6. Guth L„ Samaha F. // Exp. Neurol.— 1970. —Vol. 28,— P. 665-667.
7. Sasilin A., Alvestrand A.. Bronclt R., Hultman E. // J. appl. Physio.— 1878.— Vol. 45. — P. 474—480
8. Steven E. D. //Canad. J. Physiol. Phermacol. — 1980. — Vol. 58. — P. 568—570.
9. Tesch P., Sjcdin В., Thorstensson A., Karlsson J. // Acta
physiol. scand. — 1978. — Vol. 103.— P. 413—420.
Поступила 07.07.86
Summary. The investigation of the activity of a number of enzymes under different physical loads showed that under relatively short-term effect (4 haurs) the efficacy of energetic metabolism in skeletal muscular fiber depended on coordinated enzyme activity and its pH-sensibility. Recurrence of these mechanisms depended on the time period which followed the preceding load effect, i. e., on the fiber state, and for pH-sensibility it depended on the type of muscular fiber.
УДК 614.74/.77:613.164
О. Г. Орлов, Б. М. Столбун, И. Л. Карагодина
ВЛИЯНИЕ ШУМОВОГО РЕЖИМА РЕКРЕАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА ОТДЫХАЮЩИХ
Куйбышевский НИИ гигиены; Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Отдых трудящихся, имеющий большое значение в охране здоровья, а также в повышении производительности труда, рассматривается в настоящее время не только с социальных, но и с медико-биологических позиций.
Анализ динамики развития рекреационной отрасли свидетельствует о том, что в ней происходят существенные структурные изменения. Постоянно растет удельный вес баз отдыха предприятий и организаций, составляющих 43 % всех рекреационных учреждений для практически здоровых людей [5]. Базы отдыха размещаются главным образом на берегах рек и озер, по которым курсируют маломерные суда, являющиеся источником интенсивного шума.
Важность изучения шумового режима рекреационных объектов состоит в том, что хотя производственные и другие неблагоприятные факторы окружающей среды на отдыхе отсутствуют, шум, нередко достигающих высоких уровней, и здесь преследует человека. В работах С. А. Солдаткиной [8] и других исследователей обоснованы допустимые уровни шума для лечебных и лечебно-профилактических учреждений, т. е. для больных.
Однако до сих пор нет гигиенически обоснованных норм допустимых уровней шума для рекреационных учреждений, предназначенных
Таблица 1
Характеристика шумового режима исследуемых без отдыха
Эквивалентные уровни звука. дБ А
дневной период ночной период
База отдыха щ J3 го .0 2 Я J) ГО Z Л ГО
Ч о о. о О X. >= го 3 я X« = 3 х Pi Ч> О. о о * »г Го з 2 X Я я »Я я 3 2 я
«Каменное озеро» «Чайка» 41 55 44 57 36 51 34 49 40 53 28 45
для здоровых лиц, например рабочих промышленных предприятий, и не разработаны методические подходы к изучению действия шума на организм в условиях отдыха.
Целью настоящего исследования являлась оценка влияния акустических условий рекреационных учреждений на динамику функционального состояния сердечно-сосудистой системы, ЦНС и органа слуха отдыхающих для обоснования допустимых уровней на территории рекреационных учреждений.
В результате гигиенического обследования 20 баз отдыха, расположенных на берегу Волги, на участке протяженностью около 40 км были выбраны для физиологических исследований 2 базы, идентичные по ряду характеристик (микроклимат, принцип организации отдыха, уровень комфортности, вместимость, отсутствие вредных факторов окружающей среды) и различающиеся только по шумовому режиму. Оценку акустической ситуации в рекреационных учреждениях и по месту работы исследуемых проводили согласно действующим ГОСТам с помощью шумоизмерительной аппаратуры фирмы «Брюль и Кьер» (Дания).
Установлено, что основным источником акустического дискомфорта на территории прибрежных баз отдыха являются суда маломерного флота, интенсивность движения которых достигает 212 ед/ч, а генерируемые эквивалентные уровни звука — 78 дБ А. Результаты" круглосуточных измерений эквивалентных уровней звука на территории баз, выбранных для физиологических исследований, представлены в табл. 1.
База отдыха «Каменное озеро» для удобства в дальнейшем будет называться «тихой», а база «Чайка» — «шумной». Разница уровней звука на территории достигала 14—15 дБ А. Это объясняется неодинаковой интенсивностью движения маломерного флота и различным удалением его от берега.
