© П.Е. Чесноков, Е.Н. Куралесина, 2013 УДК 614.2:616-006.04:312.2(470.324)
П.Е. Чесноков, Е.Н. Куралесина
ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СМЕРТНОСТЬ ОТ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ ВПО Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Минздрава России, 394036, Воронеж, Россия
При оперативном и стратегическом планировании развития народного хозяйства и промышленности должны быть показатели общей смертности и смертности населения по основным классам и отдельным причинам смерти на определенной территории.
Один из показателей результативности реализации Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации — снижение смертности в Российской Федерации от новообразований, в том числе злокачественных, до 190 на 100 тыс. населения к 2020 г.
В исследовании определялась возможность влияния на уровень и динамику смертности от злокачественных новообразований путем варьирования управляемыми факторами на основе показателей работы системы здравоохранения.
С помощью методов математической статистики, теории управления, системного анализа и математического моделирования. Изучались основные показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Воронежской области.
Для изучения влияния управляемых факторов на смертность от злокачественных новообразований на территории Воронежской области проведен анализ корреляционной взаимосвязи 162 факторов, характеризующих состояние и деятельность системы здравоохранения по районам области, и уровнем смертности взрослого населения от указанного причины.
Вариант сочетания факторов рассчитывается с помощью модели, на основании этого определяется уровень ожидаемой смертности, который может наступить через некоторое время после реализации мероприятий по изменению заданных уровней факторов.
Данные о количественной взаимосвязи показателей состояния и функционирования сети учреждений здравоохранения с показателями уровня и динамики смертности от злокачественных новообразований можно применить для моделирования и прогнозирования, а также для оценки текущей и ожидаемой ситуации по показателю названий смертности на территории Воронежской области, при разработке комплексного плана мероприятий, направленных на снижение этого показателя.
Ключевые слова: население, смертность от злокачественных новообразований, Воронежская область, корреляционная связь, показатели здравоохранения
THE IMPACT OF PUBLIC HEALTH SYSTEM ON MORTALITY OF MALIGNANT NEOPLASMS
IN VORONEZH OBLAST
P. Ye. Tchesnokov, Ye.N. Kuralesina
The N.N. Burdenko Voronezh state medical academy of Minzdrav of Russia, 394036 Voronezh, Russia
The total mortality and population mortality of main classes of diseases and single causes of death are to be considered in operative and strategic planning of development of national economy and industry. In the Russian Federation, the decrease of mortality of neoplasms including malignant ones up to 190 per 100 000 of population in 2020 will be one of indicators of effectiveness of implementation of the State program of development of public health in the Russian Federation. The study was organized to determine the possibility to impact the level and dynamics of mortality of malignant neoplasms by means of variation of managed factors on the basis of indicators of activity ofpublic health system.
The main indicators of population health and activity of health institutions of Voronezh oblast were analyzed. The methods of mathematical statistics, management theory, system analysis and mathematical modeling were applied. To study the impact of managed factors on mortality of malignant neoplasms on the territory of Voronezh oblast the analysis of correlation interdependency was applied concerning 162 factors characterizing condition and activity of public health system according oblast districts and level of mortality of malignant neoplasms among adult population. The combinations of factors were calculated using the model to determine the level of prospective mortality to come in certain time after implementation of activities changing the given levels of factors. The data concerning qualitative interrelationship of indicators of condition and functioning of network of health institutions with indicators of level and dynamics of mortality of malignant neoplasms can be applied to model and forecast and to evaluate the current and forthcoming .situation according indicators of mentioned mortality on the territory of Voronezh oblast in development of comprehensive plan of activities targeted to decreasing of this indicator.
Key words: population, mortality, malignant neoplasm, Voronezh oblast, correlation relationship, public health indicators
Демографической ситуации в России уделяют пристальное внимание руководство страны и органы государственной власти. Такие показатели как общая смертность и смертность населения по основным классам и отдельным причинам смерти на определенной территории следует учитывать при оперативном и стратегическом планировании развития народного хозяйства и промышленности [1].
