Влияние синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер...
йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-91-94 УДК 159.942
Перевезенцева Наталия Леонидовна
кандидат психологических наук
Нестеренко Ольга Борисовна
кандидат психологических наук Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
nataperevez@mail.ru, nesterenko-63@list.ru
ВЛИЯНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР НА КАЧЕСТВО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания у медицинских сестер и его влияния на качество оказания медицинской помощи. Приведены эмпирические данные по выявлению синдрома эмоционального выгорания и предпочитаемых стратегий поведения при реализации профессиональных задач среди медицинских сестёр. В исследовании использовались методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания», опросник Дж. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий», а также анкетирование пациентов «Удовлетворенность пациентов качеством оказываемых медицинских услуг».
Согласно полученным результатам, степень риска к синдрому эмоционального выгорания среди практикующих медицинских сестер стоит достаточно остро. На разных этапах профессионализации наблюдается тенденция к тому, что у обследованных присутствуют симптомы эмоционального выгорания различного уровня выраженности, однако на качество оказываемых медицинских услуг данный показатель мало влияет. Результаты исследования свидетельствуют о наличии у медицинских сестер личностного ресурса, направленности копинг-стратегий, позволяющим им адекватно решать профессиональные задачи, а также находить внутренние ресурсы для преодоления проблемных ситуаций.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, копинг-стратегии, направленность личности, профессиональная деятельность, удовлетворённость пациентов, качество медицинских услуг.
В современных условиях человек встречается на своем пути с достаточно большим количеством стрессогенных факторов, которые без сомнения оказывают влияние не только на его личность, но и на профессиональную деятельность. И далеко не каждый способен в этих условиях адаптироваться и выполнять профессиональные задачи. В связи с этим, актуальной проблемой психологии развития, акмеологии, психологии профессиональной деятельности является изучение социально-психологических феноменов, к числу которых относится феномен эмоционального выгорания личности. Принято считать, что понятие «Эмоциональное выгорание» («burnout») было введено в научный обиход американским психиатром Гербертом Фрейденбергером (1974 г.), для описания психологического состояния, проявляющегося в нарастающем эмоциональном истощении, связанным с общением в эмоционально напряженной атмосфере. Сопровождается подобное состояние безразличием к профессиональным обязанностям и всему, что происходит на работе, в неудовлетворенности работой, а также в проявляющемся негативизме, как к пациентам, так и к коллегам.
В психологическом словаре дается следующее определение синдрому эмоционального выгорания (СЭВ) - «это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности, проявляющаяся в нарастающем эмоциональном истощении. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений)» [2].
В современной отечественной психологической науке феномен эмоционального выгорания представлен в исследованиях В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Н.В. Гришиной, И.П. Ильина, И.В. Комарев-цевой, Е.В. Котовой, Г. А. Макарова, Л.М. Митиной, А.В. Молокоедова, Д.Н. Орлова, С. А. Подсадного, А. А. Рукавишникова, И.М. Слободчикова, С.В. Удо -вик, И.А. Чувашовой и др. Авторами разработаны модели эмоционального выгорания, описаны причины вызывающие данный синдром, многоуровневый и сложный характер синдрома, выявлены группы факторов его вызывающие.
Существующие подходы в науке к рассмотрению данного феномена, позволяют заключить, что изучение эмоционального выгорания в контексте профессиональной деятельности, особенно важно, когда она сопряжена с такой сложной сферой, как медицина и здравоохранение, сохраняя свою актуальность и практическую значимость [3; 4; 5; 7; 9]. Важность исследования данного феномена обусловлена еще и тем, что синдром эмоционального выгорания имеет сложный характер, а разнородность интерпретации его причин и проявлений, требует поиска исследовательских стратегий применительно к специфике профессиональной деятельности.
Особенно актуально изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинской сестры в период проведения реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности специалиста.
Согласно научным исследованиям, в области медицинской психологии (Н.Е. Водопьянова, А.Б. Искандирова, А.С. Малыгина, Е.Е. Пахтусова,
© Перевезенцева Н.Л., Нестеренко О.Б., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №3
91
Д.В. Шевченко и др.) «степень риска к СЭВ среди практикующих медицинских работников, врачей стационара - стоит достаточно остро, так как на разных этапах профессионализации наблюдается тенденция к тому, что у большинства обследованных врачей присутствуют симптомы эмоционального выгорания различного уровня выраженности» [3; 7].
Профессиональная деятельность медицинской сестры и качество оказания медицинской помощи во многом обусловлены способностью прогнозировать возможные проблемы и продумывать варианты их решения вступая во взаимоотношения с пациентом. Специфика деятельности медицинской сестры и влияние стресогенных факторов (высокие требования к компетентности, ненормированность, интенсивность, загруженность рабочего дня, низкая зарплата, общение с пациентами и переживания связанные с этим и др.) требуют от специалиста умения выработать не просто определенный стиль поведения, но и такие способы реагирования (копинги), которые защитят от эмоционального выгорания. В психологической науке по термином «копинг, копинг-стратегия» (от англ. coping, coping strategy) понимают постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие способы преодоления (стратегии), которыми пользуется человек для совладания с психологически трудными (стрессовыми) ситуациями в личной жизни и профессиональной деятельности [8; 10; 11].
