные источники:

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2014.

2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 2015.

3. Бутузова, Ю. С. Социально-психологическая роль сказкотерапии в работе с современными подростками / Ю. С. Бутузова, С. П. Акутина. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). -С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23244/ (дата обращения: 09.08.2020).

4. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самопознания через психологическую сказку. М., 2007.

5. Волков Б.С. Психология подростка. - М., 2002

6. Пезешкян, Н. Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни.- М.,2012.

7. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.