При изучении влияния акустического режима баз на эффективность отдыха трудящихся основное внимание было уделено анализу изменений функционального состояния сердечнососудистой системы, так как она, по данным литературы [9, 10], является достаточно динамичной и чутко реагирует на шумовое воздействие. Применялся ряд методов, отражающих основные проявления сердечной деятельности: электрокардиография, вариационная пульсометрия, биполярная реокардиография п<э А. А. Кедрову, тонометрия, пульсометрия. Для выявления ре-гуляторно-адаптационных возможностей организма применялась дозированная физическая нагрузка (20 приседаний за 30 с) при проведении тонометрии, пульсометрии и определении ударного (УО) и минутного (МО) объемов крови.
В связи с тем что влияние на сердечно-сосудистую систему происходит опосредованно через специфический анализатор и ЦНС, изучалась также динамика функционального состояния этих систем. Методом хронорефлексометрии на основании определения латентного времени реакции на световой и звуковой раздражители оценивалось соотношение процессов возбуждения и торможения ЦНС. По данным корректурной пробы с использованием таблиц В. Я. Ан-фимова определялся показатель внимания, учитывались число просмотренных знаков и количество допущенных ошибок за время, установленное для выполнения задания.
Исследование динамики функционального состояния органа слуха проводилось методом тональной аудиометрии в соответствии с ГОСТом 12.4.062—78 «Шум. Методы определения потерь слуха человека». На основании анкетного опроса проанализированы социолого-гигиенические условия трудовой деятельности и проживания, а также шумовой анамнез и реакция на шум. Оценка состояния здоровья и выбор групп обследованных проводились по данным медицинских осмотров.
На обеих базах физиологические исследования проведены у 149 практически здоровых мужчин в возрасте 30—39 лет (1-я группа) и 40—49 лет (2-я группа), станочников по профессии, со стажем работы не менее 10 лет, подвергавшихся на рабочих местах систематическому воздействию высоких уровней производственного шума (74—85 дБ А). Показатели регистрировались в начале и конце 2-недельного отдыха.
При анализе функционального состояниясер-дечно-сосудистой системы установлено, что большинство оцениваемых показателей ЭКГ находилось в пределах нормы. Однако при оценке динамики систолического показателя отмечено уменьшение его отклонения от должного с большой степенью достоверности в динамике отдыха в изученных возрастных группах «тихой»
базы (в 1-й группе с 4,20±0,35 до 1,47±0,23 %; Я<0,01; во 2-й — с 5,18±0,41 до 210±0,26 %; /•<0,01); изменения этого показателя у отдыхающих «шумной» базы недостоверны (соответственно с 4,07±0.41 до 3,98±0,36 %; Р>0,05 и с 4,17±0,40 до 4,31 ±0,43 %; Р>0,05).
Амплитуда зубцов Я и Т в среднем находилась в пределах физиологических колебаний, однако тенденция к увеличению вольтажа зубца Т в динамике отдыха была более выражена у отдыхающих «тихой» базы. Также установлено достоверно большее число случаев повышения вольтажа зубца /? к концу отдыха у обследованных «тихой» базы.
Для определения направленности функциональных сдвигов сердечно-сосудистой системы отдыхающих проведен качественный анализ частоты изменений показателей вариационной пульсометрии в процессе отдыха. Оценка динамики и амплитуды, моды, вариационного размаха свидетельствует о повышении активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы у отдыхающих 1-й группы «тихой» базы, результатом чего является достоверно большее число случаев нормализации индекса напряжения у лиц этой группы. Достоверно меньшая частота случаев нормализации этих показателей у отдыхающих на «шумной» базе, очевидно, объясняется влиянием акустических условий отдыха. У отдыхающих «тихой» базы в возрасте 40—49 лет также не отмечено значительного улучшения показателей вариационной пульсометрии. Это. на наш взгляд, обусловлено тем, что у отдыхающих указанной группы изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы к моменту прибытия на отдых более значительны, чем у отдыхающих 30— 39 лет, поэтому продолжительность отдыха 12 календарных дней, по-видимому, недостаточна для полной нормализации функционального состояния системы кровообращения.
