Научная статья на тему 'Влияние сезонных условий на объемы работ по техническому обслуживанию транспортно-технологических машин'

Влияние сезонных условий на объемы работ по техническому обслуживанию транспортно-технологических машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
80
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАКТОРЫ / TRACTORS / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / MAINTENANCE / СЕЗОННЫЕ УСЛОВИЯ / SEASON CONDITIONS / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / PRODUCTION PROGRAM / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / SIMULATION MODEL

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Абакумов Георгий Валерьевич, Бузин Владимир Анатольевич, Карнаухов Владимир Николаевич

Рассматривается влияние сезонной вариации интенсивности использования тракторов на производственную программу по техническому обслуживанию. Разработана имитационная модель потока требований на техническое обслуживание. На модели проведены эксперименты. Установлены значения коэффициента неравномерности объемов работ по техническому обслуживанию. Приведен перечень мероприятий по компенсации сезонной неравномерности потока требований на техническое обслуживание тракторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Абакумов Георгий Валерьевич, Бузин Владимир Анатольевич, Карнаухов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SEASON CONDITIONS ON TECHNICAL MAINTENANCE EFFORT OF TRANSPORT-TECHNOLOGICAL MACHINES

The impact of season variations in the intensity of tractors use on the production program of maintenance service is discussed. A simulation model of the flow requirements for maintenance has been developed. The experiments were performed on the model. The values of the non-uniformity of the volume of maintenance work were established. The list of measures to compensate the season fluctuations in flow requirements for maintenance of tractors is shown.

Текст научной работы на тему «Влияние сезонных условий на объемы работ по техническому обслуживанию транспортно-технологических машин»

УДК 338.43

Г. В. Абакумов, В. А. Бузин, В. Н. Карнаухов

ВЛИЯНИЕ СЕЗОННЫХ УСЛОВИЙ НА ОБЪЕМЫ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

G. V. Abakumov, V. A. Buzin, V. N. Karnaukhov THE INFLUENCE OF SEASON CONDITIONS ON TECHNICAL MAINTENANCE EFFORT OF TRANSPORT-TECHNOLOGICAL MACHINES FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION «TYUMEN STATE OIL AND GAS UNIVERSITY»

Аннотация: Рассматривается влияние сезонной вариации интенсивности использования тракторов на производственную программу по техническому обслуживанию. Разработана имитационная модель потока требований на техническое обслуживание. На модели проведены эксперименты. Установлены значения коэффициента неравномерности объемов работ по техническому обслуживанию. Приведен перечень мероприятий по компенсации сезонной неравномерности потока требований на техническое обслуживание тракторов.

Ключевые слова: тракторы; техническое обслуживание; сезонные условия; производственная программа; имитационная модель.

Георгий Валерьевич Абакумов

Georgy Valeryevich Abakumov кандидат технических наук, доцент

[email protected]

Владимир Николаевич Карнаухов

Vladimir Nikolaevich Kamaukhov доктор технических наук, профессор [email protected]

Введение. Сельское хозяйство играет важную роль в экономике страны. В последние годы развитию сельского хозяйства уделяется значительное внимание. В Тюменской области посевные площади растут из года в год.

Важнейшую роль в эффективности сельскохозяйственного производства играет сельскохозяйственная техника. Около 60 % парка сельхозмашин составляют тракторы. Структура тракторного парка меняется, появляются новые марки и модели. При этом требования к качеству технического обслуживания машин возрастают [1].

При использовании тракторов, особенно в условиях Севера и Сибири, интенсивность их эксплуатации существенно меняется в течение года [2; 3]. Это ведет к изменению потока требований на проведение технического обслуживания (ТО) [4; 5]. Известные методики расчета

Abstract: The impact of season variations in the intensity of tractors use on the production program of maintenance service is discussed. A simulation model of the flow requirements for maintenance has been developed. The experiments were performed on the model. The values of the non-uniformity of the volume of maintenance work were established. The list of measures to compensate the season fluctuations in flow requirements for maintenance of tractors is shown.

Key words: tractors; maintenance; season conditions; production program; simulation model.

Владимир Анатольевич Бузин

Vladimir Anatolyevich Buzin [email protected]

производственной программы не учитывают данное явление. Поэтому в период наиболее интенсивной эксплуатации ТО проводится с большей периодичностью, чем это предусмотрено нормативными документами. Соответственно увеличивается число отказов тракторов, снижается их производительность.

В этой связи целью данной работы является снижение числа отказов путем обеспечения возможности своевременного проведения технического обслуживания на основе расчета производственной программы с учетом сезонной неравномерности интенсивности эксплуатации тракторов.

