Научная статья на тему 'Влияние системы менеджмента качества (СМК) на развитие экономических секторов в свете международной конкуренции (сравнительное исследование России и ЕС)'

Влияние системы менеджмента качества (СМК) на развитие экономических секторов в свете международной конкуренции (сравнительное исследование России и ЕС) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
762
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТАНДАРТ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блаженкова Наталья Михайловна, Аль Гарбави Х. Р.

В условиях глобальной межгосударственной конкуренции, а также в условиях длящихся мировых экономических и социальных потрясений вопросы реформирования системы управления качеством становятся одними из самых важных, обеспечивающих устойчивость и гибкость государственной внешней и внутренней политики. В существующих микроэкономических и макроэкономических условиях, когда Россия вступила в ВТО, когда США и ЕС вводят санкции в отношении Российской Федерации, предприятия и отдельные отрасли должны все больше внимания уделять теме качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Качество является задачей номер один в условиях рыночной экономики. С помощью современных и действенных подходов к управлению качеством предприятия достигнут лидирующих позиций на российском и зарубежных рынках. Соответствие качества международным стандартам позволит обеспечить конкурентоспособность на рынке товаров и услуг. И наоборот, недостаточный уровень разработки может нанести ущерб, в значительной степени превышающий положительный эффект от их функционирования. В практике российской экономики нередко можно встретить примеры, когда различного рода ошибки приводили к сбоям в работе, что влекло за собой вложение дополнительных средств, усилий и временных затрат на доведение несовершенной системы менеджмента до надлежащего уровня. Система качества представляет собой совокупность структур, выполняющих функции обеспечения качества и управления им с помощью установленных методик. Ее разработка заключается в том, чтобы определить, какие процессы и структуры необходимо включить в систему качества и какие функции они должны выполнять для обеспечения требуемого качества услуг, а в дальнейшем разработать все необходимые нормативные документы для обеспечения этих функций. В статье рассматривается влияние системы менеджмента качества (СМК) на развитие экономических секторов в свете международной конкуренции, проводится сравнительное исследование внедрения системы качества в России и странах ЕС (EU).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние системы менеджмента качества (СМК) на развитие экономических секторов в свете международной конкуренции (сравнительное исследование России и ЕС)»

Блаженкова Н.М. Аль Гарбави Х.Р.

доктор экономических наук, профессор, аспирант

заведующий кафедрой «Финансы и банковское дело» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»,

университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Россия, г. Уфа

УДК 338.2

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СЕКТОРОВ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ (СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИИ И ЕС)

В условиях глобальной межгосударственной конкуренции, а также в условиях длящихся мировых экономических и социальных потрясений вопросы реформирования системы управления качеством становятся одними из самых важных, обеспечивающих устойчивость и гибкость государственной внешней и внутренней политики.

В существующих микроэкономических и макроэкономических условиях, когда Россия вступила в ВТО, когда США и ЕС вводят санкции в отношении Российской Федерации, предприятия и отдельные отрасли должны все больше внимания уделять теме качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Качество является задачей номер один в условиях рыночной экономики. С помощью современных и действенных подходов к управлению качеством предприятия достигнут лидирующих позиций на российском и зарубежных рынках.

Соответствие качества международным стандартам позволит обеспечить конкурентоспособность на рынке товаров и услуг. И наоборот, недостаточный уровень разработки может нанести ущерб, в значительной степени превышающий положительный эффект от их функционирования. В практике российской экономики нередко можно встретить примеры, когда различного рода ошибки приводили к сбоям в работе, что влекло за собой вложение дополнительных средств, усилий и временных затрат на доведение несовершенной системы менеджмента до надлежащего уровня.

Система качества представляет собой совокупность структур, выполняющих функции обеспечения качества и управления им с помощью установленных методик. Ее разработка заключается в том, чтобы определить, какие процессы и структуры необходимо включить в систему качества и какие функции они должны выполнять для обеспечения требуемого качества услуг, а в дальнейшем разработать все необходимые нормативные документы для обеспечения этих функций.

В статье рассматривается влияние системы менеджмента качества (СМК) на развитие экономических секторов в свете международной конкуренции, проводится сравнительное исследование внедрения системы качества в России и странах ЕС ^Ц).

Ключевые слова: качество, конкурентоспособность, стандарт, менеджмент качества, международный стандарт.

