фирмой и потребителем, так считают разработчики новых подходов. Маркетологи утверждают, что будущее нельзя предсказать, его можно придумать.90 Это еще раз подчеркивает необходимость своевременной разработки антикризисной маркетинговой политики. Безусловно, предприятия, в которых ранее активно использовались традиционные методы и инструменты антикризисного маркетинга имеют большие возможности преодоления кризисных явлений, нежели фирмы, в которых это не использовалось или использовалось, но не давало видимого результата.
Использованные источники: 1. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. - СПб.: Вектор, 2014. - 288 с.
2.Зюзина Н.Н. Маркетинговые коммуникации. Учебное пособие // Зюзина Н.Н. - Липецк, ЛКИ. - 2012. - 65 с. 2.
3. Зюзина Н.Н. Поведение потребителей и вирусный маркетинг // Н.Н. Зюзина, О.И. Юдин // Экономика и управление: сб.науч. статей Всеросс. науч.-практ. конф. - Тамбов-Липецк, Изд-во Першина Р.В. - 2011. - 6 с.
4.Федько, С.А. Основы маркетинга: учебник/ С.А. Федько. — М.: ДАНА, 2013. — 375с.
УДК 621.81 - 408.8
Иванов М.В. аспирант
кафедра «Технологии строительного производства»
Рашевский Н.М. аспирант
кафедра «Математики и информационных технологий»
Синицын А.А. аспирант
кафедра «Математики и информационных технологий» Волгоградский государственный технический институт
Россия, г. Волгоград ВЛИЯНИЕ ШЕРОХОВАТОСТИ ОБРАБОТАННОЙ ПОВЕРХНОСТИ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ДЕТАЛЕЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН Аннотация. В статье рассмотрена зависимость основных эксплуатационных показателей деталей строительных машин от шероховатости поверхностей. Проанализировано влияние направления неровностей на износостойкость при различных условиях трения.
Ключевые слова: шероховатость, работоспособность, поверхностный слой, коэффициент трения, износостойкость
90 Зюзина Н.Н. Маркетинговые коммуникации. Учебное пособие // Зюзина Н.Н. - Липецк, ЛКИ. - 2012. - 65 с. 2.
UDK 621.81 - 408.8
Ivanov М. V.
Postgraduate student Department of Construction Production Technology Volgograd State Technical University Volgograd, Russian Federation Rashevskiy N. M.
Postgraduate student Department of Mathematic and Information Technology
Volgograd State Technical University Volgograd, Russian Federation Sinitsyn A. A.
Postgraduate student Department of Mathematic and Information Technology
Volgograd State Technical University Volgograd, Russian Federation INFLUENCE OF THE ROUGHNESS OF THE PROCESSED
SURFACE ON OPERATIONAL PROPERTIES OF DETAILS OF CONSTRUCTION MACHINERY
Abstract. The article considers the dependence of the basic operational characteristics of details of construction machinery from the roughness of the surfaces. The influence of the direction of roughness on the wear resistance under different friction conditions is analyzed.
Keywords: roughness, working capacity, surface layer, friction coefficient, wear resistance
Обеспечение заданного качества машин и длительное сохранение его во многом зависит от качества поверхностей их деталей. От шероховатости поверхности зависят основные эксплуатационные свойства деталей машин: износостойкость, сопротивление усталости, жесткость, контактная выносливость, коррозионная стойкость и др.
Трение и изнашивание в значительной степени связаны с высотой, формой неровностей поверхности и направлением рисок (штрихов) обработки [1, 2].
В начальный период работы трущихся поверхностей их контакт происходит по вершинам неровностей. В результате этого фактическая поверхность соприкосновения составляет лишь небольшой процент от расчетной, поэтому в местах фактического контакта по вершинам неровностей возникают большие давления, часто превышающие предел текучести и даже предел прочности трущихся металлов.
Под действием этих давлений при неподвижных поверхностях в точках контакта происходят упругое сжатие и пластическая деформация смятия неровностей, а при взаимном перемещении поверхностей - срез, отламывание и пластический сдвиг вершин неровностей, приводящие к интенсивному
начальному износу трущихся деталей и увеличению зазоров трущейся пары [3]. При работе деталей в легких и средних условиях высота неровностей в период начального износа трущихся поверхностей уменьшается на (65...75)%, что приводит к увеличению фактической поверхности их контакта, а следовательно, к снижению фактического давления [4].
