Научная статья на тему 'Влияние скандинавского правового реализма на идею прав человека в Швеции'

Влияние скандинавского правового реализма на идею прав человека в Швеции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
скандинавский правовой реализм / права человека / государство всеобщего благосостояния / нордический парадокс прав человека / Уппсальская школа / Социал-демократическая рабочая партия Швеции / естественное право / Scandinavian legal realism / human rights / welfare state / Nordic human rights paradox / Uppsala school / Social Democratic Workers’ Party of Sweden / natural law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тонков Дмитрий Евгеньевич

Историко-правовые исследования показывают, что во внутренней политике Скандинавии, вопреки распространенному мнению, права человека традиционно оценивают довольно скептически. Особая роль в этом отводится скандинавскому правовому реализму, берущему начало в Уппсальской школе философии и образовавшему тесную связь с Социал-демократической рабочей партией Швеции. Но идеи скандинавского правового реализма не были статичны на протяжении десятилетий. Под воздействием внешних условий поиск собственной шведской идентичности в конечном счете уступил объединительным европейским тенденциям. Скандинавский правовой реализм вносит важный вклад в реконструкцию социо-психологического понимания прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF SCANDINAVIAN LEGAL REALISM ON THE IDEA OF HUMAN RIGHTS IN SWEDEN

Historical and legal research shows that, contrary to popular belief, human rights are traditionally considered rather sceptically in the internal politics of Scandinavia. Special importance in this regard is given to Scandinavian legal realism, that originated from the Uppsala school of philosophy and formed close connection with the Social Democratic Workers’ Party of Sweden. But the ideas of Scandinavian legal realism have not been static for decades. Under the influence of internal demands and external conditions the search for own Swedish identity eventually conceded to unifying European trends. Scandinavian legal realism contributes to the reconstruction of the sociological and psychological understanding of human rights.

Текст научной работы на тему «Влияние скандинавского правового реализма на идею прав человека в Швеции»

ТОНКОВ Дмитрий Евгеньевич,

аспирант сектора философии права, истории и теории государства и права Института государства и права Россиискои"академии наук,

e-mail: d.tonkov@yandex.ru SPIN-код: 8825-9437 ORCID: 0000-0002-9841-5743

Научный руководитель: ЛАПАЕВА Валентина Викторовна,

доктор юридических наук, главный научный сотрудник сектора философии права, истории и теории государства и права Института государства и права Россиискои академии наук

e-mail: mail@law-books.ru

ВЛИЯНИЕ СКАНДИНАВСКОГО ПРАВОВОГО РЕАЛИЗМА НА ИДЕЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ШВЕЦИИ

Аннотация. Историко-правовые исследования показывают, что во внутренней политике Скандинавии, вопреки распространенному мнению, права человека традиционно оценивают довольно скептически. Особая роль в этом отводится скандинавскому правовому реализму, берущему начало в Уппсальской школе философии и образовавшему тесную связь с Социал-демократической рабочей партией Швеции. Но идеи скандинавского правового реализма не были статичны на протяжении десятилетий. Под воздействием внешних условий поиск собственной шведской идентичности в конечном счете уступил объединительным европейским тенденциям. Скандинавский правовой реализм вносит важный вклад в реконструкцию социо-психологического понимания прав человека.

Ключевые слова: скандинавский правовой реализм, права человека, государство всеобщего благосостояния, нордический парадокс прав человека, Уппсальская школа, Социал-демократическая рабочая партия Швеции, естественное право.

TONKOV Dmitrii Evgen'evich,

Post-Graduate Student of the Legal Philosophy, History and Theory of State and Law Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences

Research superviser: LAPAEVA Valentina Viktorovna,

Doctor of Law, Chief Academic Fellow of the Legal Philosophy, History and Theory of State and Law Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences

IMPACT OF SCANDINAVIAN LEGAL REALISM ON THE IDEA OF HUMAN RIGHTS IN SWEDEN

Annotation. Historical and legal research shows that, contrary to popular belief, human rights are traditionally considered rather sceptically in the internal politics of Scandinavia. Special importance in this regard is given to Scandinavian legal realism, that originated from the Uppsala school of philosophy and formed close connection with the Social Democratic Workers' Party of Sweden. But the ideas of Scandinavian legal realism have not been static for decades. Under the influence of internal demands and external conditions the search for own Swedish identity eventually conceded to unifying European trends. Scandinavian legal realism contributes to the reconstruction of the sociological and psychological understanding of human rights.