Распоряжением Правительства РФ № 2511-р от 24.12.12 утверждена "Государственная программа раз-
Чесноков Петр Евгеньевич, [email protected]
вития здравоохранения Российской Федерации", которая определяет цели, задачи, основные направления развития здравоохранения и мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение. В Государственной программе сформулированы основные приоритеты развития отрасли, в рамках которых планируется работа в среднесрочной перспективе. Программа отражает основные подходы к решению таких основополагающих для отрасли вопросов, как совершенствование инфраструктуры здравоохранения, формирование единой профилактической среды, улучшение демографических показателей, повышение качества
Таблица 1 Управляемые факторы, значимо коррелирующие с показателем "смертность взрослого населения от ЗНО"
Обозначение Наименование Коэффициент корреляции
X! 6. Количество среднего медицинского персонала с категориями 0,39
X2 8. Укомплектованность средним медицинским персоналом -0,43
Х3 17. Коечный фонд, работа койки -0,31
Х4 43. Профилактические осмотры с целью выявления туберкулеза -0,36
Х5 85. Средняя длительность пребывания в стационаре выписанного больного (по хроническому бронхиту) -0,35
Х6 89. Деятельность общехирургических коек, средняя длительность пребывания 0,34
на койке
медицинскои помощи, повышение уровня подготовки медицинских кадров и заработной платы в отрасли. Основой для формирования мероприятий, направленных на борьбу с такими социально значимыми заболеваниями (болезни системы кровообращения, туберкулез, злокачественные новообразования — ЗНО), послужили результаты проведенного анализа реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" и программ модернизации, обобщение положительного опыта, накопленного за время реализации этих крупномасштабных проектов [2, 3].
Одним из показателей результативности реализации Государственной программы должно стать снижение смертности в Российской Федерации от новообразований, в том числе от злокачественных новообразований (ЗНО) до 190 на 100 тыс. населения в 2020 г. Причем смертность от разных причин составляет 40% показателей результативности реализации "Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации".
Целью настоящего исследования явилось определение возможности влияния на уровень и динамику смертности от ЗНО путем варьирования управляемыми факторами на основе показателей работы системы здравоохранения, в данном случае показателями состояния и функционирования лечебно-профилактических учреждений Воронежской области и г. Воронежа.
Материалы и методы
Исследование проведено на основе изучения основных показателей здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Воронежской области г. Воронежа. Были использованы методы математической статистики, теории управления, системного анализа и математического моделирования.
Результаты и обсуждение
Абсолютное число умерших от ЗНО жителей России в 2011 г. составило 289 535. Мужчины в структуре онкологической смертности составили 53,5%, женщины — 46,5%. В структуре смертности населения ЗНО заняли 2-е место (15%) после болезней сердечно-сосудистой системы (55,9%), опередив травмы и отравления (10,4%). Удельный вес ЗНО в структуре смертности мужского населения составил 15,5%, женского - 14,5%. Среди умерших в трудоспособном возрасте (15—59 лет) доля умерших от ЗНО составила 15,1% (86 479 случаев).
В структуре смертности населения России от ЗНО в 2011 г. опухоли трахеи, бронхов, легкого составили 17,4%, желудка 11,5%, молочной железы 8,1%, ободочной 7,4% и прямой 5,7% кишки и др.
"Грубый" показатель смертности населения России от ЗНО составил 202,5 на 100 тыс. населения (ДИ 201,8— 203,3). Стандартизованный показатель смертности составил 120,2 на 100 тыс. населения (ДИ 119,7—120,7). Риск умереть от ЗНО в возрасте 0—74 года составил 13,5% (19,2% для мужчин и 9,8% для женщин) [4].
