Научная статья на тему 'Влияние синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер на качество оказания медицинской помощи'

Влияние синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер на качество оказания медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
518
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / BURNOUT SYNDROME / COPYING STRATEGY / PERSONALITY ORIENTATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / PATIENT SATISFACTION / QUALITY OF MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перевезенцева Наталия Леонидовна, Нестеренко Ольга Борисовна

В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания у медицинских сестер и его влияния на качество оказания медицинской помощи. Приведены эмпирические данные по выявлению синдрома эмоционального выгорания и предпочитаемых стратегий поведения при реализации профессиональных задач среди медицинских сестёр. В исследовании использовались методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания», опросник Дж. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий», а также анкетирование пациентов «Удовлетворенность пациентов качеством оказываемых медицинских услуг».Согласно полученным результатам, степень риска к синдрому эмоционального выгорания среди практикующих медицинских сестер стоит достаточно остро. На разных этапах профессионализации наблюдается тенденция к тому, что у обследованных присутствуют симптомы эмоционального выгорания различного уровня выраженности, однако на качество оказываемых медицинских услуг данный показатель мало влияет. Результаты исследования свидетельствуют о наличии у медицинских сестер личностного ресурса, направленности копинг-стратегий, позволяющим им адекватно решать профессиональные задачи, а также находить внутренние ресурсы для преодоления проблемных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Перевезенцева Наталия Леонидовна, Нестеренко Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of burnout syndrome of nurses on the quality of care

The article deals with the problem from the field of developmental psychology and acmeology, associated with the study of the phenomenon of burnout syndrome in nurses and its impact on the quality of medical care. The interest of the study to this problem is due to the real psycho-emotional and psychosocial problems that the nurse is facing daily in her professional activities. Empirical data on the identification of burnout syndrome and preferred behavioural strategies in the implementation of professional tasks among nurses are given. To obtain empirical data, the following methods were used in the study: the method of Viktor Boyko "Study of Burnout"; the James H. Amirkhan questionnaire "The Coping StThe Coping St f Medical Services Provided" was conducted. According to the obtained results, the degree of risk to the burnout syndrome among practicing nurses is quite acute. Thus, at different stages of professionalisation there is a tendency for the examined people to have symptoms of emotional burnout of various severity levels, however this indicator has little effect on the quality of medical services. The results of the study indicate that this situation is due to the presence of personal resources in nurses, coping strategies that allow her to adequately solve professional tasks, as well as to findinternal resources to overcome problematic situations.

Текст научной работы на тему «Влияние синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер на качество оказания медицинской помощи»

Влияние синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер...

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-91-94 УДК 159.942

Перевезенцева Наталия Леонидовна

кандидат психологических наук

Нестеренко Ольга Борисовна

кандидат психологических наук Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск

nataperevez@mail.ru, nesterenko-63@list.ru

ВЛИЯНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР НА КАЧЕСТВО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания у медицинских сестер и его влияния на качество оказания медицинской помощи. Приведены эмпирические данные по выявлению синдрома эмоционального выгорания и предпочитаемых стратегий поведения при реализации профессиональных задач среди медицинских сестёр. В исследовании использовались методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания», опросник Дж. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий», а также анкетирование пациентов «Удовлетворенность пациентов качеством оказываемых медицинских услуг».

Согласно полученным результатам, степень риска к синдрому эмоционального выгорания среди практикующих медицинских сестер стоит достаточно остро. На разных этапах профессионализации наблюдается тенденция к тому, что у обследованных присутствуют симптомы эмоционального выгорания различного уровня выраженности, однако на качество оказываемых медицинских услуг данный показатель мало влияет. Результаты исследования свидетельствуют о наличии у медицинских сестер личностного ресурса, направленности копинг-стратегий, позволяющим им адекватно решать профессиональные задачи, а также находить внутренние ресурсы для преодоления проблемных ситуаций.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, копинг-стратегии, направленность личности, профессиональная деятельность, удовлетворённость пациентов, качество медицинских услуг.