Key words: Scandinavian legal realism, human rights, welfare state, Nordic human rights paradox, Uppsala school, Social Democratic Workers' Party of Sweden, natural law.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10485

УДК 340.1, 342.7 ББК 67.1, 67.3

1. Введение

Скандинавские страны в силу своей знаменитой модели «государства всеобщего благосостояния» («welfare state»), местоположения, экономического благополучия, социально ориентированной внутренней политики1 и преследующей «альтруистические» цели внешней политики имеют репутацию «моральных сверхдержав» [2, с. 9; 4, с. 3; 5, с. 180-183; 18, с. 1; 21, с. 190] и считаются ведущими странами в области защиты прав человека: представители Скандинавии были первыми двумя избранными Генеральными секретарями ООН и активно участвовали в разработке международных документов по правам человека, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (далее также - Декларация прав человека, Декларация) и Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее также - Конвенция, Европейская конвенция по правам человека, ЕКПЧ). Тем не менее, образ скандинавских «добрых самаритян» в сфере прав человека является не результатом обоснованных историко-пра-вовых изысканий, а скорее отражением риторики данных государств в международной политике за последние несколько десятилетий [5, с. 178; 21, с. 193].

Отношение Швеции к правам человека считается довольно показательным: шведский вариант «государства всеобщего благосостояния» стал основой модели социального государства для других скандинавских стран [4, с. 4]. Поскольку Швеция считается одной из наиболее развитых стран, вряд ли можно было представить себе, что ее правовая система окажется ниже минимального стандарта, установленного Конвенцией2. Это влекло некоторую «отстраненную позицию Швеции от ЕКПЧ, составлявшую даже своеобразный предмет национальной гордости» [19, с. 960]. Но указанная отстраненность была следствием широкой неосведомленности о Конвенции как среди властных кругов Швеции, так и рядовых граждан.

Обращение особого внимания на шведский опыт обусловлен и тем, что скандинавский правовой реализм, называемый «идеологией скандинавского государства благосостояния» [18, с. 4; 21, с. 199], был зарожден именно в Швеции. Критика естественного права и в целом идей об отражении в праве какого-либо неизменного начала привела скандинавских реалистов3 к «интерпретации

1 В этой связи известен шведский политический лозунг «народного дома», или «дома для народа» (шв. «йо^еттеЬ).

2 Швеция ратифицировала Конвенцию 11 января 1952 г.

3 Главными представителями скандинавского правового реализма считаются Аксель Хэгерстрем

права как социального феномена, в конечном счете укорененного в государственной монополизации силы» [18, с. 1-2]. Имея твердый фундамент в философии Акселя Хэгерстрёма4 [6], с политической точки зрения скандинавский правовой реализм ассоциируется с социал-демократией или, по меньшей мере, с прогрессивным реформоориентированным направлением.

Оправданным представляется обсуждение в современной науке идеи так называемого «скандинавского, или нордического, парадокса прав человека» («Nordic human rights paradox»). Он состоит из предполагаемого противоречия между тем, как, с одной стороны, указанные страны пытаются «экстернализировать внутренние нормы солидарности, равенства и (социальной) демократии» и как, с другой стороны, они демонстрируют «скептицизм на национальном уровне по отношению к конституционализму, судебному контролю и индивидуальным правам, ссылаясь на внутреннюю правовую культуру, демократическую традицию и специфический конституционный уклад» [10, с. 2; 21, с. 193-194]. Однако обобщающая всю Скандинавию концепция «парадокса» только начинает прорабатываться в научной среде, что стимулирует дальнейшие широкие исследования по опыту отдельных стран.

2. Уппсальская школа Акселя Хэгерстрёма

В Швеции ЕКПЧ стала причиной значительных философских затруднений, учитывая господствующую в то время позицию Уппсальской школы в правовой, политической и культурной жизни [19, с. 971]. Главой данной школы философии, как и скандинавского правового реализма, был Аксель Хэгерстрём, чье назначение на пост профессора практической философии в Уппсальский универ-ситет5 в 1910 г. решительно сместило консервативную идеалистическую традицию Кристофера Якоба Бострёма (Christofer Jacob Boström)6. Своими «антиметафизическими», в смысле исследовательской методологии [3, с. 31-37], изысканиями А. Хэгерстрём был известен как радикал с

(Axel Hägerström), Вильгельм Лундштедт (Vilhelm

Lundstedt), Карл Оливекрона (Karl Olivecrona) и Альф

Росс (Alf Ross).