THE IMPACT OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM (QMS) FOR THE DEVELOPMENT OF ECONOMIC SECTORS IN THE LIGHT OF INTERNATIONAL COMPETITION (COMPARATIVE STUDY OF RUSSIA AND THE EU)

In a global international competition, as well as in conditions of continuing global economic and social upheaval, the issues of reforming the system of quality management is becoming one of the most important, providing stability and flexibility of the state's foreign and domestic policies.

The existing microeconomic and macroeconomic conditions, when Russia joined the WTO, the US and the EU imposed sanctions against Russian enterprises, individual industries and enterprises should pay more attention to the issues of quality of products and services. Quality is the task number one in a market economy. With the help of modern and effective approaches to quality management enterprises will achieve the leading position in domestic and foreign markets.

Compliance with international standards of quality will ensure the competitiveness of the market for goods and services. Conversely, lack of development could cause damage, largely exceeding the positive effects of their operation. In practice, the Russian economy can often find examples where different kinds of errors lead to malfunctions, which entailed investment of additional resources, efforts and time-consuming to bring the imperfect management system to the proper level.

The quality system is a set of structures that perform the functions of quality assurance and management procedures by use of established methods. Its development is to determine which processes and structures to be included in the quality system and what functions they have to perform to achieve the required quality of service, and further to develop the necessary regulations for these functions.

The article examines the effect of the Quality Management System (QMS) on the development of economic sectors in the light of international competition, conducted a comparative study of the implementation of quality systems in Russia and the EU countries (EU).

Key words: quality, competitiveness, standard, quality management, international standard.

За последнюю четверть века система менеджмента качества (СМК), отвечающая требованиям международного стандарта ISO серии 9000, стала наиболее востребованной и общепризнанной унифицированной системой внутрифирменного управления. Внедрение СМК ориентирует компанию на постоянное совершенствование всех внутренних процессов и благодаря этому позволяет добиться позитивных производственных и экономических эффектов. Хотя стандарт не подразумевает обязательной сертификации, компании, как правило, ее проводят, а полученный сертификат ISO 9001 используют для демонстрации своих достижений внешним сторонам. Согласно данным Международной организации по стандартизации, на начало 2013 года было выдано более миллиона сертификатов в 184 странах. Среди сертифицированных компаний преобладают промышленные: в мире их доля составляет 83 %, в России - 94 %.

Сертификация по ISO 9001 имеет особое значение для промышленных предприятий России и других стран с переходной экономикой, обладающих несфор-мировавшейся репутацией и работающих в условиях слабой рыночной инфраструктуры. Отсутствие у компаний ясности относительно достижимости эффектов приводит к не всегда адекватным ожиданиям от внедрения СМК. Оценка эффектов (зачастую специфичных для разных стран и отраслей) сопряжена с трудностями в сборе и анализе внушительного эмпирического материала. Исследовательские проблемы придают актуальность усилиям по идентификации эффектов внедрения СМК и по разработке приемов их оценки с учетом особенностей российских предприятий и компаний из стран с переходной экономикой.

Неоднозначность в трактовке последствий - эффектов внедрения СМК ISO 9000 - поднимает вопрос о причинах - факторах, побуждающих собственников

и топ-менеджеров компаний к принятию решения о внедрении системы и ее добровольной сертификации. Выявление как внутрифирменных, так и внешних факторов с учетом особенностей институциональной среды важно для разработки рекомендаций по стимулированию внедренческой и сертификационной активности российских промышленных предприятий.

Система управления качеством продуктов представляет набор управленческих организаций и объектов управления, действий, методов и денежных средств, выделенных для учреждения, обеспечения и обслуживания высококачественного уровня продуктов [8].

Развитие системы качества обычно состоит в том, что сначала, принимая во внимание рекомендации стандартов ISO 9000, определяется структура необходимых функций управления качеством, и затем структура, которую выполняют эти функции. После этого новые доступные нормативные документы для выполнения всех функций обрабатываются и/или используются.

Система управления качеством включает [11]:

1. Управленческие задачи (политика в области качества, организации).

2. Документация и система планирования.

3. Документация требований и их выполнимости.

4. Качество развития (планирование, компетентность, документация, проверяет, заканчивается, изменения).

5. Качество во время покупок (документация, контроль).

6. Обозначение продуктов и возможность их контроля.

7. Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль).

8. Проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, заключительный контроль, документация тестирования).