В современных условиях человек встречается на своем пути с достаточно большим количеством стрессогенных факторов, которые без сомнения оказывают влияние не только на его личность, но и на профессиональную деятельность. И далеко не каждый способен в этих условиях адаптироваться и выполнять профессиональные задачи. В связи с этим, актуальной проблемой психологии развития, акмеологии, психологии профессиональной деятельности является изучение социально-психологических феноменов, к числу которых относится феномен эмоционального выгорания личности. Принято считать, что понятие «Эмоциональное выгорание» («burnout») было введено в научный обиход американским психиатром Гербертом Фрейденбергером (1974 г.), для описания психологического состояния, проявляющегося в нарастающем эмоциональном истощении, связанным с общением в эмоционально напряженной атмосфере. Сопровождается подобное состояние безразличием к профессиональным обязанностям и всему, что происходит на работе, в неудовлетворенности работой, а также в проявляющемся негативизме, как к пациентам, так и к коллегам.

В психологическом словаре дается следующее определение синдрому эмоционального выгорания (СЭВ) - «это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности, проявляющаяся в нарастающем эмоциональном истощении. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений)» [2].

В современной отечественной психологической науке феномен эмоционального выгорания представлен в исследованиях В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Н.В. Гришиной, И.П. Ильина, И.В. Комарев-цевой, Е.В. Котовой, Г. А. Макарова, Л.М. Митиной, А.В. Молокоедова, Д.Н. Орлова, С. А. Подсадного, А. А. Рукавишникова, И.М. Слободчикова, С.В. Удо -вик, И.А. Чувашовой и др. Авторами разработаны модели эмоционального выгорания, описаны причины вызывающие данный синдром, многоуровневый и сложный характер синдрома, выявлены группы факторов его вызывающие.

Существующие подходы в науке к рассмотрению данного феномена, позволяют заключить, что изучение эмоционального выгорания в контексте профессиональной деятельности, особенно важно, когда она сопряжена с такой сложной сферой, как медицина и здравоохранение, сохраняя свою актуальность и практическую значимость [3; 4; 5; 7; 9]. Важность исследования данного феномена обусловлена еще и тем, что синдром эмоционального выгорания имеет сложный характер, а разнородность интерпретации его причин и проявлений, требует поиска исследовательских стратегий применительно к специфике профессиональной деятельности.

Особенно актуально изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинской сестры в период проведения реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности специалиста.

Согласно научным исследованиям, в области медицинской психологии (Н.Е. Водопьянова, А.Б. Искандирова, А.С. Малыгина, Е.Е. Пахтусова,

© Перевезенцева Н.Л., Нестеренко О.Б., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №3

91

Д.В. Шевченко и др.) «степень риска к СЭВ среди практикующих медицинских работников, врачей стационара - стоит достаточно остро, так как на разных этапах профессионализации наблюдается тенденция к тому, что у большинства обследованных врачей присутствуют симптомы эмоционального выгорания различного уровня выраженности» [3; 7].

Профессиональная деятельность медицинской сестры и качество оказания медицинской помощи во многом обусловлены способностью прогнозировать возможные проблемы и продумывать варианты их решения вступая во взаимоотношения с пациентом. Специфика деятельности медицинской сестры и влияние стресогенных факторов (высокие требования к компетентности, ненормированность, интенсивность, загруженность рабочего дня, низкая зарплата, общение с пациентами и переживания связанные с этим и др.) требуют от специалиста умения выработать не просто определенный стиль поведения, но и такие способы реагирования (копинги), которые защитят от эмоционального выгорания. В психологической науке по термином «копинг, копинг-стратегия» (от англ. coping, coping strategy) понимают постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие способы преодоления (стратегии), которыми пользуется человек для совладания с психологически трудными (стрессовыми) ситуациями в личной жизни и профессиональной деятельности [8; 10; 11].

В связи с этим, в данном исследовании было выдвинуто предположение о том, что синдром эмоционального выгорания имеет различную степень выраженности у медицинских сестёр больницы и имеет специфические особенности проявления, что оказывает влияние на копинг-стратегии поведения и обуславливает качество оказания медицинских услуг.

Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестёр проводилось на базе ГБУ РС (Я) «Нерюнгринская ЦРБ». В исследовании принимали участие 39 человек -медицинских сестёр в возрасте от 25 до 48 лет, со стажем работы от 5 до 15 лет - по 13 человек, имеющих высшую, первую и вторую категории. Психодиагностическое исследование проводилось на группах испытуемых с соблюдением стандартных правил группового обследования.

Для исследования эмоционального выгорания, личностных характеристик и стратегий преодоления среди испытуемых медицинских сестёр были использованы следующие методики: методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания»; опросник Дж. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий», а также было проведено наблюдение за поведением, профессиональной деятельностью и особенностями проявления СЭВ у среднего медицинского персонала [1]. Обследо-

вание испытуемых проводилось небольшими группами и индивидуально.