4 Аксель Андерс Теодор Хэгерстрём (6 сентября 1868 г. - 7 июля 1939 г.), шведский философ и правовед, профессор практической философии Уппсальского университета, основатель Уппсальской школы философии и скандинавского правового реализма.

5 Уппсальский университет (шв. «Uppsala universitet») - стареишии университет Скандинавии, основан в 1477 г., находится в городе Уппсала, Швеция.

6 Кристофер Якоб Бострём (1 января 1797 г. -22 марта 1866 г.) - шведский философ, профессор практической философии Уппсальского университета, основоположник философии рационального, или персонального, идеализма.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

левосторонними симпатиями, и он быстро достиг статуса «философского пророка» среди шведской прогрессивной молодежи, особенно среди будущих членов Социал-демократической рабочей партии Швеции (далее также - Социал-демократическая партия). Идеи А. Хэгерстрёма были использованы ими для разоблачения «ложных притязаний на объективность и для тщательного изучения либеральных и консервативных политических предпосылок» [18, с. 9; 13; 17].

Философия А. Хэгерстрёма была посвящена искоренению метафизических элементов в современных ему концепциях права и морали. Подход

A. Хэгестрёма можно отнести к «ценностному нигилизму»: объективных этических обязанностей не существует и было бы бессмысленным заявлять об их истинности или ложности. Соответственно, «правовых» обязанностей и корреспондирующих им «прав» также не существует. Может показаться, что А. Хэгестрём стремился свести концепции прав и обязанностей к абсолютному нулю. Однако Карл Оливекрона1 отказывался связывать правовую теорию со спекуляциями моральной философии [8, с. 11] и отмечал следующее: «Что мы имеем в виду, говоря о правах, так это власть. Но эта власть поднята над фактами социальной жизни. Он [А. Хэгерстрём - Д.Т.] называет её "сверхъестественной" властью. Так как невозможно уловить эту власть сознанием, он также называет её "мистической", или "метафизической"» [14, с.130].

Позиции А. Хэгерстрёма подхватил его верный ученик, Вильгельм Лундштедт 2, который как профессор гражданского и римского права в Уппсальском университете (1914-1948 гг.) и как член Социал-демократической партии (в том числе член парламента Швеции в 1929-1948 гг.) много сил посвятил критике концепции «прав», особенно права собственности [12]. В. Лундштедт считал права лишь «выгодными позициями», которые являлись следствием соблюдения законодательно установленных норм. Размышления

B. Лундштедта опирались на то, что «было бы вредно для публичного благополучия и для общего уважения закона подвергать индивидов излишнему наказанию» [18, с. 10]. В таком ключе, если концепция «юридических прав» («legal rights»)3 является метафизической идеей, возникшей в

1 Кнут Ганс Карл Оливекрона (25 октября 1897 г. - 5 февраля 1980 г) - шведский юрист и философ права, профессор процессуального права Лундского университета.

2 Андерс Вильгельм Лундштедт (11 сентября 1882 г. - 20 августа 1955 г) - шведский юрист, член парламента Швеции, профессор гражданского и римского права Уппсальского университета.

3 В смысле субъективных прав как следствие

функционирования правового механизма; созданные

сознании людей как результат регулярного применения определенных законодательных норм, то все международное право является такими же нормами с метафизической верой в их «обязывающую силу» [18, с. 11].

3. Период после Второй мировой войны

Позиции скандинавских реалистов претерпели значительную трансформацию по окончании Второй мировой войны. После 1945 года невозможно было придерживаться такой же радикальной программы, как это делал В. Лундштедт. Например, Альф Росс4 разделял многие идеи В. Лундштедта, определяя международное право как «конвенциональный, ненасильственный порядок с производным юридическим характером» [18, с. 18] и заявляя о потенциальной опасности слепой веры в абсолютные принципы естественного права, но старался быть более конструктивным. А. Росс призывал к установлению международного права, учитывающего как социальные, так и психологические факторы, и подчеркивал примат политики над правом в международных делах.

С философской точки зрения «неокантианский и феноменологический багаж А. Хэгер-стрёма» был заменен А. Россом «на идеи логического позитивизма и англо-американской аналитической философии» [18, с. 14-15]. Такая трансформация означала смещение акцента с критики на реконструкцию права и юридической науки на реалистической основе. В период 1945-1953 гг. в скандинавских журналах развернулись активные дебаты по поводу ранее упомянутой концепции «юридических прав». Тогда как В. Лундштедт считал это понятие бессмысленным и метафизическим, А. Росс предлагал рассматривать его лишь как «средство презентации», которое не имеет «семантического референта», или собственного значения, но которое может быть использовано как «условное обозначение» для выражения отношения между юридическими фактами и последствиями [16]. А. Росс был гораздо более заинтересован в обсуждении вопроса о социальном контроле над государством, нежели над вопросом защиты индивида от государства. Он предпочитал размышлять о гражданских и политических правах в категориях «свобод», а не «прав человека», так как последние для него оставались концепцией, тесно связанной с естественным правом [18, с. 23]. Тем не менее, А. Россу становилось все сложнее критиковать права человека, особенно

именно правом и противоположные «естественным правам» («natural rights»).