Задачей конструктора, проектирующего новые машины, является назначение шероховатости трущихся поверхностей, соответствующей ее оптимальному значению, при котором износ и коэффициент трения при данных условиях изнашивания являются наименьшими.
Влияние направления неровностей на износостойкость также различно в разных условиях трения и при разных размерах неровностей [5,6]. Эксперименты показывают, что при жидкостном трении и малой высоте неровностей направление рисок значения не имеет, однако при увеличении шероховатости более выгодным оказывается параллельное направление рисок и скорости движения.
При граничном трении поверхностей с малыми неровностями и параллельным направлением неровностей и скорости движения возникающие схватывание и износ оказываются больше, чем при перпендикулярном направлении. Для поверхностей с большей шероховатостью, когда схватывания не происходит, параллельное направление рисок дает наименьший износ.
Коэффициент трения тоже связан с направлением неровностей и их высотой. При сочетании поверхностей, имеющих одинаковое направление неровностей, и при их перпендикулярном направлении к движению коэффициент трения достигает наибольшего значения. При перпендикулярном направлении неровностей трущихся поверхностей или при их беспорядочном расположении, что наблюдается при суперфинишировании, коэффициент трения минимален.
Снижение высоты неровностей повышает контактную выносливость, то есть работоспособность деталей в условиях трения качения. Чем меньше высота неровностей на рабочих поверхностях контактируемых деталей (например, поверхности шаров и желобов колец шариковых подшипников), тем меньшая вероятность появления усталостных трещин в концентраторах (впадинах микронеровностей) при контактных циклических нагрузках и тем позднее наступит усталостное выкрашивание.
Усталостная прочность деталей сильно зависит от шероховатости их поверхностей. Наличие на поверхности детали, работающей в условиях циклической и знакопеременной нагрузок, отдельных дефектов и неровностей способствует концентрации напряжений, которые могут превысить предел прочности металла. В этом случае поверхностные дефекты и обработочные риски играют роль очагов возникновения субмикроскопических нарушений сплошности металла поверхностного слоя и его разрыхления, являющихся первопричиной образования усталостных трещин.
Качество поверхностного слоя существенно влияет на коррозионную
стойкость [7]. Продукты коррозии накапливаются во впадинах микронеровностей и оказывают свое разрушительное действие, проникая вглубь металла и приводя к отделению микрочастиц и образованию новой поверхности. Экспериментальными исследованиями установлено, что с увеличением высоты неровностей коррозионная стойкость снижается, а с ее уменьшением и увеличением опорной длины профиля и среднего шага неровностей, наоборот, повышается.
Таким образом, высота шероховатости, направление штрихов обработки, форма и шаг неровностей, размеры опорной поверхности и другие геометрические характеристики микрорельефа поверхности оказывают влияние на все важные эксплуатационные показатели деталей машин, приборов и оборудования.
Использованные источники:
1. Шнейдер Ю.Г. Эксплуатационные свойства деталей с регулярным микрорельфом. - Л.: Машиностроение, 1982. - 248 с.
2. Маталин А.А. Технология машиностроения. Л.: Машинострое-ние.1985. -512 с.
3. Сорокин В.М. Качество поверхностного слоя и эксплуатационные свойства поверхностей деталей и методы их повышения. Н.Новгород: НГТУ, 1994. -120 с.
4. Решетов Д.Н. Работоспособность и надежность деталей машин.- М.: Высшая школа,1974. - 205 с.
5. Баженов Н.Л., Сорокин В.М. Упрочняющая обработка поверхностей деталей машин. Уч. пособие Горький, ГПИ,1979. - 54 с.
6. Технологическая наследственность в машиностроительном производстве / под ред. А.М. Дальского. М. : Изд-во МАИ , 2000. 360 с.
7. A. Harnoy, H. Rachoor, Modeling of dynamic friction in lubricated line contacts for precise motion control, Tribology Trans. 4 (1995) 601-612.
УДК 61.615
Игнатенко Е.Н. студент 2 курса «Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации» Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону РУКОВОДСТВО ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ БАНЬ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГНИЗМ, И ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА Статья посвящена исследованию конструкции разных видов парильных устройств, а так же их воздействие на общее состояние человеческого организма. Показания и противопоказания к посещению. Классификация бань.
Исторические особенности, микроклимат, условия влажности и пара, мочевыделительная, эндокринная и пищеварительная системы.