Научная статья на тему 'Влияние скармливания бычкам дифференцированных доз антистрессовых препаратов на биоконверсию протеина и энергии кормов в мясную продукцию'

Влияние скармливания бычкам дифференцированных доз антистрессовых препаратов на биоконверсию протеина и энергии кормов в мясную продукцию Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
84
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫЧКИ / РАЦИОН / АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРЕПАРАТЫ / МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ / СЫРОЙ ПРОТЕИН / ОБМЕННАЯ ЭНЕРГИЯ / YOUNG BULLS / DIET / ANTI-STRESS PREPARATIONS / MEAT PRODUCTION / CRUDE PROTEIN / METABOLIC ENERGY

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Ляпина Вероника Олеговна, Курлаева Галина Борисовна, Лапина Ольга Владимировна

Включение в состав рациона бычков в течение 5 суток до и после воздействия технологических стрессоров различной силы дифференцированных доз антистрессовых препаратов дилудина и ионола позволило повысить синтез пищевого белка на 15,29 18,87, жира на 39,34 44,20%, конверсию протеина и энергии корма в белок и энергию мясной продукции соответственно на 0,89 1,01 и 1,20 1,28%, а также сократить затраты обменной энергии на производство 1 кг пищевого белка на 8,38 9,51%, а жира на 24,19 25,42%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Ляпина Вероника Олеговна, Курлаева Галина Борисовна, Лапина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of differentiated doses of anti-stress preparations fed to young bulls on the fodder protein and energy conversion into meat production

Differentiated doses of anti-stress preparations Diludin and Ionol were fed to young bulls during the period of 5 days prior to and after their being exposed to various technological stressors. This allowed to increase the alimentary protein synthesis at 15,29 18,87%, fat 39,34 44,20%, protein and fodder energy conversion into the protein and meat production energy at 0,89 1,01 and 1,20 1.28% respectively. Moreover the metabolic energy expenditures to obtain 1kg of alimentary protein have been reduced at 8,38 9,51$ and fat at 24,19 25,42%.

Текст научной работы на тему «Влияние скармливания бычкам дифференцированных доз антистрессовых препаратов на биоконверсию протеина и энергии кормов в мясную продукцию»

Влияние скармливания бычкам дифференцированных доз антистрессовых препаратов на биоконверсию протеина и энергии кормов в мясную продукцию

ВО. Ляпина, к.с-х.н.; Г.Б. Курлаева, ст. преподаватель; О.В. Лапина, аспирантка, Оренбургский ГАУ

Одной из первоочередных задач агропромышленного комплекса страны является обеспечение населения продуктами животноводства и прежде всего пищевым белком. Общее количество его в рационе человека должно составлять в соответствии с оптимальными нормами 100—105 г в сутки, в том числе 60—65 г животного происхождения. Однако его потребление до настоящего времени явно недостаточно. Основным продуктом, поставляющим белок организму человека, является мясо, производство которого в последние годы не превышает 38—40% от рекомендуемой Институтом питания АМН рациональной нормы. В наращивании его производства важное значение имеет дальнейшая интенсификация скотоводства, позволяющая в значительной мере повысить мясную продуктивность, а следовательно, получить дополнительное количество пищевого белка. Немаловажным при этом является оценка мясной продуктивности не только по выходу пищевого белка, но и по трансформации протеина и энергии кормов в питательные вещества мясной продукции [1].

Многочисленными исследованиями [2—13] установлено, что при выращивании скота на мясо только десятая часть протеина и энергии корма трансформируется в пищевой белок съедобных частей тела. При этом имеют место значительные колебания (от 5 до 17—20%), что в существенной мере зависит от воздействия на животных различных факторов внешней среды. Однако этими исследованиями, к сожалению, не учитывалось влияние на конверсию питательных веществ кормов воздействия технологических стрессоров, имеющих место при производстве говядины.

