Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ШЕЛКОВОГО ПУТИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ'

ВЛИЯНИЕ ШЕЛКОВОГО ПУТИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
Шелковый путь / тюркские народы / экономическое развитие / торговля / транспортные коммуникации.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Н. Р. Юлдашева

В статье рассматривается влияние и роль Великого Шелкового пути на экономику тюркских народов в исторической перспективе. Проводится анализ основных экономических, торговых и транспортных аспектов функционирования Шелкового пути, их воздействие на социально-экономическое положение тюркских кочевых и оседлых сообществ. Особое внимание уделяется значению Шелкового пути в формировании и процветании древних тюркских государств и установлении торгово-экономических связей в Тюркском мире. Результаты вносят вклад в изучение исторического опыта экономического развития тюркских народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ШЕЛКОВОГО ПУТИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ»

ВЛИЯНИЕ ШЕЛКОВОГО ПУТИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЮРКСКИХ

НАРОДОВ

Н. Р. Юлдашева

Нукусский филиал Ташкентского Университета Информационных Технологии им.

Мухаммада Аль-Хорезми, Нукус, Республика Каракалпакстан ORCID: https://orcid.org/0009-0003-6414-7706 https://doi.org/10.5281/zenodo.13890220

Аннотация. В статье рассматривается влияние и роль Великого Шелкового пути на экономику тюркских народов в исторической перспективе. Проводится анализ основных экономических, торговых и транспортных аспектов функционирования Шелкового пути, их воздействие на социально-экономическое положение тюркских кочевых и оседлых сообществ. Особое внимание уделяется значению Шелкового пути в формировании и процветании древних тюркских государств и установлении торгово-экономических связей в Тюркском мире. Результаты вносят вклад в изучение исторического опыта экономического развития тюркских народов.

Ключевые слова: Шелковый путь, тюркские народы, экономическое развитие, торговля, транспортные коммуникации.

Abstract. The article examines the influence and role of the Great Silk Road on the economy of the Turkic peoples in a historical perspective. The analysis of the main economic, trade and transport aspects of the functioning of the Silk Road, their impact on the socio-economic situation of the Turkic nomadic and settled communities is carried out. Special attention is paid to the importance of the Silk Road in the formation and prosperity of the ancient Turkic states and the establishment of trade and economic ties in the Turkic world. The results contribute to the study of the historical experience of the economic development of the Turkic peoples.

Keywords: The Great Silk Road, Turkic peoples, economic development, trade, transport communications.

Annotatsiya. Maqolada Buyuk ipak yo'lining turkiy xalqlar iqtisodiyotiga ta'siri va ahamiyati tarixiy nuqtai nazardan ko'rib chiqiladi. Ipakyo'li faoliyatining asosiy iqtisodiy, savdo va transport jihatlari, ularning turkiy ko'chmanchi va o'troq jamoalarining ijtimoiy-iqtisodiy ahvoliga ta'siri tahlilqilingan. Qadimgi turkiy davlatlarningshakllanishi vagullab-yashnashida, turkiy dunyoda savdo-iqtisodiy aloqalarni yo'lga qo'yishda Ipak yo'lining ahamiyatiga alohida e 'tibor qaratilgan. Natijalar turkiy xalqlar iqtisodiy taraqqiyotining tarixiy tajribasini o'rganishga xizmat qiladi.

Kalit so'zlar: Buyuk ipak yo'li, turkiy xalqlar, iqtisodiy taraqqiyot, savdo, transport kommunikatsiyalari.

Введение. В истории человечества Шелковый Путь сыграл важную роль в формировании и развитии цивилизаций Запада и Востока. Крупнейший торговый маршрут древности и Средневековья соединял огромные регионы Евразии, обеспечивая их экономическую, культурную и политическую интеграцию. Особое значение Шелковый путь имел для народов Тюркского мира, чьи земли он пересекал, открывая новые возможности для экономического развития. Согласно исследованиям Ю.В. Латова тюркские народы на протяжении веков выступали активными участниками торговых и

культурных обменов между Востоком и Западом. А главными товарами были шелковые ткани и шелк-сырец. Анализируя влияние шелковой торговли, можно отметить, что это торговля способствовала не только экономическому благополучию тюркских племен, но также привела к значительному культурному и социальному изменению. Самыми важными торговыми центрами стали города Самарканда, Бухара и Ташкента, которые превратились не только в торговые центры, но также и в центры культуры и искусства.