9. Контроль испытательных средств.

10. Корректировка действий.

11. Качество в случае хранения, движения, упаковки, посылки.

12. Качественная документация.

13. Корпоративный контроль системы обслуживания качества.

14. Обучение.

15. Применение статистических методов.

16. Анализ качества и систем принятых мер.

Индикаторы качества, которыми управляют, установлены в зависимости от специфических особенностей продуктов.

Политика в области качества может быть сформулирована в форме принципа операций или долгосрочной цели и включать [16, с.100]:

- улучшение экономической ситуации предприятия;

- расширение или выгода новых рынков;

- достижение технологического уровня продуктов, чрезмерный уровень ведущих фирм;

- ориентация к удовлетворению требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;

- развитие продуктов, какая функциональность внедрена на новых принципах;

- улучшение главных индикаторов качества продукта;

- уменьшение на уровне недостатка сделанных продуктов;

- увеличение гарантийных сроков в продуктах;

- развитие обслуживания.

В системе управления качеством можно выделить политику предприятия в области качества, собственно систему качества, включающую обеспечение, управление и улучшение качества.

Управление качеством в управлении проектами является системой методов, средств и типов деятельности, направленной на выполнение требований и ожидания клиентов проекта к качеству проекта и его продуктов [13].

Почти тридцать лет прошло с момента появления первоначального издания международного стандарта ISO 9000, устанавливающего требования к системам менеджмента качества организаций. В 2015 году вышло в свет пятое издание данного стандарта.

Стандарт ISO 9000 за тридцатилетний период существования заслужил международное признание на всех континентах мира.

Появление пятого издания ISO 9001 вызвано несколькими причинами:

- во-первых, за прошедший период произошли существенные изменения в мировой практике менеджмента, окружающей деловой среде, накоплены новые знания;

- во-вторых, появились новые стандарты на системы менеджмента, что вызвало необходимость создания единого подхода;

- в-третьих, есть некоторые «рудименты», с которыми необходимо расстаться, чтобы двигаться дальше. Например, «обязательные документированные процедуры» и «документированное руководство по качеству»;

- в-четвертых, единственный стандарт систем менеджмента, который не использует риск-менеджмент, был ISO 9001. В целом получилось так, что стартовав первым, ISO 9001 оказался в конце, отстав от других аналогичных стандартов менеджмента из-за своей устаревшей структуры;

- в-пятых, нужна и вертикальная интеграция менеджмента организации. Система менеджмента качества должна соответствовать общей стратегии организации, то есть ее бизнес-планам, а не быть отдельной автономной частью организации [15].

Подготовка версии FDIS (Final Draft International Standard - окончательный проект международного стандарта) стандарта ISO 9001:2015 проводилась в январе 2015 года, а уже 9 июля 2015 года была принята и утверждена окончательной версией.

Основные приоритеты инновационного развития российской экономики необходимо рассматривать, с одной стороны, с точки зрения сотрудничества с ЕС, что обусловлено многими историческими, экономическими, географическими, культурными и политическими факторами. С другой стороны, прогрессивный опыт эволюции и формировании инновационного механизма развития экономики ЕС важен для решения соответствующих проблем в нашей стране.

Россия и ЕС - естественные и важнейшие взаимные партнеры практически во всех сферах экономического сотрудничество. Это сотрудничество, не взирая на ухудшение его среды и действия антироссийских санкций, является, по мнению авторов, перспективным, поскольку обусловлено множеством ас-симетрично и симметрично действующих факторов. Среди основных экономических факторов следует назвать масштабы рынков для сбыта товаров специализации каждого партнера, источники инвестиций, развитие технологического сотрудничества.

Место Российской Федерации в хозяйственном пространстве объединенной Европы достаточно значимо. Как в экспорте, так и импорте товаров Россия стабильно удерживается в первой тройке среди зарубежных партнеров («третьих» стран). 26 % всей закупаемой Евросоюзом нефти и 29 % природного газа приходится на Россию. Однако неизменно большая энергетическая составляющая российского экспорта, а также высокая доля товаров повседневного пользования в импорте -главные проблемы российской торговли с ЕС.

Большая часть товарооборота России с европейскими странами приходится на страны ЕС (доля ЕС составляет 45,1 % в российском внешнеторговом обороте). Среди них крупнейшими партнерами России

являются Германия (9,7 % внешнеторгового оборота России), Нидерланды (7,8 %), Италия (6,9 %), Великобритания (3,3 %), Польша (3,3 %), Финляндия (3,2 %).

