ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЛИЯНИЕ СИНТО НА ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЦИОНАЛИЗМА В ЯПОНИИ В КОНЦЕ XIX -_НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ_
Дуничев Дмитрий Алксандрович
Студент, Санкт-Петербургский государственный университет Факультет международных отношений
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматривается влияние японской национальной религии синто на формирование идеологии государственного национализма в конце XIX - начале XX веков. Цель данной статьи - выявить конкретные черты национальной религии, которые стали основой националистической идеологии в довоенной Японии. В статье также представлена эволюция интеллектуальной традиции, на которую опирались создатели государственного национализма в Японии эпоху Мэйдзи.
ABSTRACT:
The subject of the article is the influence of Japanese national religion Shinto on the formation of the ideology of state nationalism in late XIX - early XX century. The purpose of the article is to identify specific features of the national religion which became a basis for the nationalist ideology in pre-war Japan. Development of intellectual tradition laid a foundation of state nationalism in Meiji period Japan is also provided.
Ключевые слова: Япония, синто, национализм, эпоха Мэйдзи
Keywords: Japan, Shinto, nationalism, Meiji period
Развитие современного японского общества и государства во многом было предопределено реформами и изменениями, происходившими в период с Реставрации Мэйдзи4 (1868) до окончания Второй мировой войны. За этот долгий период политические элиты, управляющие государством, неоднократно сменяли друг друга, однако можно говорить о некоторой преемственности их политического курса. Преемственность заключалась в следующем: во-первых, главной целью внутренней политики была модернизация экономики, промышленности, армии, общественного устройства Японии, что было необходимо для выживания страны на международной арене; во-вторых, основным средством для консолидации общества, легитимизации власти, оправдания тех или иных решений стала идеология государственного национализма. Именно национализм стал фундаментом для изменений, происходивших в японском обществе после Реставрации Мэйдзи.
Основой и своеобразным культурным стержнем японского общества является синто - набор различных этических норм, обрядов и верований, под действием которого образуется мировосприятие и мироощущение японцев, формируется их культурная идентичность [4, а 122]. На протяжении всей истории синтоизм оказывал огромное влияние на японский народ. Его основные идейные постулаты, обозначенные ещё в древних свитках Кодзики и Нихон cёки (Анналы Японии) (УП-УШ века) - единство мира и бога. Мир не создан, но рождён ками (богами) Идзанаги и Идзанами [2, с. 132], от которых ведёт свой род богиня солнца Аматэрасу и её внук Ниниги-но Микото, первый из богов, сошедший с небес. Великий внук Ниниги-но Микото, легендарный император Дзимму, считается первым человеком-правителем Японии [1, с.
39]. Отсюда происходит один из основных постулатов синто - божественность Японии и императора. Кроме того, в древней Японии глава государства, император, совмещал в себе функции политического лидера и верховного жреца при отправлении коллективного обряда, обслуживающего при помощи магии производственные нужды сельскохозяйственной общины [1]. Так император укрепился в роли первосвященника синто и одного из верховных божеств.
Основой синтоизма («синто» в переводе с японского означает «путь богов») является культ божеств природы и предков. Как писал Минору Со-нода, синтоистское понятие «ками» не стоит отождествлять с европейским «бог». Ками - это некий бестелесный дух, скрытая «одухотворённость» (рэйсэй), приносящая жизнь и жизненные блага [10, с. 23]. Таким образом, ками могут являться как различные духи природы, так и люди; ками могут воплощаться, материализовываться в нашем мире в различных предметах - синтай («тело ками»).
Одной из главных задач японцев, как последователей синто, является успокоение и удовлетворение своих предков. Умершему присваивают посмертное имя, помещают табличку с именем в домашний буддийский алтарь буцудан, молятся за него и возжигают перед алтарём благовония. Это происходит из веры в то, что мёртвые остаются в нашем мире, навещая свои могилы и свои прежние дома, незримым образом участвуют в нашей жизни. Счастье духов усопших напрямую зависит от почтительного услужения, оказываемого им живыми. Таким образом, живые, почитая предков, исполняют свой долг перед ними и сами обретают уверенность в том, что после смерти будут почитаться своими потомками. Более того, согласно синтоистским верованиям, каждое событие в этом мире,
4 Реставрация Мэйдзи (также «Революция Мэйдзи», «Обновление Мэйдзи», «Мэйдзи Исин») - революция, произошедшая в Японии в 1868 году, в результате которой верховная власть была формально возвращена императору. Под термином «Реставрация Мэйдзи» подразумевают и период реформ, последовавший за революцией. Событие названо в честь императора Мэйдзи, правившего в то время. «Мэйдзи» - это девиз правления импер-тора Муцухито. Каждый японский император имеет свой девиз
правления, который означает некий благой принцип (например: «Мэйдзи» - «просвещенное правление»). Девиз используется как посмертное имя императора, а также как и название эпохи его правления, т.е. при помощи девиза ведется летоисчесление. Например: эпоха Мэйдзи - период в истории Японии с 23 октября 1868 года по 30 июля 1912 года, эра Сёва - период с 25 декабря 1926 года по 7 января 1989 года (Сёва - девиз правления императора Хирохито).