При оценке системной гемодинамики по таким показателям, как УО и МО, у отдыхающих «тихой» и «шумней» баз выявлено снижение в результате отдыха ранее повышенного МО у обследованных 2-й группы «тихой» базы. Как известно, при легких и средних физических нагрузках увеличивается в первую очередь УО за счет использования резервного объема крови [4]. По мере усиления нагрузки прирост УО замедляется и МО увеличивается уже за счет повышения частоты сердечных сокращений [6]. Примененную нами физическую нагрузку можно считать средней по интенсивности, поэтому при оценке ответной реакции миокарда мы считали нормой следующие изменения: увеличение УО при незначительном повышении частоты пульса и снижение ее к 3-й минуте до первоначальных величин. Все остальные изменения расценивались как неблагоприятные. Анализ показал достоверно большую нормализацию функ-
2 Гигиена н санитария № 3
— 33 —
Таблица 2
Среднегрупповые сдвиги показателей корректурной пробы обследованных лиц в динамике отдыха (М±т)
База отдыха Возрастная группа Увеличение числа просмотренных знаков, % Уменьшение числа ошибок, % Улучшение показателей внимания, %
«Тихая» 1-я 9,8±5,5 55,6+9,1 83,0±6,9
(я = 30)
«Шумная» 1-я 7,9+4,5 24,4±7,1 14,4±5,9
(п = 38]
Р >0,05 <0,01 <0,001
«Тихая» 2-я 13,1+5,4 46,2±7,9 71,3±5,8
(п = 36;
«Шумная» 2-я 11,6±5,6 13,9±5,8 22,0±7,2
(я = 32)
Р >0,05 <0,001 <0,001
ционального состояния миокарда в результате отдыха на «тихой» базе у отдыхающих 2-й группы (80,6%) по сравнению с отдыхающими на «шумной» базе (51,7%; Р<0,05).
При изучении динамики показателей артериального давления (АД) установлено, что систолическое и диастолическое, среднее динамическое и пульсовое АД по средним величинам в группах находилось в пределах нормы. Анализ изменений его индивидуальных величин показал достоверное увеличение числа случаев нормального АД (переход из «опасной зоны» в границы нормы) в результате отдыха на «тихой» базе во 2-й группе (с 66,7. до 95,6 %) по сравнению с этим показателем у отдыхающих на «шумной» базе (с 69,4 до 73,5%; Р<0,05). В 1-й группе «тихой» базы число лиц с нормальным АД возросло на 33,3%, а «шумной» — лишь на 10,3 % (Р< 0,001).
Анализ ответных реакций сердечно-сосудистой системы отдыхающих на дозированную физическую нагрузку, позволяющих оценить регуляторно-адаптационные возможности организма, показал достоверно большее число случаев нормотонического типа реакции во 2-й группе после отдыха на «тихой» базе (97,3 %) по сравнению с таковым у отдыхающих на «шумной» базе (71,4 %), причем в началеотдыха эти различия были недостоверны. Следует отметить, что в 1-й возрастной группе в результате отдыха в акустически благоприятных условиях, число случаев нормотонической реакции увеличивалось на 41,5%, на «шумной» — лишь на 4,4 % (Р<0,01).
Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о выраженном влиянии акустического режима на функциональное состояние миокарда и характер его регуляции, наблюдаемом в различных условиях отдыха. Отмеченные изменения согласуются с данными А. М. Вейна и соавт. [2] и Р. М. Баевского [1] и свидетельствуют о более выраженном улуч-
шении регуляторно-адаптационных возможностей организма у отдыхающих «тихой» базы.
Анализ динамики функционального состояния ЦНС по данным хронорефлексометрии на звуковой и световой раздражители показал достоверно большее число случаев сокращения латентного времени реакции на звуковой раздражитель у лиц обеих возрастных групп в акустически благоприятных условиях отдыха.
Изучение результатов корректурной пробы выявило более значимое улучшение показателей у отдыхающих «тихой» базы по сравнению с таковыми у отдыхающих «шумной», выразившееся в существенном уменьшении среднегруп-пового числа допущенных ошибок и увеличении показателя внимания (табл. 2).
Полученные данные свидетельствуют о негативном влиянии шумового режима рекреационных объектов на степень положительной динамики функционального состояния ЦНС.
Анализ изменения остроты слуха показал определенное снижение порога слышимости у отдыхающих обеих баз. Однако достоверное его улучшение отмечено на частотах 2000, 4000 Гц лишь у лиц в возрасте 30—39 лет на «тихой» базе. Отсутствие значимых улучшений восстановления остроты слуха у отдыхающих в возрасте 40—49 лет, по-видимому, свидетельствует о более выраженных изменениях органа слуха в результате производственной деятельности, что согласуется с данными Н. Ф. Измерова с соавт. [3]. Следовательно, создание благоприятных акустических условий ежегодного отдыха, особенно для лиц молодого возраста, позволяет снизить отрицательное действие производственного шума и на орган слуха.
Таким образом, в результате проведенных исследований было установлено, что шум" рекреационных учреждений с эквивалентными уровнями звука 49—55 дБ А оказывает неблагоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему, ЦНС и слуховой анализатор, препятствует повышению регуляторно-адаптационных возможностей организма. Это позволяет говорить о возможном риске развития патологии при суммарном шумовом воздействии на производстве, в быту и неблагоприятных акустических условиях ежегодного отдыха.
На основании полученных данных можно рекомендовать допустимые уровни шума для территории рекреационных учреждений, которые с учетом данных о более высокой восприимчивости человека к шумовому воздействию в ночное время [7] составляют: для ночного времени ¿аэкв равно 35 дБ А, для дневного ЬАэкв 45 дБ Л.