В Воронежской области в 2011 г. показатель смертности от ЗНО составил 174,6 случая на 100 тыс. населения. Наиболее высокий уровень показателя выявлен в Поворинском, Терновском, Нижнедевицком, Таловском, Панинском районах. Среди умерших в трудоспособном возрасте доля умерших от ЗНО составила 27,6% [5]. Наибольший удельный вес в структуре смертности населения Воронежской области от ЗНО в 2011 г. составили опухоли трахеи, бронхов, легкого (17,9%), желудка (11,2%), молочной железы (7,9%), прямой кишки (5,9%), лимфатической и кроветворной ткани (5,7%) и др.
При построении долгосрочной прогностической модели снижения смертности от ЗНО для Воронежской области как цель рассматривали показатель 90 на 100 тыс. населения.
310 -,
-»— Фактическая смертность от ЗНО взрослого населения ---О-- Расчет по модели
Рис. 1. Визуализация проверки модели на ранжированном списке.
Показатели для построения модели по районам Воронежской области
Таблица 2
ан
Рч
н о й а
Рч
0
т о 0 я ог 1и ьоан
ё I и. §
о ^ « 8 £ и 3 ^ твнн
г8 § а
О £ 3 [2 н
Й 8 с^
ии,
§ и 8
« ё 3
& Я §
° Я И
^ я о
т
, у ои
« I
ык
на чт й °
р
§ I -
I °
ч
и ф
я
ыи
рн
те
оле
о 8 а роы
Пв
бе
утрет
а
н я ои нн
ее л е ос
8 к сн о0 , 0 а0 з 10 е1
-я
ьи Ч я 2 « « 3
М нР
д е яр
а с
ч Е2 £ £ о §
у м
ел ро
1*2
- яя -е ,е
и & и
« 13
«Л 3
яте е
Чю
т
ит
л д
ль де
до о
2
нн
16 Аннинский 180,6 80 95 306 860,0 11,1 11,0 175,3
7 Бобровский 157,6 68 86 290 684,3 10,8 8,5 183,9
6 Богучарский 157,2 73 88 239 658,2 10,4 9,5 197,2
17 Борисоглебский 185,1 69 87 439 652,0 10,1 9,6 183,7
11 Бутурлиновский 168,7 78 98 328 678,4 9,7 10,6 185,4
15 Верхнемамонский 180,0 77 96 187 789,4 9,4 8,7 187,3
31 Верхнехавский 234,0 79 81 202 733,3 9,3 10,2 227,2
26 Воробьевский 216,0 79 95 188 748,2 10,3 11,0 195,1
14 Грибановский 177,0 88 96 286 798,7 11,0 10,4 190,4
1 Ка ачеевский 130,0 79 93 339 652,4 10,6 8,4 187,0
13 Каменский 175,3 87 97 185 810,8 11,5 11,1 189,9
10 Кантемировский 167,8 80 96 269 788,5 10,0 9,7 185,4
20 Каширский 193,9 80 86 202 731,7 10,8 9,8 209,0
4 Лискинский 146,1 70 91 476 776,4 11,8 8,1 152,1
33 Нижнедевицкий 263,8 79 82 211 720,1 8,9 9,3 226,0
23 Новоусманский 199,8 77 85 360 781,2 10,7 8,9 190,5
22 Новохоперский 199,3 77 91 273 681,0 11,1 10,4 190,6
12 О ьховатский 169,2 81 96 185 818,2 10,7 8,9 183,4
8 Острогожский 163,9 69 100 365 862,4 10,3 8,3 143,9
5 Пав овский 153,3 72 85 342 695,1 11,7 6,5 176,2
30 Панинский 232,1 79 80 210 665,4 11,4 9,7 219,0
9 Петропав овский 166,7 83 92 197 796,9 9,9 8,7 200,5
18 Поворинский 188,8 68 86 210 860,3 12,4 10,3 168,7
2 Подгоренский 144,4 66 99 198 733,7 9,6 10,0 170,0
27 Рамонский 220,4 82 75 212 774,4 9,6 11,2 242,5