Тюркские купцы и караванщики играли ключевую роль в транспортировке товаров по Шелковому пути. Они обеспечивали безопасность караванов в сложных географических условиях, а также активно способствовали развитию торговых связей с другими странами. Они способствовали не только обмену товарами и услугами, но также и культурным традициям. В частности, тюрки применяли у китайцев технологию изготовления шелка и ремесленных навыков. Как подчеркнули С.Н. Погодин и Чжоу Цзюнь, народы, путешествовавшие по Великому Шелковому пути или его отдельным участкам, передавали часть своих традиций в местах, где делали остановки. Многие этнические группы использовали миграции как способ для распространения определенных навыков и знаний: некоторые из них направлялись на Восток, другие — на Запад. Например, технологии производства бумаги и шелкового ткачества были перенесены из Китая в другие регионы, в то время как специфические методы производства стекла были ввезены на территорию Китая. Таким образом, Великий Шелковый путь превратился из торгового пути в важный путь культурного обмена.

Обмен идеями и технологиями между различными культурами на этом маршруте привел к развитию новых инноваций, которые в конечном итоге улучшили культурный и экономический ландшафт стран, которые он пересекал. Кроме того, важно отметить, что эти миграции на протяжении веков привели к созданию различных культурных смесей. Например, в таких городах, как Самарканд и Бухара, можно стать свидетелем слияния восточных и западных архитектурных стилей, художественного выражения и мастерства. Также важно признать влияние религий в этом процессе. Буддизм, ислам и другие религии распространились по Шелковому пути, не только способствуя духовному обмену, но и приводя к созданию новых сообществ, основанных на общих ценностях и идеях.

Шелковый путь, одна из величайших торговых маршрутов древности, не только способствовал обмену товарами, но также являлся важным каналом для культурного и экономического взаимодействия между Востоком и Западом. Огромное значение в этом процессе имели транспортные аспекты, обеспечивавшие безопасность и эффективность передвижения караванов. Одним из ключевых факторов успеха Шелкового пути стало создание сложной инфраструктуры, включающей в себя дорожные пути, соединяющие основные торговые центры. Несмотря на всякие изменения в маршрутах Шелкового пути, можно выделить две основные дорожные артерии, связывавшие Восток и Запад.

- Дорога на юг - от северного Китая через Среднюю Азию в Ближний Восток и Северную Индию;

- Путь на север от Китая через Памир и Приаралье до Нижней Волги и Черного моря.

Пройдя через сложные географические условия, такие как горы, пустыни и луга, эти

маршруты адаптировались к потребностям караванов и использовали существующие природные тропы. Дорожные знаки и указатели помогали путешественникам ориентироваться в этих сложных ландшафтах, способствуя торговле и обмену культурными ценностями. Караван-сараи были специализированными отелями для

путешественников и их животных, которые находились на расстоянии одного-двух дней пути друг от друга. Они не только предоставляли место для ночлега, но и возможность для пополнения запасов еды и воды, а также ремонта снаряжения. Эти места стали значимыми точками торговли и обмена культурой, где сходились представители различных регионов, обмениваясь сообщениями и товарами.

Кочевые сообщества, живущие вдоль Шелкового пути, имели особые навыки в управлении скотом, что помогало им эффективно использовать животных для перевозки грузов. Лошади использовались в горных местностях и на коротких дистанциях, в то время как верблюды использовались для длинных походов по пустыням благодаря способности переносить тяжелые грузы и выживать без воды. Кочевники устраивали караваны, включающие несколько десятков или даже сотни животных, что помогало перевозить большие объемы товаров. Часто в эти группы входили опытные проводники, знавшие маршруты и способные обеспечить безопасность во время похода.

Расширение транспортной сети вдоль Шелкового пути привело не только к увеличению торговли, но и к экономическому подъему регионов. Лучшая транспортная инфраструктура ускорила и сделала более безопасным обмен товарами, что способствовало росту торговли между разными культурами. Это взаимодействие помогло тюркским народам стать частью более крупной экономической сети, открывая доступ к товарам из Китая, Индии, Персии и Европы. Развитие местных экономик было поощрено появлением караван-сараев и торговых постов, которые создавали рабочие места и поддерживали ремесленников. Также торговля содействовала обмену культурой, обогащая жизнь местных общин.

Вывод. Шелковый путь был важным торговым маршрутом, который соединял Восток и Запад. Он не только способствовал обмену товарами, такими как шелк и пряности, но и стал каналом для распространения идей, технологий и культурных традиций. Тюркские народы играли значительную роль в обеспечении безопасности на этих путях, что способствовало развитию торговли. Изучение Шелкового пути помогает лучше понять, как торговля влияет на развитие обществ и как формируются современные экономические связи и глобализация.

REFERENCES

1. Докашева Е.С. Великий шелковый путь. Полная история // Издательство АСТ. -2020. -с. 1-2.

2. Латов. Ю.В. Великий шелковый путь-пролог мировой экономики и глобализации // Историко-экономические исследования. Т.11.№ 1.-2010.-С.130-131.

3. Погодин С.Н., Чжоу Цзюнь. Интеграционный проект: Великий Шелковый путь (к истории создания) // Управленческое консультирование^! 2017. -С.208-209

4. https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/VELIKI SHELKOVI PUT.html [электронный ресурс] 06.08.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.