ТУРИЗМ
Б01 10.24412/с1-37234-2024-1-433 -441
ВЛИЯНИЕ СЕЗОННОСТИ НА ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ РА
М.Г. Асатрян, Т.Щ. Давтян
1 Российско-Армянский (Славянский) университет 2Институт экономики и бизнеса РАУ(ИЭБ) Mary.a.02@bk.т [email protected]
АННОТАЦИЯ
В данной статье были изучены особенности влияния сезонности на индустрию туризма как всего мира, так и отдельно Республики Армения. Были рассмотрены проблемы, возникающие в стране ввиду сезонности, и возможные пути их преодоления.
Ключевые слова: индустрия туризма, сезонность, Республика Армения.
Введение
В условиях нынешних реалий индустрия туризма является неотъемлемой частью экономики большинства стран и, бесспорно, тем, без чего современный человек уже не может представить свое существование. Сейчас туризм является связующим звеном для большого и разнообразного спектра отраслей жизнедеятельности людей. Являясь одной из самых быстроразвивающихся сфер экономики, туризм способствует обеспечению занятости населения, созданию новых рабочих мест, ввозу иностранных валют и т.д. Значение туризма, как источника валютных поступлений и расширения международных контактов, постоянно растет.
Для Армении индустрия туризма - одна из ведущих отраслей экономики, которая по праву считается одним из наиболее приоритетных направлений развития на армянском рынке. Однако проблемой, препятствующей еще большему развитию данной отрасли в государстве, выступает сезонность.
Проблема сезонности, а вместе с ней и неравномерное распределение туристского потока по различным местностям, является чрезвычайно актуальной. Сезонность негативно влияет на многие сферы, задействованные в туризме. В первую очередь, сезонность способствует неравномерному распределению туристов в течение всего года, то есть в высокий сезон наблюдается переполненность страны туристскими потоками, что приводит к отсутствию
свободных номеров в отелях различных категорий, нехватке персонала в сферах услуг, перегрузке основных достопримечательностей страны, существенному повышению цен. Тогда как в «несезон» количество приезжих уменьшается, что способствует снижению ввоза иностранной валюты, уменьшается вклад в экономику страны, падает стоимость на различные туристические услуги. Кроме того, ярко выраженная сезонность оставляет негативное воздействие на бизнес-субъекты, осуществляющие деятельность в данной индустрии, и зачастую отражаются на занятости населения в регионах. Именно данная проблема и подчеркивает актуальность данной статьи.
Различные районы пребывания имеют специфические формы сезонной неравномерности, что дает право говорить о специфике неравномерности спроса. В странах, где годовые колебания температуры незначительны, а также наблюдаются благоприятные климатические условия на протяжении всего года, сезонность проявляется слабее.
Несмотря на то, что сезонность в индустрии туризма является достаточно серьезной проблемой для всего мира, на сегодняшний день наблюдается ряд стран, преодолевших данное явление в частичной или полной мере. На примере одной из таких стран - Чешской Республики - рассматриваются пути решения проблемы сезонности в туризме.
Поскольку объектом данного исследования являются сезонные колебания в туризме Республике Армения, были изучены особенности индустрии туризма, его наиболее популярные виды туризма, а также виды сезонов и их воздействие на туризм Армении в течение всего года. Опираясь на эти, а также другие статистические данные, был предложен ряд возможных путей решения проблемы неравномерного распределения туристического потока в Республике Армения.
Материал и методы
Исследование выполнено путем использования вторичного анализа литературы, традиционного анализа документов, включая законы, нормативно-правовые акты, статистические данные, а также методом сравнительно-сопоставительного анализа и обобщения.
Сезонные колебания присущи таким видам туризма, которые зависят от климатических условий, погоды в регионе, экологии и пр. К таким видам туризма можно отнести, например, пляжный, горнолыжный, конгрессно-выста-вочный, религиозный, охотничий и рыболовный.
Если оценивать количество путешествующих в одни из самых популярных дестинаций по месяцам, то можно наглядным будет влияние сезонности
на развитие мировой индустрии туризма. Возьмем в качестве примера такие лидирующие в туризме страны, как Франция, Греция, Испания, Турция и ОАЭ. По представленному ниже графику ВТО за 2022г. можно увидеть не только точные цифры прибывших туристов, но и их ежемесячную динамику. Отталкиваясь от графика, бесспорно, по мнению туристов июль месяц является наиболее благоприятным для путешествий. Период с мая по октябрь тоже можно назвать относительно стабильным. Однако отрезок ноябрь-март - явный «несезон» во всех представленных в графике странах. В лидирующей Испании количество туристов в этот период в среднем достигает около 3.000.000 человек ежемесячно, в то время как в июле-августе наблюдается примерно 9.000.000 туристов1.
График 1. Международные туристские прибытия за 2022г. по данным ВТО.
По данным Графика 1 можно убедиться, что сезонность - действительно является одной из глобальных проблем индустрии туризма, которая требует незамедлительного решения. Можно выдвинуть различные пути ее преодоления, которые рассмотрим на примере Чешской Республики. Чехия - государство в Центральной Европе с населением в 10 млн. человек. Отсутствие выхода к морю, богатая история и наличие горячих источников делают туризм Чехии похожим на туризм Армении.