28 Репьевский 225,1 81 96 180 790,3 11,1 9,3 184,3
3 Россошанский 145,9 62 94 465 926,6 11,5 7,8 124,0
34 Семи укский 281,9 82 85 362 386,3 10,5 9,5 228,4
29 Таловский 229,7 78 88 278 605,0 9,4 11,6 218,1
24 Терновский 205,7 79 97 226 750,7 11,2 7,9 175,8
21 Хохольский 197,7 80 92 219 669,8 9,6 11,0 210,5
32 Эртильский 249,3 77 94 218 823,9 9,2 8,9 189,8
25 г. Воронеж 207,1 70 75 349 754,0 9,2 9,9 215,9
19 В среднем по области 190,9 75 80 327 851,0 10,7 9,6 194,9
Таблица 3
Пошаговое варьирование управляемыми показателями работы системы здравоохранения Воронежской области
£ " й о
тве
& О
^ о 2 ^
2 К я я О ?о
до ек рс
сн о ци
сд ее
* 2 £ ё
8 8 ^
3 я -
я и 8
Ч. о о
^ Щ м *
ьио
^ & о
сд
кУ
3 о
н,
фоки « I
3 И на чт й °
р
л
ил ф
14 я я
I § 8
: »I 1
^ ^ я
! ^ 8 е
-о
ын
-я ьи лн
2 « " я я 2 о
¡5 Р
н
ро Сн
е пре
пь ац
т
ор я ю
ур ,к
иу
я ч
ае
е
Чю
00 я 0и
1 н
ае н
^ м
л £
3 @
-3 (2008) 185 75,3 82,8 319,6 730 11,1 9,7 197,3 90
-2 (2009) 183,8 74,7 80,6 330 897,1 10,7 9,6 191,4 90
-1 (2010) 204 74,1 80,7 332 926 10,3 9,5 190,7 90
0 (2008—2010) 190,9 75 80 327 851,0 10,7 9,6 194,9 90
1 80 90 327 851,0 10,7 9,6 184,2 90
2 80 100 327 851,0 10,7 9,6 164,0 90
3 80 100 327 851,0 15,0 9,6 134,2 90
4 80 100 327 900,0 15,0 9,6 130,9 90
5 80 100 327 900,0 15,0 7,0 125,5 90
6 70 100 327 900,0 15,0 7,0 109,6 90
7 60 100 332 950,0 15,0 7,0 90,0 90
Для изучения влияния управляемых факторов (состояния и функционирования сети учреждений здравоохранения) на смертность от ЗНО на территории Воронежской области был проведен анализ корреляционной взаимосвязи 162 показателей состояния и деятельности системы здравоохранения по районам области и уровнем смертности от ЗНО взрослого населения. Наиболее значимые данные с коэффициентом корреляции более ±0,3 приведены в табл. 1.
Вариант сочетаний уровня факторов рассчитывается с помощью модели и на основании этого определяется уровень ожидаемой смертности от ЗНО, который может наступить через некоторое время после реализации мероприятий по изменению заданных уровней факторов. В качестве модели применяется линейное многофакторное уравнение регрессии:
У = 371,66 + 1,59 2 • Х1 - 2,02 • Х2 -- 0,06 • Х3 - 0,07*Х4 - 6,93 • Х5 + 2,07 • Х6, где У — смертность от ЗНО взрослого населения (на 100 тыс.);
Х1 — количество среднего медицинского персонала с категориями (%);
Х2 — укомплектованность средним медицинским персоналом (%);
Х3 — коечный фонд, работа койки;
Х4 — профилактические осмотры с целью выявления
туберкулеза (осмотрено на 1000 нас.);
Х5 — средняя длительность пребывания в стационаре
выписанного больного. Хронический бронхит;
Х6 — деятельность общехирургических коек, средняя
длительность пребывания на койке.