будь то обильные жатвы, голод или наводнения, являются делом мёртвых; а также человеческие действия, хорошие или плохие, управляются мёртвыми [3, с. 167]. Отсюда и происходит исключительная важность успокоения духов предков.
Вплоть до реставрации Мэйдзи синто не использовался в политических и пропагандистских целях, и даже религией синтоизм, в отличие от буддизма, назвать сложно. Известный юрист и профессор Токийского университета Ходзуми Нобусигэ (1858 - 1926) писал, что синто - не столько религиозное, сколько духовное, этическое и социальное почитание предков, испокон веков являвшееся основой японской цивилизации [6, с. 189]. После реставрации Мэйдзи перед правящими элитами страны остро встал вопрос об ответе внешней угрозе, исходящей от западных стран. Японцы видели, что произошло с Китаем, и не хотели себе такой же участи. Единственным выходом стало перенятие западных достижений научной и общественной мысли, приобщение к западной цивилизации при сохранении собственной национальной идентичности. Кроме того, лидеры Японии того времени были убеждены, что только империалистическая и захватническая политика сможет обеспечить Японии независимость. Для этих целей на основе синтоизма был создан религиозный культ и ультранационалистическая идеология [1]. Синто был выделен из числа других религий (буддизм и христианство) в качестве государственного обряда и стал государственной религией, которая провозглашала исключительность японской нации, божественность императора. Неудивительно, что именно эти черты традиционных народных верований и мифологии были возведены в абсолют.
Дело в том, что в течение веков японское общество основывалось на патронимии додзоку - группе родственных семей с единым общим предком. Патронимия состояла из семьи прямого потомка основателя додзоку, которая называлась основной (хонкэ) и боковых семей (бунта). Существование подобной системы было обусловлено самой системой хозяйственной деятельности крестьян, так как полевые работы требовали единовременного применения большого количества рабочих рук. Кроме того, любые работы (например, строительство нового дома для одной из семей додзоку) разделялись всеми семьями додзоку, крестьянин просто не мог существовать вне данной системы. В свою очередь, в додзоку в первую очередь почитались предки основной семьи, так что все члены додзоку должны были оказывать почести хонкэ. Таким образом, идеологи государственного синто просто представили всю японскую нацию как одну огромную додзоку, в которой роль хонкэ играла императорская семья. Культ предков, являющийся одной из основ синто, свели к культу божественных предков императора, а концепция сыновей почтительности, возведённая до уровня государственной морали, переродилась в идеях верноподданичества и незыблемого императорского авторитета [9, а 309].
Интеллектуальная традиция, согласно которой император является стержнем японского общества, зародилась ещё до Реставрации Мэйдзи. Идеологической и философской основой деятельности новых политических элит стала философская «школа национальных наук» (кокугакуха), зародившаяся в первой половине XVIII века. Основоположник школы Када Адзумамаро ввёл в обиход термин «Древний путь», который означал «путь государя и подданных и почитание законных, имеющих единую родословную императоров». Позднее учение о «Древнем пути» было
оформлено теоретиком кокугакуха Мотоори Норинага в концепцию «Истинного пути», включавшую в себя синтоистские представления о божественности императора [5, c. 39].
Дальнейшая эволюция учения об «Истинном пути» привела к появлению идеологии кокутай (государственный организм), созданной в период Эдо. Концепция кокутай объединяет японский народ, императора и сами японские острова в единое целое. Император олицетворяет собой государство, а потому верность ему - одна из основных добродетелей [7, c. 51]. В довоенной Японии кокутай имело особый смысл: «Священное государственное устройство, при котором народом правят императоры, являющиеся потомками небесных богов, пославшими их на землю в начале времён». Черты японского менталитета и японской нации подчёркивались как особенные, божественные черты, что отражает превосходство японской нации и Японии в целом над остальными странами мира [8]. Далее, от кокутай - один шаг к идее мессианства Японии: «В основе глубокой приверженности тому, что в этой стране называют "священной войной" в Восточной Азии, лежит убеждение, что Япония послана в качестве спасителя мира... Доктрина, согласно которой национальная структура Японии - наилучшая из существующих в мире - должна вести к естественному следствию, что другие народы (помимо японского) только выиграют, если окажутся под управлением Японии» [1]. Таким образом, черты некогда мирной национальной религии воплотились в националистической идеологии, что в дальнейшем привело к появлению милитаризма в Японии.