4 Альф Нильс Кристиан Росс (10 июня 1899 г. -17 августа 1979 г.) - датский философ права и ученый в сфере международного права, профессор международного права и конституционного права Копенгагенского университета.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

имея статус судьи Европейского суда по правам человека1.

Другие скандинавские реалисты также старались включить естественное право в реалистические рамки: например, Пер Улоф Экелёф (Per Olof Ekelöf)2 утверждал, что «естественное право стало укореняться в своего рода реальностях» [18, с. 17], а Ивар Страль (Ivar Strahl)3 отдавал должное А. Россу в обосновании опровержения естественного права, но ставил под сомнение его смысл: «казнь прошла успешно, но казненный продолжает жить» [18, с. 16]. Сам И. Страль предлагал интерпретировать естественное право и права человека как часть социальной обстановки и культурного наследия, т.е. среди прочих социальных и психологических факторов, которые, согласно реалистическому подходу, и составляют право.

Тем не менее, введение концепции «прав человека» означало именно революцию [19, с.

971]. В дискуссии о правах человека в контексте скандинавского правового реализма обострился вопрос, существуют ли границы того, чем власти могут законно распоряжаться. Шведским ответом стала попытка различения идеи прав, с одной стороны, в Декларации прав человека и ЕКПЧ и, с другой стороны, идеи прав в законодательстве: И. Страль отмечает, что в последнем «понятие прав действует в качестве названия определенных предпосылок, которые должны существовать для конкретных, тщательно оговоренных, правовых последствий; в Декларации же они должны пониматься как нечто другое, а именно как идеалы [курсив мой. - Д.Т.]... для правового регулирования сосуществования людей» [19, с. 971-972]. Однако указанное понимание прав человека как «идеалов» несет в себе опасность их постоянного и произвольного изменения [1].

Таким образом, на общее юридическое и философское развитие Швеции скандинавский правовой реализм оказал сильнейшее влияние. Для скандинавских правовых реалистов «права» в юриспруденции могли опираться только на научные, в смысле естественных наук, основания [9, с. 9]. Благоговение перед государством, характеризовавшее Бострёмианскую традицию, было унаследовано и скомбинировано с покорностью к власти, исходившей от Уппсальской школы [19, с.

972].

1 Альф Росс был судьей Европейского суда по правам человека от Дании в 1959-1971 гг.

2 Пер Улоф Экелёф (3 мая 1906 г - 17 сентября 1990 г) - шведский юрист, профессор процессуального права Уппсальского университета.

3 Ивар Страль (13 марта 1899 г - 4 декабря

1987 г.) - шведский юрист, профессор уголовного права

Уппсальского университета.

4. «Секретный брак» социал-демократов и правовых реалистов

Прослеживается близкая связь шведской политической элиты и философии А. Хэгерстрёма, которого даже называли «Дедушкой Большого Брата» («Big Brother's Grandpa»)4 [19, с. 973]. Польза этой философии стала очевидной среди социалистов в 1920-е гг. и использовалась в их политических кампаниях: например, В. Лундштедт прославил Уппсальскую школу своим манифестом, что «прав не существует». Находящаяся в начале 1930-х гг. у власти (и беспрерывно её контролирующая до середины 1970-х гг.) Социал-демократическая партия, вооруженная вышеуказанным манифестом В. Лундштедта, поставила своей целью обобществление собственности через законодательную ликвидацию самого понятия собственности. Эта политика, получившая название «функционального социализма» (шв. «funktionssocialism»), предусматривала лишение правомочий собственника без обязательной компенсации.

Одним из вдохновителей так называемого «секретного брака» («secret marriage») социал-демократов с Уппсальской школой был Эстен Унден (Bo Östen Unden)5, занимавший главенствующие позиции в шведском политическом и научном пространстве. Держась в стороне от довольно радикальных просоциалистических и антиметафизических утверждений, которыми его коллега В. Лундштедт пропагандировал идеи А. Хэгерстрёма, Э. Унден лишил понятие «права собственности» философского смысла, связав его с установленными государством в интересах общества и индивидов нормами. По мнению Э. Ундена, ЕКПЧ была «лишь экспериментом, ведь она была совершенно новым явлением в международном праве и, следовательно, чем-то sui generis» [19, с. 962963], а права человека являются только «способом подчеркнуть важность определенных демократических принципов. с тем, чтобы они запечатлелись в сознании нации как самоочевидные и важные ценности» [19, с. 975].