Методика. Для моделирования потока требований на техническое обслуживание разработана имитационная модель. Процесс работы модели включает следующие события (рисунок 1).

Генерируется начальное состояние системы, то есть для каждого трактора определяются наработки после очередного ТО, номера очередных ступеней ТО, количество

Научный журнал

Вестник Курганской ГСХА

реализованных ТО. Затем задается приращение времени тракторов. Значения приращений наработки суммируются (например, один день), рассчитывается приращение нара- по каждому трактору. Полученная наработка сравнивается ботки в этом интервале для каждого из рассматриваемых с нормативной периодичностью ТО.

¡3

1 = АТ) —► —► II

Счетчик числа реализаций предельного состояния

¿¿ = 0

Да

Да

( ¿=¿+1 )

Нет

_1 г_

^Конец")

Рисунок 1 - Укрупненная блок-схема модели потока требований на проведение технического обслуживания

Если наработка меньше периодичности ТО, то расчет продолжается. В ином случае проверяется номер ступени очередного обслуживания, счетчик числа требований ТО соответствующей ступени увеличивается на единицу, определяется и фиксируется номер ступени очередного ТО, наработка данного трактора приравнивается нулю, и расчет продолжается далее. Затем проверяется условие окончания заданного времени моделирования. Если оно не достигнуто, то расчеты производятся в следующем интервале времени. В ином случае рассчитываются средние значения числа требований на проведение ТО в определенные интервалы времени (например, по месяцам).

Для проверки адекватности модели и оценки численных значений ее параметров проведен эксперимент. Он состоял в сборе статистических данных по фактическим наработкам и объемам работ по ТО тракторов в Тобольском районе Тюменской области за разные периоды года. Кроме того, проведен эксперимент на имитационной модели. Сравнение расчетных и фактических результатов показало достаточную точность модели.

Результаты. Разработанная имитационная модель позволяет генерировать потоки требований на ТО при разных значениях наработок тракторов в различные периоды года. В графическом виде фрагмент результатов моделирования потока требований на ТО для одного трактора показан на рисунке 2.

О 30 60 90 120 150 180 210 240 270 300 330 360

Время, дни

Рисунок 2 - Фрагмент результатов моделирования потока требований на ТО трактора

Месячные программы и объемы работ по техниче- Анализ полученных результатов показал, что объемы

скому обслуживанию в графическом виде показаны на работ по ТО существенно меняются в течение года. Их мак-рисунке 3. симальные значение на 64 % превышают среднегодовые.

Рисунок 3 - Изменение в течение года месячных программ по техническому обслуживанию

Список литературы

Для компенсации сезонной неравномерности потока требований на техническое обслуживание тракторов предлагается:

- оптимизация количества постов технического обслуживания с учетом пиковых значений производственной программы;

- корректирование запасов материальных ресурсов, используемых при ТО, с учетом неравномерности потребности в них;

- планирование потребности в трудовых ресурсах с учетом неравномерности их загрузки;

- оказание услуг по ТО сторонним организациям и населению в период недостаточной загрузки

Выводы. Таким образом, в результате выполненных исследований разработана имитационная модель потока требований на ТО, учитывающая вариацию интенсивности эксплуатации тракторов в течение года. Экономический эффект при внедрении мероприятий, направленных на обеспечение своевременного проведения ТО, образуется за счет повышения надежности тракторов. В свою очередь это ведет к увеличению времени работы и приросту конечного продукта.

1 Проблемы обеспечения работоспособности автомобилей в условиях Западной Сибири / Н. С. Захаров [и др.] // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2008. - Т. 33. - № 1. - С. 76-77.

2 Новоселов О. А., Пермяков В. Н., Макаров Е. И. Влияние сезонных условий на интенсивность эксплуатации бульдозеров при строительстве оснований для нефтегазовых объектов // Научно-технический вестник Поволжья. - 2014. - № 3. - С. 177-180.

3 Юдин М. И. Календарное планирование технического обслуживания и ремонта машин // Механизация и электрификация сельского хозяйства. - 1985. - № 11. - С. 31-33.

4 Захаров Н. С., Абакумов Г. В., Карнаухов В. Н. Влияние неравномерности интенсивности эксплуатации автомобилей на время простоя исполнителей технического обслуживания // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. - 2012. - № 12-2. - С. 167-173.

5 Захаров Н. С., Абакумов Г. В., Шевелев Е. С. Влияние сезонных условий на оптимальное количество постов технического обслуживания автомобилей // Транспорт Урала. - 2008. - № 1. - С. 72-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.