В результате исследования особенностей проявления эмоционального выгорания среди медицинских сестер по методике В.В. Бойко, можно выделить три группы. Первая группа, в которой синдром полностью сформировался в одной из фаз, составляет - 48,7% испытуемых. Вторая группа - синдром находится в стадии формирования в одной из фаз, составляет - 33,4%. Третья группа - синдром не сформировался, т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает нормативный показатель - составило 17,9% человек.

Таким образом, мы видим, что самой многочисленной оказалась группа медицинских сестёр с проявлением синдромома эмоционального выгорания, сформировавшимся хотя бы в одной из фаз. А самой малочисленной - группа с не сформировавшимся синдромом.

Далее исследование было посвящено тому, насколько подобное психическое состояние - СЭВ у медицинской сестры, отражается на выполнении ею профессиональных задач, и в целом, оказывает ли влияние на качество оказания медицинской помощи. Под качеством оказания медицинской помощи мы понимаем уровень профессиональной компетенции и квалификации (категорию) медицинской сестры. Для решения этой задачи в исследовании было рассмотрено соотношение наличия профессиональной категории у медицинской сестры и выявленного/невыяленного у нее уровня эмоционального выгорания.

Независимо от стажа работы, медицинские сё-стры, у которых синдром сформировался хотя бы в одной из фаз, имеют профессиональную категорию. У медицинских сестёр, которые имеют высшую категорию, данный синдром не сформировался, либо находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз - 46,2% испытуемых и 54,8%, соответственно.

Далее в исследовании с помощью опросника Дж. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий» была изучена направленность личности, в профессиональной деятельности, на ту или иную копинг-стратегию поведения в ситуации решения профессиональных задач, проблемных сиутаций, их избегание или поиск социальной поддержки. Так, копинг-стратегии поведения медицинских сестёр были представлены в направленности, проактив-ности, преобладании конкретных копинг-меха-низмов, конструктивности. Обобщая полученные результаты отметим, что для не имеющих «выгорания» медицинских сестёр, характерна в большей степени копинг-стратегия направленная на разрешение проблем, что составило - 32% испытуемых. Для группы испытуемых, с выраженными признаками «выгорания», характерно прибегание к копинг-стратегии «избегания проблем» - 68,4%.

Влияние синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер..

В современных условиях, адекватная оценка качества медицинской помощи - одна из важнейших проблем управления здравоохранением. В соответствии с Международными стандартами, одним из критериев качества, является удовлетворенность медицинской помощью пациентов, т.е. потребителей медицинских услуг [6]. Для того, чтобы оценить организацию работы среднего медицинского персонала больницы и удовлетворенность пациентов качеством оказываемых медицинских услуг, нами было проведено анкетирование пациентов. Выборочная совокупность охватила все основные социально-демографические группы населения, всего среди анкетируемых было 339 пациентов, 135 мужчин и 204 женщины. Наибольшую долю в выборке составили пациенты в возрасте от 20 до 40 лет.

Анализ результатов можно представить следующим образом. Большая часть пациентов (94%) удовлетворены качеством оказания сестринской помощи. Была дана оценка полученной сестринской помощи: «отлично» - 54% опрошенных, «хорошо» - 40%, «удовлетворительно» - 5%, «неудов-летврорительно» - 1%. Несмотря на то, что оценки респондентов носят субъективный характер, данные свидетельствуют о качественно хорошем уровне общения пациентов и медицинского персонала, что благоприятно влияет на общую оценку сестринской помощи.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что степень удовлетворённости пациентов, участников исследования качеством сестринской помощи ЛПУ, в целом, оказалась высокой, что даёт нам право говорить об эффективности управления качеством работы сестринского персонала.

Результаты представленного эмпирического исследования с одной стороны, расширяют и дополняют теоретические представления о проблеме эмоционального выгорания специалиста, медицинской сестры в условиях профессиональной деятельности, расширяют представления о влиянии данного феномена на выбор поведения и реагирования (копинг-стратегию) медсестры, и в определенной степени обуславливают качество оказания медицинских услуг, в целом. С другой стороны, результаты работы позволяют заключить, что эмоциональному выгоранию в условиях профессиональной деятельности подвержены все испытуемые, однако степень проявления СЭВ различна, в отдельных случаях связана и с выбором копинг-стратегии поведения и с уровнем квалификации медицинской сестры. Медицинские сёстры, имеющие направленность в проблемной ситуации на ее разрешение, чаще сами на себя берут ответственность, самостоятельно способны принимать решения и адекватно оценивать последствия своих действий, позитивны и ответственны по отношению к пациентам, в сравнении с медицинскими

сёстрами, имеющими сформированный синдром эмоционального выгорания и зачастую, не готовые к решению проблем.