В связи с этим, в данном исследовании было выдвинуто предположение о том, что синдром эмоционального выгорания имеет различную степень выраженности у медицинских сестёр больницы и имеет специфические особенности проявления, что оказывает влияние на копинг-стратегии поведения и обуславливает качество оказания медицинских услуг.
Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестёр проводилось на базе ГБУ РС (Я) «Нерюнгринская ЦРБ». В исследовании принимали участие 39 человек -медицинских сестёр в возрасте от 25 до 48 лет, со стажем работы от 5 до 15 лет - по 13 человек, имеющих высшую, первую и вторую категории. Психодиагностическое исследование проводилось на группах испытуемых с соблюдением стандартных правил группового обследования.
Для исследования эмоционального выгорания, личностных характеристик и стратегий преодоления среди испытуемых медицинских сестёр были использованы следующие методики: методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания»; опросник Дж. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий», а также было проведено наблюдение за поведением, профессиональной деятельностью и особенностями проявления СЭВ у среднего медицинского персонала [1]. Обследо-
вание испытуемых проводилось небольшими группами и индивидуально.
В результате исследования особенностей проявления эмоционального выгорания среди медицинских сестер по методике В.В. Бойко, можно выделить три группы. Первая группа, в которой синдром полностью сформировался в одной из фаз, составляет - 48,7% испытуемых. Вторая группа - синдром находится в стадии формирования в одной из фаз, составляет - 33,4%. Третья группа - синдром не сформировался, т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает нормативный показатель - составило 17,9% человек.
Таким образом, мы видим, что самой многочисленной оказалась группа медицинских сестёр с проявлением синдромома эмоционального выгорания, сформировавшимся хотя бы в одной из фаз. А самой малочисленной - группа с не сформировавшимся синдромом.
Далее исследование было посвящено тому, насколько подобное психическое состояние - СЭВ у медицинской сестры, отражается на выполнении ею профессиональных задач, и в целом, оказывает ли влияние на качество оказания медицинской помощи. Под качеством оказания медицинской помощи мы понимаем уровень профессиональной компетенции и квалификации (категорию) медицинской сестры. Для решения этой задачи в исследовании было рассмотрено соотношение наличия профессиональной категории у медицинской сестры и выявленного/невыяленного у нее уровня эмоционального выгорания.
Независимо от стажа работы, медицинские сё-стры, у которых синдром сформировался хотя бы в одной из фаз, имеют профессиональную категорию. У медицинских сестёр, которые имеют высшую категорию, данный синдром не сформировался, либо находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз - 46,2% испытуемых и 54,8%, соответственно.
Далее в исследовании с помощью опросника Дж. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий» была изучена направленность личности, в профессиональной деятельности, на ту или иную копинг-стратегию поведения в ситуации решения профессиональных задач, проблемных сиутаций, их избегание или поиск социальной поддержки. Так, копинг-стратегии поведения медицинских сестёр были представлены в направленности, проактив-ности, преобладании конкретных копинг-меха-низмов, конструктивности. Обобщая полученные результаты отметим, что для не имеющих «выгорания» медицинских сестёр, характерна в большей степени копинг-стратегия направленная на разрешение проблем, что составило - 32% испытуемых. Для группы испытуемых, с выраженными признаками «выгорания», характерно прибегание к копинг-стратегии «избегания проблем» - 68,4%.
Влияние синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер..
В современных условиях, адекватная оценка качества медицинской помощи - одна из важнейших проблем управления здравоохранением. В соответствии с Международными стандартами, одним из критериев качества, является удовлетворенность медицинской помощью пациентов, т.е. потребителей медицинских услуг [6]. Для того, чтобы оценить организацию работы среднего медицинского персонала больницы и удовлетворенность пациентов качеством оказываемых медицинских услуг, нами было проведено анкетирование пациентов. Выборочная совокупность охватила все основные социально-демографические группы населения, всего среди анкетируемых было 339 пациентов, 135 мужчин и 204 женщины. Наибольшую долю в выборке составили пациенты в возрасте от 20 до 40 лет.
Анализ результатов можно представить следующим образом. Большая часть пациентов (94%) удовлетворены качеством оказания сестринской помощи. Была дана оценка полученной сестринской помощи: «отлично» - 54% опрошенных, «хорошо» - 40%, «удовлетворительно» - 5%, «неудов-летврорительно» - 1%. Несмотря на то, что оценки респондентов носят субъективный характер, данные свидетельствуют о качественно хорошем уровне общения пациентов и медицинского персонала, что благоприятно влияет на общую оценку сестринской помощи.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что степень удовлетворённости пациентов, участников исследования качеством сестринской помощи ЛПУ, в целом, оказалась высокой, что даёт нам право говорить об эффективности управления качеством работы сестринского персонала.