В товарной структуре экспорта России в европейские страны преобладают минерально-сырьевые ресурсы: энергоносители (преимущественно нефть и природный газ), черные и цветные металлы (включая сталь, медь, алюминий, магний, никель и др.), круглый лес и некоторые лесоматериалы, продукция химической и нефтехимической промышленности. Следует отметить незначительное место в структуре указанного экспорта продукции машиностроения ввиду ее низкого качества и соответствующей низкой конкурентоспособности на европейском рынке. Также низка конкурентоспособность на внешнем рынке продукции легкой, фармацевтической промышленности, бытовой химии, деревообработки, пищевой промышленности и сельскохозяйственных товаров.

Сегодня трудно переоценить значимость ISO/ МЭК в решении «глобальных проблем тысячелетия» - стандарты, аккумулирующие передовой научно-технический опыт многих стран, нацелены на обеспечение единства требований к продукции, являющейся предметом международного товарообмена, включая взаимозаменяемость комплектующих изделий, единые методы испытаний и оценки качества изделий.

Международные стандарты широко применяются на национальном уровне и используются изготовителями, торговыми организациями, покупателями, потребителями, испытательными лабораториями, правительственными органами и другими заинтересованными сторонами. Поскольку эти стандарты обычно отражают передовой опыт промышленных предприятий, научно-исследовательских учреждений, потребителей и регулирующих органов в мировом масштабе и охватывают общие требования в ряде стран, они являются одним из важнейших условий, обеспечивающих устранение технических барьеров в торговле. Преимущества стандартизации могут быть реализованы только за счет разработки глобального подхода к ней, путем принятия международных стандартов в качестве государственных, то есть путем гармонизации.

Необходимость разработки международных стандартов становится очевидной, так как различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, препятствуют развитию международной торговли.

Отсутствие единых мировых стандартов в ряде областей затрудняет развитие международных экономических связей и приводит к удорожанию продукции.

Работа в области международной гармонизации стандартов позволяет устранить барьеры, вызываемые различием в технических требованиях, правилах, и является необходимым условием для ускорения научно-технического прогресса во всем мире [15].

Роль международных стандартов в качестве технического фундамента глобального рынка особо подчеркнута в Соглашении Всемирной торговой организации (ВТО) по техническим барьерам в торговле. Соглашение обязывает правительства максимально использовать международные стандарты, чтобы предупредить появление нежелательных препятствий на пути развития торговли.

В условиях обостряющейся конкуренции важным фактором успеха компании на рынке становится внедрение системы менеджмента качества, отвечающей требованиям серии стандартов ISO 9000. Методологически СМК ISO 9000 базируется на принципах, которые воплотили в себе концепции ученых - основоположников философии качества и технологии менеджмента качества. Хотя внедрение СМК не подразумевает обязательной сертификации, сам факт ее прохождения призван продемонстрировать внешнему окружению достижения компании в области качества и таким образом способствует получению конкурентных преимуществ.

Более чем четвертьвековая история серии стандартов ISO 9000 демонстрирует ее чрезвычайную международную популярность и устойчивую позитивную динамику распространения в мире, которая фиксируется Международной организацией по стандартизации.

Развитие менеджмента качества в России неоднозначно. С одной стороны, присутствует высокая степень заинтересованности российских компаний во внедрении и последующей сертификации СМК ISO 9000, в последние годы - интенсивный рост числа сертифицированных компаний. С другой стороны, эта заинтересованность зачастую не столько воплощается в долгосрочной деятельности по постоянному совершенствованию всех процессов компании в соответствии с принципами управления качеством, сколько, во-первых, транслирует стремление руководства получить сертификат ISO 9001 для достижения тактического маркетингового эффекта; во-вторых, реализуется формально в деятельности, скорее имитирующей, а не исполняющей требования серии ISO 9000.

Современная система менеджмента качества (ISO 9001:2008) основана на постоянном совершенствовании методов производства и управления, целью которого является удовлетворение всех требований потребителя товаров или услуг. Такой инструмент, по сути, является основой поступательной эволюции коммерческих и государственных предприятий в рамках растущей конкуренции и повышенных запросов к безопасности здоровья человека и окружающей среды.

Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2013. - 80 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2013. - 736 с.