В связи с этим мы сочли необходимым установить величину конверсии протеина и энергии кормов у бычков бестужевской породы при технологических стрессах и исследовать влияние на нее при использовании молодняком в этот период в составе рациона дифференцированных доз антистрессовых препаратов (дилудина и ионола) в зависимости от силы воздействия того или иного стрессора.

Материал и методы исследования. Эксперимент выполнялся в условиях промышленного комплекса совхоза им. 60-летия СССР Республики Башкортостан, мясного комбината «Оренбургский» и

комплексной аналитической лаборатории ВНИИ мясного скотоводства. Для эксперимента были подобраны три группы бычков аналога бестужевской породы в возрасте 0,5 месяца по 20 голов в каждой. Кормление и содержание подопытных животных проводилось согласно технологии, принятой на комплексе, и было идентичным для откормочных предприятий такого типа. Рационы были сбалансированы в соответствии с детализированными нормами кормления.

В период опыта бычки получали ЗЦМ, комбикорм I, II и III фаз, сено кострецовое и сенаж.

Различие между группами заключалось в том, что бычкам I опытной группы в течение 5 суток до и после воздействия на них таких технологических стрессоров, как ветобработка, взвешивание и смена фазы кормления, с основным рационом дополнительно скармливали антистрессовый препарат дилудин в дозе 12 мг/кг ЖМ. А также таких, как формирование групп бычков, ка-удотомия, перевод с I периода на II период выращивания и за 5 суток до транспортировки их на мясокомбинат 18 мг/кг ЖМ. Молодняку II опытной группы скармливали ионол соответственно в дозах 20 и 30 мг/кг ЖМ.

Оценку питательности рационов, учет кормов, рост и развитие бычков, их убойные качества изучали по общепринятым методикам.

Эффективность конверсии корма в основные питательные вещества мясной продукции определяли по методическим рекомендациям ВАСХНИЛ [14].

Результаты исследований. Во все фазы выращивания бычки, получавшие дифференцированные дозы дилудина и ионола, отличались большей поедаемостью кормов. За период выращивания и откорма (422 суток) фактическое потребление кормов бычками I и II опытных групп было больше по сравнению с контрольным молодняком на 5,66 и 7,41% корм. ед., 5,51 и 5,66% сухого вещества, 5,43 и 7,14% переваримого протеина и обменной энергии на 5,63 и 7,57%.

Установлено позитивное влияние дилудина и ионола на переваримость и использование питательных веществ рационов. Наиболее высокие коэффициенты переваримости имели опытные животные и особенно II опытной группы.

Различное воздействие на бычков технологических стрессоров оказало существенное влияние на интенсивность их роста. Опытные бычки отличались от контрольных лучшим ростом и к

14,5 месяца достигли живой массы 469,2 и 474,8 кг и превосходили контрольных животных на 40,4 и 46,0 кг.

Смягчение стрессового состояния у бычков за счет скармливания им дифференцированных доз дилудина и ионола улучшило их убойные качества. По абсолютной массе туш бычки опытных групп опережали контрольных аналогов на 37,4 и 42,0 кг. Контрольные бычки уступали опытным и по абсолютной массе мякоти на 33,4 (19,74) и

37,4 кг (22,34%).

Полученные данные и их анализ свидетельствуют о межгрупповых различиях в интенсивности синтеза питательных веществ и трансформации протеина и энергии кормов в мясную продукцию (табл. 1).

Из представленных материалов видно, что молодняк, получавший в качестве антистрессовых препаратов дифференцированные дозы ди-лудина и ионола, характеризовался более высокой способностью к синтезу питательных веществ мясной продукции. Так, если бычки контрольной группы синтезировали в съедобных частях тела 36,56 кг пищевого белка, то их аналоги из I опытной группы — на 5,59 (15,29) из II — на 6,90 кг (18,87%) больше. Превосходство опытных бычков над контрольными имело место и по синтезу пищевого жира — на 6,90 (39,34) и 7,76 кг (44,2%) соответственно.

Между животными изучаемых групп установ-

лены различия и по способности трансформации протеина и энергии кормов в съедобные ткани тела. Лучшей способностью конвертировать протеин корма в белок мяса отличались опытные бычки. Они превосходили молодняк контрольной группы на 0,89 и 1,01%.