Литература
1. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М., 1979.
2. Вейн А. М., Соловьева А. Д., Колесова О. А. Вегето-сосуднстая дистония. — М.. 1981.
3. Измеров Н. Ф., Kacnavoe А. А., Суворов Г. А. // Шум и вибрация. — М., 1982.— С. 5—23.
4. Каримов В. Л., Любила Б. Г., Меркулова Р. А. // Кардиология. — 1973. — № 12. — С. 83.
5. Народное хозяйство СССР в 1975 г. — М. 1976.— С. 380—382.
6. Парин В. В., Меерсон Ф. 3- //Очерки клинической физиологии кровообращения. — М., 1965.— С. 37.
7. Радулов Ш„ Рольник Д.//Тт. и сан. — 1974. — № 6.— С. 82—84.
8. Солдаткина С. Л. // Башкирская респ. конф. по итогам гигиенических исследований за 1963—1965 гг.: Материалы.—Уфа, 1966.— С. 27—31.
9. Столбун Б. М.. Орлова Л. Г., Карагодина И. Л. // Воздействие факторов внешней среды на отдельные системы организма. — М., 1978.— С. 178—184.
УДК 356.33:92
Федор Григорьевич Кротков по праву считается одним из основоположников военной гигиены. Его формированию как военного гигиениста во многом способствовали богатый и разносторонний опыт службы в Вооруженных Силах и замечательная школа советских гигиенистов, основанная Г. В. Хлопиным.
Будучи солдатом действующей армии во время первой мировой войны, комиссаром медицинских учреждений в годы гражданской войны, он на собственном опыте и на опыте своих товарищей убедился в тех тяжелых санитарных последствиях, к которым приводит неудовлетворительное санитарно-эпидемическое состояние войск и населения во время войны.
После окончания в 1926 г. Военно-медицин-ской академии Ф. Г. Кротков был оставлен адъюнктом при кафедре общей и военной гигиены, которой в то время руководил выдающийся гигиенист, ученик Ф. Ф. Эрисмана и И. М. Сеченова — профессор Г. В. Хлопин.
Г. В. Хлопин привил своему ученику научное гигиеническое' мышление и, учитывая богатый опыт Ф. Г. Кроткова в военном деле, предложил ему специализироваться в области военной гигиены. За 10 лет работы в Военно-медицинской академии Ф. Г. Кротков сформировался как крупный военный гигиенист, ученый и педагог с солидной общегигиенической подготовкой.
В 1931 г. Ф. Г. Кротков был назначен начальником кафедры военной гигиены академии.
10. Шицкова А. П., Столбун Б. М. // Изучение действия факторов внешней среды на состояние сердечно-сосудистой системы. — М., 1976. — С. 5—9.
Поступила 21.03.86
Summary. Data pertaining to the impact of acoustic conditions for annual rest on the dynamics of the functional state of cardiovascular and central nervous systems and also of the ear are presented. It is established that in recreational facilities noise of the equivalent sound level of 49-55 dB has an adverse effect on the health of those resting and hampers the development of regulatory and adaptation capacities of human organism. Admissible noise levels should be set at recreational facilities as follows: at night LA/cq should equ! 35 dB, at daytime 45 dB.
В академии Ф. Г. Кротков выполнил ряд научных исследований по гигиеническому обеспечению специальных родов войск и опубликовал серию работ по этим вопросам.
В 1935—1941 гг. Ф. Г. Кротков возглавлял Институт авиационной медицины, кафедру военной гигиены и эпидемиологии в ЦОЛИУВ, работал в Научно-исследовательском санитарном институте Красной Армии. Под его руководством проведены работы по изучению и оздоровлению условий труда и быта военнослужащих, на основе которых разработаны основы санитарно-гигиени-ческого обеспечения войск. Результаты этих исследований нашли отражение в уставах и наставлениях Красной Армии, а также в руководящих документах медицинской службы.
Ф. Г. Кротков внес большой вклад в создание материальной базы санитарно-эпидемиологической службы. По его инициативе разработаны подвижные лаборатории, укладки и полевые наборы для проведения санитарно-гигиенических исследований в дивифшх, армиях и на фронтах.
В отличие от первой мировой войны к началу Великой Отечественной войны Красная Армия располагала научно обоснованными наставлениями и необходимым лабораторным оснащением по всем разделам профилактической работы военного врача. Военные медики были значительно лучше подготовлены в гигиеническом отношении, чем военные врачи в первую мировую
Социальная гашена, история гигиены, организация санитарного дела
Кротков
В. Г. Чвырев (Москва)'
ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ КРОТКОВ И ВОЕННАЯ ГИГИЕНА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
2*
— 35 —