3. Федеральный закон «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 № 2000-1-ФЗ) // Консультант Плюс, 2012.

4. Федеральный закон «О техническом регулировании»» (в ред. Федеральных законов от 27.12.2002) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002.

5. Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» (от 26.06.2008 № 102-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008.

6. ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь - М.: Стандарт-информ, 2012.

7. ГОСТ Р ISO 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. - М.: Стандартинформ, 2011.

8. Винарик В.А. Системы менеджмента качества в России: востребованы и результативны // Менеджмент и бизне с-администрирование. - 2013. - № 2. - С. 118-135.

9. Винарик В.А. Эффекты сертификации ISO 9000: эмпирический анализ российских промышленных предприятий // Российский журнал менеджмента. -2014. - T. 12. - № 2. - С. 13-36.

10. Винарик В.А. Эффекты сертификации систем менеджмента качества (обзор зарубежных исследований) // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2012.- № 4.- С. 120-139.

11. Долгопятова Т.Г., Винарик В.А. Сертификация системы менеджмента качества в компаниях стран с переходными экономиками: эмпирический анализ // Российский журнал менеджмента. - 2011. - Т. 9. - № 1. - С. 29-56.

12. Костюк И.К. Применение инновационных технологий в государственном управлении в контексте европейских стандартов [Текст] / И. К. Костюк // Молодой ученый. - 2014. - № 21. - С. 519-521.

13. Кочугуева М.Н., Багаев А.С. Влияние систем менеджмента качества на финансовые показатели компаний // Корпоративные финансы. - 2011. - № 1 (17). - С. 68-75.

14. Станкин А.А., Копнов В.А. Предложения по устранению причин низкой эффективности систем менеджмента качества предприятий РФ // Технологии качества жизни. - 2011. - Т. 11. - № 1. - C.51-62.

15. Шацких Е.А. Основные законодательные акты, регулирующие отношения в области качества продукции и конкурентоспособности [Текст] / Е.А. Шацких // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 571-573.

List of literature:

1. Constitution of the Russian Federation. - Moscow: Eksmo, 2013. - 80 p.

2. Civil code of the Russian Federation. - Moscow: Eksmo, 2013. - 736 p.

3. The federal law «About consumer protection» (of 07.02.1992 № 2000-1-FZ)//the Consultant Plus, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. The federal law «On technical regulation»» (in an edition. Federal laws of27.12.2002) // Russian Federation Code, 2002.

5. The federal law «About ensuring unity of measurements» (of 26.06.2008 № 102-FZ) // the Russian Federation Code, 2008.

6. GOST ISO 9000-2011. Quality management system. Basic provisions and the dictionary. - Moscow: Stand-artinform, 2012.

7. GOST P ISO 9004-2010. Management for achievement of steady success of the organization. Approach on the basis of quality management. - Moscow: Standartinform, 2011.

8. Vinarik VA. Quality management system in Russia // Management and business administration are demanded and productive. - 2013. - № 2. - P. 118-135.

9. Vinarik V.A. Effects of certification of ISO 9000: empirical analysis of the Russian industrial enterprises//Russian magazine of management. - 2014. - Vol. 12. - № 2. - P. 13-36.

10. Vinarik V.A. Effects of certification of systems of quality management (review of foreign researches) // Management and business administration. - 2012. - № 4. - P. 120-139.

11. Dolgopyatova T.G., Vinarik V.A. Certification of quality management system in the companies of the countries with transitional economies: empirical analysis // Russian magazine of management. - 2011. - Vol. 9. - № 1. - P. 29-56.

12. Kostiuk I.K. Application of innovative technologies in public administration in the context of the European standards [Text] / I.K. Kostiuk // The Young scientist. -2014. - № 21. - P. 519-521.

13. Kochuguyeva M.N., Bagayev A.S. Influence of systems of quality management on financial performance of the companies // Corporate finance. - 2011. - № 1 (17). - P. 68-75.

14. Stankin A.A., Kopnov V.A. Offers on elimination of the reasons of low efficiency of systems of quality management of the enterprises of the Russian Federation/Technologies of quality of life. - 2011. - Vol. 11. - № 1. - P. 51-62.

15. Shatskikh E.A. The main acts governing the relations in the field of quality of production and competitiveness [Text] / E.A. Shatskikh//the Young scientist. - 2014. -№ 2. - P. 571-573.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.