Изначально столкнувшись с сочетанием мощи политического решения и научного авторитета, шведские государственные служащие потеряли интерес к ЕКПЧ. Она была воспринята как предмет исследования исключительно для экспертов и ученых. Добавлялась к этому и показательная ситуация в шведских СМИ, считавших

4 Явная отсылка к персонажу романа-антиутопии 1948 г. английского писателя Джорджа Оруэлла «1984».

5 Бу Эстен Унден (25 августа 1886 г - 14 января 1974 г) - шведский юрист, дипломат, политический деятель, министр иностранных дел (1945-1962 гг), профессор гражданского права Уппсальского университета.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

ЕКПЧ сугубо юридическим вопросом и «намеренно замалчивающих новости, поступающие из Страсбурга» [19, с. 977].

5. Закат политической силы скандинавского правового реализма

В конце 1960-х гг. произошла смена поколений в верхушке правящей Социал-демократической партии, результатом которой стало восхождение Улофа Пальме (Olof Palme)1 и его соратников. Данный период в Швеции «ознаменовался переходом к осуществлению социалистических идей... и устранением основных препятствий на этом пути: частной собственности на землю (средства производства), судов как слишком независимой от политической власти единицы, семьи как слишком реакционной единицы для прогрессивного общества, частных школ как способных распространять нездоровые для правящей партии идеи» [19, с. 965]. По всем вышеуказанным направлениям назревал серьезный конфликт с ЕКПЧ.

Тем временем волна возмущения2 в шведском обществе нарастала, ожидая появления практической информации по Конвенции. Только в 1970-е гг. в Швеции стала массово распространяться специализированная литература и разрабатываться система подготовки шведских специалистов в области прав человека [20, с. 657-658]. Когда Швеция в первой половине 1980-х гг. проиграла в Европейском суде по правам человека серию дел по экспроприации, первым и самым известным из которых было дело «Спорронг и Лоннрот против Швеции» [7] в 1982 г., это было отпраздновано именно как победа над традицией А. Хэгерстрёма. Освещение указанного дела в СМИ в сочетании с серией конференций, организованных Советом Европы в Швеции, способствовало распространению знаний о ЕКПЧ среди юристов и обычного населения [11, с. 11].

Однако действительным массовым информированием об идее прав человека стало неосторожное «рекламирование» ЕКПЧ в 1983 г. в ремарке У. Пальме, в которой он называл Европейский суд по правам человека «детским садом», или «театром» [11, с. 11; 19, с. 977-978; 20, с. 661], Густава Петрена (Gustaf Petrén)3. Широкое рас-

1 Свен Улоф Йоаким Пальме (30 января 1927 г.

- 28 февраля 1986 г.) - шведский политический деятель, лидер Социал-демократической рабочей партии Швеции (1969-1986 гг.), премьер-министр Швеции (1969-1976, 1982-1986 гг).

2 Как следствие слабой защиты индивидуальных прав, особенно права собственности, в ходе конституционной реформы рубежа 1960-1970-х гг.

3 Густав Отто Эдвард Петрен (7 октября 1912 г

- 12 октября 1990 г) - шведский юрист, председатель

Верховного суда Швеции.

пространение данного медиа-образа, использование его во внутриполитических дебатах и последующие многочисленные публикации об инструментах ЕКПЧ стали причиной более частого обращения в Европейский суд по правам человека шведских подданных4.

Таким образом, только в 1980-е гг. скандинавский правовой реализм подвергся критике в плане его отношения к правам человека, и с конца 1980-х гг. Верховный суд Швеции интерпретировал шведское право в соответствии с ЕКПЧ и прецедентным правом Европейского суда по правам человека [11, с. 4, 13]. Но не ранее 1990-х гг. скандинавский правовой реализм приобрел по-настоящему «дурную славу»: «такие примеры, как практика принудительной стерилизации, стали ассоциироваться с оправдывающей государство философией, т.е. правовым реализмом, и его слепотой, если не презрением, к правам человека» [18, с. 29-30]. Это было десятилетие, когда европейские нормы в области прав человека становились все более актуальными для внутреннего законодательства и судебной системы Швеции, а правоведы и политологи все больше беспокоились о слабых правозащитных традициях скандинавских стран5.