Несколько более интенсивное жироотложение у бычков опытных групп обусловило и более высокие значения коэффициентов конверсии энергии кормов в энергию съедобных частей их тела. Если у животных контрольной группы коэффициент конверсии энергии корма был на уровне 5,72%, то у аналогов I и II опытных групп он был выше соответственно на 1,20 и 1,28%. При этом следует отметить, что максимальной величиной коэффициента конверсии протеина корма характеризовались бычки II опытной группы, получавшие в период воздействия технологических стрессоров дифференцированные дозы ионола. Между молодняком опытных групп по изучаемым показателям существенной разницы не установлено.

Анализ использования дифференцированных доз дилудина и ионола при стрессовых нагрузках в период выращивания и откорма бычков свидетельствует о позитивном их влиянии не только на трансформацию кормов в мясную продукцию, но и на снижение затрат кормов. Бычки всех изучаемых групп имели высокую оплату корма приростом, однако лучшую оплату корма продукции

1. Конверсия протеина и энергии корма в пищевой белок и энергию съедобных частей тела бычков

Показатель Группа

контрольная I опытная II опытная

Расход сырого протеина на 1кг прироста живой массы, г 1282,98 1219,40 1226,27

Расход обменной энергии на 1кг прироста живой массы, МДж 63,48 60,41 60,63

Синтезировано в съедобных частях тела, кг:

протеина 36,56 42,15 43,46

жира 17,54 24,44 25,30

энергии, МДж 1310,54 1675,17 1731,12

Выход на 1кг живой массы, г:

пищевого белка 85,25 89,83 91,53

жира 40,90 52,09 53,28

энергии, МДж 3,63 4,18 4,26

Коэффициент конверсии протеина корма, % 9,07 9,96 10,08

Коэффициент конверсии энергии корма, % 5,72 6,92 7,00

Затрата кормовых единиц/ переваримого протеина, кг:

на 1кг прироста живой массы 6,30/0,77 5,00/0,73 6,01/0,73

на 1кг пищевого белка 63,83/7,76 58,50/7,10 57,68/7,00

на 1кг пищевого жира 133,06/16,18 100,89/12,24 99,08/12,02

Затраты обменной энергии, МДж:

на 1кг пищевого белка 642,61 588,77 581,52

на 1кг пищевого жира 1339,45 1015,41 998,93

имели животные опытных групп. Последние на 1кг прироста живой массы затрачивали 6,00—6,01 корм. ед. и 0,73 кг переваримого протеина, в то время как у контрольных аналогов их расход был соответственно больше на 5,00—4,82 и 5,29—5,11%.

Различными были затраты и на синтез 1 кг пищевого белка. Наименьшими они были у опытных бычков: по затрате кормовых единиц на 9,11 и 10,66%, переваримого протеина — на 9,29 и 10,86% меньше, чем у контрольных аналогов. Аналогичная закономерность в затратах установлена и в расчете на синтез 1 кг жира.

Определенный интерес представляют затраты обменной энергии на 1 кг прироста живой массы и синтез 1кг пищевого белка и жира. Так, если на 1 кг прироста контрольные бычки затрачивали 63,48 МДж обменной энергии, на синтез 1 кг белка — 642,61 и жира — 1339,45 МДж, то у животных опытных групп эти затраты были меньше, чем у контрольных аналогов соответственно 3,07 (4,84) - 2,85 (4,49); 53,84 (8,38) - 61,09 (9,51);

324,04 (24,19) - 340,52 МДж (25,42%).