Список литературы
1. Гринюк В. А. Политические проблемы храма Ясукуни // Проблемы Дальнего Востока. - 2010. №4. -С.38-52
2. Капранов С. В. Столп и пещера: архетипы и топосы синтоистского святилища / С.В. Капрасов // Синто: память культуры и живая вера / под ред. Э. В. Молодяковой. - М.: АИРО-XXI. 2012. - C.129-146
3. Кожевников В. В. Синто и национализм в Японии (проблема храма Ясукуни) // Россия и АТР. -2014. №4. - С.166-179
4. Малютина Е. В. Национальная идентичность и региональный статус Японии в начале XXI века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. 2015. № 3 (53): в 3-х ч. Ч. III. - C. 121-125
5. Михайлова Ю. Д. Мотоори Норинага. Жизнь и творчество - М.: Наука. 1988. - 192 с.
6. Молодяков В. Э. Боги как прошлое: синто в национальной историософии и историографии Японии // Синто: память культуры и живая вера / под ред. Э. В. Молодяковой. - М.: АИРО-XXI, 2012. - C.187-201
7. Молодякова Э. В. Многоаспектность проблемы святилища Ясукуни // Япония 2007. Ежегодник. / Гл. редактор Э. В. Молодякова. - М^АИРО-ХХ! 2007 - С. 48-68
8. Симадзоно С. Японцы и религия: «нерелигиозность» и «подобие религии». URL: http://www.nip-pon.com/ru/in-depth/a02901/?pnum=2 (дата обращения: 15.04.2018)
9. Синто. Путь японских богов / под ред. Е. М. Ермаковой, Г.Е. Комаровского, А. Н. Мещерякова. -Спб.: Гиперион. Т. 1. - 704 с.
10. Сонода М. Мир Синто - М.: Научная книга, 2001. - 80 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА ОТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО К ПОДРОСТКОВОМУ _ПЕРИОДУ РАЗВИТИЯ_
Андреева З.А.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
В статье рассматривается значимость и особенности развития коммуникативной компетентности учащихся в период окончания начальной школы и перехода в среднее звено. Показана актуальность диагностики компонентов коммуникативной компетентности на этапе перехода к обучению в средней школе как ресурса успешной адаптации и развития личности подростка. Описаны результаты констатирующего эксперимента, произведена оценка динамики развития у учащихся отдельных универсальных учебных коммуникативных действий.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, универсальные учебные коммуникативные действия, сотрудничество, взаимодействие, передача информации, младшие школьники, подростки.
COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS DURING THE TRANSITION FROM JUNIOR SCHOOL AGE TO ADOLESCENT DEVELOPMENT
Andreeva Z.A.
Volgograd State Socio-Pedagogical University
At the paper importance and peculiarities of development of communicative competence of students in the period of completion of primary school and transition to the middle level are considered. The urgency of the diagnostics of communicative competence components at the stage of transition to secondary school education as a resource for successful adaptation and development of the adolescent personality is shown. The results of the ascertaining experiment are described, an assessment of the dynamics of the development of individual universal educational communist actions among students is made.
Key words: communicative competence, universal educational communicative actions, cooperation, interaction, information transfer, junior schoolchildren, teenagers.
Рост требований к коммуникативным способностям молодежи обусловлен изменениями, происходящими в настоящий момент в нашей стране. Особое отношение к этому вопросу определяется ориентацией государства и общества на формирование личности, способной к решению коммуникативных задач и организации межличностного взаимодействия. Так, в современных образовательных стандартах отмечается особая значимость мета-предметных способностей учащихся, а именно -коммуникативных компетенций в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками в процессе учебной, творческой, общественно-полезной и других видах деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросы коммуникативной компетентности обучающихся, умений и навыков общения рассматривались многими зарубежными и отечественными учеными.
Так, М. Аргайл, Р. Белла, Дж. Боулби, Ю. Ха-бермас, Дж. Уаймен и др. коммуникативную компетентность рассматривают в контексте теории коммуникации. В отечественной психологии проблема коммуникативной компетентности раскрывается в трудах Б. Г. Ананьева (1968), Г. М. Андреевой (1999), А. А. Бодалева (1983), А. Б. Добровича (1987), В. А. Кан-Калика (1980), Я. Л. Коломин-
ского (1985), Л. А. Петровской (2007) и др. Учеными определяется сущностная характеристика коммуникативной компетентности, предложены способы формирования коммуникативных умений и навыков.
Ряд исследований посвящен проблеме коммуникативного взаимодействия, развития и формирования коммуникативных умений обучающихся в образовательном процессе [1; 2; 3; 4].
Однако точного понимания и четкой структуры коммуникативной компетентности, ее особенностей у школьников младшего подросткового возраста в научной литературе не выявлено. Не описаны практические подходы к формированию коммуникативных знаний, умений и способностей, помогающих успешному социальному взаимодействию.
Вместе с тем, с позиции системно-деятель-ностного подхода, разрабатываемого в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова), коммуникативная компетентность рассматривается как ключевая для развития ребенка, т.к. именно в со-действии и со-трудничестве происходит психическое развитие и становление личности.
Этим и определяется актуальность проблематики исследования.