Библиографический список

1. Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. Д.Я. Райго-родский. - Самара, 1999. - С. 161-169.

2. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic. academic.ru/ (дата обращения: 13.06.2019).

3. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000. - С. 443-463.

4. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. -Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. - 70 с.

5. Малыгин В.Л. Синдром эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер наркологических учреждений / В.Л. Малыгин, Е.Е. Пахтусова, Д.В. Шевченко, А.Б. Искандирова [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. - 2011. - № 5.- Режим доступа: http:// medpsy.ru (дата обращения: 13.06.2019).

6. Орлов А.Е. Современные проблемы качества медицинской помощи (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. - 2015. -№ 1. - Режим доступа: http://www.medtsu.tula.ru (дата обращения: 13.06.2019).

7. Перевезенцева Н.Л. Проявление синдрома эмоционального выгорания у врачей-онкологов // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 8 (52). - С. 260-267.

8. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стра-тегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2011. - № 3 (17). - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.06.2019).

9. Слободчиков И.М., Молокоедов А.В., Удо-вик С.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. - М.: Левъ, 2018. - 220 с.

10. Чувашова И.А. Содержательные характеристики временной перспективы личности как фактор эмоционального выгорания субъектов профессиональной образовательной деятельности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Кемерово,

2014. - 24 с.

11. Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания: Клинические и психологические аспекты. - М.: Изд-во «МЕДпресс-информ»,

2015. - 256 с.

References

1. Bojko V.V Metodika diagnostiki urovnya emocional'nogo vygoraniya // Prakticheskaya

Педагогика. Психология. Социокинетика J №3

93

psihodiagnostika. Metodiki i testy / red.

D.YA. Rajgorodskij. - Samara, 1999. - S. 161-169.

2. Bol'shaya psihologicheskaya enciklopediya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://dic. academic.ru/ (data obrashcheniya: 13.06.2019).

3. Vodop'yanova N.E. Sindrom «psihicheskogo vygoraniya» v kommunikativnyh professiyah / pod red. G.S. Nikiforova. - SPb.: Izd-vo SpbGU, 2000. -S. 443-463.

4. Kotova E.V. Profilaktika sindroma emocional'nogo vygoraniya. -Krasnoyarsk: Krasnoyar. gos.ped. un-t im. V.P. Astafeva, 2013. - 70 s.

5. Malygin VL. Sindrom emocional'nogo vygoraniya u vrachej i medicinskih sester narkologicheskih uchrezhdenij / V.L. Malygin,

E.E. Pahtusova, D.V. SHevchenko, A.B. Iskandirova [Elektronnyj resurs] // Medicinskaya psihologiya v Rossii. - 2011. - № 5.- Rezhim dostupa: http:// medpsy.ru (data obrashcheniya: 13.06.2019).

6. Orlov A.E. Sovremennye problemy kachestva medicinskoj pomoshchi (obzor literatury) // Vestnik novyh medicinskih tekhnologij. - 2015. - № 1. -

Rezhim dostupa: http://www.medtsu.tula.ru (data obrashcheniya: 13.06.2019).

7. Perevezenceva N.L. Proyavlenie sindroma emocional'nogo vygoraniya u vrachej-onkologov // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. -2015. - № 8 (52). - S. 260-267.

8. Rasskazova E.I., Gordeeva T.O. Koping-strategii v psihologii stressa: podhody, metody i perspektivy [Elektronnyj resurs] // Psihologicheskie issledovaniya. - 2011. - № 3 (17). - Rezhim dostupa: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 13.06.2019).

9. Slobodchikov I.M., Molokoedov A.V., Udovik S.V. Emocional'noe vygoranie v professional'noj deyatel'nosti. - M.: Lev", 2018. - 220 s.

10. CHuvashova I.A. Soderzhatel'nye harakteristiki vremennoj perspektivy lichnosti kak faktor emocional'nogo vygoraniya sub"ektov professional'noj obrazovatel'noj deyatel'nosti: avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk. - Kemerovo, 2014. - 24 s.

11. CHutko L. S., KozinaN. V Sindrom emocional'nogo vygoraniya: Klinicheskie i psihologicheskie aspekty. -M.: Izd-vo «MEDprecs-inform», 2015. - 256 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.