В результате вычислений за рамки коридора достоверности вышло три района по показателю "смертность от ЗНО взрослого населения (на 100 тыс.)": Калачеев-ский с показателем 130, Рамонский 20,4 и Нижнедевиц-кий 263,8. Выход показателей районов за рамки коридора достоверности доказывает тот факт, что модель построена на основании реальных данных (рис. 1).
Алгоритм построения модели проверен на фактическом материале по районам Воронежской области (табл. 2).
Анализ данных табл. 2 по показателю "смертность от ЗНО взрослого населения" и данных модели выявил, что наиболее достоверны данные в Аннинском, Борисоглебском, Верхнемамонском, Верхнехавском, Лискинском, Новоусманском, Новохоперском и Таловском районах.
В табл. 3 представлено пошаговое варьирование управляемых показателей деятельности системы здравоохранения для моделирования их возможного влияния на показатель "смертность от ЗНО взрослого населения".
Показатели, полученные в результате пошагового моделирования, переведены в графическое отображение модели (рис. 2).
На графике (рис. 2) представлен уровень моделируемого показателя, цель для этого показателя: фактическая 190,9 случаев смертности от ЗНО на 100 тыс. населения, расчетная — 90,0 случаев смертности от онкологических заболеваний на 100 тыс. населения, после оптимизации уровней показателей.
Заключение
Данные о количественной взаимосвязи показателей состояния и функционирования сети учреждений здра-
230 п
210
и
¡5 190
о о
170
ш 150
03
га
о
о 110 т
90-
70
-3 -2 -1 0
1
6
О-
2 3 4 Шаг
Фактическая смертность от ЗНО взрослого населения
—■— Модель — -àr— Минимальное отклонение
—X— Максимальное отклонение —•— Цель
Рис. 2. Пошаговое моделирование возможного влияния на онкологическую смертность в рамках управляемых показателей
деятельности системы здравоохранения. Кривая смертности от ЗНО (шаг -3—0) иллюстрирует этот показатель смертности с 2008 по 2010 гг.
воохранения с показателями уровня и динамики смертности от ЗНО применяли для моделирования, прогнозирования и оценки текущей и ожидаемой ситуации по показателю смертности от ЗНО на территории Воронежской области, а также при разработке комплексного плана мероприятий, направленных на снижение показателя смертности от ЗНО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стародубов В.И., Щепин О.П., ред. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство. М.: ГОЭТАР-Ме-диа, 2013.
2. Вартанян Ф.Е. Современные тенденции развития здравоохранения. Здравоохранение. 2008; 1: 16—23.
3. Комаров Ю.М. Стратегия развития здравоохранения в РФ. Здравоохранение. 2008, 2: 53—62.
4. Чиссов В.И., СтаринскийВ.В., ПетроваГ.В., ред. Злокачественные новообразования в России в 2011 году (заболеваемость и смертность). М.: ФГБУ "МНИОИ им. П.А. Герцена" Минздрава России; 2013.
5. Итоги работы учреждений здравоохранения за 2011 год и первоочередные задачи на 2012 год: аналитический доклад. Воронеж: Департамент здравоохранения Воронежской области; 2012.
REFERENCES
1. Starodubov V.I., Shhepin O.P. eds. Public health and health care. National indication. M.: GJeOTAR-Media; 2013 (in Russian).
2. Vartanjan F.E. Current trends of development of health care. Health care.2008; 1: 16—23 (in Russian).
3. Komarov Ju.M. Strategy of development of health care in the Russian Federation. Health care. 2008, 2: 53—62 (in Russian).
4. Chissov V.I., Starinskij V.V., Petrova G.V. eds. Malignant neoplasms in Russia in 2011 (incidence and mortality). M: Federal State Budgetary Institution MNIOI n. a. P. A. Gertsen of Ministry of Health of Russia. 2013 (in Russian).
5. Results of work of healthcare institutions for 2011 and priorities for 2012: analytical report. Voronezh: Department of health care of the Voronezh region. 2012 (in Russian).
Поступила 04.08.13