Результаты представленного эмпирического исследования с одной стороны, расширяют и дополняют теоретические представления о проблеме эмоционального выгорания специалиста, медицинской сестры в условиях профессиональной деятельности, расширяют представления о влиянии данного феномена на выбор поведения и реагирования (копинг-стратегию) медсестры, и в определенной степени обуславливают качество оказания медицинских услуг, в целом. С другой стороны, результаты работы позволяют заключить, что эмоциональному выгоранию в условиях профессиональной деятельности подвержены все испытуемые, однако степень проявления СЭВ различна, в отдельных случаях связана и с выбором копинг-стратегии поведения и с уровнем квалификации медицинской сестры. Медицинские сёстры, имеющие направленность в проблемной ситуации на ее разрешение, чаще сами на себя берут ответственность, самостоятельно способны принимать решения и адекватно оценивать последствия своих действий, позитивны и ответственны по отношению к пациентам, в сравнении с медицинскими
сёстрами, имеющими сформированный синдром эмоционального выгорания и зачастую, не готовые к решению проблем.
Библиографический список
1. Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. Д.Я. Райго-родский. - Самара, 1999. - С. 161-169.
2. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic. academic.ru/ (дата обращения: 13.06.2019).
3. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000. - С. 443-463.
4. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. -Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. - 70 с.
5. Малыгин В.Л. Синдром эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер наркологических учреждений / В.Л. Малыгин, Е.Е. Пахтусова, Д.В. Шевченко, А.Б. Искандирова [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. - 2011. - № 5.- Режим доступа: http:// medpsy.ru (дата обращения: 13.06.2019).
6. Орлов А.Е. Современные проблемы качества медицинской помощи (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. - 2015. -№ 1. - Режим доступа: http://www.medtsu.tula.ru (дата обращения: 13.06.2019).
7. Перевезенцева Н.Л. Проявление синдрома эмоционального выгорания у врачей-онкологов // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 8 (52). - С. 260-267.
8. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стра-тегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2011. - № 3 (17). - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.06.2019).
9. Слободчиков И.М., Молокоедов А.В., Удо-вик С.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. - М.: Левъ, 2018. - 220 с.
10. Чувашова И.А. Содержательные характеристики временной перспективы личности как фактор эмоционального выгорания субъектов профессиональной образовательной деятельности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Кемерово,
2014. - 24 с.
11. Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания: Клинические и психологические аспекты. - М.: Изд-во «МЕДпресс-информ»,
2015. - 256 с.
References
1. Bojko V.V Metodika diagnostiki urovnya emocional'nogo vygoraniya // Prakticheskaya
Педагогика. Психология. Социокинетика J №3
93
psihodiagnostika. Metodiki i testy / red.
D.YA. Rajgorodskij. - Samara, 1999. - S. 161-169.
2. Bol'shaya psihologicheskaya enciklopediya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://dic. academic.ru/ (data obrashcheniya: 13.06.2019).
3. Vodop'yanova N.E. Sindrom «psihicheskogo vygoraniya» v kommunikativnyh professiyah / pod red. G.S. Nikiforova. - SPb.: Izd-vo SpbGU, 2000. -S. 443-463.
4. Kotova E.V. Profilaktika sindroma emocional'nogo vygoraniya. -Krasnoyarsk: Krasnoyar. gos.ped. un-t im. V.P. Astafeva, 2013. - 70 s.
5. Malygin VL. Sindrom emocional'nogo vygoraniya u vrachej i medicinskih sester narkologicheskih uchrezhdenij / V.L. Malygin,
E.E. Pahtusova, D.V. SHevchenko, A.B. Iskandirova [Elektronnyj resurs] // Medicinskaya psihologiya v Rossii. - 2011. - № 5.- Rezhim dostupa: http:// medpsy.ru (data obrashcheniya: 13.06.2019).
6. Orlov A.E. Sovremennye problemy kachestva medicinskoj pomoshchi (obzor literatury) // Vestnik novyh medicinskih tekhnologij. - 2015. - № 1. -
Rezhim dostupa: http://www.medtsu.tula.ru (data obrashcheniya: 13.06.2019).
7. Perevezenceva N.L. Proyavlenie sindroma emocional'nogo vygoraniya u vrachej-onkologov // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. -2015. - № 8 (52). - S. 260-267.
8. Rasskazova E.I., Gordeeva T.O. Koping-strategii v psihologii stressa: podhody, metody i perspektivy [Elektronnyj resurs] // Psihologicheskie issledovaniya. - 2011. - № 3 (17). - Rezhim dostupa: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 13.06.2019).
9. Slobodchikov I.M., Molokoedov A.V., Udovik S.V. Emocional'noe vygoranie v professional'noj deyatel'nosti. - M.: Lev", 2018. - 220 s.
10. CHuvashova I.A. Soderzhatel'nye harakteristiki vremennoj perspektivy lichnosti kak faktor emocional'nogo vygoraniya sub"ektov professional'noj obrazovatel'noj deyatel'nosti: avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk. - Kemerovo, 2014. - 24 s.
11. CHutko L. S., KozinaN. V Sindrom emocional'nogo vygoraniya: Klinicheskie i psihologicheskie aspekty. -M.: Izd-vo «MEDprecs-inform», 2015. - 256 s.