В 2000-2010-е гг. основным направлением развития концепции прав человека в Швеции стала поддержка общественного запроса по их защите: появилось множество специализированных юридических фирм и некоммерческих организаций, были развернуты масштабные правозащитные судебные кампании и подготовлены учебные курсы по защите прав человека для широких слоев населения. Также были осуществлены дополнительные системные конституционные реформы для большего соответствия ЕКПЧ. В частности, были сняты отдельные «исторически обусловленные ограничения на судебный контроль за законодательной и исполнительной властями» [11, с. 15-16; 18, с. 22], которые в скандинавском сравнительном конституционном правоведении принято называть «скандинавской, или нордической, исключительностью» («Nordic exceptionalism») и связывать со скандинавским правовым реализмом [9, 10].

6. Заключение

Скандинавская модель «государства всеобщего благосостояния» и относительно небольшая вовлеченность Скандинавии во Вторую мировую войну являются важными причинами изначаль-

4 В середине 1980-х гг. отмечается резкое увеличение жалоб от Швеции (с 5-10 до примерно 50 в год) с дальнейшим стабильным ростом до 2010-х гг

5 С 1995 г Швеция присоединилась к Европейскому союзу и ЕКПЧ имеет статус закона Швеции.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

ного критического отношения к правам человека в регионе, что привело к поиску собственной идентичности [2, с. 14; 15]. Однако специфический скандинавский подход существует сегодня только как «ностальгическое воспоминание о величии региона в прошлом...амбициозно считающего себя моделью для международного права и политики» [9, с. 6-7]. И скандинавский правовой реализм в 1940-1980-х гг. играл важную роль для формирования данного «воспоминания».

Отдельные позиции скандинавских правовых реалистов можно признать чрезмерно циничными и не признающими прогрессивное значение прав человека, но они остаются актуальными в своем предостережении о хрупкости «утопии» прав человека, проницательно указывая на то, что универсальный язык прав человека часто служит для сокрытия конкретных партийных интересов [18, с. 30-31]. На протяжении полувека, согласно подходу Социал-демократической рабочей партии Швеции, права человека считались «зеркальным отражением любого законодательства, принятого властями» [19, с. 972]. Но с середины 1980-х гг. и, особенно, в 1990-х гг. стала выделяться неспособность «государства всеобщего благосостояния» соответствовать нормам прав человека. Однако окончательная инкорпорация ЕКПЧ в скандинавских странах произошла только тогда, когда выгоды от углубления европейской интеграции перевесили довольно существенные издержки для внутреннего правопорядка [11, с. 18]. Поэтому неудивительно, что одним из любимых изречений скандинавского президента Европейской комиссии по правам человека, Макса Сёренсена (Мах S0rensen)1, было следующее: «если бы континенталы не изобрели эти права человека, то нам, скандинавам, никогда не пришлось бы о них беспокоиться» [19, с. 972].

Список литературы:

[1] Варламова Н.В. Принципиальное единство права и прав человека // Труды Института государства и права РАН. 2018. Т. 13. № 4. - С. 83-124.

[2] Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. Конституционно-правовые аспекты. Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2004. - 37 с.

[3] Лапаева В.В. Типы правопонимания: правовая теория и практика. М.: РАП, 2012. - 578 с.

[4] Лебедев А.С. Концепция социального государства в шведской политической науке.

1 Макс Сёренсен (19 февраля 1913 г - 11 октября 1981 г) - датский юрист, дипломат, профессор международного права, президент Европейской комиссии по правам человека, судья Европейского суда и Европейского суда по правам человека.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

Генезис и эволюция. Дис. ... канд. полит.наук. СПб., 2014. - 160 с.

[5] Растольцев С.В. Скандинавская специфика в содействии международному развитию [Электронный ресурс] // Современная Европа. 2019. № 5. С. 176-184. Режим доступа: http://dx. doi.org/10.15211/soveurope52019176184 (дата обращения: 29.05.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6] Тонков Д.Е. Философия права Акселя Хэгерстрёма // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2018. Т. 13. № 3. - C. 82-106.

[7] Case of Sporrong and Lonnroth v. Sweden [Электронный ресурс] // European Court of Human Rights. Application no. 7151/75; 7152/75. Judgment of 23 September 1982. Режим доступа: http://hudoc. echr.coe.int/eng?i=001-57580 (дата обращения: 29.05.2020).