Таким образом, скармливание бычкам в течение 5 суток до и после воздействия на них технологических стрессоров в период выращивания и откорма дифференцированных доз антиоксидантов дилудина и ионола способствовало повышению синтеза пищевого белка на 15,29-18,87%, жира - на 39,34-44,20%, биоконверсии протеина и энергии корма в белок и энергию съедобных частей тела соответственно на 0,89-1,01% и 1,20— 1,28%, а также сокращению затрат обменной энергии на 1кг прироста живой массы на 4,844,49%, 1 кг белка - на 8,38-9,51 и жира на 24,1925,42%. Выявленные существенные различия по изученным показателям между контрольными и опытными бычками свидетельствуют о наличии резервов для более экономичного производства пищевого белка и жира животного происхождения.

Литература

1. Лепайые, Л. К. Новое в оценке продуктивности животных и птицы / Л. К. Лепайые. - М.: Колос, 1975. - С. 5-141.

2. Ажмулдинов, Е. А. Оценка продуктивности бычков-кастра-тов по выходу основных питательных веществ и конверсии протеина и энергии корма в белок / Е. А. Ажмулдинов, Г. И. Бельков, В. И. Левахин // Повышение эффективности производства говядины. — Оренбург, 2000. С. 95-97.

3. Буйная, П. Н. Выход основных питательных веществ и конверсии протеина в пищевой белок животных, полученных от промышленного скрещивания / П. Н. Буйная // Выявление наиболее эффективных путей производства пищевого белка в животноводстве и птицеводстве. - Тарту, 1979. - С. 19-24.

4. Гуткин, С. С. Увеличение производства пищевого белка и конверсия протеина корма / С. С. Гуткин // Вестник с.-х. науки. - 1982. - № 11. - С. 108.

5. Доротюк, Э. Н. Конверсия протеина корма в животный белок у бычков мясного скота / Э. Н. Доротюк, С. Г. Юрченко // Научн.-техн. бюлл. - Харьков, 1990. - № 55. - С. 81-84.

6. Еременко, В. К. Калмыцкий скот и методы его совершенствования / В. К. Еременко, Ф. Г. Каюмов. - М.: Вестник РАСХН, 2005. - 385 с.

7. Крылов, В. Н. Особенности биоконверсии питательных веществ в мясную продукцию молодняка казахской белоголовой породы и ее помесей со светлой аквитанской / В. Н. Крылов, В. И. Косилов // Вестник мясного скотоводства: мат. Междунар. науч.-практ. конф. - Оренбург, 2008. - Вып. 61. -Том I.- С. 127-130.

8. Лернер, И. М. Современные достижения в разведении животных / И. М. Лернер, Х. П. Дональд. - М.: Колос, 1970. -С. 16.

9. Миронова, И. В. Особенности биоконверсии питательных веществ и энергии корма в съедобные части тела бычков бестужевской породы / И. В. Миронова // Вестник мясного скотоводства: мат. Междунар. науч.-практ. конф. - Оренбург, 2007. - Вып. 60. - Том 1. - С. 205-210.

10. Оценка животных по эффективности конверсии корма в основные питательные вещества мясной продукции: методические рекомендации / Л. К. Лепайые, Ю.П. Фомичев, С. С. Гуткин и др. - М.: ВАСХНИЛ, 1983. - 19 с.

11. Салихов, А. А. Эффективность биоконверсии протеина и энергии корма в мясную продукцию молодняка черно-пестрой породы современного южноуральского эколого-гене-тического типа / А. А. Салихов // Естественные и технические науки. - 2005. - № 1(15). - С. 80-82.

12. Сиразетдинов, Ф. Х. Повышение продуктивности скота и современная оценка качества говядины / Ф. Х. Сиразетди-нов, С. С. Гуткин, Л. З. Мазуровский. - Уфа, 1997. - 262 с.

13. Суербаев, Р. Х. Повышение эффективности использования кормов в мясном скотоводстве / Р. Х. Суербаев // Кормовые ресурсы России и пути рационального их использования: сб. науч. тр. Башкирского НИИ жив. и кормопр. - Уфа, 1996. -С. 84-85.

14. Юсупов, Р. С. Основы повышения эффективности сельскохозяйственного производства в западной зоне Башкортостана / Р. С. Юсупов, А. М. Белоусов, Х. Х. Тагиров. - Уфа, 2001. - 162 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.