1 Всемирная Туристическая Организация / Глобальные и региональные показатели туризма ежемесячно URL: https://www.unwto.org/tourism-data/global-and-regional-tourism-performance
Удобное расположение, хорошо развитая транспортная и туристская инфраструктура, большое количество фестивалей и агрессивная маркетинговая политика на всех информационных порталах. Все это выделило Чехию среди множества аналогичных направлений, а Прага сегодня считается одним из наиболее посещаемых городов в мире (5.98 млн человек за 2022 год)2.
Многие годы правительство республики работало над созданием имиджа страны, которую обязательно необходимо посетить. Было придумано множество мистических и таинственных легенд, окутывающих достопримечательности государства, чешские национальные костюмы и пиво были возведены в культ.
Несмотря на свои успехи в туристской индустрии, местные власти подпитывают туризм многочисленными информационными турами и участием в туристических выставках.
Изучив туристский поток в Чехию по месяцам, можно определить, что наибольшее количество посетителей: третий квартал (август и июль), а наименьшее количество посетителей: первый квартал (январь и февраль). Однако туристический спрос в указанной республике в настоящее время относительно сбалансирован, несмотря на значительный рост туристского потока весной, и даже в январе и феврале наблюдается значительный поток иностранных туристов. Более подробная статистика представлена на Графике 2.
График 2. Количество туристских посещений по месяцам, 2012-2022гг3
МЕЖД> НАРОДНЫЕ НРИЬЫ I ИЯ I ЧЕХИЮ IIO ЧЕС Я11АМ
2 Statista Research Department / Number of overnight visitors to Prague in 2022 // URL: https://www.statista.com/statistics/738915/overnight-guest-arrivals-in-prague
3 Number of guests by month // Prague City Tourism Annual Report 2018. P. 25.
Чехия выбрала данный путь борьбы с сезонностью, но факт в том, что каждой стране необходимо выявить «свою тактику» уменьшения сезонности, которая будет индивидуальна. Например, въездной туризм Армении является одной из важнейших, быстроразвивающихся отраслей экономики. Эта отрасль является одним из основных источников дохода для страны, создавая рабочие места, привлекая инвестиции и улучшая экономическое положение населения. Туристическая индустрия Армении является своего рода мультипликатором для остальных сфер экономики, так как непосредственно влияет на развитие иных отраслей.
Сегодня Армения, как исторически и культурно богатая страна, привлекает множество туристов из разных стран мира. Она славится своей богатой историей, монастырями, архитектурой, национальной кухней, виноделием и гостеприимством местных жителей. На сегодняшний день Армения является популярным направлением для туризма среди приезжих из таких стран, как Россия, Германия, Грузия, Иран, США и т.д4. На изображенном ниже графике представлены ежегодные цифры прибытия в Армению из ряда вышеупомянутых стран.
Рисунок 3. Ежегодные туристические прибытия в Армению по странам.
Tourist Arrivals
Bv Courrtry (Top 5)
tunа
GnrgD Ml
UM
Gttrrwrrt
*JHI Г1
4 Новостной сайт Спутник Армения // Сколько туристов и из каких стран посетили Армению в 2022 году // URL:https://m.аImemаsputmk.аm/2022Ш22/skolko-turistov-i-iz-kakikh-stran-posetili-armeniyu-v-2022-godu-50202210.html
С с с
ят "** ш>
С* С
• • •
Анализируя представленные на Рис. 5 данные, можно сделать вывод, что большее количество прибытий в Армению осуществляется из России (в среднем 40%). На втором месте по количеству прибытий занимает Грузия (в среднем 15%). Тройку стран, отправляющих туристов в Армению, закрывает Иран (в среднем 7%). Из США и Германии ежегодно прибывают примерно 2-3% туристов.
По данным статистики UNWTO о ежемесячных посещениях Армении с 2012 по 2022 гг., можно сделать вывод, что за 10 лет среднее число прибывших в РА туристов увеличилось более, чем в два раза. За последнее десятилетие наибольшее количество туристов, прибывших в Армению, наблюдалось в сентябре 2019 года. Более всего востребованы поездки в Армению в сентябре и декабре, чуть менее популярны - март и июнь5.
График 5. «Международные туристские прибытия в РА за 2012-2022гг. по данным ВТО»
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТУ РИСТСКИЕ ПРИБЫТИЯ В АРМЕНИЮ
При изучении влияния сезонности на въездной туризм РА нами были рассмотрены самые популярные направления Армении среди иностранных туристов: г. Ереван, г. Цахкадзор, г. Джермук, оз. Севан.
Обобщая результаты полученных наблюдений, автором были определены на территории Армении следующие сезоны:
5 ВТО / Глобальные и региональные показатели туризма ежемесячно // Армения URL: https://www.unwto.org/tourism-data/global-and-regional-tourism-performance
Таблица 6. Сезонность в самых популярных направлениях Армении.