[8] Cotterrell R. Northern Lights: From Swedish Realism to Sociology of Law [Электронный ресурс] / Queen Mary School of Law Legal Studies Research Paper No. 170/2014. SSRN, 2013. Режим доступа: https://ssrn.com/abstract=2384618 (дата обращения: 29.05.2020).

[9] Holtermann J.v.H. Conspicuous Absence and Mistaken Presence: A Note on the Ambiguous Role of Scandinavian Legal Realism in Nordic Approaches to International Law [Электронный ресурс] // SSRN, April 6, 2017. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2947692 (дата обращения: 29.05.2020).

[10] Langford M., Karlsson Schaffer J. The Nordic Human Rights Paradox: Moving Beyond Exceptionalism [Электронный ресурс] / University of Oslo Faculty of Law Research Paper № 2013-25. SSRN, September 4, 2015. P. 1-36. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2275905 (дата обращения: 29.05.2020).

[11] Langford M., Madsen M.R., Karlsson Schaffer J. The Scandinavian Rights Revolution: Courts, Rights and Legal Mobilization since the 1970s [Электронный ресурс] / SSRN, May 29, 2019. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.2139/ ssrn.3395834 (дата обращения: 29.05.2020).

[12] Lundstedt A.V. Legal Thinking Revised: My Views on Law. Stockholm: Almqvist & Wiksell, 1956. - 420 p.

[13] Mindus P. A Real Mind: The Life and Work of Axel Hagerstrom. Dordrecht; Heidelberg; London; New York: Springer, 2009. - 271 p.

[14] Olivecrona K. The Legal Theories of Axel Hagerstrom and Vilhelm Lundstedt // Scandinavian Studies in Law. 1959. Vol. 3. - P. 125-150.

[15] Ostling J. Sweden after Nazism: Politics and Culture in the Wake of the Second World War / Transl. by P. Graves. New York: Berghahn Books, 2016. - 360 p.

[16] Ross A. Tü-Tü // Harvard Law Review. 1957. Vol. 70. № 5. - P. 812-825.

[17] Strang J. History, Transfer, Politics: Five Studies on the Legacy of Uppsala Philosophy / Academic dissertation, University of Helsinki. Tampere: Juvenes Print - Tampereen Yliopistopaino Oy, 2010. - 136 p.

[18] Strang J. Scandinavian Legal Realism and Human Rights: Axel Hägerström, Alf Ross and the Persistent Attack on Natural Law [Электронный ресурс] / Сайт «Academia». Author's original manuscript. 2018. P. 1-31. Режим доступа: https:// www.academia.edu/37373143/Scandinavian_Legal_ Realism_and_Human_Rights_Axel_Hägerström_ Alf_Ross_and_the_Persistent_Attack_on_Natural_ Law_(qaTa обращения: 29.05.2020).

[19] Sundberg J.W.F. Human Rights in Sweden: The Breakthrough of an Idea // Ohio State Law Journal. 1986. Vol. 47. - P. 951-983.

[20] Sundberg J.W.F. The Swedish Experience Of The European Convention: The View From Beneath // Akron Law Review. 1987. Vol. 20. № 4. -P. 649-670.

[21] Vik H.H., Jensen S.L.B., Lindkvist L., Strang J. Histories of Human Rights in the Nordic Countries [Электронный ресурс] // Nordic Journal of Human Rights. 2018. Vol. 36. № 3. P. 189-201. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/18918131.2 018.1522750 (дата обращения: 29.05.2020).

Spisok literaturi:

[1] Varlamova, N.V. (2018). Printsipial'noe edin-stvo prava i prav cheloveka [Fundamental Unity of Law and Human Rights] // Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN [Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS]. 13 (4). - P. 83-124. (in Russ.).

[2] Isaev, M.A. (2004). Mekhanizm gosudarst-vennoi vlasti v stranakh Skandinavii. Konstitutsion-no-pravovye aspekty [The Mechanism of State Power in the Scandinavian Countries. Constitutional and Legal Aspects]. Avtoref. dis. ... dokt. iurid. nauk [Abstract of academic dissertation]. Moscow. - 37 p. (in Russ.).

[3] Lapaeva, V.V. (2012). Tipy pravoponimaniia: pravovaia teoriia i praktika [Types of Legal Understanding: Legal Theory and Practice]. Moscow: RAJ. - 578 p. (in Russ.).

[4] Lebedev, A.S. (2014). Kontseptsiia sotsi-al'nogo gosudarstva v shvedskoi politicheskoi nauke. Genezis i evoliutsiia [The Concept of Social State in Swedish Political Science. Genesis and Evolution]. Dis. ... kand. polit.nauk [Academic dissertation]. Saint-Petersburg. - 160 p. (in Russ.).

