ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Влияние сети Интернет на средства массовой информации
Михеева А. М.
Михеева Анна Михайловна /Miheyeva Anna Mihaylovna — магистр, кафедра средств массовой информации, Гуманитарный институт, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Аннотация: в статье анализируется влияние сети Интернет на средства массовой информации (СМИ). Ключевые слова: средства массовой информации, журналистика.
В эпоху цифровой культуры, изменились не только СМИ, но и их аудитория. Ведь общество не стоит на месте, оно постоянно развивается, желая узнать много нового. Когда общество освоило чтение и письмо - начали издаваться газеты, но со временем и этого стало мало. Тогда человечество изобрело радио, телевидение и глобальную сеть Интернет [1] .
Вследствие создания глобальной сети Интернет сформировался новый, малоизученный тип СМИ -Интернет-СМИ.
Быстрое формирование сети Интернет, доступному на сегодняшний день фактически каждому, поставило перед учеными-теоретиками необходимость раскрытия среди веб-ресурсов тех, которые касаются конкретно СМИ [4]. Вся информация, размещенная на просторах Интернета, так или иначе, считается данными, предназначенными для чтения разными аудиториями, поэтому границы между журналистским и нежурналистским контентом становятся довольно размытыми [3].
Деление прессы на новостную, информационную и аналитическую характерно, пожалуй, только для Сети. Впрочем, порой не с первого взгляда удается определить, к какой из этих категорий относится тот или иной проект. Тем не менее, попробуем «почувствовать разницу». А разница состоит в том, что любая новость - это информация, однако не любая информация - новость [2].
Новостные сайты являются разновидностью сайтов информационных, однако специализируются такие сайты в первую очередь на оперативной информации.
Новую роль в Интернете стали играть также информационные агентства (агентства новостей). Раньше они входили в инфраструктуру рынка СМИ, но сами по себе средствами массовой информации не являлись. Благодаря Интернету они смогли из закулисных участников выйти в лидеры рынка, специализируясь на предоставлении краткой, но оперативной информации. [4] Ценность таких ресурсов для пользователя заключается, прежде всего, в возможности достаточно быстро получить сообщения о событиях, однако за более подробной информацией, а также за комментариями по поводу случившегося придется отправляться на сайты аналитического характера [5].
Еще один критерий, позволяющий дифференцировать сетевые издания, пришел в Сеть из традиционной прессы. Это так называемый характер аудитории, в соответствии с которым пресса делится на общую и специализированную. Общая пресса - это те издания, при чтении которых не приходится задумываться над смыслом слов и выражений. Что же касается специализированных изданий, то в них на первой странице обычно указано, специалистам какого профиля они предназначены [5].
Интересная ситуация сложилась вокруг интернет-СМИ, посвященных самому Интернету. Здесь наблюдается движение в обратном направлении. Всего несколько лет назад СМИ, работающие в этой области могли считаться общими. Такими были, например, internet.ru. Однако в последнее время быстрое изменение демографии Интернета привело к тому, что подобные СМИ стали восприниматься как специализированные - интересные и понятные все тем же членам интернет-тусовки, доля которых среди общего числа пользователей Интернета теперь невелика [2].
Литература
1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика. М.: Альфа-М, 2011. 218 с.
2. ЛукинаМ. М. Интернет-СМИ: Теория и практика. М.: Альфа-М, 2011. 367 с.
3. Никитенко А. А. Проявление интерактивности как типологический признак сетевых СМИ // Журналистика и медиаобразование. Белгород, 2014. С.76-79.
4. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. [Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text16/026.htm#%D0%B7_05 (дата обращения: 5.06.2016).
5. ЛукинаМ. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. [Электронный ресурс]./МГУ имени Ломоносова URL: http://evartist.narod.ru/text19/034htm#_ftn14. (дата обращения: 2.06.2016).