^^Направ- ^^ение Сезон Ереван Цахкадзор Джермук Севан
«Пик» сентябрь-октябрь новогодний период
Высокий май-август вторая половина декабря-первая середина марта, июль-август июнь-сентябрь июль-первая половина сентября
Средний март-апрель апрель-май, октябрь июнь
Низкий ноябрь-февраль вторая половина марта-июнь, сентябрь-первая половина декабря январь-март, ноябрь-декабрь вторая половина апреля-май, середина сентяб-ря-октябрь
Мертвый ноябрь-первая половина апреля
В целом, проанализировав сезонность в индустрии туризма РА, мы убедились, что Армения, так же, как и многие другие страны, расположенные выше 40° с.ш., подвергается сезонным колебаниям и негативным последствиям, вытекающим из нее.
1. Рождество в Эчмиадзине
Город Эчмиадзин (Вагаршапат) - духовная столица Республики Армения. Город, расположенный в центре Армении, считается одним из старейших в стране. Являясь центром Армянской Апостольской Церкви, Эчмиадзин представляет собой богатое наследие истории и культуры, которое проявляется в уникальных монастырях, храмах и церквях, сохранивших свою красоту и величие на протяжении многих столетий.
Так как празднование Рождества Армянской Апостольской церкви отличается от католической и православной, то данное мероприятие, в большей степени, будет важным и значительным для туристов армянских диаспор всего мира. Эта ярмарка может стать своего рода катализатором для посещения Армении туристами из диаспоры зимой. Ведь армяне со всего мира чаще
всего прилетают на свою историческую родину летом, наслаждаясь солнечной знойной погодой. А в данном случае многих армян с разных стран мира объединит светлый праздник Рождества Христова именно в Армении.
В случае осуществления данных программ, даже в период несезона, у Армении будет преимущество для посещения, станет возможным заявить о Республике Армения, как о приоритетном направлении, как минимум, среди россиян и лиц из стран ближнего зарубежья. На сегодняшний день, Армения, действительно, нуждается в организации и проведении подобного рода программ, мероприятий для повышения узнаваемости и популярности страны на мировом туристическом рынке в период несезона.
2. Квест-тур по Армении
Квест-туры - это разновидность туризма, в которой туристы отправляются в путешествие, решая при этом различные задачи и головоломки. Они могут проходить в городской среде, в природной среде, в музейном пространстве и др. Данного вида туры обычно проводятся в формате игры или соревнования. Участники получают список заданий, которые они должны выполнить, чтобы продвигаться по маршруту. Задания могут быть связаны с историей местности, местными традициями, географией и т.д.
Поскольку меньшее количество туристов, пребывающих в Республику Армения приходится на зиму, то необходимо организовать квест-тур именно в этот период времени. Например, с 01.02 по 04.02 в Республике Армения можно будет организовать ежегодный квест-тур для студентов, учеников, а также интересующихся историей Армении.
Благодаря проведению квест-тура, который организуют всего несколько туристических компаний на территории Армении, возможно будет рассказать об Армении большому количеству туристов в легкой, игровой форме. Данный тур возможно организовать с различной направленностью: история, экстрим, спорт, логика и др.
3. Развитие водного спорта в Сюнике
Сюникская область, находящаяся на юге Армении, славится такими туристическими направлениями как «Крылья Татева», Хндзореск, Чертов мост, монастырские комплексы и пр. Но мало кто знает, что именно в Сюникской области (марзе) находится второе по водным запасам водохранилище Армении. Окруженное природой, буквально вписанное в горный пейзаж, озеро Спандарян не может не влюбить в себя посетителей.
Отличным путем привлечения туристов в данную местность станет организация водных видов спорта на озере. Например, яхтинг, катание на лодках, водные лыжи, виндсерфинг. Организовав данного рода мероприятия на озере, мы можем провести исследование и убедиться, что туризм в регионе значительно возрастет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всемирная Туристическая организация [Эл. ресурс]: https://www.unwto.org/unwto-world-tourism-barometer-data.
2. Statista Research Department // Number of overnight visitors to Prague in 2022 [Эл. ресурс]: https://www.statista.com/statistics/738915/overnight-guest-arrivals-in-prague
3. Number of guests by month // Prague City Tourism Annual Report 2018 / P.25.
4. Новостной сайт Спутник Армения // Сколько туристов и из каких стран посетилиАрме-нию в 2022 году // URL: https://ru.armeniasputnik.am/20221022/skolko-turistov-i-iz-ka-kikh-stran-posetili-armeniyu-v-2022-godu-50202210.html.
5. Глобальные и региональные показатели туризма ежемесячно // Чехия [Эл. ресурс]: https://www.unwto.org/tourism-data/global-and-regional-tourism-performance.
THE IMPACT OF SEASONALITY ON THE INCOMING TOURISM OF THEREPUBLIC OF ARMENIA
M. Asatryan, T. Davtyan
'Russian-Armenian (Slavonic) University 2Institute of Economics and Business (IEB)
ABSTRACT
In this article have been studies peculiarities of the influence of seasonality on the tourism industry of the whole world and the Republic of Armenia separately. The problems arising in the country due t seasonality and possible ways of overcoming them were considered. Keywords: tourism industry, seasonality, Republic of Armenia.