[5] Rastol'tsev, S.V. (2019). Skandinavskaia spetsifika v sodeistvii mezhdunarodnomu razvitiiu

[Scandinavian Specifics in Promoting International Development] [Electronic resource]// Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe]. № 5. P. 176-184. URL: http://dx.doi.org/10.15211/

soveurope52019176184 (accessed: 29.05.2020). (in Russ.).

[6] Tonkov, D.E. (2018). Filosofiia prava Akselia Khegerstrema [Legal Philosophy of Axel Hägerström] // Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN [Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS]. 13 (3). - P. 82-106. (in Russ.).

[7] Case of Sporrong and Lönnroth v. Sweden (1982). [Electronic resource] // European Court of Human Rights. Application no. 7151/75; 7152/75. Judgment of 23 September. URL: http://hudoc.echr. coe.int/eng?i=001-57580 (accessed: 29.05.2020).

[8] Cotterrell, R. (2013). Northern Lights: From Swedish Realism to Sociology of Law [Electronic resource] / Queen Mary School of Law Legal Studies Research Paper No. 170/2014. SSRN. URL: https:// ssrn.com/abstract=2384618 (accessed: 29.05.2020).

[9] Holtermann, J.v.H. (2017). Conspicuous Absence and Mistaken Presence: A Note on the Ambiguous Role of Scandinavian Legal Realism in Nordic Approaches to International Law [Electronic resource] // SSRN, April 6. URL: http://dx.doi. org/10.2139/ssrn.2947692 (accessed: 29.05.2020).

[10] Langford, M. and Karlsson Schaffer, J. (2015). The Nordic Human Rights Paradox: Moving Beyond Exceptionalism [Electronic resource] / University of Oslo Faculty of Law Research Paper № 2013-25. SSRN, September 4. P. 1-36. URL: http:// dx.doi.org/10.2139/ssrn.2275905 (accessed: 29.05.2020).

[11] Langford, M. and Madsen, M.R. and Karlsson Schaffer, J. (2019). The Scandinavian Rights Revolution: Courts, Rights and Legal Mobilization since the 1970s [Electronic resource] / SSRN, May 29. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3395834 (accessed: 29.05.2020).

[12] Lundstedt, A.V. (1956). Legal Thinking Revised: My Views on Law. Stockholm: Almqvist & Wiksell. - 420 p.

[13] Mindus, P. (2009). A Real Mind: The Life and Work of Axel Hägerström. Dordrecht; Heidelberg; London; New York: Springer. - 271 p.

[14] Olivecrona, K. (1959). The Legal Theories of Axel Hägerström and Vilhelm Lundstedt // Scandinavian Studies in Law. 3. - P. 125-150.

[15] Östling, J. (2016). Sweden after Nazism: Politics and Culture in the Wake of the Second World War / Transl. by P. Graves. New York: Berghahn Books. - 360 p.

[16] Ross, A. (1957). Tü-Tü // Harvard Law Review. 70 (5). - P. 812-825.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

[17] Strang, J. (2010). History, Transfer, Politics: Five Studies on the Legacy of Uppsala Philosophy / Academic dissertation, University of Helsinki. Tampere: Juvenes Print - Tampereen Yliopistopaino Oy. - 136 p.

[18] Strang, J. (2018). Scandinavian Legal Realism and Human Rights: Axel Hägerström, Alf Ross and the Persistent Attack on Natural Law [Electronic resource] / Website «Academia». Author's original manuscript. P. 1-31. URL: https://www.academia. edu/37373143/Scandinavian_Legal_Realism_and_ Human_Rights_Axel_Hägerström_Alf_Ross_and_ the_Persistent_Attack_on_Natural_Law (accessed: 29.05.2020).

[19] Sundberg, J.W.F. (1986). Human Rights in Sweden: The Breakthrough of an Idea // Ohio State Law Journal. 47. - P. 951-983.

[20] Sundberg, J.W.F. (1987). The Swedish Experience Of The European Convention: The View From Beneath // Akron Law Review. 20 (4). - P. 649670.

[21] Vik, H.H. and Jensen, S.L.B. and Lindkvist, L. and Strang, J. (2018). Histories of Human Rights in the Nordic Countries [Electronic resource] // Nordic Journal of Human Rights. 36 (3). P. 189-201. URL: https://doi.org/10.1080/18918131.2018.1522750 (accessed: 29.05.2020).

V

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.